Направления деятельности классного руководителя
занимательные факты на тему

Казанцева Альбина Фанилевна

 

В любом своем действии идти от живого ребенка, от его способностей, физических и интеллектуальных сил – вот кит, на котором стоит творчество учителя.
 
          Важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, и решение этой задачи во многом зависит от работы классного руководителя, ведь успешность деятельности воспитателя не менее важна, чем эффективность преподавания предмета. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, личности умной, развитой, здоровой, любящей свою семью и Родину.
          В течение 12 лет  я была классным руководителем. 
          В своей работе я ставила перед собой следующие цели и задачи по основным направлениям деятельности:
Цели:
Воспитать подростка, осознающего цель жизни, с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании.
Воспитать в подростке такие качество личности как великодушие, порядочность, честность, сострадание и готовность прийти на помощь.
 
Направление I. «Здоровье»
 
Задача:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Формы работы:
1. «На природу за здоровьем» - походы в лес.
2. «Здоровье не купишь – его разум дарит» - цикл бесед о вреде курения, наркотиков, алкоголя с приглашением специалистов.
3. «Ты и твое здоровье» - тематические классные часы по вопросам сохранения здоровья.
4. «Сильные, смелые, ловкие» - участие в спортивных соревнованиях.
5. Ведение книги классных спортивных рекордов учащихся класса.
6. «Субботний досуг» - посещение бассейна.
 
 

Направление II. «Интеллект»

 
Задача:
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
Формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Формы работы:
1. «Умеешь ли ты учиться?» -диагностика мотивации к обучению совместно с психологической службой школы.
2. «Трудитесь с полной самотдачей» - только так развиваются способности» - цикл бесед по формированию культуры умственного труда.
3. «Подвидем итоги» - классные часы по итогам успеваемости.
4. «Поле чудес», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и другие – интеллектуальные конкурс по развитию внимания, памяти, мышления.
5. Предметные недели – участие класса в общешкольных мероприятиях.
6. Организация и контроль посещения спецкурсов, факультативов, предметных кружков учащимися класса.
 
 
Направление III. «Общение»
 
Задача:
- формировать у учащихся культуру в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».
Формы работы:
1. «Умею ли я общаться?» - дигностика воспитанности учеников класса.
2. «Знакомство» - занятие- тренинг.
3. «Коллектив ли мы?» - классный час – размышление.
4. «Наши увлечения» - презентация кружков, которые посещают учащиеся класса.
5. Индивидуальные консультации для детей и родителей.
6. «Вот и стали мы на год взрослее» - совместный праздник с учащимися и родителями по итогам учебного года.
 
Направление IV. «Нравственность»
Задача:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям.
 
Формы работы:
1. «Символика России», «Что такое Родина? Ее традиции, нравы и обычаи», «Национальные особенности жизни людей» - цикл классных часов.
2. «Недописанный тезис» – диагностика ценностной ориентации ребенка.
3. «Ваше отношения к нравственным ноткам поведения» -практикум с приглашением психолога.
4. Экскурсии по историческим местам г. Иркутска, 
       г. Ангарска, г. Усолье-Сибирское и др.
5. «Трудовой десант» - уборка класса, территории школы, поселка.
6. Посещение спектаклей, просмотр кинофильмов.
7. Организация самоуправления в классе.
 
Направление V. «Досуг»
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- изучение  индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
 
Формы работы:
1. «Осень - рыжая подружка», «Праздник, сотканный из сказки» (новогодний бал), «Падал прошлогодний снег» (конкурс на лучшую театральную миниатюру) - организация классных праздников и участие в общешкольных мероприятиях.
2. «Вместе нам интересно» - праздники по красным датам     календаря, памятным датам в жизни учащихся.
3. Посещение театров, музеев, выставок.
4. Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам -  выпуск газет, открыток, сюрпризные моменты.
5. «Умею ли я отдыхать» - анкетирование, диагностика полезной занятости ребенка.
2. «Знакомство» - занятие- тренинг.
3. «Коллектив ли мы?» - классный час – размышление.
4. «Наши увлечения» - презентация кружков, которые посещают учащиеся класса.
5. Индивидуальные консультации для детей и родителей.
6. «Вот и стали мы на год взрослее» - совместный праздник с учащимися и родителями по итогам учебного года.
 
 
Направление VI. «Семья»
Задачи:
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей.
 
