Выступление на тему: "Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея. Расширение взаимодействия с учреждениями социума".
учебно-методический материал по краеведению (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Выступление на тему:"Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея.
Расширение взаимодействия с учреждениями социума".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 445.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Смаглеевская СОШ
Выступление на тему:
«Расширение образовательного пространства музея через разработку экспозиционных проектов и оформление новых экспозиций, исходя из материалов фондовых коллекций музея.
Расширение взаимодействия с учреждениями социума».
Руководитель школьного музея
МКОУ Смаглеевской СОШ
Клочкова И.В.
2019 г.
Школьный музей создает условия для применения активных форм обучения, реализации деятельного подхода к усвоению новых знаний. Учащиеся из пассивных объектов обучения превращаются в настоящих коллег учителя в процессе познания, что служит дополнительной мотивацией к учебе. Активность, самостоятельность в учебной и воспитательной работе – такие качества формируются у школьников в процессе обучения при использовании методов музейной педагогики. Особенность школьного музея заключается в том, что образовательно-воспитательная функция практически реализуется на всех направлениях его деятельности, так как учащиеся сами собирают, изучают, экспонируют и пропагандируют музейные материалы, постоянно знакомятся с ними в процессе внеурочных и учебных занятий.
Задачи:
- Укреплять гражданско-патриотического сознания;
- Развивать чувства сопричастности к судьбам Отечества;
- Привлекать учащихся к работе по возвращению, сохранению и приумножению народного творчества и традиций.
Характеристика музея
1. Профиль музея - историко-краеведческий (комплексный)
Историко-краеведческий профиль музея больше всего соответствует деятельности образовательного учреждения. Краеведение – самая плодотворная основа для реализации идей нравственно-патриотического воспитания.
Комплексный музей имеет ряд преимуществ перед узко-профильным:
1)возможность динамичного развития;
2)широкая тематическая направленность деятельности позволяет удовлетворить самые различные интересы школьников и тем самым привлечь их к работе в музее;
3)создаёт условия для более широкого использования базы музея в учебно-воспитательном процессе школы.
2. Тип музея - учебно-просветительский
Экспозиционная, экскурсионно-лекторская и выставочная работа музея рассчитана на посетителей различного возраста и образования. Деятельность музея частично ориентирована на использование музейного собрания в образовательно-воспитательных целях. Фонды, экспозиции и выставки музея организованы с учётом использования в учебном процессе.
Историко-краеведческий музей школы является частью учебно-воспитательной системы школы и отвечает за реализацию нравственно-патриотического воспитания, самостоятельную исследовательскую работу учащихся школы и изучение учащимися истории и традиций Воронежского края и своей малой родины.
3. Цели и задачи деятельности школьного музея.
Образовательно-воспитательная деятельность
- воспитание духовности и высокой нравственности на гуманистических идеалах;
- развитие интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферы учащихся;
- обучение научно-исследовательской деятельности, самостоятельным и коллективным исследованиям учащихся;
- реализация системы факультативных занятий по изучению истории Воронежского края, культуры и традиций русского народа.
Научно-исследовательская деятельность
- документирование истории школы и села;
- организация поисково-исследовательской работы учащихся;
- создание условий для хранения музейных экспонатов.
Культурно-просветительская деятельность
- проведение выставок, лекций, встреч и других мероприятий на базе музея;
- популяризация истории Воронежского края, самобытного народного творчества;
- издание научно-популярной литературы по основным направлениям работы музея;
- охрана и пропаганда памятников истории и культуры;
- охрана природы;
- организация экскурсионно-туристической деятельности.
4. Из истории школьного музея
Вначале это была краеведческая комната, насчитывающая чуть больше 100 экспонатов. Но со временем число экспонатов росло, появлялись новые экспозиции и было решено бороться за статус музея. Школьный музей открыт 3 мая 2005 года.
5 Описание фондов
Площадь музея – 2 зала по 36 кв. м.
Количество экземпляров – 542.
В том числе подлинных – 424.
Музей состоит из 2-х залов
Музейная экспозиция — это основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.
Ее основу составляет научная концепция, которая определяет содержание музейной экспозиции, принцип отбора экспонатов, общее художественное решение.
