Милосердие
классный час (6 класс)

Классный час Милосердие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_miloserdie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  

« Милосердие… Нужно ли оно в наше время?»

Цель: формирование  этических  норм  поведения  в  общении друг  с  другом, развитие  эмоционально – ценностной  сферы  обучающихся.

Задачи:

- формировать у обучающихся  этические  представления, знания о категориях  добра  и  зла, понятия  милосердия;

- развивать  умение  сравнивать, анализировать, выделять  главное, обобщать;

- формировать умение  совместно работать в группе;

- способствовать процессу самопознания через создание условий для  самовыражения;

- воспитывать  доброе  отношение к окружающим людям, культурное  поведение во всех сферах жизни.

Оборудование: презентация – проект, карточки раздаточного  материала, проектор.

         Эпиграф:                           «Без сострадания, милосердия

                                                     Невозможно жить в мире»

                                                                           Зигфрид Ленц

В наш  стремительный век невероятных проектов, нанотехнологий, генной инженерии, глобальных проблем, волнующих человечество,   в  наших душах, ребята, есть  потаенный уголок, заботливо оставленный для милосердия и доброты.

Ни для кого не секрет, красота светит всем, но не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что - то  другое лучится в улыбке, в глазах человека, что – то на редкость удивительное, небывало хорошее.

Вопрос: «Что подразумевается под словами «что-то другое, «хорошее»?

Ответы обучающихся, обсуждение.

Одно из самых красивых слов на свете - слово   милосердие.

Предлагаю посмотреть проект подготовленный Светой Сацукевич  по  этой теме.

Наша жизнь, наша история дают нам  многочисленные примеры истинного милосердия и любви.

- Помнящий добро никогда не сотворит зла.

- Помоги, раздели беду – и твоя не так давить будет.

- Радость у кого-то – порадуйся за него, в твоей душе посветлеет.

- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания,

  1. Скажите, а, по - вашему мнению, что такое  милосердие?

В словаре Ожегова «милосердие» трактуется как «готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия».

             Милосердие и доброта…

         В последнее время мы, будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали сегодня человеческое тепло и забота о ближних. А ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:

Д – добро

В -  верить

Е – есть

Ж – живете

П - пока

З – ЗЕМЛЯ

         Л – люди

Т – твердо

Азбука будто вселяла  в нас уверенность:

ТВЕРДО ВЕРЬТЕ, ДОБРО ЖИВЕТ,  ПОКА  ЕСТЬ   ЛЮДИ  НА  ЗЕМЛЕ.

Сейчас я предлагаю   вам немного поработать в группах и  попытаться объяснить свое понимание высказываний  мыслителей, философов, писателей о милосердии.

         1 группа:   «…Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует».              

                                                                     (Фрэнсис Бэкон)

2 группа: «Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством».

                                                                     (Конфуций)  

3 группа:   «Милосердие  предпочтительнее справедливости».

                                                                     (Джордж Элиот)

4 группа:  «Поступать с людьми так, как мы желаем, чтобы с нами поступали». 

                                                                     (Конфуций)

5 группа:   «Милосердие… не бывает чрезмерным…»

                                                                     (Фрэнсис Бэкон)

              Ребята, мне очень понравились ваши мысли и рассуждения. Но, все же, вернемся к теме.

Учитель: «Красота светит всем, но не каждому, не каждый в состоянии встретить её. Но бывает не красота, а что-то другое лучится в улыбке, в  глазах человека, что-то на редкость удивительное, небывало хорошее». Ну что, казалось бы, необыкновенного сделала ведущая передачи «Основной инстинкт» 1-го телевизионного канала Светлана Сорокина – удочерила девочку?! А как нам тепло от такого сообщения. Как будто на капельку солнца прибавилось в мире!

Сегодня я приглашаю вас к разговору о милосердии.

2. Сообщение о фактах милосердия и об организациях, занимающихся благотворительностью.

- Как вы понимаете значение слова «милосердие»?

- Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни.

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

Учитель: Вот так много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Милосердие – традиционная черта россиян.

«Вернёмся» на столетие назад. Вот некоторые факты.

В 1890-1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

- в Санкт-Петербурге – 1981327 рублей;

- в Москве – 1813060 рублей;

- в Одессе – 709863 рубля;

- в Риге – 504556 рублей.

Невозможно сравнить города те и нынешние, ну и, покупательную способность рубля тоже:

-7-9 рублей стоила корова;

-3-5 рублей - костюм тройка;

-25-40 рублей в месяц – зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

- А сколько их, интересно, сегодня?

