Статья "Возможности образовательного пространства города в преодолении отчуждения подростков от учебы"
статья (6 класс)

Смирнова Анна Олеговна

В последнее время исследователи всё чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении разного типа педагогических задач. Но понятие образовательного пространства имеет разное содержание.

Термин «образовательное пространство» всё чаще используется в современной педагогике, но не ограничивается ею, так как область применения понятия расходится в философские, социологические и психологические исследования.

Выделенное понятие рассматривается на уровне города, региона, России и всего мира в целом (А. П. Лиферов, Э. Д. Днепров), на уровне взаимодействия ребенка и взрослого (И. Д. Фрумин, Д. Б. Эльконин), а также в качестве образовательной среды (Т. Ф. Борисова). [1]

«Пространство» как термин фигурирует в таких дисциплинах как: философия, социология, психология, социальная психология. С точки зрения социологических исследований «пространство» является топологической областью для свободного движения личности, социальной группы, а также Т. Ф. Борисова рассматривает его как социально-воспитательную среду. Исследователь обозначает образовательное пространство как «упорядоченные устойчивые взаимодействия школьника с открытой социально-образовательной средой…». [2] В данном контексте образовательное пространство является окружающей средой, образуя то, что мы называем образовательной средой, а также позволяет человеку быть участником образовательного процесса и выступать в качестве образующегося.

Важно, что образовательное пространство включает в себя взаимодействие человека с образовательной средой, поэтому его можно рассматривать как одну из форм образовательного процесса. Данное осмысление позволяет изменить и усовершенствовать содержание педагогического процесса, установить рефлексивную зависимость между формой и содержанием.

Благодаря процессу образования происходит психологическое развитие личности человека. Исходя из культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Ю. Эльконин) психологическое развитие влияет на качественные изменения внутри личности, происходящие в процессе «усвоения культерного содержания в идеальной форме». [3]

Так, например, Н.М. Стадник рассматривает образовательное пространство как среду, социальную инфраструктуру, решающую задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. [6] Близкой по смыслу точки зрения придерживается Т.В. Кружилина. В её понимании образовательное пространство — это пространство, в котором осуществляется образование; часть среды; динамическая сеть взаимосвязанных событий, результат деятельности созидательного и интеграционного характера. [7]

Важно отметить, что образовательное пространство отличается от образовательной среды тем, что пространством ограничивается территорией, с помощью которой возможна реализация педагогической деятельности, организация взаимоотношений субъектов, открыто для взаимодействия с иными социальными институтами: школа, город, страна, мир. Образовательная среда понимается как средство для реализации образовательных программ. В последнем образовательное учреждение будет рассматриваться как социальный институт.

Таким образом, образовательное пространство человека «это место, охватывающее среду и человека в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося».[1]

В связи с этим предлагается рассмотреть город как образовательное пространство и его категории, исходя из основных культурно-исторических форм города. Важно учитывать при их рассмотрении следующие факторы:

1. образовательное пространство города и его инфраструктура не сводятся к привычному взгляду школы на эти понятия;

2. образование рассматривается как антропологическая практика, которая формирует и развивает личность ребенка;

3. антропологические практики, которые располагаются в городской среде, рассматриваются как развитие личности.

Так, основной задачей данного исследования является представление города как культурно-исторической идеи. В дальнейшем необходимо рассмотреть культурно-исторические формы города, которые могут являться помощниками в преодолении отчуждения подростков от учебы. Однако выбранные культурные формы рассматриваются не только с точки зрения их внутренних задач, но и с точки зрения их роли в педагогическом процессе. В ходе исследования важно обратиться к культурной форме не как к историческому месту, а как к институции и описать её место в образовательном пространстве города.

Город понимается в культуре как место обитания, которое выстраивается таким образом, чтобы обучающийся становился личностью за счёт антропопрактик, обилия образовательного пространства, то есть его инфраструктуры: музеев, театров, храмов, выставок и других. Отличие городской среды от других мест заключается в концентрации, полноте и разнообразии образовательной инфраструктуры, дающие возможность повысить интерес учеников к изучаемым предметам.