Музейные предметы, организованные в определенном логическом построении, служат для раскрытия тех или иных тем. При отборе музейных предметов для экспозиции проводится их дополнительное изучение. Это необходимо для того, чтобы определить возможность экспонатов передавать информацию и действовать на посетителей музея эмоционально. На первых этапах формирования экспозиции надо сформулировать цели экспозиции и методы ее построения, пути ее дальнейшего совершенствования, художественную ценность экспонатов и степень их эстетического воздействия. Причем степень влияния экспозиции определяется не только информативной емкостью коллекции, но и уровнем музееведческих знаний. Это выражается разнообразными средствами и формами подачи экспозиционного материала, который может воспроизводить интерьер или отображать другие элементы действительности через музейные предметы, ее удостоверяющие.
1 зал – «Историко-краеведческий».
Его экспозиция состоит из 5 разделов :
1. «Природа родного края».
2. «Летопись села».
3. «История колхоза ».
4. «Великая Отечественная война ».
5. «Летопись школы».
2 зал - «Мир русской деревни»
Его экспозиция состоит из 3 разделов:
- Одежда и предметы быта.
- Русская горница.
- Орудия труда.
Описание экспозиций
Зал № 1 «Историко-краеведческий»
1. «Природа родного края».
В этом разделе рассказывается о природе родного края. Посетители могут увидеть как фотографии представителей флоры и фауны нашей местности, так и подлинные экспонаты: различные гнёзда птиц, коллекцию полезных ископаемых, интересные поделки из природного материала. Здесь же помещаются отчёты о походах по родному краю, творческие и научно-исследовательские материалы учащихся по данному направлению. Материалы этого раздела используются на уроках окружающего мира, природоведения и краеведения, географии и биологии, а также на внеклассных мероприятия по направлению «Природа».
2. «Летопись села».
Экспозиция данного раздела рассказывает об истории возникновения и развития с. Смаглеевка Кантемировского района Воронежской области, о первых поселенцах, о возникновении названия, об истории зданий и прочее. Здесь же можно узнать о знаменитых земляках, прочитать стихи местных поэтов.
Особой гордостью этого раздела является экспонат «Сельская усадьба 20 века», сделанный руками самих школьников под руководством учителя технологии Правдина В.Б.
3. «История колхоза ».
В данном разделе освещается история колхоза имени Калинина, который существовал на территории села с 1930 года. Здесь можно познакомиться с архивными документами и исследовательскими работами, отражающими деятельность колхоза, как в мирное время, так и во время Великой Отечественной войны, фотографиями и воспоминаниями бывших колхозников.
Посетители могут узнать о развитии культуры и спорта на селе, о знатных колхозниках и председательском корпусе, увидеть награды: вымпелы, кубки, грамоты, значки.
4. «Великая Отечественная война ».
В данном разделе размещены различные материалы, касающиеся участия с. Смаглеевка и её жителей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг: список участников Великой отечественной войны- уроженцев села, схемы передвижения войск по территории Кантемировского района и наступательных операций, информация о положении села в военное время.
Отдельно на стенде размещён материал о земляках – орденоносцах. Здесь же расположены удостоверения к орденам и воспоминания орденоносцев.
Под стендами на столах расположен исследовательский и документальный материал: рефераты, письма и прочее.
На стеллажах расположены военные реликвии: каски советских и немецких солдат, котелки, гильзы, пулемётные ленты, осколки снарядов, портсигары и прочее.
В данном разделе есть особый подлинный экспонат – гимнастёрка бывшего учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Новохатского Петра Тихоновича. В этой гимнастёрке Пётр Тихонович участвовал в боевых сражениях на брянском и белорусском фронтах, брал Берлин, расписался на стене Рейхстага, участвовал в параде Победы на Красной Площади в 1945 году. Ветеран подарил гимнастёрку и портупею школьному музею, кроме того, передал в дар школе свои боевые награды и документы.
Музейная экспозиция, посвящённая Великой Отечественной войне, пользуется большой популярностью среди учащихся и педагогов школы. Здесь проводятся уроки истории и классные часы, её экспонаты используются на внеклассных мероприятиях.
5. «Летопись школы».
В этом разделе освещается период с момента постройки в селе Смаглеевка первой школы в 1934 году по настоящее время.
Экспозиция в хронологическом порядке рассказывает об истории нашей школы: первых учителях, учителях Великой Отечественной войны, учителях-ветеранах труда, лучших учащихся школы, школьных династиях…
К 10-летию нового здания школы оформлен стенд «10-летию школы посвящается». На стенде представлена фотоинформация о жизни школы за первое десятилетие, выпуски за 10 лет и прочее.
Кроме того, в разделе «Летопись школы» посетители могут увидеть множество школьных принадлежностей прошлых лет (ручки, портфели, пеналы, чернильницы), школьная и пионерская формы, школьная парта, школьные тетради, грамоты, аттестаты и прочие школьные документы.
2 зал «Мир русской деревни».
В экспозиции «Мир русской деревни» рассказывается о жизни, быте, промыслах сельских жителей Воронежского края в конце XIX в. – нач. XX в. Экспонаты выставлены для обозрения в комплексах: Орудия труда, Одежда и обувь, Кухонная утварь, Предметы мебели и др.
Все экспонаты подлинные и собраны у жителей с.Смаглеевка учащимися школы.
Уникальные экспонаты музея
В разделе «Великая Отечественная война» есть особый экспонат – гимнастёрка бывшего учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны Новохатского Петра Тихоновича. В этой гимнастёрке Пётр Тихонович участвовал в параде Победы на Красной Площади в 1945 году. Ветеран подарил гимнастёрку школьному музею в день его открытия 9 мая 2005 года.
Особой гордостью раздела «История села» является экспонат «Сельская усадьба 20 века», сделанный руками самих школьников в 1999 г. под руководством учителя Правдина В.Б. на уроках технологии.
Уникальным экспонатом экспозиции «История школы» является школьная парта начала 20 века, сохранившаяся после пожара в старой школе.
Гордостью зала «Мир русской деревни являются прялка и ткацкий станок, подаренные в 1995 году Прядкиной П.В.. Станок и прялка были изготовлены отцом Прядкиной П.В. в начале 20 века из ветлы.
Фотоальбом "Уникальные экспонаты музея"
Прялка Ткацкий станок
Деятельность на базе школьного музея
Историко-краеведческий музей школы является частью учебно- воспитательной системы школы и отвечает за реализацию нравственно- патриотического воспитания, самостоятельную исследовательскую работу учащихся школы и изучение учащимися истории и традиций Воронежского края и своей малой родины. Активом музея проводится активная поисково-исследовательская работа, экскурсии различной тематики, внеклассные мероприятия и уроки по различным направлениям.
Формирование новых направлений проектной деятельности на основе конкретного исторического персонифицированного материала:
- Родословие (Участие в районных конкурсах юных краеведов в рамках программы «Отечество», «Юный исследователь»).
- Летопись родного края (в рамках Всероссийской программы «Отечество»)
- Земляки (Создание портфолио ветеранов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда и тыла)
- Культурное наследие (Проведение мероприятий, праздников, посвящённым дням Воинской Славы России для ветеранов Тоншаевского района)
- Военная история России (Исследовательские работы: «Великие полководцы ВОв», «Памятники оружию войны» .
- Поиск (пополнение экспонатов, оформление экспозиций)
Расширение взаимодействия с социумом. Ребята из нашей школы активно взаимодействуют с :
- Советом ветеранов, сельской библиотекой, Смаглеевским ЦКД.
- В школе проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами-интернационалистами, выпускниками школы, педагогами – ветеранами педагогического труда и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/07/picture-414861-1583566360.jpg)
Инновационный социальный проект "Музей как образовательное пространство и фактор развития образовательного учреждения"
В конце 60-х годов ХХ века в Холбонской средней школе по инициативе завуча Игнатия Филипповича Ларионова начинается работа по созданию музея, к ней были привлечены учащиеся, все работники школы и роди...
Исследовательская деятельность в образовательном пространстве музея "Зеркало истории" МБОУ - лицея №18 г. Орла
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. За годы обучения в лицее мы должны научить ребенка не только грамотному письму...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-561031-1420884742.jpg)
Выступление на городской конференции "Образовательное пространство предметов естественнонаучного цикла как средство достижения требований ФГОС".
Ускоренное развитие современного общества требует от образовательного пространства формирование чётких целей, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы всех участнико...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/30/picture-576798-1422616635.jpg)
Свидетельство об участии во Всероссийском проекте по популяризации нового подхода к деятельности работников образовательных учреждений в свете ФГОС и их реализации в образовательных учреждениях России
Свидетельством подтверждается участие во Всероссиском проекте по популяризации ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/11/picture-419456-1478868466.jpg)
План самообразования учителя английского языка по теме:" Расширение образовательного пространства учащихся сельских школ через интерактивные технологии"
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/28/picture-1045426-1530165945.jpg)
«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».
Российское образование на современном этапе претерпевает значительные перемены. Процесс обучения повсеместно сопровождается внедрением новейших педагогических технологий....
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/08/picture-94987-1436380285.jpg)
Культурно-образовательное пространство музея как образовательный ресурс для системы СПО.
В работе рассматривается актуальность социокультурных функций музея в образовательном процессе ссуза и обогащение его образовательной среды посредствам активного взаимодействия с ним....