Родительское собрание по теме «Как уберечь ребёнка от насилия»
методическая разработка

Ерёменко Марина Ивановна

Задачи собрания:

1.     Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.

2. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Как уберечь ребёнка от насилия»

 

                                                   « Чем больше свидетелей у чужого

                                                       несчастья, тем меньше шансов

                                                  у жертвы получить помощь».

                                                                                          Б. Лабейн

Задачи собрания:

  1. Показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы.
  2. Обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:

  • Статистика обсуждаемой проблемы.
  • Анализ мнения родителей по проблеме насилия.
  • Возможные пути предупреждения насилия по отношению к детям.

Подготовительная работа к собранию:

  • Проведение классного часа с детьми на тему «Я один дома, на улице, в подъезде»
  • Рисование на тему «Опасные ситуации в моей жизни».
  • Анкетирование учащихся.
  • Анкетирование родителей.
  • Подготовка ситуаций для обсуждения родителями.
  • Подготовка статистических данных по теме собрания.
  • Подготовка памяток для родителей.

Ход собрания

  1. Вступительное слово специалистов – медиков или классного руководителя.

    В современном мире насилие стало скорее правилом, чем исключением. Насилие порождает новое насилие и становится неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Практически каждую минуту мы видим примеры насилия по телевидению: в фильмах, рекламе, видеоклипах. Столкновение с насилием в отношении себя вызывает у человека мощнейший психологический кризис, последствия которого тянутся многие годы. Особо тяжёлые последствия несёт насилие в отношении детей. Говоря о насилии, следует отметить такие его формы, как жестокое обращение с детьми, безнадзорность и собственно насилие.

    Под жестоким обращением с детьми понимают намеренное нанесение ребёнку телесных повреждений одним из родителей или лицом, осуществляющим заботу о ребёнке.

   Под безнадзорностью понимают отсутствие даже минимальной заботы и внимания к ребёнку.

   Насилие может иметь разнообразные виды: физическое, эмоциональное, вербальное, психическое и сексуальное. Все эти виды насилия включают широкий диапазон действий.  Физическое насилие включает удары частями тела и предметами, толкание, щелчки, удержание против желания, использование оружия, ранения, травмы, избиения, пытки и убийство. Эмоциональное и вербальное насилие характеризуется присвоением кличек, оскорблениями, угрозами физической расправы и ущерба, криками, проявлением гнева, отказом во взаимоотношениях, давлением, принуждением выполнять то, что человек не хочет, или не разрешением выполнять то, что он хочет делать. Наиболее распространённое заблуждение касается сексуального насилия. Под сексуальным насилием чаще всего понимают изнасилование. Хотя спектр сексуального насилия достаточно широк.

   Наиболее часто жертвами насилия, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников, становятся:

  • Дети, которые воспитываются в условиях жестких отношений в семье, которые враждебно воспринимают мир и готовы быть жертвами насилия со стороны сильных и сами проявляют насилие к слабым;
  • Дети, воспитывающиеся в условиях безнадзорности, брошенности, эмоционального отвержения;
  • Дети, которые воспитываются в обстановке жесткого беспрекословного подчинения, не умеющие сказать «нет», с нарушенной внутренней границей, делающей их неспособными сопротивляться насилию, боязливые и тревожные;
  • Дети с психическими аномалиями, неспособные адекватно оценить опасные ситуации;
  • Маленькие дети в силу их беспомощности.

   Ребёнок, как и взрослый, может очень долго скрывать факт изнасилования, при этом у него развиваются специфические симптомы в зависимости от возраста.

   Для дошкольника наиболее общими симптомами являются тревога, ночные кошмары, общее посттравматическое стрессовое расстройство, избегающее поведение, боязливость, задержка в развитии, чрезмерный контроль, агрессия, антисоциальное неконтролируемое поведение, неподходящее возрасту сексуальное поведение.

  Для детей школьного возраста наиболее общими симптомами являются страх, невротическое и общее психологическое заболевание, агрессия, ночные кошмары, школьные проблемы, гиперактивность и регрессивное поведение.

  Для подростков наиболее общими характерными признаками являются депрессия, уходы из дома, суицидальное самоповреждающее поведение, соматические жалобы, противозаконные действия, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами.

  Одним из центральных факторов выздоровления детей от травмы сексуального насилия является наличие материнской поддержки.

  По статистике:

  • Каждая четвёртая женщина подвергается в детстве сексуальному насилию.
  • Каждый восьмой мужчина подвергается в детстве сексуальному насилию.
  • 30% учащихся – подростков являются основой преступных групп.
  • Приблизительно 5,8% младших школьников пережили сексуальное насилие в 2004 году (по данным МВД).
  • Более 20% учащихся – старшеклассников имеют опыт различного рода физического насилия со стороны сверстников и взрослых.

