Классный час, направленный на духовно-нравственное воспитание обучающихся
методическая разработка

Болотова Антонина Афанасьевна

Классный час, направленный на духовно - нравственное воспитание обучающихся, имеет чёткую структуру и состоит из этапов: введение, предъявление ценностно - смыслового противоречия, взаимодействия и рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_po_problemam_duhovno_-_nravstv._vospit.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ  ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Классный час, направленный на духовно-нравственное воспитание обучающихся, имеет четкую структуру и состоит из этапов: введение, предъявление ценностно-смыслового противоречия, взаимодействие и рефлексия.

Представим более подробную характеристику этапов классного часа по духовному воспитанию подростков.

Этап «Введение»

Целью данного этапа выступает эмоциональный настрой воспитуемых, который реализуется в следующих формах:

– Прочтение стихотворения.

Стихотворение или цитата великих мыслителей помогает подросткам эмоционально прочувствовать тему ситуации.

– Примеры из опыта преподавателя.

Личный пример из жизни преподавателя позволяет построить доверительные отношения с подростками, акцентировать внимание на том, что у каждого человека есть проблемы, в том числе и у учителя. Все это позволяет подросткам откровенно участвовать в ситуации, не бояться высказывать свои истинные чувства.

          Этап «Предъявление ценностно-смыслового противоречия»

На данном этапе учитель представляет учащимся ценностно-смысловую проблему.

Подростки имеют узкие представления о ценностях, их содержании, роли в жизни человека. Проблема, которую преподносит учитель, позволяет подростку осознать свое «знание о незнании» той или иной категории, стимулирует интерес к дальнейшей деятельности по разрешению противоречия.

Однако немаловажным остается вопрос: какая проблема будет стимулировать духовное развитие подростка? Отметим основные ее характеристики, такие как бытийность (то есть проблема должна быть частью жизни подростка, с которой он встречался или может встретиться в дальнейшем), ценностно-смысловой характер (то есть иметь ценностное содержание).

Перечислим некоторые проблемы, возникающие в подростковом возрасте: взаимоотношения с родителями, отношения с окружающими людьми и друзьями (Как доказать родителям и окружающим, что я взрослый? Как найти друга? Какой должен быть друг? Быть как все или нет?), отношение к себе, своей внешности и внутреннему миру (Как выразить себя? Как изменить себя? Как принять себя таким, как есть?), ориентация в ценностях взрослых (Каково соотношение материального и духовного? В чем смысл жизни?).

Представим некоторые приемы по созданию проблемности.

Прием «Множественность смыслов»

Особенности реализации. Для осознания учащимися «незнания» той или иной ценности необходимо создать список того, что учащиеся уже знают о предложенной категории. Ответы подростков фиксируются учителем на доске и классифицируются, если в этом есть необходимость. Главное – сделать вывод о том, что ту или иную категорию каждый понимает по-разному, а в ходе занятия учащиеся получат ответ на вопрос, что эта категория значит именно для них.

Примерные вопросы и задания, которые стимулируют создание проблемности:

1) Что Вы понимаете под категорией ...?

2) Какие ассоциации возникают у вас со словом ...?

3) Придумайте словосочетание со словом ... .

4) Учащимся представляется список основных категорий занятия и предлагается составить с ними осмысленные предложения.

Пример: Классный час на тему «Что такое ценность?». Цель – познакомить учащихся с категорией ценности. Прием «Множественность смыслов» реализуется в фиксации учителем ответов на вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас со словом ценность»?

Прием «Амбивалентные высказывания»

Особенности реализации. Учащимся предлагаются противоположные по смыслу высказывания (или цитаты), задание – отдать свое предпочтение одному из них и объяснить свой выбор.

Пример: Классный час на тему «Дружба как ценность». Учащимся предлагаются противоположные позиции на дружбу: «Друг должен быть один и на всю жизнь» и «Друзей должно быть много». Учитель предлагает воспитанникам присоединиться к одному из мнений и обосновать свой выбор.

Прием «Незаконченная ситуация»как элемент игровой ситуации

Особенности реализации. Учащимся предлагается ситуация, в которой необходимо определиться с тем, как поступить в предложенной ситуации, как завершить ее на основании изучаемых на классном часе категорий.

Пример: Классный час «Шанс и выбор».