 С появлением дистанционных технологий образовательный процесс требует визуализация материала, в качестве которого уже выступают цифровые формы образовательного пространства города.

Современный город, его инфраструктура и архитектоника строятся на сочетании традиций древнего города и новации современного. При всем их различии культурно-исторические формы остаются прежними, создают целостность. К таким опорам, которые впоследствии становятся помощниками в организации образовательного процесса, можно отнести: музеи, театры, само городское пространство, дома, библиотеки.

Визуализация образовательного процесса с использованием цифровых образовательных городских форм представляется несложной. Однако в ходе работы часто возникает нехватка временных промежутков для поиска необходимой информации по предмету. В качестве методического материала был создан личный рейтинг электронных городских образовательных ресурсов, который иллюстрирует актуальность использования выделенных форм на уроках литературы и не только. Личный рейтинг создан основываясь на разработке электронной базы ресурсов. Стоит отметить, что кинематограф не относится напрямую к городскому ресурсу, но связь выстраивается исходя из биографии писателя, жившего в Санкт-Петербурге.

Таблица № 1 —Личный рейтинг базы электронных ресурсов по актуальности и доступности использования в образовательном процессе

Форма

образовательного пространства

Рейтинг образовательного пространства в %

Описание образовательного пространства и его ресурсов

Музей

50%

Подразделяется на две категории, которые можно включить в образовательный процесс: онлайн прогулка по музею и онлайн-трансляция лекций или их запись

Онлайн прогулка по музею является доступным и быстрым способом посетить подходящую выставку. Одним из плюсов данного формата является то, что экспонаты могут рассматриваться детально, особенно если это дом, квартира писателя или образовательное учреждение, в котором он учился. Данный ресурс позволяет расширить границы биографии авторов и визуализировать её, тем самым заинтересовать обучающихся. Однако, недостатком является отсутствие сопровождения прогулки по музею экскурсоводом, но в этом случае для подростков открывается возможность творчески подойти к изучению материала– создать собственную экскурсию.

Онлайн-трансляция лекций (запись) включает в себя теоретический материал, представленный работниками (экскурсоводами) музея, консультации с сотрудниками, а также встречи с художниками, специалистами в области искусств.  Один из востребованных и доступных способов привлечь внимание обучающихся к учебе, так как данный вид работы им знаком с внедрением дистанционного обучения.

Кинематограф

20%

В современном мире кинематограф до сих пор обращается к литературным произведениям. Глубина понимания литературных произведений и изучение литературы развивает чувства и воображение обучающихся и формирует ценностные ориентации ученика, его отношение к собственной личности, любви, искусству и т.д. Интерпретация литературного произведения, его сопоставление с экранизацией может стать одной из форм работы по литературе. Экранизация является практически переводом литературного произведения на язык, понятный ученику. Важно, чтобы показ экранизаций не замещал весь традиционный урок, а был отправной точкой разговора с возвращением к литературному произведению. При организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности повышается интерес к литературе. Однако для этого необходим ряд методических условий:

-познакомить детей с понятием кинематографии и её средствами;

-создать проблемной ситуации в завершении обсуждения кинофильма, которая замотивирует обратиться к литературному тексту;

-читательская деятельность должна доминировать над зрительной или быть равной ей.

Благодаря незапланированному конфликту между писателем и режиссером у обучающегося активизируются навыки критического мышления, анализа и сформируются навыки выражения своего мнения.

Театр

15%

Театр, как и кинофильм, создает интерпретацию текста, визуализируя его. Цель внедрения театральных постановок в образовательный процесс —обеспечение гармоничного вхождение в культурное пространство, приобщение к культуре. Основная задача театрализации художественных произведений заключается в развитии у обучающихся понимания и видения текста, умения находиться в диалоге с автором. Важно то, что ученики могут впоследствии самостоятельно инсценировать художественные произведения, находить для себя проблемные ситуации, которые замотивируют на повторное обращение к тексту и научиться сопоставительному анализу художественного текста и инсценированного эпизода.

