"Конфликт" - открытый классный час
методическая разработка (6 класс)

Ермишина Светлана Александровна

Классный час «Учимся жить без конфликтов»

Ход занятия

Цель: Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Задачи:

  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
  • усвоение правил разрешения конфликта;
  • развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга.

Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.

Подготовительный этап. Вам понадобятся листы ватмана или белой бумаги, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, заготовка правил бесконфликтного поведения и рисунка дерева (в раздатке).

Приветствие

Тема нашего занятия «Учимся жить без конфликтов».

Сегодня мы попробуем понять ценность общения без конфликтов, постараемся раскрыть содержание понятия «конфликт», познакомится с его элементами и научится преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.

Учиться жить среди людей, уметь преодолевать конфликты, так же важно, как изучать математику или биологию, поскольку бесконфликтное общение это главное условие и способ существования людей.

  1. Игровой тренинг

Упражнение 1. «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии  может быть разное.  По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три (по шесть) человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.

(Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается.)

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?

Ученики. Класс, школа, друзья, кружки  и секции…

Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент.

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения,  научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности.  В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации.

Упражнение №2: «Облака».

Учитель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом, затем поднять руки те, кого хоть раз обозвали обидным словом.  Результаты опроса известны только учителю.

Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия                                                                          Чувства

Я просто отошел в сторону.                                         Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться.                             Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Учитель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и т.д.

Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.  Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.

Учитель.  Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Ученики. Конфликт –это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.

Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт это столкновение, серьезное разногласие, спор».

В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране). Существует 4 типа конфликтов:

1.Внутриличностный конфликт

2.Межличностный конфликт.

3.Конфликт между личностью  и группой.

4.Межгрупповой конфликт.

Задание 1. Посмотрите вырезки из фильма «Чучело».

Какие виды конфликтов можно выделить в сюжете данного фильма?.....

Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте.

Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
  1. - будете плакать;
  2. - ударите его;
  3. - сделаете ему замечание;
  4. - не скажите ничего;
  5. - пожалуетесь учителю.

Ученики. Сделаю ему замечание.

  1. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
  1. - будете плакать;
  2. - продолжите играть;
  3. - начнёте злиться;
  4. - ничего не скажете.

Ученики. Продолжу играть.

  1. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
  1. - толкнете и отнимите ластик;
  2. - ударите и отнимите;
  3. - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
  4. - скажите учительнице;
  5. - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.

Ученики. Попрошу вернуть ластик.

Сейчас я попрошу вас подумать и составить предложение на тему «Что такое конфликт?»

Посмотрите на таблицу и напишите, что такое конфликт, выбирая самое значимое слово для вас из каждого столбика.

Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (дети пишут свои определения понятия «конфликт» на листах, затем читают их и магнитами крепят на доску).

КОНФЛИКТ  — ЭТО...

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

ссора

меня хотят обидеть,

страх

война

унизить

обида

спор

меня хотятоскорбить

раздражение

борьба

меня подавляют

напряжение

состязание

надо мной хотятпосмеяться

тревога

схватка

 

злость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если вы справились с заданием, возьмите магнит, проговорите и прикрепите свое определение на доску.

Молодцы, вы хорошо поработали. 

Задание 2. Давайте подумаем, каковы  причины возникновения конфликтов.

Существуют мотивы плохого поведения (4 мотива плохого поведения).

1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.

2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный  порядок.

3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.

Упражнение «Маленькие зеленые человечки»

Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"

  1. Формирование подходов к решению проблемы – выработка правил бесконфликтного общения.

Мы все разные, каждый по своему видит разрешение конфликтной ситуации.

Посмотрите мультипликационные фильмы о конструктивном решении проблемы …(два мультика)

  Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям  рядом с вами было хорошо. (На доску вывешивается 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).

А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо.

Ученики.  Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).

Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам  и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.

Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.

Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу». «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).

Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется 5-е правило:«Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).

Всегда ли можно договориться друг с другом? 

Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника. 

Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора произошла - скорее помирись»).

Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

Ученики. Нужно уступать друг другу.

Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.

Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь  авторитетному человеку за советом.

 Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам  и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется 9-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).

А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор.

Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил  человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

3 часть. Заключительная. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз  правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять. (Дети по очереди зачитывают правила).

  Правила  бесконфликтного общения

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
  4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
  5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
  6. В споре будь сдержан и тактичен.
  7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  8. Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора произошла - скорее помирись.
  9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитайте детям пословицу: «Дерево сильно корнями, а че­ловек – друзьями». Раздайте детям листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нари­совать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.

5. Упражнение «Дружеское пожатие»

Учитель. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по кругу передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.

РЕФЛЕКСИЯ 

Педагог: Сейчас мы подошли к заключительному этапу нашей работы. Я хочу спросить у Вас, чем была интересна тема? Что нового Вы узнали?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.18 КБ
Office presentation icon uchimsya_zhit_bez_konfliktov.ppt1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Учимся жить без конфликтов»

Ход занятия

Цель: Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Задачи:

  • развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки;
  • усвоение правил разрешения конфликта;
  • развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.

Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга.

Так как конфликты и противоречия существуют всегда, в детской среде конфликты будут возникать постоянно, поэтому учителю необходимо научиться самому и научить детей приемам бесконфликтного общения, несложным правилам разрешения конфликтных ситуаций.

Подготовительный этап. Вам понадобятся листы ватмана или белой бумаги, фломастеры, листки в форме облака для каждого учащегося, заготовка правил бесконфликтного поведения и рисунка дерева (в раздатке).

Приветствие

Тема нашего занятия «Учимся жить без конфликтов».

Сегодня мы попробуем понять ценность общения без конфликтов, постараемся раскрыть содержание понятия «конфликт», познакомится с его элементами и научится преодолевать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения.

Учиться жить среди людей, уметь преодолевать конфликты, так же важно, как изучать математику или биологию, поскольку бесконфликтное общение это главное условие и способ существования людей.

  1. Игровой тренинг

Упражнение 1. «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии  может быть разное.  По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три (по шесть) человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.

(Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается.)

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?

Ученики. Класс, школа, друзья, кружки  и секции…

Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент.

Мы живем в мире, где часто солнечный свет взаимопонимания заслоняется мрачными тучами обид, дует холодный ветер подозрений, сверкают молнии конфликтов… Как сохранить прекрасную погоду в нашей душе, жить в мире и радости? Как не «промокнуть» под дождем непонимания и как помочь другим? Сегодня я хотела бы с вами обсудить наши взаимоотношения,  научиться анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты, улаживать ссоры, преодолеть разногласия, которые могут возникнуть в Вашей жизни и в будущей профессиональной деятельности.  В жизни мы с вами и дружим, и спорим, и попадаем в конфликтные ситуации.

Упражнение №2: «Облака».

Учитель предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом, затем поднять руки те, кого хоть раз обозвали обидным словом.  Результаты опроса известны только учителю.

Учитель раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Учитель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

Учитель обращается к ребятам с вопросом «Что может сейчас произойти?». Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака закрыли солнце.

Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ. Наиболее типичные реакции записываются на доске в две колонки.

Действия                                                                          Чувства

Я просто отошел в сторону.                                         Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться.                             Я хотел ударить обидчика.

В левой колонке получим несколько конструктивных решений.

Учитель предлагает ребятам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из конфликтной ситуации: «Я не хотел тебя обидеть, прости», «Я был не прав», «Давай помиримся» и т.д.

Человека, который никогда ни с кем не ссорился, встретишь редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие черты характера: человек становится сварливым, несдержанным, злым.  Между людьми возникает непонимание, они просто не хотят больше общаться, могут прибегнуть к силе.

Учитель.  Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей) Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Ученики. Конфликт –это непонимание друг друга, спор, ссора, драка.

Учитель. Обратимся за подсказкой к Толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: «Конфликт это столкновение, серьезное разногласие, спор».

В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор (определение демонстрируем и на экране). Существует 4 типа конфликтов:

1.Внутриличностный конфликт

2.Межличностный конфликт.

3.Конфликт между личностью  и группой.

4.Межгрупповой конфликт.

Задание 1. Посмотрите вырезки из фильма «Чучело».

Какие виды конфликтов можно выделить в сюжете данного фильма?.....

Все ведут себя в конфликтных ситуациях по-разному, т.е. выбирают различные способы поведения в конфликте.

Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи. И теперь давайте посмотрим, как бы вы поступили в следующих ситуациях?

Ситуации:

  1. Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?
  1. - будете плакать;
  2. - ударите его;
  3. - сделаете ему замечание;
  4. - не скажите ничего;
  5. - пожалуетесь учителю.

Ученики. Сделаю ему замечание.

  1. Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия?
  1. - будете плакать;
  2. - продолжите играть;
  3. - начнёте злиться;
  4. - ничего не скажете.

Ученики. Продолжу играть.

  1. Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите?
  1. - толкнете и отнимите ластик;
  2. - ударите и отнимите;
  3. - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
  4. - скажите учительнице;
  5. - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.

Ученики. Попрошу вернуть ластик.

Сейчас я попрошу вас подумать и составить предложение на тему «Что такое конфликт?»

Посмотрите на таблицу и напишите, что такое конфликт, выбирая самое значимое слово для вас из каждого столбика.

Итак, конфликт для меня – это …, когда я думаю … и чувствую (дети пишут свои определения понятия «конфликт» на листах, затем читают их и магнитами крепят на доску).

КОНФЛИКТ  — ЭТО...

