Открытый классный час по профориентации "В мире профессий"
классный час (5 класс)

Михайлова Надежда Владимировна

Открытый классный час по профориентации в 5 Классе "В мире профессий" с привлечением родителей.

В  форме беседы с элементами игры учащиеся узнают:

Что такое профессия?

Почему некоторые профессии исчезли?

Новые и редкие профессии.

Професии наших родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professii.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час по профориентации

«В мире профессий»

Подготовила

Классный руководитель 5 класса

МБОУ Школа №51 г.о. Самара

Михайлова Н.В.

Цели:
• расширить знания детей о мире профессий;
• формировать интерес к профессиям;
• воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий;
• показать важность труда, сформировать понимание важности выбора будущей профессии.

 Сегодня мы поговорим о том, что такое профессия? Какие профессии бывают?
- Вам было задано задание: узнать в толковом словаре, что означает слово «профессия».
Ответы учеников. Правильное толкование высвечивается на экране.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.
- В мире профессий - тысячи.

Научно-технический прогресс и соответствие потребностям общества – это основной ответ на вопрос, почему одни профессии появляются, а другие вынуждены уйти в небытие и встречаются сейчас только в книгах.

Рассмотрим исчезнувшие профессии, которые еще 50–150 лет назад были очень распространены. Некоторые ремесла считались просто незаменимыми, тем более неожиданным для современников было их падение.

Извозчик. Еще в XIX столетии позиции этой профессии казались незыблемыми, как водителя автомобиля сейчас. Железная дорога не представлялась серьезным конкурентом, особенно если речь шла о городах и сельской местности. Первые самодвижущиеся повозки были смешны и ненадежны, однако уже через три десятка лет общественный транспорт вытеснил кучеров на обочину прогресса и заставил их переквалифицироваться.

Ямщик. Список исчезнувших профессий продолжает представитель еще одной специальности из сферы логистики прошлого в России. Это были кучера, пребывающие на государственной службе. Они жили в особых поселениях, ямах, формировавшихся вокруг почтовых станций. Основной их задачей была максимально быстрая доставка почты, казенных грузов или важных чиновников. В итоге ямщики оказались неактуальны, проиграв конкуренцию железной дороге.

Колесник. Такие мастера были в каждом городе или деревне, поскольку они изготовляли и чинили колеса, а также кареты и телеги во времена, когда гужевой транспорт был единственно доступным. Об их распространенности говорят часто встречающиеся фамилии, произошедшие от названия профессии. Представители этих ремесел были уважаемыми людьми, но массовое производство не оставило им шанса. Изделия, изготовляемые на фабриках, были дешевле и качественнее за счет оптимизации процессов и использования станков. Сейчас колеса для телег могут произвести на деревообрабатывающих предприятиях.

Фонарщик. До изобретения ламп накаливания городские улицы освещались при помощи газовых рожков или свечей. Каждый вечер фонарщики с длинными лестницами обходили закрепленные за ними участки, поджигая специальной лампой или спичками фонари, в случае необходимости выполняя мелкий ремонт или пополняя резервуары горючим. По утрам они гасили светильники. Так продолжалось, пока электричество не стало основным источником света в населенных пунктах.

Человек-будильник. Профессия из сферы обслуживания, состоявшая с том, что специальный человек по заказу клиентов приходил к их дому утром в оговоренное время и стучал в дверь или окно, чтобы разбудить любителя поспать. Чаще всего это были фабричные рабочие, которым нужно было успеть на смену. Для побудки тех, кто жил на втором этаже, использовался легкий и длинный бамбуковый шест, позволявший доставать до верхних окон. На смену таким специалистам пришли сначала механические, а затем и электронные будильники.

Трубочист. В городах с печной системой отопления всегда актуальной оставалась проблема пожарной безопасности. Во избежание возгораний и отравления угарным газом, а также для улучшения тяги необходимо было регулярно очищать печные трубы и камины от налипшей сажи. Работа эта была грязной и опасной.

Телефонистка. Пока не были внедрены АТС, соединение абонентов осуществлялось вручную. В «телефонные барышни» попасть было не так просто, обычно туда принимали девушек с уравновешенным характером, приятным голосом и крепким здоровьем, желательно из хорошей семьи. Также обращали внимание на физические характеристики кандидаток: чтобы без проблем дотягиваться до верхних гнезд коммутатора, подбирались женщины высокого роста и с длинными руками.

Молочник. Во многих произведениях искусства можно встретить упоминание об этой профессии, которая до своего исчезновения в середине XX века была одним из символов городской жизни. Каждое утро к домам граждан или в школы на повозках, мотоциклах или автомобилях доставлялось свежее молоко, иногда в Европе продавцы предлагали свой товар прямо на улице. Так продолжалось до массового распространения бытовых холодильников и внедрения пакетированного пастеризованного молока.

Сплавщик леса. Раньше заготовленные в горах бревна связывали вместе и сплавляли вниз по реке. Управляли такими плотами смельчаки, которые при помощи длинных шестов отталкивались от берегов, стараясь держаться на стрежне. Эта профессия была очень опасна, она ежегодно уносила десятки человеческих жизней. Но до изобретения передвижных лесопилок и трейлеров-лесовозов альтернатив ей не было.