Учащимся предлагается закончить предполагаемые ситуации с той позиции, что каждая ситуация предоставляет человеку шанс быть достойным человеком:

– Посреди улицы стоит одинокий малыш…

– Я пообещал маме вернуться в восемь вечера…

Прием «Неоднозначное высказывание»

Особенности реализации. Учащимся предлагается высказывание, смысл которого не однозначен. Каждый должен определить, что он «видит».

Проблема заключается в множественности понимания высказывания, что приводит к тому, что каждый находит в ней собственный смысл после обсуждения в классе.

Пример: Классный час «Зачем решать свои проблемы?».

Учащимся предлагается высказывание Р. Баха «Любая проблема таит дар для тебя. Ты ищешь проблемы, поскольку нуждаешься в их дарах».

Вопрос: «Как вы понимаете смысл предложенной цитаты? Приведите примеры, подтверждающие высказывание Р. Баха».

          Прием «Перенесение себя на место героя ситуации»

Особенности реализации. Учащимся предлагается для рассмотрения портрет главного героя ситуации, после чего учитель задает вопросы:

– Как бы ты поступил на месте этого человека?

– Что ты ему хочешь сказать?

– Опиши качества человека, изображенного на фото.

Проблема заключается в понимании Другого, подростки испытывают сложность в том, чтобы почувствовать мысли другого человека, его эмоциональное состояние.

Пример: Ситуация «Фриц Габер – великий ученый?». Содержание ситуации: Фриц Габер исследовал химическое оружие, благодаря деятельности ученого были впервые использованы массовые атаки химическими газами, во время которых погибло большое количество людей». Предлагается для обозрения портрет жены Ф. Габера и выдвигается вопрос: «Как бы вы поступили на ее месте?».

      Прием «Интерпретация поступков героя ситуации»Особенности реализации: учитель приводит отрывок из литературного произведения, в котором характеризуются поступки того или иного героя. Задача учащихся – ответить на вопросы учителя, позволяющие выявить смысл поступков героя, их ценностное или антиценностное содержание.

Пример: Классный час «Что такое счастье?». Учащиеся знакомятся с произведением О. Уальда «Счастливый принц» и отвечают на вопросы: «Счастлив ли принц? Почему?», «Счастлив ли скворец? Почему?», «Как вы думаете, почему скворец не улетел на юг?», «Что такое счастье для скворца и принца? А для вас?».

Этап «Взаимодействие»

Данный этап классного часа носит диалогический характер, поскольку подростки высказывают свое мнение по поводу своих проблем, совершают ценностный выбор, прислушиваются к мнению Другого и пытаются его понять, формулируют смыслы поступков героев предложенных проблемных текстов. Ведущими методами данного этапа выступают диалогические методы духовного воспитания.

На этом этапе необходима поддержка педагога: важно доверительное отношение всех субъектов ситуации, эмпатическое слушание Другого.  Следует настроить учащихся на понимание и принятие мнения Другого, показать подростку множественность решения одной и той же проблемы, при этом необходимо акцентировать внимание на амбивалентности мира. Представим некоторые диалогические методы и приемы духовного воспитания, которые позволяют преподавателю создавать условия для ценностно-смыслового диалога между субъектами классного часа.

Дискуссия представляет собой метод группового обсуждения проблемы. Условно можно выделить следующие формы дискуссии:

а) участники дискуссии – все учащиеся класса, к примеру, это круглый стол, прогрессивная дискуссия и т. п.;

б) участники дискуссии – группы учащихся класса по 5–6 человек, каждая из которых работает над предложенной проблемой;

в) участники дискуссии – пары обучающихся.

Задания для дискуссии могут быть различны:

– анализ текста, цитаты, словарных определений категорий и т. п.;

– обоснование позиций «за» и «против» противоречивых цитат;

– создание образа человека (бездуховного, творческого, справедливого и т. п.).

Игровые приемы.Особенность воспитательной игры в том, что она обладает четкой воспитательной целью, для достижения которой преподаватель моделирует реальные жизненные проблемы подростков (в том числе проблемы выбора), которые обучающимся необходимо разрешить.

Диалогические методы выполняют двоякую роль в духовном воспитании: во-первых, с их помощью учитель создает условия для «выхода» подростка из противоречия, во-вторых, диалогические методы развивают эмпатию подростка, способность понимать другого человека, принимать его мнение.

Этап «Рефлексия результатов»

Данный этап позволяет подростку «заглянуть в себя» после ситуации и понять, что изменилось в его внутреннем мире. Педагогу важно обратить внимание подростков на переживания во время ситуации, которые будут отражать изменения. Рефлексия может осуществляться в форме диалога, сочинения-эссе, завершения какой-либо фразы («Сегодня я сделал маленькое открытие…») и т. п., она является завершающим этапом классного часа.

С достаточной степенью условности выделим формы метода рефлексии, которые могут быть реализованы на классном часе:

– устная рефлексия;

– письменная рефлексия (рефлексивный лист);

– сочинение-эссе;

– «смайлики».

Примерные вопросы для рефлексии:

– Сложно ли тебе было сделать выбор? Почему?

– Что нового ты для себя открыл на занятии?

– Какие чувства ты испытывал во время ситуации? Почему?

Главная задача рефлексивных методов заключается в создании условий для приобретения подростками опыта «заглядывания внутрь себя», развития способности понимать себя, свои проблемы.

Материалы для разработки классных часов представлены в разделе «Планирование классных часов». Педагог может, взяв представленные материалы за основу, «наполнить» классный час различными формами взаимодействия, расширить содержание классных часов за счет обсуждения видеоматериалов, фрагментов литературных произведений и т. п.

Свободно варьировать методами и приемами духовного воспитания, опираясь на четкую структуру классного часа позволяет «Конструктор классного часа по духовному воспитанию подростков», представленный в табл. 1.

Логика разработки классного часа по духовному воспитанию
с применением конструктора классного часа

1. Выбор воспитательной цели классного часа. Целевые ориентиры, реализуемые на классном часе, задаются федеральными государственными образовательными стандартами, в которых отдельно описано духовно-нравственное направление внеурочной деятельности образовательного учреждения. При этом необходимо учитывать тот факт, что ядром духовного воспитания выступает система ценностных отношений обучающихся к миру, себе, Другому.

2. Отбор материала для ситуации. При выборе содержательного материала ситуации необходимо опираться на цели духовно-нравственного воспитания, учитывая при этом заявленные в стандартах личностные результаты.

а) Выбор материала для введения. Введение должно создавать эмоциональный настрой воспитанников, а также плавно «вводить» их в тему классного часа. В конструкторе представлены некоторые приемы, направленные на создание эмоционального настроя обучающихся, а также стимулирующие заинтересованность учащихся в рассмотрении темы. Учителю необходимо выбрать один из приемов, интерпретировав его в соответствии с целью классного часа.

б) Создание проблемности ситуации возможно при выборе любого из приемов, представленных в конструкторе. При этом важно обратить внимание на то, что в ряде классных часов учащиеся сталкиваются с ценностно-смысловой проблемой во время обсуждения текста, предложенного учителем. В данном случае невозможно четкое выделение этапов «Предъявление ценностно-смыслового противоречия» и «Взаимодействие», что отражено в конструкторе классного часа.

в) Определение формы взаимодействия и вопросов для дискуссии. Предложенные преподавателем вопросы должны стимулировать обращение внимания учащихся на ценностное или антиценностное содержание ситуации; не иметь однозначного ответа, так как во время дискуссии должно проявляться разнообразие мнений участников. В конструкторе на этапе «Взаимодействие» представлены две строки: в первой предложены методы для создания взаимодействия для выхода обучающихся из противоречия, во второй – формы взаимодействия, такие как дискуссия в классе (предполагающая совместное решение проблемы учащихся и преподавателя), дискуссия в нескольких группах в классе (с последующим обсуждением выводов каждой группы), работа в паре (применяется в том случае, если необходимо рассмотреть и сравнить несколько различных вариантов решения противоречия). Также формой взаимодействия может быть следующая логика: индивидуальное решение проблемы, затем обсуждение выводов каждого в группе из 5–6 человек, участникам которой необходимо прийти к единому мнению, после чего заслушиваются ответы каждой группы и делаются соответствующие выводы.

г) Форма рефлексии выбирается из предложенных в конструкторе классного  часа.  Во время рефлексии необходимо обратиться к «Введению» ситуации и обсудить с учащимися его понимание с новых позиций.

