Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся .
презентация по теме

Участие в марафоне педагогических находок классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_deyatelnosti_klassnogo_rukovoditelya.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды деятельности классного руководителя, направленные на

духовно-нравственное развитие учащихся

( участие в марафоне педагогических находок классных руководителей ).

Классный руководитель

8а класса

Дугинова И.М.

Мой педагогический опыт, в качестве классного руководителя-12 лет. За этот период было написано много воспитательных планов, апробированы разные программы. Как показано время, приоритетным для меня направлением в работе с классом стало -нравственное воспитание.

Одной из тем марафона классных руководителей является «Виды деятельности классного руководителя, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся».

В 2005 году мной были разработана комплексно-целевая программа по духовно-нравственному воспитанию учащихся «Полет души». Опытом работы по данной программе мне и хочется поделиться.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развитии экономики, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, великодушии, милосердии., справедливости, гражданственности и патриотизме.

Многих ребят отмечает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время особенно актуально.

Цель программы.

  1. Сохранение духовно-правственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
  2. Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия России.
  3. Стремление возродить традиции семейного воспитания.

           Задачи программы.

  1. Учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро.
  2. Пресекать безнравственные проявления в стремлениях и действиях школьников.
  1. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения

 национальных культурных традиции.

 4. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей путем ознакомления родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада.

Итак, начну с самого начала о видах своей «классной» деятельности.

Первого сентября 2008 года я вновь стала классным руководителем;«второй» мамой пятиклашек.

Подходя к школе, увидев издали плакат, «Дом знаний, в котором уютно всем!», они поняли, что именно здесь их, ждут с радостью.

Да, я смотрела с радостью и волнением на своих, заведомо любимых, пятиклашек, на повзрослевших за лето девчонок и мальчишек.

В доверчивых глазах, обратившим на меня, я читала вопросы.: «Какая ты наша вторая мама? Добрая, злая?, Будет ли нам с тобой хорошо?».

Глядя на них, я чувствовала себя садовников и полководцем, и архитектором. Именно так называл учителей педагог Ян Каменский.

Я родилась 28 августа перед 1 сентябрем.    Мне самой судьбой было уготовано стать учителем, а значит воспитателем.

Я счастливый человек, потому что всю жизнь (35 лет) занимаюсь любимым делом - учу и воспитываю детей.

Художники дарят миру свои картины, композиторы-музыку, поэты-стихи, а мы учителя, формируем человеческие души, превращая их в настоящих людей.

Наверное, у учителя, как у А.С. Пушкина, любимое время года-осень, когда 1 сентября приходишь в школу, даже здоровье обыкновенно крепнет. Это пора новых идей, замыслов, планов, проектов которые возможно, вынашивались летом, на даче, но вот теперь будут реализовываться в течении,учебного года.

Сколько таких сентябрей промелькнет перед глазами учителя!

И с каждым новым учебным годом наполняется новыми силами людская река, исток которой в учительском сердце, чем дольше работает учитель, тем полноводнее русло этой реки и тем ветвистее ее рукава.

Каждый год учителя-классного руководителя не похож на предыдущий. Вроде бы, одна и та же работа, похожие воспитательные планы, но глаза ребят всегда разные.

Глаза детей, которые смотрят на тебя то с надеждой, то боязливо, то вызывающе, то насмешливо....

От умения, такта, сострадания, понимания, выдержки и огромного терпения учителя - классного руководителя зависит и процесс обучения и процесс воспитания.

Не топтаться на месте, начать воспитательную работу продуктивно, помогает, как правило, подробная характеристика каждого учащегося учителем начальной школы (первой мамой), ее рекомендации, пожелания очень ценны для адаптации.

Очень серьезно подхожу к проведению каждого Урока знаний под девизом слов С.Я. Маршака:

    «Пусть добрым будет ум у Вас

      Пусть сердце умным будет»

Именно на этом уроке мы всегда рисуем Дорогу Добрых Дел с расположенными вдоль нее жизненными ориентирами, рисуем человечка, которому очень непросто превратиться в Человека.

Урок знаний всегда плавно переходит в Школьную разведку-экскурсию по школе-это знакомство с новыми кабинетами, храмом науки-библиотекой.