- Кому они помогают?

Учащиеся рассуждают, приводят примеры.

3.Обсуждение о помощи и взаимовыручке на войне.

Учитель:  В тяжёлые годы Великой Отечественной войны, особенно в голодной окопной жизни, было исключено, чтобы при виде раненного, пройти мимо. Помогали. Тащили на себе. Подвозили.

Учащиеся рассуждают.

4.Чтение и обсуждение статьи на тему равнодушия и жестокости в обществе.

Учитель: И после войны самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимообязанности сохранились. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены.

Но вот беда - всё чаще мы видим в современной жизни совсем другое. Около 500 тыс. брошенных детей при живых родителях – результат жестокости и эгоизма. Человек считает возможным пройти мимо упавшего, лежащего на земле.

- Почему мог произойти такой случай?

- Откуда же в людях равнодушие?

- Почему бездушие, жестокость стали нормальными?

- Почему утрачивается чувство милосердия?

Ученики рассуждают.

Учитель: Милосердие убывало не случайно. Во время раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших, нельзя было приютить детей арестованных, сосланных. Людей заставляли высказывать одобрение смертным приговорам. Даже сочувствие невинно арестованным запрещалось. Чувства, подобные милосердию, рассматривались как подозрительные, а то и преступные.

Ребята, мне очень понравились ваши мысли и рассуждения. Но, все же, вернемся к теме.

          Скажите, по  вашему мнению

- Милосердию есть место в наше время?  Нужно ли оно?

- А по отношению к себе  вы ощущаете чьи - то милосердные поступки?

- В чем и кто проявлял милосердие по отношению к Вам?

Мне приятно слышать, что вам не чуждо это чувство, и вы сами способны   быть   милосердными.  Но любой человек, который  желает, чтобы по отношению к нему проявляли милосердие,  должен  сам  следовать заповедям  милосердия.

Продолжим работу в группах  в том же составе.

В вашем распоряжении 3 минуты. Какими качествами должен обладать милосердный человек, сформулируйте  Заповеди милосердия.

ВОТ  они:

Никогда не бойся

Безграмотного обучить

Сомневающемуся дать совет

Печального утешить

Гонения терпеливо переносить

Обиду сердечно прощать

Голодного накормить

Жаждущего напоить

Нагого одеть

Странствующего в дом принять

Больного не оставлять

Иногда милосердие сравнивают  солнцем

          «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». 

                                                                      (Виктор  Гюго)

Иногда мы слышим такие фразы

         « Светило медицины»

         «Светило науки»

А иногда можно услышать

«Он просто светится добротой»

И мне очень хотелось бы  сказать вам  следующее:

Не все из вас станут светилами науки, не все сделают в своей жизни значимые открытия для страны и мира, но  каждый из вас  должен, прежде всего, оставаться  Человеком, добрым, заботливым, милосердным, дарящим тепло и счастье  окружающим людям   и тогда  мир, который    нас окружает, станет   лучше!

5.Обсуждение вопроса, можно ли быть милосердным в повседневной жизни.

Учитель: Милосердие, действительно, могло мешать беззаконию, жестокости, оно мешало сажать, оговаривать, нарушать законность, избивать, уничтожать.

Зародыш жестокости бывает таким микроскопичным, что его подчас очень трудно разглядеть. « - Ну, побей, бабушку, - говорит с умилением старая женщина трёхлетнему крепышу. – Ух, какой ты сильный-пресильный, смотри, как бабушке больно!» И такими невинными действиями внушается ребёнку мысль, что причинить боль другому забавно и что в этом твоя сила, которой восхищаются.

Термин «милосердие» непопулярен сегодня. «Сестра милосердия», «брат милосердия» в словаре даны как устаревшие сочетания слов.

- нужно ли милосердие сегодня?

Ученики рассуждают.

Учитель: Изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших проявлений нравственности. Подлинное милосердие бескорыстно.

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г. А. Илизарова спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?» Врач - целитель страшно удивился: « Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большому количеству людей.»

Трагедия в городе Беслане  в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого  человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

6.Обсуждение вопроса, нужно ли себя приносить в жертву ради других людей.

Учитель: Террористические акты, наводнения, землетрясения - это аварийные ситуации.

- Нужно ли милосердие в нормальной, повседневной жизни?

- Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?

Ученики рассуждают.