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

ссора

меня хотят обидеть,

страх

война

унизить

обида

спор

меня хотятоскорбить

раздражение

борьба

меня подавляют

напряжение

состязание

надо мной хотятпосмеяться

тревога

схватка

злость

Если вы справились с заданием, возьмите магнит, проговорите и прикрепите свое определение на доску.

Молодцы, вы хорошо поработали.  

Задание 2. Давайте подумаем, каковы  причины возникновения конфликтов.

Существуют мотивы плохого поведения (4 мотива плохого поведения).

1. Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.

2. Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный  порядок.

3. Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

4. Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.

Упражнение «Маленькие зеленые человечки»

Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"

  1. Формирование подходов к решению проблемы – выработка правил бесконфликтного общения.

Мы все разные, каждый по своему видит разрешение конфликтной ситуации.

Посмотрите мультипликационные фильмы о конструктивном решении проблемы …(два мультика)

  Учитель. Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям  рядом с вами было хорошо. (На доску вывешивается 1-е правило бесконфликтного общения: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»).

А теперь давайте подумаем о том, какими качествами должен обладать человек, чтобы людям, которые окружают его, было хорошо.

Ученики.  Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.

Учитель. Молодцы, это и будет следующим нашим правилом. (На доске появляется правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»).

Ребята, а какими еще качествами должен обладать человек, чтобы окружающим было с ними комфортно?

Ученики. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам  и переживать неудачи не только свои, но и товарищей по классу.

Ученики. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят.

Учитель. Все правильно. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – основы человеческого счастья. Добрый человек умеет общаться, поддерживать хорошие отношения с людьми. (На доске появляются следующие правила: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу». «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»).

Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности. (На доске появляется 5-е правило:«Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).

Всегда ли можно договориться друг с другом?  

Ценное качество в людях – умение мысленно поставить себя на место другого. Если человек что-то говорит, то ему очень важно знать, слышат ли, понимают ли его. Сплошь и рядом можно наблюдать такие ситуации, в которых люди не умеют или не желают поставить себя на место собеседника.  

Ребята, очень важно научиться принимать близких и друзей такими, какими они есть. Не навязывать свое мнение, впечатление, быть терпеливыми, стремиться понимать их. (На доске появляется 8-ое правило: «Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора произошла - скорее помирись»).

Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.

Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)

А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?

Ученики. Нужно уступать друг другу.

Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.

Ученики. Можно обратиться к какому-нибудь  авторитетному человеку за советом.

 Учитель. Правильно, ребята. Если вы затрудняетесь в правильности своих поступков, то нужно обратиться за советом к родителям, учителю, старшим товарищам  и т.д. за советом. Это и есть следующее правило бесконфликтного общения. (На доске появляется 9-ое правило: «Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс»).

А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор.

Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил  человеческого общения. (На доске появляется правило: «Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).

3 часть. Заключительная. Подведение итогов.

Учитель. Ребята, давайте подведем итог сегодняшнего классного часа и повторим еще раз  правила бесконфликтного общения, которые мы с вами выработали в ходе занятия. Помните их всегда и старайтесь выполнять. (Дети по очереди зачитывают правила).

  Правила  бесконфликтного общения

  1. Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо.
  2. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
  3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу.
  4. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят.
  5. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
  6. В споре будь сдержан и тактичен.
  7. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков.
  8. Никогда никого не упрекай. Если  все-таки упреки прозвучали  и ссора произошла - скорее помирись.
  9. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс.
  10. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Учитель. В заключение мне хочется привести слова Максима Горького: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…».

Рисунок «Дерево дружбы»

Прочитайте детям пословицу: «Дерево сильно корнями, а человек – друзьями». Раздайте детям листочки с рисунком дерева без корней. Попросите каждого раскрасить свое дерево и нарисовать у этого дерева столько корней, сколько друзей он имеет. Обсудите с детьми, как чувствует себя дерево, если у него мало корней.

5. Упражнение «Дружеское пожатие»

Учитель. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. А теперь по кругу передадим хорошее настроение в виде дружеского пожатия руки. Пожимая руку, каждый мысленно пожелает соседу всего самого хорошего, уверенности, успехов и т.д. пожимать руку будем по часовой стрелке. Я начну, а тот, кому пожали руку, по эстафете передаст пожатие следующему. Старайтесь не сбиваться и не забывать вкладывать в пожатие добрые пожелания. Игра закончиться, когда пожатие дойдёт до меня. А теперь усложним задание. Закроем глаза и сделаем то же самое, но в другом направлении.

РЕФЛЕКСИЯ  

Педагог: Сейчас мы подошли к заключительному этапу нашей работы. Я хочу спросить у Вас, чем была интересна тема? Что нового Вы узнали?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Ермишина Светлана Александровна, классный руководитель 6Б класса МОУ СОШ № 1 г.Хвалынска Саратовской области Учимся жить без конфликтов

Слайд 2

Цель: Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Задачи: развитие умений нравственного самопознания, самоанализа и самооценки; усвоение правил разрешения конфликта; развитие умений анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты. Форма проведения: беседа с элементами психологического тренинга.