Сотрудничая с библиотекарем, расширяется круг чтения учащихся, формируется культура чтения, отношение к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознание собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

В октябре 2008г. в Можайском районе проходил во всех школах «час чтения» в связи с чем мной был дан Открытый классный час «Библиотека в мой жизни». Статья в газете «Новая жизнь» «С книгой поведешься - ума наберешься» о проведенном мероприятии стало наградой для меня и моих ребят.

В начале учебного года обязательно практикую диагностику через анкетирование с целью определения уровня нравственной воспитанности учащихся, выяснение ценностного отношения к жизни, людям, самим себе. О результатах сообщаю не только учащимся, но и на родительских собраниях довожу до сведения родителей.

Мои родители - это активные помощники, координаторы, союзники в воспитании и обучении детей.

Они - это продолжение нашего ученического коллектива. Они шьют нам прекрасные костюмы, предлагают интересные сценарии для мероприятий, являются членами жюри на конкурсах, пекут удивительные кондитерские изделия, живо откликаются на мои наставления и просьбы.

Это очень важно, ведь семья является одним из важнейших социальных институтов воспитания.

Моя работа с родителями, как классного руководителя, направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе способствует порой созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта учащихся в школе и за ее пределами.

Тесная связь с родителями помогает узнать о наклонностях учащихся, материально - бытовых условиях, требованиях родителей и обучению и воспитанию, их видение перспектив развития учащегося.

Плохо, если проведение родительских собраний сводится только к знакомству с информацией «Об итогах успеваемости какой то четверти».

Проведение родительских собраний для меня - это одна из возможностей постоянной организации работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей.

К родительским собраниям всегда готовлюсь как к уроку: составляю планы, готовлю различные тесты.

Так, запомнились родительские собрания с тематикой:

  1. «Какой я воспитатель?»
  2. «Когда в семье школьник?»
  3. «Поощрение и наказание детей?»
  4. «Как отлучить ребенка от компьютера» и др.
    Конечно
    ; для родителей главное - это успешная учеба.

Именно классный руководитель формирует мотивацию к учению, изучает возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирование познавательных интересов. Этому способствовали классные часы:

  1. «Учимся учиться»;
  2. «Мой ранец-содержимое и вес»;
  3. «Дневник - моя гордость»;
  4. «Посвящение в пятиклассники»;
  5. «Мир моих увлечений», и др.

Успешно учиться комфортно только здоровому человеку, поэтому мой класс всегда с 100% посещением участвует в проводимых «День здоровья», особенно, если нужно проявить не только физические способности, но и интеллектуальные наклонности.

В прошлом спортсменка, я ратую всегда за то, чтобы дети занимались спортом.

Отрадно, что в классе 3 человека серьезно занимаются хоккеем, легкой атлетикой, футболом.

После 5 класса Меденцев Влад поступил в Суворовское училище, где блеснул физическими способностями.

Во второй четверти 2009/2010 учебного года в нашем классе прошел спортивный турнир по шашкам. Ребята так заинтересовались, что играли даже на переменах.

В апреле 2009г. СОШ № 3 участвовала в районном конкурсе «Мы выбираем здоровье». По написанному мной сценарию «Последний герой -3» учащиеся отправились на необитаемый остров, где боролись за здоровый образ жизни. За лучший сценарий школе присуждено 1 место.

Участие в «Последнем герое», в агитбригаде «Противопожарная безопасность - готовность 01», где ребята заняли 1 место в Московской области, так заразило ребят, что некоторые стали заниматься в детском кружке «Забава» при РКДЦ, проявляя наработанный артистизм технику речи.

Как филолог и человек, пишущий сценарии, стихи, много лет была руководителем кружка «Юный поэт». Я искала и выявляла юные таланты СОШ №3. Ребята писали стихи, сказки, частушки. Печатались в газетах «Новая жизнь», «Вести ДДТ» и даже мои пятиклашки стали юными корреспондентами.

Сотрудничество с педагогами дополнительного образования имеет большое значение в деятельности классного руководителя.

Взаимодействие с ними помогает использовать всё многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей учащихся, самовоспитания. Я стараюсь способствовать вовлечению учащихся в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы). Почти все ребята занимаются тем, что им интересно: танцами, спортом, английским языком, рисованием, музыкой.