Цифровое пространство города (улицы, дома)

10%

Литературные улицы, дома города — один из способов формирования интереса к литературной истории, биографии писателей. Данная форма интегрирует две дисциплины: литературу и географию. Таким образом, обучающиеся узнают не только о биографии поэтов и писателей, но и знакомятся с понятием топонимика, учатся работать с картой.

Библиотека

5%

Выделенная форма не всегда напрямую сотрудничает со школой и учителями, но при обращении к ней возникает вероятность формирования активной читательской позиции у подростков. В качестве взаимодействия могут быть выбраны разные формы: интерактивные занятия, кружки, экскурсии, лекции и другие.  Обучающиеся также смогут принимать самостоятельное участие в мероприятиях, проводимых на базе библиотеки.

 

Именно за счет диалога литературы с другими видами искусства появляется возможность повысить интерес подростков к проблемам, визуализировать подачу материала, привить потребность в постоянном саморазвитии, воспитать развитую личность. Благодаря цифровизации современной системы образования, внедрением в неё инновационных форм обучения, появляется возможность в повышении его эффективности.

Научные работы, посвященные электронному обучению, отражают разные стороны этого явления. Вопросами цифровой сферы образования занимались Г. В. Ахметжанова, А. В. Юрьев, С. Е. Каплина, Л. В. Снегирева, О. И. Ваганова, М. Н. Гладкова и другие.

Говоря о плюсах цифрового образования такие ученые как Ахметжанова Г. В. и Юрьев А. В. считают его новой моделью и индивидуализацией обучения.  Ивинская М. С. выделяет многоаспектный характер цифрового обучения, его открытость и технологичность. А Ваганова О. И., Гладкова М. Н. и Трутанова А. В. выделяют электронное обучение как один из методов наиболее походящий для дистанционного образования. Но существуют и минусы цифрового образования, которые выделяют Каплина С. Е., считающая, что электронное обучение блокирует эмоциональную отдачу при изучении материала, большое количество времени затрачивается на разработку учебных модулей. Также Калинина Д. Ю. уверена в структурной сложности и ресурсоемкости цифрового образования. [4]

Цифровое обучение предоставляет свободный доступ к знаниям и организовывает тесное сотрудничество ученик-ученик. Преимущество данной формы обучения концентрируется на активной и познавательной обработке информации учеником, учитывая его индивидуальные запросы.

Исследователи выделяют семь моделей цифрового обучения: обучение с использованием ИКТ; перевернутый класс; гибридное обучение; образовательный проект; проблемное обучение; коннективисткое обучение; геймифицированное обучение; нетворкинг-обучение. Для разработки практических материалов с использованием образовательного пространства города необходимо выбрать и описать наиболее эффективные модели цифрового обучения:

  • Обучение с использование ИКТ: передача знаний происходит в готовой форме: материал представлен в сжатой форме с теоретическими тонкостями. В данном случае модель обучения будет успешна, если подобрана интересная информация, сопровождаемая повествованием учителя.
  • Образовательный проект: основывается на метапредметной связи с углубленным изучением проблемы в какой-либо области знаний. Ученикам предлагается создать проект, структура которого поэтапна, а продуктом проекта является книга, лекция, выставка, видеофильм и т.д. В данной модели ученики самостоятельно реализуют свои проекты, занимаются поиском информации. Учитель выступает в качестве организатора и инициатора проекта.
  • Проблемное обучение: основной особенностью данной модели выступает решение реальной проблемной ситуации, используя практические знания. Мыслительная деятельность осуществляется от практики к теории.
  • Коннективисткое обучение: информация в этой модели может находится в различных цифровых формах: базы ресурсов, порталы, облачные хранилища. При это учитель лишь углубляет знания и создаёт «точки информационного прорыва».
  • Нетворкинг-обучение: модель обучения направлена на групповую, командную работу, которая занимается передачей и накоплением знаний: создание веб-сайтов, гиперссылок, виртуальных порталов и т.д. Учитель выступает в роли тьютера, который помогает создать условия для коммуникации обучающихся друг с другом.

