"Расширение образовательного пространства школы за счёт ресурсов родного города"
статья на тему

Янкавцева Юлия Александровна

В этой статье рассказывается об опыте МБОУ СОШ № 24 Советского района города Нижнего Новгорода , где с 2010 года образовательное пространство школы было расширено за счёт использования ресурсов нижегородских музеев, театров, кинотеатров и других организаций Нижнего Новгорода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Расширение образовательного пространства школы за счёт ресурсов родного города

В нашей школе вот уже 12 лет работает краеведческий музей «Нижегородская старина». Он дважды становился победителем городских и областных конкурсов лучших этнографических музеев (в 2004 и 2008).  

Инициатором создания и бессменным руководителем музея является отличник народного просвещения Ирина Николаевна Гусева. Наш музей уникален тем, что создавался совместными усилиями учителей, учеников и их родителей. Все они летом и осенью 1998 года привезли в город предметы крестьянского быта: ткацкие станки и прялки, орудия труда крестьян, старинную одежду и книги, иконы (всего сейчас более 1000 экспонатов).

В музее созданы тематические экспозиции и уже учащиеся начальной школы в рамках уроков по окружающему миру приходят в школьный музей. Они могут войти в макет крестьянской избы, попробовать ухватом переставить горшок с печного шестка на стол, умыться из рукомойника, посидеть на крестьянской лавке за столом.

Широко используются экспозиции музея учителями истории: ряд уроков по истории России и краеведению проходит в музее. Об основателе Нижнего Новгорода – Юрии Всеволодовиче, о нижегородском кремле, о втором народном ополчении, о нижегородцах-декабристах, нижегородском купечестве и т.д.

Большое место в работе музея занимает подготовка экскурсоводов и проведение  тематических экскурсий не только для учащихся нашей школы, но и других школ и детских садов.

Кроме того, в музее учащиеся занимаются поисково-исследовательской деятельностью:

  • Создают проекты, связанные с русской культурой
  • Изучают историю семей и семейные реликвии
  • Проводят исследования «Духовные святыни Нижегородской земли»
  • Встречи с интересными людьми
  • Участвуют в археологических раскопках в Нижнем Новгороде

Но в этом учебном году образовательное  пространство нашей школы было расширено за счёт  использования ресурсов нижегородских музеев, театров, кинотеатров, библиотек и других организаций Нижнего Новгорода.

По заявкам учителей – предметников и классных руководителей в начале учебного года  была создана программа посещения различных организаций и учреждений Нижнего Новгорода под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе Кузьминой А. П., учителя, ответственного за организацию экскурсий, т.е. меня, классных руководителей и родителей.

В планы воспитательной работы классные руководители включили конкретные экскурсии, связанные с теми или иными предметами, и позволяющие педагогам шире рассмотреть свой предмет, а также увлечь учащихся научно-исследовательской работой.

Например, учитель биологии Анчутина С. В.  предложила  организовать просмотр учащимися 6-х–11-х классов документального фильма «Океаны» в кинотеатре «Орлёнок», посетить зоологический музей и музей науки ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Учитель химии Маркова Г. К. посетит с учащимися в течение учебного года музей при кафедре патологической анатомии Ниж. Государст. Медицинской Академии, музей завода «Гидромаш» и музей НИИ химии.

На этом слайде вы видите, какие музеи, библиотеки, кинотеатры и театры посетили учащиеся разных классов нашей школы за  эти полгода.

Итогом посещения музея или другого учреждения города может стать самостоятельное творчество детей (это и рисунок, и синквейн, и сочинение на тему увиденного, создание моделей, подготовка индивидуальных и коллективных проектов, написание очерков).

 В заключении хотелось бы сказать, что музей обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально и  вызывать у ребят чувство сопричастности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации. Из опыта внедрения и применения системы АСУ РСО "Сетевой город" в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.

Методические рекомендации из опыта внедрения и применения системы АСУ РСО "Сетевой город" в информационном и воспитательно-образовательном пространстве школы.В данных методических рекомендациях описан...

Педагогический совет по теме: «Освоение логики ФГОС второго поколения педагогическим сообществом как ресурс развития образовательного пространства школы»

Каковы ключевые особенности ФГОС?Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ.Человек XXI векаОриентированность на знания и использование...

План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы

Образовательный Холдинг – формирование у школьников и педагогов умения самостоятельно учиться и переучиваться. Проводится целенаправленная работа по формированию навыков работы с информацией, об...

Проект "Распределенные профессиональные сообщества как ресурс обогащения образовательного пространства школы"

Проект направлен на обеспечение нового качественного состояния образовательной системы школы. Индивидуальный опыт представителей разных профессиональных сообществ физически распределенных групп людей,...

Выступление на тему: "Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея. Расширение взаимодействия с учреждениями социума".

Выступление на тему:"Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея.Расширени...