Таблица1

Конструктор классного часа по духовно-нравственному воспитанию подростка

Этап
классного
часа

Приемы духовно-нравственного воспитания

1

2

Введение

Беседа «Найдем ответы
на вопросы…»

Фоторепортаж (видеоряд) по теме. «Какие чувства вы испытывали во время просмотра? Почему?»

Стихотворение, репродукция картины, отрывки музыкальных и художественных произведений

«Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы…»

Пример из жизни преподавателя

Проблемность

Демонстрация множественности смыслов

Сравнение противоположных высказываний

Предъявление незавершённых ситуаций

Неоднозначное высказывание

Проблемные вопросы

Взаимодействие

Работа со словарными определениями, текстом

«За» и «против»

«Создание образа человека»

Игровая ситуация

Интерпретация поступков героя, ситуации.

Ответы на вопросы к тексту

Дискуссия в классе.

Дискуссия в нескольких группах.

Работа в парах.

Работа индивидуально – обсуждение в группе – обсуждение в классе

 

Рефлексия

Вербальная рефлексия (устные высказывания)

Рефлексивный лист

Незаконченное предложение

Сочинение-эссе

Цветопись

Возвращение к введению или проблеме классного часа

Выделение и обсуждение смысловой доминанты

Ответы на вопросы

Поиск и предъявление художественных аналогов

Возвращение к ситуации из жизни: «Что хотелось бы изменить? Почему?»

Возвращение к фоторепортажу (видеоряду): выделение и комментирование наиболее значимого кадра

Определение перспектив

Выделение перспектив собственного духовного совершенствования

Определение ближайшего последействия

Знакомство с приёмами духовного самосовершенствования

Голосование

Три «спасибо»

Разумеется, наиболее результативно осуществляется реализация красного часа с использованием компьютерных технологий, когда содержание классного часа и его логика будут представлены в виде компьютерной презентации. Ниже даны примеры классных часов, разработанных в программе PowerPoint с подробным объяснением логики их разработки и реализации классным руководителем.

Классный час «Позитивная сторона отрицательных явлений»

Цель: расширить знание учащихся об амбивалентности явлений окружающего мира; создать условия для позитивного отношения к неудачам.

В качестве введения подросткам предлагается ответить на вопрос «Как вы думаете,  почему  некоторые  люди  не видят черных полос в своей жизни?». После знакомства с двумя позициями людей: «Одни люди считают, что их жизнь состоит только из черных и белых полос, что среднего быть не может. Другие же считают, что черных полос не бывает, им видимы только белые».

Противоречие представляется учащимся в заданиях: «Попробуйте найти негативную сторону позитивных явлений» и «Попробуйте найти позитивную сторону негативных явлений». Для решения представленных проблем учащимся предлагается работать в группах по 4 человека, каждая из которых будет отвечать на свой вопрос. После чего учитель организует обсуждение в классе. И делает вывод: «Все явления окружающего мира двойственны по своей природе, каждому положительному присущи отрицательные моменты, и наоборот».

Для закрепления полученных знаний об амбивалентности мира классный руководитель организует работу в группах, каждая из которых «помогает другу» в предложенных ситуациях, затем решения обсуждаются в классе.

Рефлексия предполагает ответы учащихся на вопросы: «Как вы относитесь к предложенному в начале классного часа высказыванию? Почему? Легко ли было вам помочь другу? С каких позиций вы ему помогали? Что нового для себя узнали на классном часе? Что вам пригодится в жизни? В каких ситуациях?».

Классный час «Шанс и выбор»

Цель: создать условия для осознания подростками ответственности за совершенный поступок, расширения знаний роли выбора в духовно-нравственном развитии человека.

Введение: в качестве  введения  выступает  отрывок  из  произведения С. Лукьяненко «Ночной Дозор», в котором впервые показывается учащимся, что именно жизненная ситуация может предоставить каждому шанс быть Человеком или нет.

Противоречие классного часа реализуется во время игровой ситуации. Каждому подростку «выпадает» ситуация, которую необходимо разрешить, используя предложение: «Я вижу, что ситуация предоставляет мне шанс проявить …, и я выбираю (или не выбираю) этот шанс». В качестве примера учитель должен сам разрешить ситуацию. Например, ситуацию «На дороге стоит одинокий малыш…» можно закончить следующим образом: «Я вижу, что ситуация предоставляет мне шанс спасти ребенка, проявить к нему сочувствие и помочь ему найти родителей, и я выбираю этот шанс проявить себя Человеком».

