Классный час "Человек живет среди людей"
классный час (7 класс)

Иванова Елена Михайловна

Данный классный час расчитан на формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека. А так же данный материал может быть использован во внеклассной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_chas_obshcheniya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

7  класс

Час общения: «Человек живет среди людей»

Цель: формирование умений и навыков в сфере общения, умения слушать и слышать другого человека.

Оборудование: листы бумаги, ручки, свеча, спички, металлическая емкость.

Стулья учащихся поставлены в круг.

Ход часа общения:

Поклонившись, мы друг другу сказали...

Здравствуйте!

Что особого мы друг другу сказали...

Ребята, в разных странах люди приветствуют друг друга по разному. «Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?». А как звучит это по-русски? «Здравствуйте!», т.е.  мы желаем друг другу здоровья. Но у всех народов уклониться от приветствия  считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.

Об этом удивительном слове «здравствуйте» поэт В.Солоухин написал стихотворение. Послушайте его. (Звучит тихая музыка.) «Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто здравствуйте!

Больше мы ничего не сказали.

От чего же на капельку солнца прибавилось в мире,

От чего же на капельку счастья прибавилось в жизни?»

Поздороваться, чтобы на капельку солнца прибавилось в мире, тоже надо уметь.  

Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. Одиночество мучительно, неестественно для человека, особенно когда он молод и полон сил. И от того, умеем ли мы общаться, иногда зависит наше счастье.

В фильме о проблемах молодежи «Доживем до понедельника» звучали такие слова: «Счастье – это когда тебя понимают...».

Вопросы:

• Что для вас означает эта фраза?

• Всегда ли вас понимают?

• Что лично вам необходимо для счастья? Что для вас важно сейчас? (Ответы детей по кругу.)

Учитель: Все мы разные и понятие о счастье у нас разное, но многие сейчас говорили о друзьях, семье, близких, о взаимопонимании с ними.

«Счастье – это когда тебя понимают... ». Но стараешься ли ты сам понять другого человека, тем самым сделав его чуточку счастливее? Умеешь ли ты слушать и слышать другого человека? Это для вас важно? Это и будет темой нашей сегодняшней встречи.

Умеем ли мы слушать и слышать другого человека? Давайте проверим.

Многие из вас наверняка были в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций, и вы даже не задумывались о том, насколько эта информация верна, вспыхивали, обижались, вели себя несдержанно. И лишь потом выяснялось, что же произошло. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может быть, это поможет вам в будущем.

Игра «Испорченный телефон»

Для игры 5-6 игрокам предлагается выйти за дверь. Одному из игроков сообщается информация, его задача - запомнить ее и пересказать тому, кто находился за дверью. Затем информация передается от одного к другому, от другого к третьему и т.д. Присутствующие наблюдают, как при передаче информация искажается. Переданную последнему игроку фразу сравнивают с первоначальной (варианты: в третьей четверти домашние задания отменят, их будут задавать только тем, кто хочет учиться на «4» и «5»). 

Делают вывод: мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать -–это не одно и то же.

Благодарю всех участников игры. Аплодисменты.

Игра «Банк претензий»

• Всегда ли вас понимают дома?  Вспомните  ситуации, когда вас не понимали.

Почему возникает непонимание, из-за чего чаще всего возникает конфликт с близкими? Напишите ваши претензии на листе бумаги. Я не буду их читать, а положу на край стола.

Это серьезные проблемы? Кто должен уступить? После легенды мы вернемся к вашим претензиям.

Ведущий рассказывает «Легенду о материнской любви» В.А.Сухомлинского.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели ее в сенях».

Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить... Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из ее груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдемте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».

Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из ее груди сердце, положил на кленовый листок, несет. Трепещет материнское сердце.

Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утес, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».

Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил  горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.  

Столь огромной была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына счастливым, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоем степями и стали двумя курганами. Каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов...

• Что вы теперь чувствуете?

Вот ваши претензии. Как с ними поступить? Ответы детей. Сжечь  (сжигают в металлическом ящике). Почувствуйте едкий дым ваших обид. Запишите ваши чувства и мысли, которые возникнут у вас, когда вы будете размышлять над сегодняшним занятием. Отдайте их маме. Пусть она узнает о ваших чувствах. Это будет хороший шаг к взаимопониманию и умению ценить и беречь своих близких.

Каждый из вас уникален. Вы – единственный и неповторимый. Вы – нечто новое в этом мире. Нигде нет другого такого же человека, как вы.

Каждому при рождении дается имя. Вы растете, и вместе  с вами растет ваше имя. Как вас будут называть, когда вы вырастете? Произнесите вслух свое «взрослое» имя. У вас в руках «цветок вашей души». Посмотрите на него, почувствуйте его настроение. Какого оно цвета? Выберите кружок соответствующего цвета, приклейте в центр цветка и напишите то имя, каким вас называют друзья, близкие; имя, которое вам наиболее приятно, или то, каким хотели бы, чтобы вас называли. (Участники делятся на группы по 5 человек.)

На лепестке цветка напишите качества, которые вас характеризуют, ваши умения, достоинства. Оставьте свободными 4 лепестка. Передайте свой цветок соседу. На одном из свободных лепестков он запишет то, что ему нравится в человеке, имя которого – в сердцевине цветка. Цветками обмениваются до тех пор, пока к каждому не вернется «его» цветок.

Прочитайте, что хорошего написали о вас друзья. Спасибо.

Как чувствует себя твой цветок?

• Что нужно, чтобы вместе этим цветам было хорошо? Перед вами «поляна». Найдите место, где вашему цветку будет уютно, комфортно.

(Дети приклеивают цветы на «поляну».)

• Как назовем эту цветочную поляну?  (Дети предлагают и записывают название.)

Упражнение «Дружба»

Помните сказку «Маленький принц»?

  • Мудрый Лис поделился с Маленьким принцем, главным героем одноименного произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц в поисках друзей прилетел на землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый день, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал, что она самая лучшая и единственная во всей Вселенной. Но на Земле он увидел огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень - очень несчастным, ведь его красавица говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его Роза для него, действительно, единственная в мире. «Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы. – Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ничто. Вас никто не приручил. – Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Самого главного глазами не увидишь»,- повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
  • А как вы понимаете секрет мудрого Лиса? (Размышления ребят.) 

Игра «Паутинка»

(Передавая соседу клубок ниток, участник говорит ему доброе пожелание. В середине игры начинается песня.)

 Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она еще хрупка и непрочна. И только от нас зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.

После: Мы говорим: «До свиданья», чтобы завтра вновь сказать «Здравствуйте!», чтобы на капельку счастья прибавилось в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек среди людей"

Ознакомить учащихся с «культурой мира» и раскрыть его составляющие....

Классный час "Я среди людей". 9 класс

Классный час "Я среди людей" о взаимоотношении людей. 9 класс....

Конспект тематического классного часа "Я среди людей"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен конспект тематического классного часа "Я среди людей". Предназначен для работы с детьми 7-9 классов специально (коррекционной) школы 8 вида....

Открытый классный час "Человек среди людей"

Цели: 1. познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; 2. показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного о...

Вы живете среди людей

Классный час в 7 классе...

час общения "Человек живет среди людей"

формирование навыков общения, умение слушать и слышать другого человека...

Классный час "Я среди людей, люди вокруг меня"

Классный час напрвлен на формирование умения общаться с окружающими людьми....