Формы работы:
1. «Какие мы родители?» - анкетирование родителей.
2. «Что зависит от моих обязанностей в семье?»- анкетирование детей.
3. «Симптомы Питера Твена. Как от них избавиться?»,  «Здоровье ребенка – залог будущего успеха», «Бить или не бить?»- тематические родительские собрания.
4. «Что едали наши деды?» - праздник народной кухни с приглашением бабушек.
5. «Загляни в мамины глаза» - классный час.
6. Совместные праздники, походы, поездки с родителями.
7. Индивидуальная работа с родителями: посещение на дому, знакомство с условиями проживания ребенка.
8. Работа с родительским комитетом класса.
 
          Я считаю, что главным в работе классного руководителя, несмотря на значимость других направлений его деятельности,  является создание благоприятного климата в классе, чтобы каждому было тепло и уютно, чтобы ему помогали и поддерживали, радовались успеху, «приветствовали инициативу и правдивость, лечили душу и согревали сердце». И тогда все то доброе, светлое, что мы стараемся заложить в наших детях, останется в них надолго, не пройдет мимо. 
       Создавая благоприятный климат в классе, я придерживаюсь следующих принципов работы:
  Безусловное принятие каждого ученика, его сильных и слабых сторон.
 
  Диалогичность и открытость в общении с учащимися.
 
  Умение признавать ошибки.
 
  Использование чувства юмора как неотъемлемого методического средства в работе с учащимися.
 
  Умение управлять своим настроением, не поддаваться влиянию предвзятого мнения.
 
  Терпение и терпимость в достижении результативности педагогического воздействия.
         В результате проводимой работы в классе сложился творческий коллектив единомышленников. Об этом свидетельствуют  наблюдения за учащимися, результаты опросов детей, учителей, мнение родителей. Показателями атмосферы товарищества, взаимопомощи, благоприятного психологического климата являются следующие признаки проявления развития коллектива:
 
В классе преобладают разумные, справедливые требования друг к другу. Требования принимаются и выполняются каждым.
 
В классе есть реально действующие органы самоуправления.
 
Коллективная деятельность направлена на реализацию значимых общественных задач.
 
В основном все учащиеся единодушны в решении вопросов, касающихся коллективной деятельности.
 
К общению стремится каждый.
 
Большинство учащихся посещают кружки, секции.
 
Все учащиеся легко распределяют между собой работу, согласуют свои действия как со своим классом, так и с другими классными коллективами.
 
Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.
 
           Особое внимание в своей воспитательной работе я уделяла развитию самоуправления в классе, так как считаю, что самоуправление обеспечивает личности некоторую гармонию взаимоотношений в коллективе, объединяет разные группы, что ребенка необходимо учить жить в будущем.
           Самоуправление помогает ребятам проявить инициативу и самостоятельность, а классному руководителю координировать и направлять работу класса. Роль ученического самоуправления велика в развитии многих качеств личности ученика: самостоятельность, решительность, ответственность, умение выбрать правильное решение, высказать свое мнение. 
                 В организации самоуправления в классе я руководствовалась методикой И.П.Иванова:
Подготовка дел при помощи специально созданных советов.
  • Работа инициативных групп.
  • Сменность лидеров.
  • Сменность традиционных поручений между микроколлективами.
  • Следование цепочке: коллективное целеполагание – коллективное планирование – коллективная подготовка – коллективное проведение – коллективный анализ и оценка.
 
Семья – малая социальная группа, 
естественная среда жизни и развития ребенка, 
закладывающая основы личности.
         
          Семья -  персональная среда жизни и развития ребенка. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе  играет семья. Только в  процессе взаимодействия школы и родителей можно успешно решать задачу развития личности ребенка.
          Процесс взаимодействия семьи и школы я направляю на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми, педагогами школы.
    Ставлю и решаю следующие задачи:
- формирование активной педагогической позиции родителей;
- вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
- активное участие родителей в воспитании детей.
           Использую следующие формы работы по направлениям:
 
              Одной из важных форм работы с родителями считаю родительские собрания, которые провожу один раз в четверть. Только интересные темы  привлекают родителей, и они с удовольствием на них присутствуют:
 -  Что я могу сказать о характере моего ребенка.
 - Компьютер в жизни школьника: «за» и «против».
 
- Плохие отметки и их причины.
- Круг чтения ваших детей.
- Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.
- Ваш ребенок в школе и после школы.
- Роль общения в жизни школьника.
- Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Функции и основные направления деятельности классного руководителя...

"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."

Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования кл...

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. 8 класс общеобразовательной школы.          ...