Представленные модели повышают эффективность урока, качество знаний, облегчают усвоение учениками предоставленного материала, а также показывают важность обучения и метапредметность гуманитарного образования и других дисциплин. При этом учитель в выделенных моделях выступает как наставник, организатор, консультант в области передачи знаний и опыта, а обучающийся получает необходимые знания, учиться самостоятельному поиску информации, определяет своё место в жизни.

Исходя из этого, образование как городское пространство создает условия для антропопрактики взросления подрастающего поколения. Основная задача заключается в расширении и обогащении пространства антропопрактик в современном городе, используя его культурно-исторические места.

Таким образом, возникает необходимость сближения образования и города, формирование открытого образовательного пространства, которое создает условия для сетевого взаимодействия школ, обучающихся между собой и личностного развития подростка. Интеграция образования и города выстраивает индивидуальные образовательные траектории, что способствует гармоничному развитию обучающегося.

 

Список использованной литературы:

1. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования/ Педгогическое образование и наука. – М., 2003, №1 (подправить)

2. [Борисова Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Диссертация на соискание учебной степени кандидата педагогических наук. —М., 1999. — С. 19.]

3. [Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. —М.: Педагогика, 1989]

4.Татаринов К. А. Модели цифрового обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. № 3 (32).

5. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий// Ценности и смысл. 2015. С. 23-28.

6. Стадник Н. М. Научно-организационные основы создания и функционирования единого образовательного пространства (на примере региона «Пермская область»): Дисс. канд. пед. наук / Н.М. Стадник. – М., 1996. – 218 с

7. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями: Дисс. д-ра пед. наук / Т.В. Кружилина. – Магнитогорск, 2002. – 466 с.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности образовательного пространства города в преодолении отчуждения подростков от учебы

В последнее время исследователи всё чаще обращаются к идее образовательного пространства при решении разного типа педагогических задач. Но понятие образовательного пространства имеет разное содержание.

Термин «образовательное пространство» всё чаще используется в современной педагогике, но не ограничивается ею, так как область применения понятия расходится в философские, социологические и психологические исследования.

Выделенное понятие рассматривается на уровне города, региона, России и всего мира в целом (А. П. Лиферов, Э. Д. Днепров), на уровне взаимодействия ребенка и взрослого (И. Д. Фрумин, Д. Б. Эльконин), а также в качестве образовательной среды (Т. Ф. Борисова). [1]

«Пространство» как термин фигурирует в таких дисциплинах как: философия, социология, психология, социальная психология. С точки зрения социологических исследований «пространство» является топологической областью для свободного движения личности, социальной группы, а также Т. Ф. Борисова рассматривает его как социально-воспитательную среду. Исследователь обозначает образовательное пространство как «упорядоченные устойчивые взаимодействия школьника с открытой социально-образовательной средой…». [2] В данном контексте образовательное пространство является окружающей средой, образуя то, что мы называем образовательной средой, а также позволяет человеку быть участником образовательного процесса и выступать в качестве образующегося.

Важно, что образовательное пространство включает в себя взаимодействие человека с образовательной средой, поэтому его можно рассматривать как одну из форм образовательного процесса. Данное осмысление позволяет изменить и усовершенствовать содержание педагогического процесса, установить рефлексивную зависимость между формой и содержанием.

Благодаря процессу образования происходит психологическое развитие личности человека. Исходя из культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Ю. Эльконин) психологическое развитие влияет на качественные изменения внутри личности, происходящие в процессе «усвоения культерного содержания в идеальной форме». [3]

Так, например, Н.М. Стадник рассматривает образовательное пространство как среду, социальную инфраструктуру, решающую задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. [6] Близкой по смыслу точки зрения придерживается Т.В. Кружилина. В её понимании образовательное пространство — это пространство, в котором осуществляется образование; часть среды; динамическая сеть взаимосвязанных событий, результат деятельности созидательного и интеграционного характера. [7]

Важно отметить, что образовательное пространство отличается от образовательной среды тем, что пространством ограничивается территорией, с помощью которой возможна реализация педагогической деятельности, организация взаимоотношений субъектов, открыто для взаимодействия с иными социальными институтами: школа, город, страна, мир. Образовательная среда понимается как средство для реализации образовательных программ. В последнем образовательное учреждение будет рассматриваться как социальный институт.

