Путешествие в Истоки
классный час (6 класс)

Воропаева Надежда Валерьевна

Разработка классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_istoki.docx296.82 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Путешествие в Истоки»

(посещение школьного музея)

Цели:

-сохранение исторической памяти у учащихся;

-развитие и укрепление связей между поколениями;

-развитие творческой активности и мышления учащихся;

-воспитание чувства любви к Родине;

-воспитание и развитие эстетических чувств.

План.

  1. Посещение школьного музея. Знакомство с экспозициями.
  2. Сообщение темы занятия (в роли экскурсоводов – учащиеся)
  3. Подведение итогов занятия.

Предварительная подготовка.

Знакомство с историей возникновения музея «Истоки. Составление сообщений для учащихся-экскурсоводов на основе материалов экспозиций музея. Подбор эпиграфов к занятию. Музыкальное оформление.

«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».

(Сенека)

«Берегите Россию – без неё нам не жить.

                                                                                         Берегите её, чтобы вечно ей быть

 Нашей правдой и силой, нашей гордой судьбой.

Берегите Россию – нет России другой».

(Е. Синицын)

«Если будет Россия,

Значит, буду и я».

(Е. Евтушенко)

Ход занятия.

Звучит песня в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина?»

 Учитель:

     Без  прошлого нет будущего. Память – это та струна, которую, если не тронешь, не услышишь, не почувствуешь всей красоты и благодати прошлого. Через память мы несём наши традиции, обычаи, не теряем в современной жизни истинные человеческие ценности.

     А. Твардовский говорил: «У большинства людей чувство Родины в обширном смысле – родной страны, Отчизны,- дополняется ещё чувством Родины малой, первоначальной, Родиной в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки.  Эта малая Родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной -  красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души; с нею, с этой отдельной и личной Родиной он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом свете – для всех одна».

      Для большинства из вас, ребята, малая Родина – наш город Бобров. Многие здесь родились, выросли. Здесь же родились ваши родители, дедушки и бабушки.

      Прикоснёмся к исторической памяти через путешествие в школьный музей «Истоки».

Рассказы экскурсоводов.

       Это интересно – знакомиться с прошлым не как с иллюстрацией в учебнике, а наощупь, пальцами прикасаясь к материалам, формам прошлого, разглядывать предметы старины вживую, слышать шелест пожелтевших страниц писем из пионерских архивов, рассматривать чёрно-белые фотографии… Ты будто проживаешь, вспоминаешь чужие жизни, рассматривая экспонаты музея.

Учитель:

       Писатель Семён Шуртаков говорил: «Человек, лишённый святого сыновнего чувства к своему краю, не способен по-настоящему любить свою Родину, свою Отчизну. Ведь само слово «отчизна» означает не что иное, как «земля отцов». Не земля вообще, не какое-то отвлечённое географическое понятие, а земля твоих предков».

        Ваша родословная начинается именно на этой земле. Наверное, нет такой семьи, где не хранились бы доказательства её славной родословной. Фотографии, заметки из газет, предметы быта, старинная одежда прабабушек и прадедушек…  Вот такие предметы и стали экспонатами школьного музея.

         Совершим путешествие в уголок, знакомящий с бытом русских крестьян (экспозиция «Русский быт»).

         Прямо в начале выставки представлен живописный фрагмент русской избы: печь, «красный угол», предметы быта и старинная женская и мужская одежда.

              С русской печью связано много народных обрядов. Например, свадебный обряд, когда сваты, зайдя в избу, первым делом крестились на иконы, а затем прикладывали руки к печи. Это символизировало приобщение через печь чужих людей к семье. А если человека в чьей-то избе приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим».

           К печи прислонен ухват для горшков и чугунков. По верху печи развешаны пучки трав – так крестьяне высушивали лекарственные растения. Рядом – прихватки, шитые хозяйками. Нашлось место и для циновки – её расстилали на пол в избе. Замечательно, что мебель никогда не покупалась – каждый мужчина изготовлял её сам, на свой вкус. На деревянной лавке, что рядом с печью и столом, расставлены глиняные кувшины (махотки) и инструменты сапожника. Поблизости стоит чугунный утюг…

           Литой чугунный утюг – утюг весом до 10 кг, разогреваемый на открытом огне или в горячей печи. В нашей стране его использовали вплоть до 50-60-х г.г.20 века, несмотря на то, что уже был изобретён электрический утюг. Это происходило потому, что во многих домах ещё не были предусмотрены розетки.

            Чугунный утюг разогревался очень долго – не менее 30 минут, а горячим его невозможно было брать без прихватки.

           В помощь хозяйке мужчины изготавливали деревянные ступки, рубели для глажки одежды после стирки, скалки, рубель, коромысло… Всё это мы видим в музее.