Программа, на которую опирается моя воспитательная работа не нравственно - эстетическая, а духовно - нравственная, то есть необходимо обращаться к опыту православной педагогики, которая направляет воспитание на развитие гармонической личности.

Отрадно, что наша школа продолжает сотрудничество со служителями церкви. Усилие духовно-нравственного воспитания в школе обусловлено необходимостью помогать школьникам адаптироваться в социальных и психологических условиях глубокого социально - культурного кризиса, пропаганды насилия.

Распространяемая многими СМИ низкопробная, безнравственная информация, оказывает негативное воздействие на психику молодежи, провоцирует социальные, семейные, межнациональные конфликты.

Беседуя с ребятами, служители церквей Можайского района придерживаются следующих аспектов: изучение православной религиозной традиции, истории христианства, содержание Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Веткого Завета, православной этики, знакомство с культурными и религиозными традициями других народов. Все это также способствует духовно-нравственному росту школьников.

Теория и практика всегда нераздельны, поэтому мы с учащимися совершаем экскурсии по святым местам с посещением монастырей, церквей, соборов Можайского района.

Совсем недавно в России стали отмечать два новых праздника 28 ноября-День матери. Ему мы посвятили Открытый классный час «Материнской души красота». 1 декабря-День пожилого человека. Стихи, прочитанные учащимися, песни, частушки

заставили всплакнуть пожилых гостей, присутствующих на открытом классном часе.

Его продолжение было осуществлено участием класса в акции «Свет окне», проводимой в начале декабря 2010года., в ходе которой ребята совершили добрые дела для пожилых людей /переводили через дорогу, помогали нести тяжелые сумки, мыли окна, сбивали сосульки с балконов и др./.

Духовно - нравственное воспитание, конечно же, направлено и на формирование гражданственности и патриотизма.

Большой интерес у учащихся вызывала акция «Война глазами юных», когда почти все написали письма ветеранам, излагая свое видение войны и мира.

Очень интересно прошел классный час, посвященный Дню освобождения Можайска «Что я знаю об освобождение города Можайска». Почетный - гость легендарный ветеран нашего города - Владимир Илларионович Чехов рассказывал о своей военной юности так, что ребята сами были поражены небывалой безупречной тишиной в классе.

На вопрос гостья «А возлагаете ли вы цветы к Вечному огню, к могилам павшим героям?, ребята хором ответили: «Конечно!» -дружно. А посмотрев в мою сторону, сказал: «Это тоже часть Вашей работы!».

Как все дети, мои ребята очень любят отмечать традиционные праздники, которые мы, всегда, несмотря ни на что, обязательно проводим к Дню защитника Отечества - «Рыцарский турнир». К 8 марта - «Маленькие принцессы».

Новый год - «Каждый год - новый год» и первыми в школе нарядили елку и подготовили сценарий новогоднего классного бала.

Мне радостно и отрадно, что ребятам я не надоела в школе и с фразой «Мы за Вами хоть на край света» с удовольствием, и не только в каникулярное время, посещают вместе со мной различные выставки и концерты.

Мы посетили вместе с классом все передвижные выставки в городе:

«Городская осень»; «Династия Гороховых»

В восторге от концерта «Уваровские непоседы», спектакля «Дурочка» (режиссер Вершинский).

Планов - громадье, и все они не за горами, т.к. дети растут не по дням, а по часам.

Быть сегодня классным руководителем нелегко. Современный классный руководитель должен уметь учитывать конкретные условия жизни деятельности вверенного ему детского коллектива, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника, быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения.

Но классный руководитель - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам был ребенком.

Вот у такого человека - классного руководителя - все будет хорошо и все получится!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности классного руководителя

В любом своем действии идти от живого ребенка, от его способностей, физических и интеллектуальных сил – вот кит, на котором стоит творчество учителя.           Важн...

Проектная деятельность классного руководителя по формированию ключевых компетентностей учащихся.

В связи с принятием национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и переходом на новые образовательные стандарты акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, форм...

Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся

Из опыта работы   классного руководителя Евдаковой Л.Г. по теме  «Классный руководитель как организатор нравственного развития учащихся»....

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...

Основные направления деятельности классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ

Данная статья описывает те направления, по которым должна выстраиваться деятельность классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, где кл...

Направление деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями учащегося с умственной отсталостью

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическ...