Адаптация пятиклассников при переходе из начальной школы
презентация к уроку (5 класс) по теме

Баулина Татьяна Владимировна

Выступление на школьном педагогическом совете. Материал содержит анализ анкетирования пятиклассников, проведенного классным руководителем и советы педагогам по работе с детьми в этот период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pyatyy_klass.docx35.36 КБ
Файл adaptaciya_pyatiklassnikov.pptx885.37 КБ

Предварительный просмотр:


  Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", поэтому ребенку необходимо приспособиться  к индивидуальному стилю преподавания  каждого педагога;

появляется кабинетная система, а, значит, необходимо уметь концентрироваться,  воспитывать в себе собранность и внимательность;

прекращается посещение группы продленного дня, где можно было получить дополнительную помощь педагога в подготовке домашнего задания, а значит, возникает необходимость много работать самостоятельно;

  возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов),поэтому приходится справляться с возросшим объемом работ как на уроке, так и дома;

возрастает  темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную учителем;

 все это является серьезным испытанием для психики школьника.

Поэтому в первом полугодии пятого класса наблюдается значительное снижение успеваемости и изменение поведения некоторых учащихся. Некоторые причины подобного явления можно выявить при сравнении работы в начальной школе и в среднем звене: (слайд 2)

Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно

Для среднего звена характерна более обобщенная оценка ученика учителем-предметником  (деиндивидуализация)

2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика

2.  Ученик  зачастую видится учителю несовершенным, в сравнении со старшими школьниками, поэтому  зачастую к нему предъявляются завышенные требования

Преобладание устных форм работы только по одному источнику (учебнику)

3.  Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов

Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей

4.   Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность, проблемную направленность.

Я, как классный руководитель , 5 «Б» класса провела анкетирование учащихся, чтобы получить из первых уст информацию о впечатлениях, которые получили мои пятиклашки от первых двух месяцев учебы в среднем звене.

Класс большой (32 человека), дружный, очень активный. Не претендуя на абсолютную объективность, интересны были ответы на поставленные мною вопросы.

В анкетировании участвовало 25 человек.

(слайд3)

На вопрос «Нравится ли тебе учиться, узнавать новое?»  подавляющее большинство ответили утвердительно, что говорит о  хорошей мотивации к обучению, но для 2 из 25 знакомство с новым не вызывает положительных эмоций. Об этом стоит задуматься.

На вопрос о возвращении в начальную школу, к привычному ритму жизни, как мы видим, не может быть и речи. По секрету мне было сказано, что «Иногда» - это только для того, чтобы увидеть Марину Петровну (скучают).

(слайд 4)  Вопрос о новых условиях учебы и новых требованиях, показывает, что для ребят хорошие отметки – это серьезный труд  и , к счастью ,в большинстве они с ним справляются успешно.

(слайд 5)   Ответы на вопрос о трудности предметов, я думаю, для нас очевиден: на первое место поставлены русский и математика.

вызывает  сомнение объективность ответа о «нетрудных» предметах – скорее это легкий подхалимаж классному руководителю. Тем не менее, определенные выводы можно сделать.

(слайд 6)  Вопрос о новшествах организации учебного процесса, с  которым столкнулись пятиклашки, дал, для меня неожиданный результат:

Подавляющее большинство рады  увеличению нашего количества  в их жизни ;

Интересной кажется для большинства и кабинетная система;

Но больше всего  удивило отношение к субботам, и это значит, что пятиклассники достаточно оптимистично отнеслись к переходу из начальной школы в среднее звено. Как к переходу к новому этапу их школьной жизни .

(слайд 7)  основными помощниками в их школьной жизни по-прежнему остаются родители.

(слайд 8)   хотелось бы обратится к учителям,  в этом году принимающим участие в судьбе пятиклассников,  прислушаться к следующим правилам:

 Применять  на уроках как индивидуальные, так и  групповые формы работы

 Практиковать нестандартные  ситуации на уроке

 Знать, что пик умственной активности – вторая половина урока

 Выработать оптимальный темп и ритм урока

 Постараться меньше использовать шумовые  раздражители

 Использовать динамические паузы

 Создавать атмосферу доброжелательности, искренности на уроке

Следить за своевременным  окончанием урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация 5-х классов в основной школе . Анализ анкет 5 «Б» класса. Мысли об учебе вслух….

Слайд 2

Основные изменения: переход от одного основного учителя к системе “ классный руководитель – учителя-предметники ” ; кабинетная система; прекращение посещения группы продленного дня; возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями; возрастает темп работы.

Слайд 3

Некоторые причины падения успеваемости и интереса к учебе при переходе из начальной школы основную Учитель начальной школы «видит» каждого своего ученика не отстраненно Для среднего звена характерна более обобщенная оценка ученика учителем-предметником ( деиндивидуализация ) 2. Оценка учителя оптимистична, действует сообразно образовательному потенциалу ученика 2. Ученик видится учителю несовершенным в сравнении со старшими школьниками, к нему предъявляются завышенные требования Преобладание устных форм работы только по одному источнику ( учебнику) Основные тексты – художественные и научно-популярные, апеллирующие к памяти и воображению маленьких читателей 3. Тексты (письменные и устные) содержат не только конкретную описательную информацию, но и развернутые рассуждения, описания способов анализа и обобщения фактов 4. Научно-популярные тексты - нового уровня, содержат больший по объему теоретический материал, имеют гипертекстуальность , проблемную направленность.

Слайд 4

Анализ анкет 5 «Б»

Слайд 6

Школьные предметы

Слайд 7

Новое в школьной жизни

Слайд 8

Взаимоотношения с родителями

Слайд 9

Комфорт образовательного пространства- условие успешной адаптации индивидуальные, групповые формы работы нестандартная ситуация на уроке пик умственной активности – вторая половина урока оптимальный темп и ритм урока нет - шумовым раздражителям динамические паузы атмосфера доброжелательности, искренности своевременное окончание урока

Слайд 10

Учитель - не первичный источник информации . Ученики с первого этапа урока сами решают, размышляют , осваивают. На первый план познавательные категории О тсутствие излишнего контроля над детской аудиторией. Работа с первоисточниками, интересными, редкими первичными данными. Постепенное увеличение сложности предметных задач (в зоне ближайшего развития) Оценка не для фиксации ошибок, а для определения положительных изменений в ученике. Принципы педагогического взаимодействия с учениками