Среда развития и воспитания личности.
статья

Ольга Васильевна Панова

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья трудно усвоить сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Педагогический коллектив решает эту проблему посредством «живой сенсорной комнаты». Нами был разработан проект благоустройства пришкольного участка, который находился в заброшенном состоянии. Главная цель любой школы – образовательная. Поэтому и «Живая сенсорная комната», так мы назвали наш проект, должна стать средой развивающей, воспитывающей и, конечно, обучающей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Среда развития и воспитания личности.

Автор:

Руководитель Сызранского филиала

ГБОУ «Школы-интернат № 2 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.о. Жигулёвск,

к.п.н. Панова Ольга Васильевна

Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания.

Б. Прейер

Динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни страны неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от норм. В этих условиях дети более всего подвержены негативному влиянию окружающего их мира. Выбор оснований своей деятельности в постоянно изменяющейся социальной жизни определяется личностными смыслами, которые человек конструирует для себя сам. От  особенностей протекания процесса социализации ребёнка зависит формирование его социального здоровья и личности в целом. От уровня социального здоровья зависит и физическое здоровье человека, поскольку только социально здоровый человек ориентирован на сохранение и поддержание позитивного физического состояния. Поэтому одной из основных задач современной коррекционной школы является социализация детей в общество.

Проблема социализации личности относится к числу традиционных и наиболее значимых в педагоге. На Западе данная проблема изучается более длительный период, чем в России. Этой проблемой занимались О.Г. Брим, Ф.Г. Гиддинг, Р. Гоулд, Э. Дюркгейм, Л. Колберг, Ч.Х. Кули, М. Мид, Э. Эриксон и другие. Основоположником теории социализации личности в России является А.В. Мудрик. В сфере образования процессами социализации личности занимались П.П. Блонский, М.В. Крупенина, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и другие. Яркими представителями отечественной междисциплинарной научной школы социализации являются Л.П. Буева, И.С. Кон, А.В. Петровский, М.И. Рожков и другие.

Особую значимость в настоящее время приобретает организация культурно-образовательного пространства школы, где её  гуманизации способствуют обеспечение комфортности существования и развития детей и взрослых, персонализация среды (фиксация определенной части среды как своего "я"), создание "среды для меня", т.е. образовательной среды каждого индивида; обеспечение личностного роста субъектов среды.

В Сызранском филиале ГБС(К)ОУ школы-интерната № 2 г.о. Жигулёвск обучаются дети с тяжёлыми нарушениями речи и дети с интеллектуальной недостаточностью. У данной категории детей с трудом формируются сенсорные эталоны, возникают проблемы в формировании коммуникативной компетенции. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, которые нуждаются в коррекционно-развивающем сопровождении, обеспечивающем их успешную социализацию в общество. Для улучшения сенсорного развития такого ребенка необходимо обогащать теорию и практику воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, включая окружающий его мир.

   Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка с особыми образовательными потребностями. Детям с ограниченными возможностями здоровья трудно усвоить сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Педагогический коллектив решает эту проблему посредством «живой сенсорной комнаты». Нами был разработан проект благоустройства пришкольного участка, который находился в заброшенном состоянии. Главная цель любой школы – образовательная. Поэтому и «Живая сенсорная комната», так мы назвали наш проект, должна стать средой развивающей, воспитывающей и, конечно, обучающей.

        Пришкольный участок мы разделили на три зоны: развивающую, игровую и воспитывающую.

Развивающая зона включает в себя клумбы, песочницы, фигуры  разной формы, цвета и  величины. Здесь у детей посредством живой природы формируются сенсорные эталоны: цвет, форма, величина. Сенсорная зона является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, проведения психологических тренингов и коррекционно-развивающих занятий. Обстановка способствует нормализации психического состояния у здоровых и больных детей.

Игровая зона включает сенсорную тропу (песок, галька…), игровую площадку, где дети играют в сюжетно-ролевые игры. Игровое пространство выполняет роль амортизатора возрастного кризиса, способствует скорейшей адаптации ребенка к школе. Создание условий, органично сочетающих игровые типы жизнедеятельности, позволяет младшим школьникам ярко проживать жизнь, реализовать потребность в самоутверждении и самореализации, а это в свою очередь обеспечивает педагогический эффект самообновления и самоусовершенствования личности. Игровое пространство не ощущается как тренажер социальной и личностной активности, это и есть сама жизнь, в которой всегда находится место творчеству и импровизации. Игра позволяет создать обособленное пространство для «внутренней социализации» каждого ребенка (Л. С. Выготский), стать школой приобретения опыта общественной жизни, социальной активности. Таким образом, у детей в игре успешно формируются коммуникативные компетенции.

Воспитывающую зону представляет «Аллея добрых людей», на которой ребята совместно с социальными партнёрами сажали деревья. Соответственно, уход за саженцами, уборка территории способствует экологическому и духовно-нравственному воспитанию личности, учит работать в команде.

Деятельность «Живой сенсорной комнаты» направлена на:

 содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, через организацию профилактических и коррекционных мероприятий;

создание условий, обеспечивающих охрану и укрепление психологического и социального здоровья детей;

социальную поддержку – предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающего условия для социализации детей через работу добровольцев, ведущих приобретения детьми опыта общественной деятельности.

Таким образом, «Живая сенсорная комната» осознаётся нами как личностно-ориентированная культурная деятельность. Сегодня главным направлением построения и развития любой образовательной организации является создание условий для культурного развития обучаемого, создание культурной среды. Культурно-образовательное пространство школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. Это особым образом организованная социокультурная и педагогическая среда, стимулирующая развитие и саморазвитие каждого включенного в нее индивида, это система условий для личностного и творческого развития детей и педагогов – всех субъектов образовательного процесса, это среда развития и воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания.

Духовно-нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу невозв...

Реализация концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности учителем истории и обществознания

Развитие и модернизация российского общества, ее перспективы и тенденции делают в наше время особенно значимой проблему формирования духовного и нравственного развития подрастающего поколения, которые...

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...