После того как все подростки решат свои ситуации, учитель делает вывод о том, что жизнь предоставляет нам шанс быть достойным человеком, но точно такой же шанс – быть низким. Все решает выбор, который делает человек.

Особенности организации рефлексии. Во время рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы: «Легко ли было сделать выбор в ситуации? На что вы опирались при совершении выбора? Что нового для себя сегодня узнали? Что вам пригодится в жизни?».

Тема «Что такое совесть?»

Цель: расширить знания учащихся о категории «совесть» и ее взаимосвязи с поступком и выбором человека.

В качестве введения учащимся предлагается отрывок из газеты «Комсомольская правда» (цит. по Маленковой). «Это происходило в больнице. Со мной в палате лежала одна маленькая девчушка, гораздо младше меня. Так вот, я был с ней жесток. Как и всякий маленький ребенок, она ждала, когда придут навестить ее родители. Они приходили, как обычно, вечером после работы. А днем я говорил ей, указывая на окно: «Отец». Она влезала на койку и смотрела в окно, но там никого не было. Тогда она начинала плакать. Не знаю, почему я так поступил тогда. Много позже, когда я вспоминал этот случай из своей жизни, мне всегда было противно, эти воспоминания приносили мне мучения. Неужели я мог быть таким жестоким?

Теперь уже прошло столько лет, я служу в армии, но не могу, как ни стараюсь, забыть это. Не знаю, как искупить свою вину перед той девочкой. Может быть, она прочтет эти сроки в газете и вспомнит меня. Я хочу через газету сказать ей: "Прости, если сможешь"».

После ознакомления с текстом задаются вопросы: «Какие чувства испытывал автор? Чем они обусловлены?». Выдвигается первоначальный вывод: «Автор испытывал муки совести, и именно беседе о совести будет посвящен классный час».

В качестве противоречия учащимся предлагается определить более близкое для них высказывание и обосновать свой выбор: «Бессовестному человеку живется на свете спокойнее» и «Совесть! Без тебя не чувствую в себе ничего, что возвышало бы меня над животными» (Ж. Руссо).

Взаимодействие организуется в группах по 5–6 человек и предполагает ответ на вопрос: «Кого можно и кого нельзя считать человеком бессовестным: маленького ребенка? малограмотного человека? умалишенного? преступника? старого, больного человека? Обоснуйте». Время работы 10 минут. После групповой работы над заданием выводы каждой группы выносятся на обсуждение классу.

Рефлексия реализуется в двух формах: устной и письменной. Подросткам предлагается подготовить письменный ответ к заданию: «Вспомните случай из своей жизни, когда вам было стыдно за какой-нибудь поступок. Опишите свои переживания». В устной форме предлагается учащимся ответить на вопросы: «В каких случаях совесть не мучает человека? Полезны ли муки совести? Почему? Как связаны совесть и стыд? Что нового для себя открыли сегодня? Что вам пригодится?».

Тема «Сочувствие – разве это стыдно?»

Цель: расширить знания подростков о сочувствии; стимулировать проявление сочувствия к окружающим людям.

Введение  расширяет  представления  учащихся о категории «сочувствие». Сочувствие – это одна из форм проявления человеколюбия, выражается в понимании чувств и мыслей другого человека, в оказании моральной поддержки его устремлениям и готовности содействовать их осуществлению. Способность к сочувствию является одним из элементарных и вместе с тем фундаментальных свойств человека.

После просмотра репродукции картины В. В. Пукирева «Неравный брак» в качестве противоречия учащимся предлагается ответить на вопросы: «Какие эмоции и чувства вы испытываете по отношению к невесте? Почему?».

Взаимодействие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается ситуация, которую необходимо разрешить с позиции сочувствия окружающим.

Примеры незаконченных ситуаций:

– Мама любит смотреть по телевизору художественные фильмы, а сегодня по другой программе – моя любимая телепередача…

– Впервые друг забыл поздравить меня с днем рождения. Скоро приближается и его праздник…

– В день зарплаты мы с мамой пошли покупать давно обещанную гитару. Но на витрине мама увидела туфли, о которых давно мечтала…

– У меня болел палец на ноге. В автобусе было много народу. При сильном толчке незнакомый парень наступил мне на больной палец…

– Мы с друзьями собирались на воскресную прогулку за город. Все приготовили заранее: снаряжение, вкусную еду, продумали развлечения. Я даже ночью плохо спал, предвкушая радостный день. Но утром мама сказала, что плохо себя чувствует и ей тревожно оставаться одной…

Рефлексия предполагает ответы на вопросы: «Легко ли вам было завершить ситуации? Почему? Зачем надо сочувствовать другому человеку?  Сочувствие другому  –  это проявление  слабости  или силы? Почему?».