Таким образом, образовательное пространство человека «это место, охватывающее среду и человека в процессе их взаимодействия, результатом которого является приращение индивидуальной культуры образующегося».[1]

В связи с этим предлагается рассмотреть город как образовательное пространство и его категории, исходя из основных культурно-исторических форм города. Важно учитывать при их рассмотрении следующие факторы:

1. образовательное пространство города и его инфраструктура не сводятся к привычному взгляду школы на эти понятия;

2. образование рассматривается как антропологическая практика, которая формирует и развивает личность ребенка;

3. антропологические практики, которые располагаются в городской среде, рассматриваются как развитие личности.

Так, основной задачей данного исследования является представление города как культурно-исторической идеи. В дальнейшем необходимо рассмотреть культурно-исторические формы города, которые могут являться помощниками в преодолении отчуждения подростков от учебы. Однако выбранные культурные формы рассматриваются не только с точки зрения их внутренних задач, но и с точки зрения их роли в педагогическом процессе. В ходе исследования важно обратиться к культурной форме не как к историческому месту, а как к институции и описать её место в образовательном пространстве города.

Город понимается в культуре как место обитания, которое выстраивается таким образом, чтобы обучающийся становился личностью за счёт антропопрактик, обилия образовательного пространства, то есть его инфраструктуры: музеев, театров, храмов, выставок и других. Отличие городской среды от других мест заключается в концентрации, полноте и разнообразии образовательной инфраструктуры, дающие возможность повысить интерес учеников к изучаемым предметам.

 С появлением дистанционных технологий образовательный процесс требует визуализация материала, в качестве которого уже выступают цифровые формы образовательного пространства города.

Современный город, его инфраструктура и архитектоника строятся на сочетании традиций древнего города и новации современного. При всем их различии культурно-исторические формы остаются прежними, создают целостность. К таким опорам, которые впоследствии становятся помощниками в организации образовательного процесса, можно отнести: музеи, театры, само городское пространство, дома, библиотеки.

Визуализация образовательного процесса с использованием цифровых образовательных городских форм представляется несложной. Однако в ходе работы часто возникает нехватка временных промежутков для поиска необходимой информации по предмету. В качестве методического материала был создан личный рейтинг электронных городских образовательных ресурсов, который иллюстрирует актуальность использования выделенных форм на уроках литературы и не только. Личный рейтинг создан основываясь на разработке электронной базы ресурсов. Стоит отметить, что кинематограф не относится напрямую к городскому ресурсу, но связь выстраивается исходя из биографии писателя, жившего в Санкт-Петербурге.

Таблица № 1 —Личный рейтинг базы электронных ресурсов по актуальности и доступности использования в образовательном процессе

Форма

образовательного пространства

Рейтинг образовательного пространства в %

Описание образовательного пространства и его ресурсов

Музей

50%

Подразделяется на две категории, которые можно включить в образовательный процесс: онлайн прогулка по музею и онлайн-трансляция лекций или их запись.  

Онлайн прогулка по музею является доступным и быстрым способом посетить подходящую выставку. Одним из плюсов данного формата является то, что экспонаты могут рассматриваться детально, особенно если это дом, квартира писателя или образовательное учреждение, в котором он учился. Данный ресурс позволяет расширить границы биографии авторов и визуализировать её, тем самым заинтересовать обучающихся. Однако, недостатком является отсутствие сопровождения прогулки по музею экскурсоводом, но в этом случае для подростков открывается возможность творчески подойти к изучению материала– создать собственную экскурсию.

Онлайн-трансляция лекций (запись) включает в себя теоретический материал, представленный работниками (экскурсоводами) музея, консультации с сотрудниками, а также встречи с художниками, специалистами в области искусств.  Один из востребованных и доступных способов привлечь внимание обучающихся к учебе, так как данный вид работы им знаком с внедрением дистанционного обучения.