Учитель: Действительно, куда чаще милосердие и сочувствие требуются в нормальной, повседневной жизни. В нашей стране есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердие. Это пожилые люди, больные, бедные, нуждающиеся в помощи. Для них очень важно неформальное, деликатное участие.

В стихотворении «Памятник» (1836) А. С. Пушкин написал такие слова:

                           И долго буду тем любезен я народу,

                           Что чувства добрые я лирой пробуждал,

                           Что в мой жестокий век восславил я свободу

                           И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае. Она есть прямой призыв к милосердию.

Этот пушкинский  завет пронизывает творчество Н. В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А.П. Чехова и современных прозаиков. Эти писатели обращались к героям униженным и несчастным, падшим, таким как Сонечка Мармеладова, Катюша Маслова и др.

- Как вы считаете, нужно ли приносить себя в жертву ради помощи другим людям?

- А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?

- Нужно ли проявлять милосердие к «падшим» людям: бомжам, пьяницам, наркоманам?

Ученики рассуждают.

7. Заключительный этап. 

Учитель: Как вы думаете, с чем можно сравнить милосердие, доброту?

В русском языке есть         сладкое слово - конфета,

                                                      быстрое слово - ракета,              

                                                     доброта - ?( солнце).

В природе есть тоже солнце. Оно светит всем и всех любит, греет. Милосердие, что солнце. А милосердные люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Попробуем сейчас сотворить себе солнце. Сейчас я раздам слова. Нужно выбрать из этих слов те, которые относятся к милосердным людям, и наклеить их как лучи.

Доброта, ласка, нежность, забота, сдержанность, сострадание, умение оказать помощь в любую минуту, внимание, неравнодушие, веселость, увлекательность, интеллигентность, вежливость, культурное поведение, сердечность, милосердие, доброжелательность.

         Холодность, хладнокровье, цинизм, хамство, конфликтность, равнодушие, бессердечность, отсутствие ласки и нежности, мстительность, нервозность, раздражительность, агрессивность.

8. Итог.

Учитель: - Нужно ли милосердие в наше нелегкое время?

Делайте людям добро, а не зло, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовыми прийти на помощь в любую минуту, умейте прощать из сострадания, человеколюбия.

9. Рефлексия.

Учитель: Я хочу подарить вам это солнышко, чтобы оно всегда грело ваши сердца, и делали только добрые поступки.

Милосердие – очень нужно в наше время.

Милосердие - это нераздельное слияние чувства и поступка. Будем же милосердными!

Все молодцы! Всем большое спасибо!     

   Самоанализ классного часа « Моя малая родина»
по авторской программе « Нравственные корни».

классного руководителя 9-б класса Камневой И. А.

Данный классный час является реализаций программы "Нравственные корни!" по нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, из блока «Я - Отечество». Форма проведения беседа

Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы• корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.
Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и
культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской
администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей
родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении внеклассного занятия.
Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», подростки рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

Дети были организованны, дисциплинированны и активны.
В ходе классного часа работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был эмоционально насыщенный.Удалось полностью реализовать поставленные задачи.
Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой родиной.

доброта                                        ласка

нежность                                 забота

сдержанность                 сострадание

умение оказать помощь в любую минуту 

внимание                                 неравнодушие

веселость

увлекательность

интеллигентность

вежливость                                 сердечность

культурное поведение

 

милосердие

доброжелательность

холодность                                 хладнокровье

цинизм                                         хамство

конфликтность                        равнодушие

бессердечность

                                         

отсутствие ласки и нежности

мстительность                        нервозность

раздражительность

агрессивность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Странноприимный дом – памятник благотворительности и милосердия»

Творческая работа учащихся на тему "Мы открываем Москву".История Странноприимного дома - НИИ им.  Н.В. Склифосовского....

Классный час " Нужно ли нам сейчас милосердие?"

В этом  конспекте подобран материал о милосердных людях, продуманы вопросы, приглашающие детей к обсуждению этого вахного вопроса....

Родительское собрание "Что такое милосердие?"

Разработка  родительского собрания на тему "Воспитание милосердия в детях через личный пример родителей"...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

«Уроки доброты и милосердия…(По повести В.К. Железникова «Чучело»)»

Урок-беседа с элементами групповой, творческой работы....

Классный час "Поговорим о милосердии"

Классный час направлен на обучение учащихся  пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....

Родительское собрание "Наполним милосердием сердца"

В материале данного родительского собрания рассмотрено понятие " милосердие", воспитание положительных моральных качеств подростков....