Классный час по теме: "Правовая культура" (в игровой форме)
классный час

Понькина Ирина Николаевна

Классный час для обучающихся 1-2 классов с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Классный час для обучающихся 1-2 классов

Тема: "Правовая культура" (в игровой форме).

Цель: формировать правовую культуру и правовое сознание детей.

Задачи:

Образовательные: расширять и закреплять представления детей об их правах и обязанностях.

Развивающие: развивать словарный запас речи; мышление, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать любовь к семье, толерантность, стремление к получению знаний, умение проводить отдых с пользой, учить заботиться о своем здоровье.

Оборудования:

Картинки с иллюстрированными правами ребенка. Цветик-правоцветик; свидетельства о рождении, книги со сказками: «Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Колобок»«Красная шапочка» и др.; карточка с именами, карточки с буквами для составления имен.

Предварительная работа: беседы, игры, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, занятия по изо деятельности о правах детей.

                                           Ход занятия:

  1. Организационный момент. Вводная беседа. Сообщение темы.

-Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы«Что могут люди делать, и что не могут?»«Что они обязаны делать и что не обязаны?»«На что имеют права и на что не имеют Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу. Она называется «Конвенция о правах ребенка»:

Эта книга не простая

Развернешь – как хороша

Где написано, что можно

Где написано нельзя.

-И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва

У него уже с пеленок

Появляются права.

  1. Основная часть.

-Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика. Отрываем первый лепесток, прочитаем слово и узнаем первое право.

право: имя

Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество. Ребята, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Вова, Дима, Миша. Что обозначают эти слова? (имена) 

-А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры.

-А когда дают ребенку имя? Подтверждает право вашего имени документ, который называется «Свидетельство о рождении»

Давайте поиграем в игру "Составь свое имя" (из букв дети составляют свои имена, прочитывают и говорят ласково).

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо,

Что же имя ваше значит.

Что еще кроме имени дается ребенку? (отчество, фамилия). Кто знает, как присваивается отчество?

У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

- не дразниться;

- не придумывать клички;

- обращаться друг к другу вежливо, ласково;

- к взрослым обращаться по имени, отчеству.

Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

право: семья

Отрываем 2 лепесток.

-Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни!

-А кто еще помогает родителям воспитывать детей?

- А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой?

-Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая.

 В книге «Конвенция прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей».

-А что значит согласная семья?

Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.

Игра «Собери картинку». Дети из частей собирают картинку «Семья».

А какие обязанности должны быть у детей в семье?

право: учёба

Отрываем 3 лепесток. Право на образование.

-Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями.

-А где человек получает знания?

Давайте с вами немного поиграем: Игра по командам «Школа» 

(дети делятся на две команды; учитель по очереди задает вопросы):

1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?

2. Как называется школьный стол?

3. Как называются занятия в школе?

4. Кто ведет уроки?

5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?

6. Школьный урок, где позволяют громко петь?

7. Перерыв между уроками?

8. Сигнал на урок?

9. Какой отметки радуются ученики?

10. В нем школьники несут учебные принадлежности?

Послушайте пословицы о знаниях:

«Повторенье – мать ученья»

«Учение - путь к умению»

Все эти пословицы говорят, что знания человеку просто необходимы и у нас есть право получать эти знания.

Подведем итог игры. Команды получают призы.

Но нет прав без обязанностей, потому что учеба — это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это!

-На какие оценки нужно учиться в школе?

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

право: здоровье

Отрываем 4 лепесток. Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь?

-Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

-А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу.

-А чем отличается поликлиника от больницы?

Всем известно, что на свете

Без врачей прожить нельзя

Педиатры, терапевты

Няни сестры, фармацевты

Это все твои друзья.

 Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что, значит, беречь свое здоровье?

И мы в школе тоже соблюдаем режим дня и занимаемся физкультурой:

Физкультминутка 

Любим спортом заниматься.

Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)

Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)

Метко вдаль его кидать, (Изобразить «метание» выбросом руки вперед)

Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)

Ног своих совсем не жалко,

Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)

Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)

право: жизнь

Отрываем 5 лепесток. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность.

-Вспомните сказки, которые мы читали. Какие права нарушались у героев сказок? («Гуси-лебеди»«Маша и медведь»«Волк и семеро козлят»«Колобок»«Красная шапочка»«Золушка»«Дюймовочка»«Три поросенка»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

-Такие герои сказок как Волк, Лиса, Баба-Яга, Гуси-лебеди, Кощей Бессмертный – это отрицательные герои или положительные? Какие поступки они совершали? Т. е. они совершали зло. Но в сказках всегда побеждает…?

-У каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но всегда ли мы в школе соблюдаем это право? Хорошо это или плохо?

-А что делают с тем человеком, который нарушает право другого человека(наказывают) 

-Наказание – это наказ на будущее, чтобы больше не совершать плохих поступков. А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов и никогда ни с кем не ссориться.

Игра «Скажи другу комплимент» (детям предлагается встать в круг и передавая мяч по очереди говорить друг другу комплименты).

Комплименты – приятные слова, которые могут касаться личных качеств, внешности, настроения человека.

право: отдых

Отрываем 6 лепесток. Это новое право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг?

-Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали.

-Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу, а вы не учитесь в школе?

-Что вы делаете в эти дни?

-Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и

по-другому: путешествовать, ходить в походы, в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. Бывает отдых длительный.

-Кто знает, как называется длительный отдых для взрослых?

-Скажите, как называется длительный отдых для учеников?

-Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?

В народе говорят«Делу время, а потехе час»«Сделал дело – гуляй смело». Что означают эти пословицы? Давайте их повторим.

  1. Закрепление.

-Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Давайте подойдем к доске и рассмотрим картинки – и еще раз назовем их.

-Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.

Как хорошо, что есть права

Закон нас строго защищает

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают

Чтоб нас никто не мог побить

Украсть, унизить и обидеть.

  1. Итог занятия.

-Ребята, понравилось вам занятие?  

-Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?

  В свободное время я предлагаю вам оформить раскраски о ваших правах и сделать выставку. А сейчас вы можете воспользоваться правом на отдых и поиграть с друзьями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в игровой форме "Права ребенка" для 9-11 классов

Материал можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках обществознания в любом классе как дополнение, при повторении....

Классный час в игровой форме "Посеешь привычку - пожнешь характер"

Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным привычкам....

"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.

Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....

Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).

             Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...

Классный час на тему: «Правовые последствия употребления алкоголя, наркотических веществ и других ПАВов» (10 класс)

Цель: формирование правовой грамотности школьников старших классов,  формированию личной ответственности за собственные поступки....

План-конспект классного часа на тему «Правовая культура и правосознание»

Главная цель данного классного часа - сформировать у учащихся представление о правовой культуре и правосознании, объяснить значимость этих элементов для развития гражданского общества и правового госу...