Кинематограф

20%

В современном мире кинематограф до сих пор обращается к литературным произведениям. Глубина понимания литературных произведений и изучение литературы развивает чувства и воображение обучающихся и формирует ценностные ориентации ученика, его отношение к собственной личности, любви, искусству и т.д. Интерпретация литературного произведения, его сопоставление с экранизацией может стать одной из форм работы по литературе. Экранизация является практически переводом литературного произведения на язык, понятный ученику. Важно, чтобы показ экранизаций не замещал весь традиционный урок, а был отправной точкой разговора с возвращением к литературному произведению. При организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности повышается интерес к литературе. Однако для этого необходим ряд методических условий:

-познакомить детей с понятием кинематографии и её средствами;

-создать проблемной ситуации в завершении обсуждения кинофильма, которая замотивирует обратиться к литературному тексту;

-читательская деятельность должна доминировать над зрительной или быть равной ей.

Благодаря незапланированному конфликту между писателем и режиссером у обучающегося активизируются навыки критического мышления, анализа и сформируются навыки выражения своего мнения.

Театр

15%

Театр, как и кинофильм, создает интерпретацию текста, визуализируя его. Цель внедрения театральных постановок в образовательный процесс —обеспечение гармоничного вхождение в культурное пространство, приобщение к культуре. Основная задача театрализации художественных произведений заключается в развитии у обучающихся понимания и видения текста, умения находиться в диалоге с автором. Важно то, что ученики могут впоследствии самостоятельно инсценировать художественные произведения, находить для себя проблемные ситуации, которые замотивируют на повторное обращение к тексту и научиться сопоставительному анализу художественного текста и инсценированного эпизода.

Цифровое пространство города (улицы, дома)

10%

Литературные улицы, дома города — один из способов формирования интереса к литературной истории, биографии писателей. Данная форма интегрирует две дисциплины: литературу и географию. Таким образом, обучающиеся узнают не только о биографии поэтов и писателей, но и знакомятся с понятием топонимика, учатся работать с картой.

Библиотека

5%

Выделенная форма не всегда напрямую сотрудничает со школой и учителями, но при обращении к ней возникает вероятность формирования активной читательской позиции у подростков. В качестве взаимодействия могут быть выбраны разные формы: интерактивные занятия, кружки, экскурсии, лекции и другие.  Обучающиеся также смогут принимать самостоятельное участие в мероприятиях, проводимых на базе библиотеки.

Именно за счет диалога литературы с другими видами искусства появляется возможность повысить интерес подростков к проблемам, визуализировать подачу материала, привить потребность в постоянном саморазвитии, воспитать развитую личность. Благодаря цифровизации современной системы образования, внедрением в неё инновационных форм обучения, появляется возможность в повышении его эффективности.

Научные работы, посвященные электронному обучению, отражают разные стороны этого явления. Вопросами цифровой сферы образования занимались Г. В. Ахметжанова, А. В. Юрьев, С. Е. Каплина, Л. В. Снегирева, О. И. Ваганова, М. Н. Гладкова и другие.

Говоря о плюсах цифрового образования такие ученые как Ахметжанова Г. В. и Юрьев А. В. считают его новой моделью и индивидуализацией обучения.  Ивинская М. С. выделяет многоаспектный характер цифрового обучения, его открытость и технологичность. А Ваганова О. И., Гладкова М. Н. и Трутанова А. В. выделяют электронное обучение как один из методов наиболее походящий для дистанционного образования. Но существуют и минусы цифрового образования, которые выделяют Каплина С. Е., считающая, что электронное обучение блокирует эмоциональную отдачу при изучении материала, большое количество времени затрачивается на разработку учебных модулей. Также Калинина Д. Ю. уверена в структурной сложности и ресурсоемкости цифрового образования. [4]

Цифровое обучение предоставляет свободный доступ к знаниям и организовывает тесное сотрудничество ученик-ученик. Преимущество данной формы обучения концентрируется на активной и познавательной обработке информации учеником, учитывая его индивидуальные запросы.

