Направление деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями учащегося с умственной отсталостью
методическая разработка

Ярошук Елена Алексеевна

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnoe_rukovodstvo.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направление деятельности классного руководителя по взаимодействию с родителями учащегося с умственной отсталостью

Работа с родителями воспитанников является важным направлением деятельности педагогического коллектива специальной (коррекционной) школы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их педагогическую культуру, педагоги могут добиться положительных результатов в подготовке умственно отсталых детей к жизни и к труду.

Вместе с тем ввиду специфических условий работы, связанных с психофизическими особенностями контингента учащихся, особенностей социального положения и недостаточного культурного уровня семей воспитанников во вспомогательной школе не может быть использован в полном объеме опыт работы с родителями учащихся, накопленный массовой школой.

Е.А. Гордиенко и Г.С. Юсупова в работе «Совместная работа школы, семьи и общественности по физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы» приходят к выводу, что «можно было бы иметь несравненно большие положительные результаты, если бы с момента выявления у ребенка дефектов осуществлялось правильное и корригирующее семейное воспитание. А чтобы это воспитание было правильным и достаточно эффективным, родители должны иметь соответствующую педагогическую подготовку, в известной мере овладеть специальной методикой воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью».

По мнению С.Д. Забрамной: «Очень важно выработать единую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье. Помощь родителей детям должна быть разумной и иметь коррекционную направленность; необходимо единство и в использовании мер воспитательного воздействия».

На первое место работы педагога выносятся проблемы физического здоровья учащихся, поскольку именно качество здоровья ребенка обусловливает успехи в учебе и уровень его общего развития.

Для обеспечения нормального физического здоровья школьников классный руководитель работает по следующим направлениям:

Первое направление деятельности классного руководителя просвещение детей по программе «Здоровый образ жизни»;

 - привлечение к этой деятельности преподавателя физической культуры, родителей:

 - подготовка и проведение классных мероприятий, направленных на развитие осознания учениками самооценки здоровья:

- информация для родителей о специфике физического развития, вынесение вопросов сохранения физического здоровья на родительские собрания,    привлечение специалистов-медиков к просветительской и практической работе с родителями учеников и самими учениками.

Второе направление деятельности классного руководителя — это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника. Классный руководитель при этом защищает не ученика, а человека в нем, подходя к каждому ребенку с «оптимистической» позиции (А. С. Макаренко).

Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на:

а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения;

б) осуществление мероприятий, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление;

в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса;

г) организацию классных часов по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию.

Третье направление деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее:

а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;

б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.

Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.

Современный классный руководитель:

   - это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

  - он проектирует воспитательную систему класса вместе с детьми с учетом их интересов, способностей, пожеланий, взаимодействует с родителями, учитывает этнокультурные условия среды.

  -  идет в ногу со временем, он методически и психологически подкован, владеет знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбирается в трудовом законодательстве, а также умеет ориентироваться в основных нормативных документах.

  - регулярно повышает свою квалификацию.

  -  взаимодействует с учителями - предметниками, привлекает учителей к работе с родителями, включает учащимися своего класса в систему внеклассной работы по предметам.

  - взаимодействует  с руководителями направлений внеурочной деятельности учащихся.

Классный руководитель – это друг, советчик, который остается в памяти ребят на всю жизнь.

Педагог должен хорошо представлять себе формирующуюся роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, его характер, поведенческие реакции. Учитывая все эти факторы, педагогу и следует выбирать направления и формы работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности классного руководителя

В любом своем действии идти от живого ребенка, от его способностей, физических и интеллектуальных сил – вот кит, на котором стоит творчество учителя.           Важн...

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Выступление на педсовете "Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью"

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя при реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью...

"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."

Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования кл...

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...