Главные вкладки

    Функции и основные направления деятельности классного руководителя
    методическая разработка на тему

    Пхайко Ольга Владиславовна

    Функции и основные направления деятельности классного руководителя

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Функции и основные направления деятельности классного руководителя

                                                              Реферат

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………..…….3

    1. Деятельность классного руководителя……………………………..….……...6

    2. Функции классного руководителя…..……………………..…………..……...8

    3. Основные направления деятельности……………………….…………...….12

    Заключение………………………………………………….……………………14

    Список использованной литературы………………………...………………....15

    Введение

       Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую, но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

    Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так, в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель – это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».

    Цель – организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства.

    Предмет – отслеживание результатов, перспектив развития педагогического процесса.

    Объект – классный руководитель, как организатор педагогического процесса и концепции воспитания.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Анализ литературы по организации педагогического процесса и его руководства.

    2.  Планирование, подбор и разработка методик и диагностики классного руководства.

    3. Задачи воспитательно-образовательного процесса в классном коллективе.

    В ходе работы использовались следующие методы:

    – наглядные,

    – словесные,

    – беседа.

    1.  Деятельность классного руководителя

     Деятельности классного руководителя заключается в координации внешних влияний, оказываемых на конкретного ученика, а также в организации воспитательной, образовательной, развивающей вне учебной деятельности в классе. Отсюда – четыре основные функции классного руководителя: координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная.

    Направления работы классного руководителя составляют воспитание в процессе обучения; внеклассная воспитательная деятельность в школе; внешкольная воспитательная деятельность через взаимодействие с семьей школьника, детскими и юношескими организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования.

    Содержание работы классного руководителя определяют основные виды деятельности: педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и диагностическая деятельность.

    При этом в каждом виде деятельности классный руководитель акцент делает прежде всего на формирование, корректировку (при необходимости), развитие отношений, складывающихся у участников целостного педагогического процесса. Именно отношения составляют содержание воспитания и являются центром внимания педагогической деятельности учителя, именно степень сформированное отношений служит ведущим показателем результативности его воспитательных усилий.

    Система воспитательной работы классного руководителя – это совокупность его последовательных действий, расположенных определенным образом в течение учебного года и адекватных поставленной цели.

    По моему мнению, условиями успешности деятельности классного руководителя являются:

    – качественно новый уровень профессиональной готовности, предполагающий наличие мастерства, исследовательской компетентности, профессиональной мобильности, конкурентоспособности, коммуникабельности;

    – мотивацию его деятельности, ориентированную на результат, а не на процесс;

    – возможность проявления самостоятельности и творчества;

    – необходимость выстраивания (конструирования) и реализации системы работы классного руководителя;

    – оценку его деятельности по результату.

    1. Функции классного руководителя

    Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности.        

    Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

    Круг функциональных обязанностей классного руководителя в школе включает:

    1.        Аналитическая функция:

    – Анализ и оценка индивидуальности учащегося;

    – Анализ и оценка уровня воспитанности школьника;

    – Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания;

    – Изучение и анализ становления и формирования классного коллектива, подростковых групп, объединений, обеспечивающих социализацию каждого ребенка;

    – Изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды учащихся класса, группы, объединения.

    2.        Прогностическая функция:

    – Представление образа желаемого результата воспитательной деятельности;

    – Прогнозирование уровней индивидуального развития ребенка;

    – Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности;

    – Выстраивание иерархии ближних и дальних целей деятельности детского сообщества и отдельных учащихся;

    3.        Организационно-координирующая функция:

    – Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);

    – Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся;

    – Взаимодействие с педагогами, работающими в классе, осуществление воспитательной деятельности через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических встреч;

    – Стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;

    – Ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы, дневники наблюдений);

    4.        Коммуникативная функция:

    – Регулирование межличностных отношений между детьми;

    – Установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик,

    содействие общему благоприятному климату в коллективе;

    – Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми;

    – Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков;

    Значит воспитательные задачи классный руководитель ставит в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика.

    1.  Основные направления деятельности

    Работа с учениками

    Деятельность классного руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в отдельности.

    Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения его во внутренний мир детей, от понимания их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

    А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…» [10,с.265].

    Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к трудным школьникам, к нарушителям правил поведения. Бесспорно, они нуждаются в особом внимании. Но не следует забывать и остальных. За внешним благополучием иногда скрываются отрицательные черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств у всех учеников.

    Изучение учащихся достигает своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований:

    1. Изучение учащихся служит повышению качества их воспитания и обучения. На основе систематического изучения можно творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательного воздействия на первичный коллектив и на отдельных его членов. Важно организовать воспитательную работу с учащимися с учетом их особенностей.

    2. Изучение учащихся сочетается с воспитательным воздействием на них. Классный руководитель «проектирует» развитие положительных качеств и преодоления отрицательных черт в характере и поведении школьников.