Исследователи выделяют семь моделей цифрового обучения: обучение с использованием ИКТ; перевернутый класс; гибридное обучение; образовательный проект; проблемное обучение; коннективисткое обучение; геймифицированное обучение; нетворкинг-обучение. Для разработки практических материалов с использованием образовательного пространства города необходимо выбрать и описать наиболее эффективные модели цифрового обучения:

  • Обучение с использование ИКТ: передача знаний происходит в готовой форме: материал представлен в сжатой форме с теоретическими тонкостями. В данном случае модель обучения будет успешна, если подобрана интересная информация, сопровождаемая повествованием учителя.
  • Образовательный проект: основывается на метапредметной связи с углубленным изучением проблемы в какой-либо области знаний. Ученикам предлагается создать проект, структура которого поэтапна, а продуктом проекта является книга, лекция, выставка, видеофильм и т.д. В данной модели ученики самостоятельно реализуют свои проекты, занимаются поиском информации. Учитель выступает в качестве организатора и инициатора проекта.
  • Проблемное обучение: основной особенностью данной модели выступает решение реальной проблемной ситуации, используя практические знания. Мыслительная деятельность осуществляется от практики к теории.
  • Коннективисткое обучение: информация в этой модели может находится в различных цифровых формах: базы ресурсов, порталы, облачные хранилища. При это учитель лишь углубляет знания и создаёт «точки информационного прорыва».
  • Нетворкинг-обучение: модель обучения направлена на групповую, командную работу, которая занимается передачей и накоплением знаний: создание веб-сайтов, гиперссылок, виртуальных порталов и т.д. Учитель выступает в роли тьютера, который помогает создать условия для коммуникации обучающихся друг с другом.

Представленные модели повышают эффективность урока, качество знаний, облегчают усвоение учениками предоставленного материала, а также показывают важность обучения и метапредметность гуманитарного образования и других дисциплин. При этом учитель в выделенных моделях выступает как наставник, организатор, консультант в области передачи знаний и опыта, а обучающийся получает необходимые знания, учиться самостоятельному поиску информации, определяет своё место в жизни.

Исходя из этого, образование как городское пространство создает условия для антропопрактики взросления подрастающего поколения. Основная задача заключается в расширении и обогащении пространства антропопрактик в современном городе, используя его культурно-исторические места.

Таким образом, возникает необходимость сближения образования и города, формирование открытого образовательного пространства, которое создает условия для сетевого взаимодействия школ, обучающихся между собой и личностного развития подростка. Интеграция образования и города выстраивает индивидуальные образовательные траектории, что способствует гармоничному развитию обучающегося.

Список использованной литературы:

1. Пономарев Р. Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования/ Педгогическое образование и наука. – М., 2003, №1 (подправить)

2. [Борисова Т. Ф. Образовательное пространство как фактор социального воспитания школьников: Диссертация на соискание учебной степени кандидата педагогических наук. —М., 1999. — С. 19.]

3. [Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. —М.: Педагогика, 1989]

4.Татаринов К. А. Модели цифрового обучения// Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. № 3 (32).

5. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий// Ценности и смысл. 2015. С. 23-28.

6. Стадник Н. М. Научно-организационные основы создания и функционирования единого образовательного пространства (на примере региона «Пермская область»): Дисс. канд. пед. наук / Н.М. Стадник. – М., 1996. – 218 с

7. Кружилина Т.В. Педагогизация сознания субъектов образовательного пространства как основа преодоления отчуждения между поколениями: Дисс. д-ра пед. наук / Т.В. Кружилина. – Магнитогорск, 2002. – 466 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьюте...

"Расширение образовательного пространства школы за счёт ресурсов родного города"

В этой статье рассказывается об опыте МБОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода , где с 2010 года образовательное пространство школы было расширено за счёт использования ресурсов нижего...

Методические рекомендации. Из опыта внедрения и применения системы АСУ РСО "Сетевой город" в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.

Методические рекомендации из опыта внедрения и применения системы АСУ РСО "Сетевой город" в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.В данных методических рекомендациях описан...

"Формирование развивающего образовательного пространства города Козьмодемьянска в условиях модернизации образования"

Участник городского  единого методического дня, на тему "Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений учащихся"...

Использование и формирование образовательного пространства города

Использование и формирование образовательного пространства города...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в инклюзивном образовательном пространстве с детьми и подростками с особыми образовательными потребностями

Важная сфера деятельности социального педагога – помощь родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в микросоциальной среде школы....