Водовоз (водонос). Это вид деятельности был востребован до развития системы централизованного водоснабжения. Ее суть заключалась в том, что водовозом в ближайшем пригодном источнике набиралась чистая питьевая вода и привозилась в город, где люди за плату набирали ее в емкости. Тем, кто не хотел или не мог самостоятельно носить полные ведра, помогали водоносы, доставлявшие ведра с жидкостью по адресу от бочки водовоза или от водокачки.

Профессии, которые исчезли, можно перечислять долго. Стоит вспомнить писцов и бурлаков, вычислителей и заготовщиков льда, крысоловов и таперов в кинотеатре. Все они ушли в прошлое, но сыграли свою роль на определенном историческом этапе. А такие занятия, как кузнец и гончар, пропавшие из широкого распространения, превратились в локальные увлечения, которыми занимаются энтузиасты ради творчества или выполнения индивидуальных заказов.

С этими профессиями вы, наверняка, встречались на страницах литературных произведений. А сможете ли вы угадать, чем занимаются люди следующих профессий?

Байер — приобретает дизайнерские коллекции для элитных магазинов и бутиков, в значительной мере влияет на формирование актуальных модных тенденций (подвид — медиа-байер, закупает рекламные места в СМИ);

Неонщик — специалист по технической части создания наружной рекламы;

Вальвеолог — консультирует по вопросам здорового образа жизни;

Пастижер — изготавливает парики и шиньоны на заказ;

WEB-мастер. Сложно назвать новые профессии в современном мире, к которым не может иметь отношение этот специалист, который выполняет любые работы в области сайтостроения, обладающий навыками web-дизайнера и программиста. 

Флейворист - его обязанности заключаются не только определении запахов, но и в составлении новых ароматов. Подобрать наиболее сочетающиеся компоненты, рассчитать необходимые пропорции и в результате получить новое, ни с чем несравнимое творение – дело рук настоящего художника.

Титестер - Специалист по дегустации (оценке качества по виду, вкусу и запаху) чая.

Теперь вы знаете о профессиях немного больше.

При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде пословицы и поговорки. Какие пословицы знаете вы? Сейчас мы это узнаем.

Игра «Закончи пословицу»

(детям раздаются пословицы, разделенные на 2 части. Задача: составить пословицу)
• Труд человека кормит……… (а лень портит.)
• Кто любит труд ……. (того люди чтут.)
• Кто не работает……. (то не ест.)
• Славен человек не словами ………. (славен делами.)
• Умелые руки …… (не знают скуки)
• Кто в труде впереди … (у того орден на груди.)
- Как вы их понимаете?

Учитель: - Каждый человек на земле от мала до велика должен трудится. Взрослые на предприятиях, дети занимаются трудом учебным, самообслуживанием.
Современный труд отличается тем, что он требует от человека знаний.

Сегодня наш классный час не простой. В гостях у нас ваши родители, которые хотят поделиться с вами секретами своей профессии, рассказать, как они сделали такой выбор. А вы сможете задать вопросы, о том, что особенно интересно.

Рассказ родителей, вопросы-ответы.

Благодарим за интересные рассказы, это было очень полезно.

И в конце нашего классного часа веселая игра.

Игра на внимание:
Учитель:
Веселая компания,
Удвой свое внимание!
Раньше рифма помогала,
А теперь коварной стала.
Ты, дружок, не торопись.
На крючок не попадись!

Булки нам и калачи
Каждый день пекут... (пекари).

Варит кашу и бульон
Добрый, толстый... (повар).

Арий, опер сочинитель
Называется... (композитор).

Посадил уж сотни роз
В городском саду... (садовник).

Дрессирует львов, собак
Храбрый, смелый наш... (укротитель).

Кто пасет коров, овец?
Ну, конечно... (пастух).

К первоклашкам входит в класс
Лишь бесстрашный... (учитель).

Подметает чисто двор
В шесть утра, конечно... (дворник).

Складки, карманы и ровненький кант –
Платье красивое сшил... (портной).

Под куполом цирка в опасный полет
Отправился смелый и сильный... (гимнаст).

Итог классного часа.
- О чём вы говорили сегодня?
- Что важного узнали?
- Да, ребята, много на свете профессий. Каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Я благодарю всех, кто принимал участие в нашем классном часе.

Труд человека кормит,

а лень портит

Кто любит труд,

 того люди чтут

Кто не работает,

тот не ест

Славен человек не словами,

славен делами

Умелые руки

не знают скуки

Кто в труде впереди,

у того орден на груди





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации "Типы профессий"

Данная презентация может использоваться на классном часе по профориентации: в первой части дается представление об основных типах профессий (человек-человек, человек-знак и т.д.), во второй части викт...

Классный час по профориентации «Мир профессий».

Выбор профессии - занятие очень ответственное. Вашему вниманию предлагается разработка классного часа по профориентации....

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»

Сценарий классного часа по профориентации «Формула профессии»Истинное сокровище для людей - умение трудиться.Цели:Определить формулу профессии.Задачи:расширить представление детей о различных професси...

Классный час по профориентации "Угадай профессию"

Знакомство обучающихся с классификацией профессий по предметам  труда....

Классный час по профориентации "Выбор профессии – дело серьезное."

Форма классного часа - устный журнал.Страницы: 1. Проблема (статья "Лишние люди на рынке труда": статистика по безработице в России и за рубежом и ее причины)        ...

Классный час по профориентации «Мир профессий»

Цель: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся;Задачи:1) Ознакомить детей с классификацией профессий;2) Выявить склонность к определенному виду профессиональной деятельн...