Тема «Каким должен быть друг?»

Цель: расширить представления учащихся о дружбе; создать условия для осознания себя как друга.

Во время реализации введения преподаватель зачитывает отрывок из стихотворения «Я без друзей не значу ничего» (автор Барбориска), подводит к вопросу классного часа:

Я без друзей не значу ничего,

Когда смеюсь, когда грущу и плачу.

Живу для них я, видно, оттого,

Что без друзей я ничего не значу.

Кручусь, вращаюсь в собственных делах,

Встречая за удачей неудачу…

Не ошибаюсь в выбранных друзьях,

Ведь без друзей я ничего не значу!

Не страшен и огонь, коль у огня

Есть кто-то, ожидающий меня*.

– Действительно, кто такой друг? Это человек, который не побоится сказать всю правду о тебе. И с этих позиций мы сегодня и будем обсуждать противоречия.

Для актуализации противоречия учащимся предлагается выбрать, какой друг для них более ценен: который говорит комплименты или обоснованно критикует.

Для разрешения противоречия учащимся предлагается игра «Волшебный стул» (модифицированная ситуация Н. Е. Щурковой).

На «волшебный стул» приглашается один из участников ситуации.

Причем подростку дается право выбора, на какой стул присесть: на «золотой», чтобы услышать о себе только хорошее, или на «черный», чтобы услышать не о позитивных своих качествах и поступках, а о негативных. Как только учащийся садится на стул, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства или недостатки. Присутствующие объявляют то, что видят их глаза (в зависимости от цвета выбранного стула).

«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, на него смотрят словно впервые.

«Черный стул» позволяет подростку увидеть себя со стороны, осознать свои проблемы и свои недостатки. В то же время «золотой стул» помогает подростку обрести уверенность в своих силах, поднимает школьника к осознанию себя как носителя достоинств. При реализации данной ситуации преподавателю необходимо следить, чтобы подростки «сидели» не только на «черном стуле», но и на «золотом».

Для рефлексии можно предложить подросткам ответить на вопросы: «Что нового о себе узнали? Что вы хотите изменить в себе после того, как услышали мнение своих одноклассников о себе? Какой стул лучше: «черный» или «золотой»? Возвращаясь к противоречию, – какой друг более ценен? Почему?».

Тема «Ответственность за свой поступок»

Цель: расширить представления подростков об ответственности; стимулировать осознание последствий своих поступков.

Во время реализации введения преподаватель предлагает подросткам познакомиться более подробно с категорией «ответственность». «Ответственность – субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Ответственность – это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность – это не вина, это уверенность».

Противоречие реализуется во время выбора и обоснования учащимися одной из позиций: «Ответственность – то, что должны нести другие» (Ю. Тувим) и «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили» (А. де Сент-Экзюпери).

Для решения проблемы учащимся предлагается игровая ситуация «Последствия» (Н. Е. Щуркова). Задача подростков состоит в том, чтобы ответить, с каким высказыванием они согласны и почему. Предложенное противоречие направлено на актуализацию знаний подростка об ответственности как качестве человека. При этом дальнейшая игра позволяет подростку осознать последствия своих поступков для себя и Другого, что инициирует принятие им ответственности за них.

Фабула ситуации: субъект сообщает о совершенном действии, словах либо о каком-то пристрастии, перед ним возникают последствия происшедшего.

Последствие-1 сообщает, что последует сейчас после совершенного субъектом.

Последствие-2 предупреждает, что ожидает субъекта через неделю.           Последствие-3 рисует картину через месяц.

Последствие-4 предвидит неотвратимое в зрелые годы.

Последствие-5 сообщает об итоге, к которому придет субъект в конце жизни.

Выслушав предсказания будущего, субъект принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает.

Так как содержание того, что делает субъект, написано на карточке, которую играющий выбирает из «корзины», то при отказе от действия на будущее играющий рвет карточку, а при утверждении своего поступка он оставляет карточку себе как знак «присвоенного» поступка.

