Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.
материал

Изотова Валентина Иосифовна

Перевод из младшей школы в основную-переломный момент в жизни обучающихся. Какие эмоции принесёт этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей, и в первую очередь от классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность классного руководителя по адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.

В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Я являюсь классным руководителем 5а класса второй год.  

Перевод из младшей школы в основную – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей , и в первую очередь, от классного руководителя.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности четвероклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности четвероклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность –  это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Итак, мы видим, что переход из начальной школы в основную связан с возросшей нагрузкой на психику подростка. Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в основной, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости. У большинства детей подобные отклонения исчезают через 2-3 недели учебы, но у некоторых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца. Самым сложным период адаптации является сентябрь-ноябрь месяцы.

В связи с чем возникла необходимость четкого планирования работы классного руководителя по преемственности.  При этом нужно чётко понимать, что переход из начальной школы в основную, предусматривает три этапа:

  • Подготовительный
  • Адаптационный
  • Стабилизационный

Итак : диагностика  обучающихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Прежде всего, благодаря  классному руководителю начальной школы, я имела полное представление о классе. Каким образом прошло знакомство с классом. Характеристика класса осуществлялась по критериям:

1критерий: Эффективная учебная деятельность

  • Учебная активность
  • Усвоение знаний (успеваемость)

2критерий: Усвоение школьных норм поведения

  • Поведение на уроке
  • Поведение на перемене
  1. Критерий: Успешность социальных контактов
  • Взаимоотношения с одноклассниками (общительный, малоинициативный, сфера общения ограничена и т.д)
  • Отношение к учителю (проявляет дружелюбие, дорожит хорошим мнением и т.д).
  • Отношение с родителями.
  1. Критерий: Эмоциональное благополучие
  • Эмоционально благополучен

В результате совместной работы я имела представление об обучающихся по всем критериям. Наиболее заметен был поведенческий аспект.  Эти дети не слышали, не видели и не понимали что от них хотят. Для меня это стало задачей номер один.  

Итак, определив круг своих задач, началась моя деятельность как классного руководителя:

Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся во многом зависит от установления правильного контакта с каждым в классе. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство состоит в том, чтобы вовремя подсказать обучающимся правильную линию поведения, убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности. Обучающиеся 4класса при переходе испытывают стресс, и классный руководитель, и учителя предметники должны помнить об этом, помочь каждому занять своё место, свою нишу в классном коллективе. Только совместная деятельность может дать положительный результат.

Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплиныВысокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. На сегодня что мы имеем:

Результат деятельности обучающихся (4класс и начало 5класса). Портфолио. (деятельность представлена в фотографиях по компетенциям)

  1. Целостно-смысловая компетенция.
  2. Общекультурная
  3. Учебно-познавательная
  4. Информационная
  5. Коммуникативная
  6. Социально-трудовая
  7. Компетенция личностного самосовершенствования


Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В классе сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. Есть обучающиеся, которые охотно вовлекаются во все мероприятия и дела класса. Охотно посещают школьные кружки:

«Акварелька», «Ритмическая гимнастика» - Катя,Александра,Анастасия.  Я постаралась вовлечь в кружки всех детей.

Следующий раздел деятельности классного руководителя работа с родителями обучающихся. Я тесно поддерживаю контакты, конечно, с  родителями тех детей, которые вызывают беспокойство. Благодаря такому тесному общению с мамой Руслана, Артемия, Артёма наметилась положительная динамика в решении вопросов поведения. И что приятно, родители сами охотно идут на контакт с кл.руководителем.

Конечно этот контакт неполный. Хотелось, чтобы родители  проявили свою инициативу, своё желание помочь своему ребёнку не только в общении с классным руководителем, но и вышли на контакт со школьным психологом. Те же родители утверждают, что их дети дома ведут себя хорошо, а мы знаем что это не так. Они нуждаются в психолого- педагогическом сопровождении «Разговор с психологим». И инициатива должна исходить от родителей. Этого я пока не вижу.

Готовясь к педсовету я провела маленький опрос в своём классе. Что из этого получилось?

В 5а классе – 12 обучающихся.

1

Хочется и нравится ходить в школу.

95,7%

2

Иногда не хочется идти в школу.

3,2%

3

Не хочется идти в школу.

1,1%

«Везёт тому, кто сам везёт» — народная мудрость. Классное руководство — это своего рода таинство, когда из группы учеников, где каждый со своим характером, привычками и увлечениями, педагог создает не просто класс, он создает команду. Коллектив - единый организм, где каждый школьник - яркая индивидуальность. Коллектив не сформируется сам по себе, а только через постоянную, ежедневную работу классного руководителя, посредством вовлечения обучающихся в разные виды деятельности.

«Дети - это цветы жизни.

Нельзя……требовать, чтобы все цветы одинаково пахли» В.М.Дорошевич.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную

Адаптация школьников при переходе из начальной школы в основную...

Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы

Выступление на школьном педагогическом совете. Материал содержит анализ анкетирования пятиклассников, проведенного классным руководителем и советы педагогам по работе с детьми в этот период....

Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную»

Тема педсовета: «Формирование классного коллектива в период перехода из начальной школы в основную» Становление и развитие человека происходит на протяжении всей жизни . Каждый человек формируетс...

«Переход из начальной школы в основную - готовность обучающихся 5 класса к обучению в основной школе I,II вида»

Информирует об изменении индивидуальных способностей и склонностях детей, социальной ситуации развития при переходе детей в среднее звено школы....

Статья "Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу"

Памятка для родителей пятиклассников в период адаптации...

"Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу ".

Данный материал предназначен для обмена опытом с коллегами по теме "Проблема адаптации обучающихся при переходе из начальной в основную школу"....

Доклад «Адаптация учащихся 5 класса при переходе из начальной школы в основную»

Задачи развитияМладший подростковый возраст -- 10--11 лет. В это время дети в основном уравновешенны, спокойны, они доверчиво относятся ко взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей,...