 

  1. Анализ анкетирования и рисунков учащихся.

Анкета для детей №1.

  1. Если ты один остался в квартире и в твою дверь кто-то позвонил, как ты поступишь:

А) откроешь дверь.

Б) попросишь назваться человека, стоящего за дверью.

В) не будешь открывать, имитируя, что дома никого нет.

Г) позвонишь по телефону соседям или родителям.

 2. Если ты один дома и в вашу дверь звонят люди, называя себя специалистами различных служб, просят открыть дверь, как ты поступишь:

       А) откроешь дверь.

       Б) сделаешь вид, что дома никого нет.

       В) Позвонишь родителям или знакомым людям.

       Г) начнёшь кричать и шуметь.

3. Если ты услышишь, что дверь вашей квартиры кто-то открывает, как ты поступишь:

       А) будешь ждать того, кто в неё войдёт.

       Б) спросишь кто там.

       В) сообщишь родителям.

4.Если к тебе на улице подойдёт незнакомый человек, как ты поступишь:

       А) вступишь с ним в разговор.

       Б) молча отойдёшь в сторону.

       В) Пойдёшь туда, где есть люди.

       Г) начнёшь шуметь, чтобы обратить на себя внимание посторонних людей.

5. Если во дворе к тебе подойдут незнакомые тебе ранее ребята и предложат пойти к тебе домой поиграть, как ты поступишь:

      А) охотно пригласишь их к себе домой.

     Б) откажешь им.

     В) свяжешься с родными и спросишь у них разрешения.

     Г)  пообещаешь пригласить их к себе в следующий раз, когда дома будут взрослые.

6. Если ты хочешь войти в подъезд, и за тобой идут один или несколько незнакомых тебе людей, как ты поступишь:

      А) не пойдёшь в подъезд.

      Б) дождёшься знакомых или соседей и тогда пойдёшь в подъезд.

      В) позвонишь родителям по мобильному телефону или из телефона-автомата.

      Г) пройдёшь мимо своего дома и пойдёшь туда, где больше людей.

7. Если ты войдёшь в подъезд и увидишь там одного или нескольких незнакомых тебе людей, как ты поступишь:

      А) Немедленно выйдешь из подъезда.

     Б)  пойдёшь спокойно по лестнице домой.

      В) позвонишь в любую квартиру.

      Г) начнёшь звать на помощь.

Анкета для детей №2.

  • Запиши рабочий номер телефона твоих родителей.
  • Запиши мобильный номер телефона родителей.
  • Что означает номер телефона 01? 02? 03?
  • Знаешь ли ты номер телефона своих соседей и близких друзей?
  • Знаешь ли ты, как поступить, если ты потерялся?
  • Знаешь ли ты, как потупить, если в квартире что-то случилось?
  • Знаешь ли ты, как вызвать в случае необходимости службу спасения?
  • Знаешь ли ты, как поступить, если с тобой произошло что-то плохое?

Анкета для родителей.

  1. Говорите ли вы своему ребёнку о том, что он, может быть подвергнут насилию?
  2. Как вы учите своего ребёнка предупреждать насилие по отношению к нему и бороться с ним?
  3. Знает ли ваш ребёнок телефоны экстренной помощи?
  4. Комментируете ли вы своему ребёнку передачи, связанные с борьбой с насилием?
  5. Какие правила самозащиты известны вашему ребёнку?

  1. Анализ ситуаций предложенных для обсуждения.

  Родителям предлагаются для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

   Ситуация №1.

  Настроение ребёнка сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Спустя какое-то время родители узнали, что по дороге в школу взрослые мальчики забирают у него деньги, которые родители дают на завтраки.

    Ситуация №2.

   Случайно родители обнаружили на теле девочки, ученицы 4 класса синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное повергло их в шок. Подростки несколько раз загоняли её и других девочек в подвал соседнего дома и подвергали их оральному сексу. За сопротивление били и приказывали молчать, грозя рассказать всё родителям девочек.

    Ситуация №3.

Мальчик спешил в школу. Школа находилась недалеко от дома, поэтому родители его не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулём предложил довезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией…

     Ситуация №4.

  Ребёнок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начали многозначительно смотреть на него и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребёнком, и невольно укоряли его за это.

     Ситуация №5.

  Ребёнка дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в школе. Он отказывается идти в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время всё успокаивается, а затем издевательство повторяется и становится всё более изощрённым. 

  1. Чтение и обсуждение памяток.

Памятка №1.

Уважаемые папы и мамы!