Приведем примеры карточек-ситуаций:

– «Я принес и вручил цветы хорошему человеку»;

– «Я грубо посмеялся над одноклассником»;

– «После уроков я выпил вина»;

– «Я соврал маме, утаив от нее то, что получил двойку».

– «Я нашел чей-то кошелек и присвоил деньги себе»;

– «Я начал курить»;

– «Я много читаю»;

– «По утрам я начал делать зарядку»;

– «Я списал контрольную работу у соседа»;

– «Я специально разбил оконное стекло в кабинете»;

– «Я помогаю маме готовить на кухне».

Во время реализации рефлексии учащиеся отвечают на вопросы: «Легко ли было предугадать последствия поступка? Каждый ли поступок имеет последствия? Каждый ли поступок должен быть ответственным? Почему? Что такое ответственность для тебя? Что для тебя значит высказывание "Мы в ответе за тех, кого приручили"?».

Тема « Как принять человека таким, какой он есть?»

Цель: стимулировать принятие подростками недостатков другого человека; расширить знания о понимании Другого.

Введение реализуется посредством следующего текста:

«В своё время мудрый Шекспир гениально шутил:

– За какой из недостатков ты меня полюбила? – спрашивает Бенедикт.

– За все сразу! – отвечает Беатриче».

Проблема преподносится подросткам с помощью вопроса «Какое высказывание вам ближе и почему?» после знакомства с двумя позициями людей: одно мнение – люди терпимы к недостаткам окружающих людей, другое – нет.

Для решения противоречия организуется взаимодействие учащихся в группах по 5–6 человек. Каждой группе предлагается выполнить задание: «Представьте себе ситуацию: у вас появился новый знакомый, замечательный собеседник, у вас много общего, однако он имеет один серьезный недостаток. Необходимо сделать выбор – знакомить его со своими друзьями или нет». Для всех групп представлены разные недостатки (вспыльчив, грубо ведет себя со старшими, некрасивый, сплетник). Недостатки выбраны с позиции подростка, именно те, которые не приемлют обучающиеся данного возраста.

Выводы каждой группы (после завершения работы) выносятся на обсуждение классу.

Рефлексия реализуется в форме устных ответов на вопросы: «Легко ли было сделать выбор? Почему? На какие недостатки можно закрыть глаза? А на какие нет? Какие недостатки есть у тебя, как на них реагируют твои друзья? Может ли быть человек без недостатков? Могут ли недостатки являться достоинствами человека? Приведите примеры».

Тема «Что есть свобода?»

Цель: расширить представления учащихся о свободе, взаимосвязи выбора, свободы и ответственности.

Учащимся предлагается прослушать песню В. Кипелова «Я свободен», а затем закончить предложение: «Свобода – это…». Ответы фиксируются на доске. Учитель делает вывод о том, что существует свобода «от» и свобода «для» (Н. Е. Щуркова).

Свобода – это всегда движение к цели, она имеет позитивное содержание, обозначим ее как свободу «для». Не имеет содержания свобода «от» (Н. Е. Щуркова). Представленное сопоставление иллюстрируется, при этом примеры обсуждаются совместно с учащимися.

Таблица 2

Свобода «от» и свобода «для»

Свобода от

Свобода для

Не делаю, когда не хочу

Допускаю варианты действий

Не участвую

Предлагаю и делаю

Не подчиняюсь нормам

Индивидуализирую проявления

Избегаю нагрузок

Открываю эффективные способы

Мною руководит импульс

Мною руководит желание интересно жить

В итоге формируется особь, обеспокоенная существованием

В итоге формируется личность, решающая проблемы жизни

Противоречие актуализируется во время совместной работы учащихся в группе над заданиями.

Примеры заданий: «Говорят, что просто быть рядовым солдатом, но сложно быть генералом. Почему?», «"Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Что значит это высказывание?», «Проследи мысленно один день своих родителей. Кто из вас более свободен – ты или твои родители?». Время работы групп 5–7 мин. Результаты обсуждаются в классе.

Для рефлексии учащимся предлагается ответить на вопросы: «Уверен ли ты, что когда станешь взрослым, то обретешь свободу? Что для тебя значит свобода? Как связаны между собой свобода и ответственность? Что нового для себя узнали на классном часе?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .

Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей....

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания

план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...