Слайд 3

Упражнение 1. «Звездочки и созвездия»

Слайд 4

Упражнение №2: «Облака»

Слайд 5

Согласно толковому словарю русского языка С.И.Ожегова: « Конфликт – это столкновение, серьезное разногласие, спор» В переводе с латинского «конфликт» - это столкновение, столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.

Слайд 6

Существует 4 типа конфликтов: 1.Внутриличностный конфликт 2.Межличностный конфликт. 3.Конфликт между личностью и группой. 4.Межгрупповой конфликт.

Слайд 7

Вырезки из фильма «Чучело»

Слайд 8

Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите? - будете плакать; - ударите его; - сделаете ему замечание; - не скажите ничего; - пожалуетесь учителю.

Слайд 9

Вам не везёт: вы второй раз подряд проигрываете в шашки. Ваши действия? - будете плакать; - продолжите играть; - начнёте злиться; - ничего не скажете.

Слайд 10

Приятель схватил ваш ластик без разрешения. Как вы поступите? - толкнете и отнимите ластик; - ударите и отнимите; - отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку; - скажите учительнице; - попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.

Слайд 11

КОНФЛИКТ — ЭТО... Мои понятия Мои мысли Мои чувства ссора меня хотят обидеть, страх война унизить обида спор меня хотят оскорбить раздражение борьба меня подавляют напряжение состязание надо мной хотят посмеяться тревога схватка злость

Слайд 12

Причины возникновения конфликтов 1. Привлечение внимания 2. Власть 3. Месть 4. Избегание неудачи

Слайд 13

Привлечение внимания — некоторые дети выбирают «плохое поведение», чтобы получить особое внимание взрослого. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая взрослому заниматься своими делами, другим детям играть, и т. д.

Слайд 14

Власть — некоторые дети «плохо» ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над родителями, воспитателем, группой. Часто они демонстрируют своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь» — и разрушают тем самым установленный порядок.

Слайд 15

Месть — для некоторых детей целью (часто неосознанной) становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из взрослых, детей или всему миру, который «так несправедлив к ним».

Слайд 16

Избегание неудачи — некоторые дети так боятся поражения, неудачи, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не удовлетворяют чрезмерно завышенным требованиям воспитателя, родителей или своим собственным. Они часто мечтают, чтобы их оставили в покое, и остаются в изоляции, неприступные и «непробиваемые» никакими ухищрениями взрослых.

Слайд 17

Упражнение «Маленькие зеленые человечки»

Слайд 18

Выработка правил бесконфликтного общения

Слайд 20

Правило № 1 «Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо»

Слайд 21

Правило № 2 « Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки»

Слайд 22

Правило № 3 « Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу»

Слайд 23

Правило № 4 «Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят»

Слайд 24

Правило № 5 « Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»

Слайд 25

Правило № 6 В споре будь сдержан и тактичен

Слайд 26

Правило № 7 Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков

Слайд 27

Правило № 8 «Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла – скорее помирись»

Слайд 28

Правило № 9 « Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс »

Слайд 29

Правило № 10 « Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»

Слайд 30

Правила бесконфликтного общения Старайся жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо. Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей по классу. Старайся прийти на помощь товарищу, не жди, пока тебя об этом попросят. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. В споре будь сдержан и тактичен. Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков. Никогда никого не упрекай. Если все-таки упреки прозвучали и ссора произошла - скорее помирись. Научись сотрудничать, договариваться, уступать, находить компромисс. Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Слайд 31

Максим Горький: «Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Все в жизни зависит от тебя самого…»

Слайд 32

«Дерево сильно корнями, а человек – друзьями »

Слайд 33

Упражнение «Дружеское пожатие»

Слайд 34

РЕФЛЕКСИЯ Чем была интересна тема? Что нового Вы узнали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час "Конфликты в нашей жизни"

Классный час рассматривает ситуации, позволяющие найти компромис....

ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «КОНФЛИКТ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ– ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА»

Классный час авторский, был проведен для районного семинара педагогов-психологов...

Классный час для учащихся 7 классов "Как не допустить конфликт в классном коллективе"

В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения конфликтов....

Предупреждение и разрешения конфликтов в классном коллективе

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью. Однако многие конфликты способствуют принятию обосно...

Открытый классный час "Скажем нет агрессии и конфликтам"

Открытый классный час "Скажем нет агрессии и конфликтам"Конспект + презентация + раздаточный материал...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессии. Самоанализ открытого классного часа

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  открытого классного часа Мой аргумент к выбору будущей профессииСамоанализ открытого классного часа...