          В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

         Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

       Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни …

  • Выучите с ребёнком номера телефонов служб спасения в трудной жизненной ситуации.
  • Выучите с ним ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.
  • Учите его рассказывать вам вечером не только о своих достижениях, но и тревогах, сомнениях, страхах.
  • Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.
  • Обсуждайте с ним примеры находчивости и мужества детей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.
  • Не иронизируйте, если ребёнок в какой-то ситуации оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите ему возможные пути решения возникшей проблемы.
  • Если проблемы связаны  с тем, что ваш ребёнок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь результатами занятий.
  • Если взрослые люди из числа ваших знакомых и друзей вызывают у вас опасения в отношении вашего ребёнка, проверьте свои сомнения и не стесняйтесь разорвать с ними отношения.
  • Постарайтесь удовлетворить любознательность и любопытство ребёнка, предупреждая его вопросы заранее, а не после того, как он получил информацию из третьих рук.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребёнок с раннего детства усвоил то, что ему разрешается и то, на что налагается абсолютный запрет.
  • Учите ребёнка предполагать последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если …
  • Если ваш ребёнок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего жизнь невозможна.
  • Не обсуждайте при ребёнке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.
  • Не формируйте у своего ребёнка комплекс вины за случившееся.
  • Не позволяйте другим людям выражать вашему ребёнку сочувствие и жалость. Это формирует комплекс «белой вороны».
  • Дайте возможность своему ребёнку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.
  • Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.
  • Постарайтесь переключить внимание ребёнка с пережитой им ситуации на новые занятия и увлечения.
  • Ни в коем случае никогда не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся физического и психического здоровья вашего ребёнка.
  • Не идите компромиссы со своей совестью, если это касается чужой жизни, даже если это ваш ребёнок. Спустя годы ваш компромисс может обернуться против вас.

Памятка №2.

   Если ребёнок подвергся сексуальному насилию, вы должны знать, что физические признаки насилия могут быть такими:

  • Боль и раздражение в области гениталий;
  • Необычайная походка или манера сидеть;
  • Необъяснимые повреждения тканей или синяки;
  • Частое принятие ванны;
  • Частое мочеиспускание.

  Типичные признаки последствий сексуального насилия, проявляющиеся в поведении:

  • Слезливость и замкнутость;
  • Беспокойный сон;
  • Депрессия;
  • Плохой аппетит;
  • Нежелание выходить на улицу;
  • Агрессивность и раздражительность;
  • Отчуждённость и отрицание родительской ласки;
  • Проявление страхов, ночные кошмары;
  • Пассивность и равнодушие;
  • Изменение во внешнем облике;
  • Отрицание друзей и приятелей.

  Наблюдайте за своим ребёнком! Прислушивайтесь к своему сердцу и родительскому инстинкту! Консультируйтесь со специалистами, если в чём-то сомневаетесь!

  1. Обзор педагогической литературы по проблеме собрания.

Литература.

  1. Гарбузов В.И. Неврозы у детей и их лечение.- М., 1997.
  2. Грибоедов А.С. На пути к преступлению. – СПб., 1998.
  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М., 1985.
  4. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М., 1985.
  5. Осипова А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Почему свой ребёнок становится чужим?"

В данном материале - беседа с родителями 7 класса на тему "Почему свой ребёнок становится чужим?" Классный руководитель делит группу родителей на 2 подгруппы: 1 гр. рассматривает определённую ситуацию...

Конспект родительского собрания по теме: "Суицид. Когда ребёнок нуждается в вашей помощи".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ: "Когда ребёнок нуждается в вашей помощи", поможет расширить  и углубить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида, предоставит возможн...

Презентация к родительскому собранию на тему "Как уберечь ребенка от насилия?"

Данная презентация может быть полезна в работе классным руководителям и педагогу-психологу школы, так как материал, содержащийся в ней, расскажет родителям о видах насилия, которым может подвергнуться...

Родительское собрание на тему:«Нужны ли ребёнку карманные деньги?»

Родительское собрание.Название: «Нужны ли ребёнку карманные деньги?»Форма проведения: диспутЦели собрания:1.     Обсуждение с родителями вопроса: «Можно ли давать ребенку деньги на...

Родительское собрание на тему: «Как помочь ребёнку учиться?»

Цель: ознакомление родителей с достижениями учащихся за период 2-й четверти, привлечение внимания родителей к низкому уровню качества знаний учащихся, через  акцентирование на проблемных моментах...

Родительское собрание на тему "Как уберечь детей от наркотиков"

Данный методический материал позволит классному руководителю 7-11 классов без труда подготовиться и провести родительское собрание на тему "как уберечь детей от наркотиков"...

Общешкольное родительское собрание на тему "Как уберечь детей от суицида"

Уважаемые родители, любите своих детей и чаще говорите им об этом, уделяйте им каждую свободную минуту, интересуйтесь их делами, учите преодолевать трудности, убедите в том, что любая черная полоса об...