    3. Изучение проводится планомерно и систематически.

    4. Изучение учащихся проводится в естественных условиях их жизни и деятельности.

    5. При изучении классный руководитель пользуется разнообразными методами и приемами. Важно на основе изучения наметить пути преодоления отрицательных качеств и закрепление положительных черт в характере и поведении школьника.

    6. Изучение предполагает ознакомление с условиями жизни и быта.

    7. Изучать надо не отдельные черты, а личность в целом.

    8. При изучении следует акцентировать внимание на положительных, а не на отрицательных чертах характера и поведения.

    Таким образом, соблюдение перечисленных требований значительно повысит эффективность изучения учащихся.

    Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Можно различать формы по видам деятельности – учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.

    Классный руководитель организует изучение учащихся их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями.

                 Работа с родителями и общественностью

    Для того, чтобы работа с родителями дала наибольший эффект, необходимо использовать различные формы связи с ними. У некоторых классных руководителей эта связь ограничивается проведением в конце учебной четверти родительских собраний по итогам успеваемости и вызовом в школу родителей неуспевающих или недисциплинированных учеников. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания [12].

    Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Некоторые классные руководители применяют и такую форму связи с семьей, как переписка с родителями. Она позволяет информировать их об успеваемости и поведении школьников. Для переписки с родителями используется и ученический дневник.

    Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий [14, с.117]. Помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.

    Таким образом, привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.

    Работа с учителями в рамках методобъединения

    Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений [15, с. 256].

    Деятельность методического объединения классных руководителей разнообразна, но все ее содержание подчинено решению воспитательных проблем.

    Работа по оформлению документации

    Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию:

    1.  Характеристика ученика;
    2.  Характеристика всего класса;
    3.  Проверка дневников учащихся;
    4.  Заполнение классного журнала.

    Основной же задачей классного руководителя является составление плана воспитательной работы.

    Вывод: Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень их воспитанности, легче составить целеустремленный и действенный план работы.

    Заключение

    И так, мы проследили основные направления работы классного руководителя и доказали, как велика его роль в жизни каждого ученика. От эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п.

    Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми, затрагивающая основы физического и психического развития каждого ребенка. Происходит смещение акцентов и в работе класса в целом. В первую очередь внимание уделяется эмоциональной поддержке групп внутри класса, созданию положительного психологического климата в классе, развитию самоуправления, созданию условий, позволяющих каждому ребенку раскрыть себя в отношении с окружающими, включению учащихся в систему реальных отношений.

    Несмотря на это хорошим классным руководителем стать нелегко. Но им может стать каждый учитель при условии упорной работы над собой и добросовестного, любовного отношения к порученному делу, при наличии высоких моральных качеств. В памяти школьников часто всплывают трудовые дела, увлекательные экскурсии и походы, школьные вечера и веселые новогодние елки, яркие доклады и горячие диспуты по волнующим вопросам. Не забываются и задушевные беседы с классным руководителем, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики после окончания школы не порывают связи со своим любимым классным руководителем. Они пишут ему письма, спрашивают у него совета, делятся своими радостями, своими достижениями и успехами в труде, в личной жизни.

    Таким образом, цели и задачи организации и деятельности классного руководителя доказаны. Не все классные руководители пессимистически относятся к своей деятельности.

    Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.

    Список использованной литературы

    1. Болдырев Н.И. Классный руководитель. – М., 1978. – 271 с.

    2. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: пособие по спецкурсу для студентов пед. Институтов. – М., 1984.

    3. Дружинин И.Н. Заботы и радости классного руководителя. – М., 1978. – 262 с.

    4.  Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. – М., 1980. – 117 с.

    5.  Кассиль Л.Н. Навстречу друг другу // Увидеть будущее. – М., 1985.

    6. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. Пед. соч., том 3. – М., 1965. – 312 с.

    7. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Том V. – М., 1978. – 265 с.

    8. Макаренко А.С. Проблема школьного советского воспитания. Соч. Том VI. – М., 1982. – 280 с.

    9. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя – М. 2007. – 22 с.

    10. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 3 с.

    11. Стефановская Т.А. Классный руководитель. – М., 2006. – 11–14 с.

    12. . Степанов Е. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы // Воспитание школьников. – 2003. – №7.

    13.  Тимофеева И. Школьный консилиум // Воспитание школьников. – 2002. – №2.

    14. Литаварова Н. Внученко В. Противоречия в процессе сотрудничества учителей и родителей и основные пути их разрешения и воспитание школьников. – 2003. – №1.

    15. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М., 2001. – 256 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления деятельности классного руководителя

    В любом своем действии идти от живого ребенка, от его способностей, физических и интеллектуальных сил – вот кит, на котором стоит творчество учителя.           Важн...

    Основные направления работы классного руководителя.

    Статья, рассказывающая, о направлениях моей работы, как классного руководителя....

    Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

    Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

    Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

    Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

    "Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."

    Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования кл...