           Скалка – деревянный цилиндрический каток для раскатывания теста.

           Валек – изогнутая деревянная лопатка, которой выколачивали бельё при стирке и полоскании.

           Рубель – деревянный брусок с короткой округлой рукоятью. Его использовали для разглаживания – «прокатывания» после стирки сухой холщовой ткани.

           Коромысло – дугообразное деревянное приспособление для ношения двух вёдер или других грузов. Коромысло клали на плечи и верхнюю часть спины, чтобы распределить вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.

          Женщины украшали дом вязаными салфетками, расшитыми рушниками. Особо выделялся «красный угол» в горнице, обращённый к юго-востоку.

          «Красный угол» считали самой освещённой частью дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Здесь помещали икону с таким расчётом, чтобы на неё сразу обращал внимание человек, входящий в комнату. Икона покрыта убрусом – расшитым полотенцем с кружевной каймой. Узоры для этой каймы мастерицы придумывали сами.

Простой крючок из стали

И нитки раз и два!-

  Нужны, чтоб возникали

Ажуры-кружева.

Подвластны все узоры

Крючку или игле:

Так делали уборы

И раньше на земле.

     

         

         С детальной точностью воспроизведён набор повседневного и праздничного мужского и женского костюма.

          Расшитые вручную косоворотка, сарафан, передник, огромных размеров платок, украшенный каймой и рисунком из цветов, позволяют увидеть, в каком наряде крестьяне приходили на службу в воскресный день. Праздничные рубахи сшиты из белого полотна с густыми сборками у горловины и манжет. Рукава украшены вышивками.  Всё в этих нарядах напоминает о красоте родной земли, рождает ощущение праздника в душе!

         Будничные мужской и женский костюмы не такие яркие, нарядные, но своими особенностями  говорят о местных традициях. Будничный сарафан коричневого цвета, хотя на Руси коричневый цвет не пользовался особой популярностью. Снизу сарафан отделан тонкой атласной лентой. Будничные рубахи сшиты из грубого конопляного холста.

          В Бобровском уезде, в сёлах, где жили дворцовые крестьяне, женский костюм представлял собой сарафан, рубаху, передник, пояс и платок. Сарафан шили из чёрной овечьей шерсти. В воронежском крае этот цвет был излюбленным, являлся символом земли и покоя. Этот цвет подчёркивает все присутствующие в одежде цвета: красный, жёлтый, зелёный.

         В старинной одежде чувствуется природный вкус её создателей, глубокое внутренне стремление к красоте. Общий характер русского национального костюма, который сложился в быту на протяжении долгого времени, всегда соответствовал внешнему облику русского человека, образу его жизни, труда, характеру и национальному идеалу красоты.

Рефлексия

- Ребята, понравилось ли вам выступать в роли экскурсоводов?

-Чем интересен этот уголок музея?

       

 Много занятных вещей можно увидеть в этом уголке музея. Он чем-то похож на один из тех старых, кованых сундуков, которые находят на чердаках домов дети, открывают и долго, вполголоса удивляются диковинкам, которые он хранит. Что бы там ни было – шали, ленты, платья, открытки, письма – всё приманивает своим прошлым, своей историей, как колдовством. И можно представлять, как жили их владельцы, как распоряжались ими, и руки чьей-то заботливой бабушки сложили однажды всё это в большой сундук, да так и оставили на память потомкам.

P1020079.JPG

 

 P1020073.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к истокам книгопечатания

Презетанция к уроку по истории средних веков...

Путешествие к истоку Дона

Проектная работа. Создание экологической тропы.  По указу президента Российской Федерации  В.В. Путина 2013 год объявлен в нашей стране Годом охраны окружающей среды. Исходя из этого целями ...

Путешествие к истоку Дона

Презентация по краеведческому материалу Тульской области по теме "Путешествие к истоку Дона". В работе раскрываются вопросы исторического и географического исследования истоков реки Дон, экологические...

Внеклассное мероприятие по изобразительному искусству - Путешествие к истокам - 5 класс

Внеклассное мероприятие  по изобразительному искусству- Путешествие к истокам - 5 класс...

Программа воспитательной работы "Путешествие к истокам" (5-7 класс)

Программа воспитательной работы "Путешествие к истокам" (5-7 класс)...

Викторина "Путешествие к истокам математики"

Богатым источником для воспитательной и образовательной деятельности является знакомтство с занимательными старинными задачами, представляющими замечательную возможность проследить за развитием матема...

интегрированный курс «Путешествие к истокам»

Статья о курсе "Путешествие к истокам" раскрывает опыт учителей МАОУ "СШ "Земля родная" по всестороннему воспитанию учащихся: патриотическому, эстетическому, этнокультурному, ...