Сценарий воспитательного часа "Толерантность"
классный час

Абдуллаева Светлана Шаназаровна

Сценарий воспитательного часа "Толерантность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnyy_chas_tolerantnost.docx135.25 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий воспитательного часа «Толерантность – путь к миру»

Цели:

•        познакомить студентов с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

•        развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

•        дать студентам возможность оценить степень своей толерантности;

•        развитие внимания, памяти, творческого мышления студентам;

•        воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между собой.

Предварительная работа: студентам даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара;

Слайд 1

Учитель: - Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человечеству. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но, к сожалению, мы всё чаще слышим слова: жертва насилия, беженец, теракт, война…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственно стремление к простым и быстрым решениям социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодёжной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения.

Очень уместны и точны в этой ситуации слова Бернарда Шоу, выбранные мною эпиграфом к нашему классному часу ( Слайд 2).

Учитель: и прежде чем назвать тему классного часа, я хочу, что бы вы посмотрели видео о китайской притче «Ладная семья». ( Слайд 3). ВИДЕО

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь, прощение, терпение. 

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.

Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Дети: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…
Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».

И тема нашего воспитательного класса «Толерантность – путь к миру» (слайд4)

Учитель: Что же означает термин толерантность? (слайд5)

 Студентам 109 группы было дано домашнее задание найти значение данного слова на разных языках мира.

  • Студенты читают определения: tolerance (англ.) – готовность быть терпимым, снисходительным; быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации; 
  • tolerenz (немец.) – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению; 
  • tolerance (франц.) – убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной; 
  • tolerencia (испан.) – способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;
  • kuan rong (китайск.) – принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим
  • tasamul? (араб.) – снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать; 
  • толерантность, терпимость (рус.) – умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо. 

Учитель: что общего в этих определениях?
Ответы: умение жить в мире и согласии со всем миром.

«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

(«Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)

16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.  Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи  ООН.(Слайд 6)

Учитель: Сейчас мы выполним небольшое упражнение, я вам раздала листочки с заповедью и ваша задача, соотнести высказывания которые появятся сна слайде с заповедью:

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего) 
  • «Гнев – зверообразная страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  •  «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)(Слайд 7)

Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

Ответы: нет, ссоримся…
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
Поддержать в трудную минуту?

Учитель: Какими же чертами должен обладать толерантный человек, а какие черты личности мешают быть таковым?

 Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантный  (слайд 9).

Учитель: выберите те черты личности которые относятся к Толерантному и Интолерантный  человека

Терпимость
Бессердечность
Непонимание
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Снисходительность
Милосердие
Злорадство
Лживость
Сотрудничество
Доверие
Раздражительность
Зависть
Пренебрежение
Умение владеть собой
Равнодушие
Чуткость
Агрессивность
Эгоизм
Доброжелательность

Упражнение «Человек с планеты Земля» 

Учитель: У вас на столе лежат листы с изображением контура человека. (слайд 10).

Представьте, что это ваш самый близкий друг. Подумайте и выберите, 3 основных качества характера вашего друга которые хотели бы видеть в нем и запишите их на изображении человечка. Читают

Рефлексия

Учитель: (слайд 11) -А сейчас вы загляните в себя и дайте себе характеристику насколько ВЫ толерантны. У вас на столах лежат листочки с изображением ладошки, на пальцах напишите свои хорошие качества, а в центре, что хотели бы изменить . читают     

Учитель: А сейчас давайте следы на своих ладошках развесим на доске.

И в заключении мне хочется вам пожелать (Слайд 12).

Мои пожелания:

  • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

- И всё это вам поможет жить в мире.

https://fsd.videouroki.net/html/2015/11/19/98722151/img15.jpg  (Слайд 13).

Спасибо (Слайд 14).

Резервное время

 «Собери пословицу».

  1. Есть слёзы – ( есть и совесть).
  2. Упавшего не считай  (за пропавшего).
  3. Кайся, да опять (за старое не принимайся).
  4. Тому тяжело, (кто помнит зло).
  5. Злой человек, как уголь: (если не жжёт, то чернит).(Слайд 15).

Притча: «Перед вами две дороги, выбирайте»

Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.

Девушка: Подожди, я подойду к нему.

Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)

Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.

Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)

Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».

Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?

Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)

Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)

Мужчина: Девушка!  Спасибо вам!  (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!

Кто поступил благородно? А как бы вы поступили? Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

https://mycoloring-pages.com/images/Educational/human-body/educational-human-body-coloring-pages-5.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/6/Kontur-ladoni_61693.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/6/Kontur-ladoni_61693.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/6/Kontur-ladoni_61693.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/6/Kontur-ladoni_61693.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/6/Kontur-ladoni_61693.jpg

http://ck.ot7.ru/uploads/6/1/6/Kontur-ladoni_61693.jpg

возлюби ближнего своего

не убий

не лги

почитай отца своего и матерь свою

не кради