Особенности проявления соц. ответственности граждан
статья (10 класс)

 

            Поведение человека может быть либо социально полезным, либо социально вредным, либо социально безразличным. Но поскольку человек ― существо общественное, большинство его поступков приобретает общественное значение. Отсюда ― право общества на социальный контроль за действиями своих членов, за соблюдением ими исторически сложившихся или сознательно установленных стандартов общежития. Эти правила выступают в виде обычаев, традиций, привычек, моральных, правовых, религиозных, корпоративных и других норм. Долг отдельного индивида ― сознательно выбрать нужный, полезный ориентир поведения. Только таким путем можно обеспечить порядок и организованность в обществе. Объективная необходимость в урегулированности и порядке отношений между людьми, реализованная в должном поведении, образует содержание социальной ответственности. Формой ее проявления являются социальные нормы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_sotsialnogo_gosudarstva.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

 Особенности проявления соц. ответственности граждан

        Поведение человека может быть либо социально полезным, либо социально вредным, либо социально безразличным. Но поскольку человек ― существо общественное, большинство его поступков приобретает общественное значение. Отсюда ― право общества на социальный контроль за действиями своих членов, за соблюдением ими исторически сложившихся или сознательно установленных стандартов общежития. Эти правила выступают в виде обычаев, традиций, привычек, моральных, правовых, религиозных, корпоративных и других норм. Долг отдельного индивида ― сознательно выбрать нужный, полезный ориентир поведения. Только таким путем можно обеспечить порядок и организованность в обществе. Объективная необходимость в урегулированности и порядке отношений между людьми, реализованная в должном поведении, образует содержание социальной ответственности. Формой ее проявления являются социальные нормы.         

        Социальные нормы ― это указатели границ должного и возможного. Если поведение индивида выходит за грань дозволенного, то наступает тот или иной вид социальной ответственности, нарушитель осуждается или даже наказывается. Если же гражданин совершает общественно полезные, одобряемые действия, то он поощряется, поддерживается, а за наиболее выдающиеся поступки даже награждается, ставится в пример. Ответственность в рассматриваемом аспекте есть нормативно сформулированные требования к субъектам деятельности. Не следует, однако, отождествлять социальные нормы и ответственность. Ответственность есть выполнение нормативных требований. Иначе говоря, связанность личности нормативными требованиями — необходимая, но лишь формальная сторона дела, нереализованная ответственность — это безответственность. «Истинной ценностью и высокой эффективностью,— писал А. Я. Пельше, — обладает не провозглашенная, а реализуемая требовательность. Лишь подлинная требовательность способствует воспитанию дисциплины и ответственности, превращает номинальную ответственность в ответственность действительную, реально проявляемую, достойную доверия, оказанного человеку»

        Значение социальной ответственности заключается в том, что она призвана дисциплинировать членов общества, побуждать их к позитивному, сознательному, полезному поведению. В современной России множество людей ведут себя антисоциально, о чем свидетельствуют такие явления, как высокая преступность, коррупция, разгул криминала, война компроматов, правовой нигилизм, информационный «беспредел», недостойные методы политической борьбы, грязные избирательные технологии, несоблюдение элементарных нравственных норм, неуважительное отношение друг к другу, законам, правам человека и другие аномалии.

        Социальная ответственность ― «сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества». Она выражает характер взаимоотношений личности с обществом, государством, коллективом, другими социальными группами и образованиями ― со всеми окружающими ее людьми. В основе социальной ответственности лежит общественная природа поведения человека. Давно сказано: жить в обществе и быть свободными от общества нельзя. Любая социальная ответственность, в том числе и правовая, может наступить лишь при наличии двух условий: 1) свободы воли индивида; 2) возможности выбора варианта поведения. Социальная ответственность возникает тогда, когда поведение индивида, имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. В процессе развития общества складываются определенные отношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей прежде всего в сфере трудовой деятельности.

        Социальная ответственность гражданина включает в себя, с одной стороны, ответственность перед обществом, с другой – перед своими близкими. Перед обществом социальная ответственность выражается, прежде всего, в соблюдении законов и других правовых норм, а также в передаче гражданином части собственности (в виде налогов) на общественные и социальные нужды, на разные уровни государственного управления и в органы самоуправления. Перед своими близкими, в первую очередь перед семьей, социальная ответственность гражданина выражается в заботе о материальном достатке членов семьи, в создании благоприятного психологического климата в семье, в нравственном воспитании детей.

        


16. Понятие соц. ответственности государства

        Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой государства, и отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и быть свободным от государства и его законов нельзя. В свою очередь, государство, проявляя ответственность перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок.

        Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций: 1) корректирует стихийные процессы поляризации богатств, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев — в этом состоит существенное значение социального государства; 2) определяет прожиточный минимум, который реализует через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице; 3) обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, 4) создает минимально необходимые условия для социального страхования.

        Одним из самых важных видов социальной ответственности государства являются нормативно правовые акты социальной защиты населения. Например, в основном законе Российской Федерации, закрепляющем основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении человека и граждан в РФ, о его правах, свободах, обязанностях.

        Важное место в системе социальной ответственности государства занимает принцип правового социального обеспечения (вид соц. Ответственности). В 1982 году X Всемирным конгрессом профсоюзов была принята хартия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что право на социальное обеспечение должно гарантироваться законом каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно потерявшему трудоспособность, а также членам семьи, находящимся на его иждивении. Система социального обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь государством и предпринимателями при постепенном снижении или отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.

        В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние на правовое регулирование общественных отношений в сфере. Это равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

        Заключение. Общественный контроль является одним из важнейших способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Это один из столпов правового государства с развитым гражданским обществом, которому уготована роль гаранта золотого правила «государство для общества», не дающая ему трансформироваться в уродливую пирамиду вида «общество для политической элиты».

        В Российской Федерации контроль над государственным управлением «извне» только делает свои первые неловкие шаги. Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, в которых рассматриваются те или иные вопросы общественного контроля ни в одном из них не дано четкое определение общественного контроля, что свидетельствует об отсутствии необходимой среды для его осуществления гражданами РФ.


15. Критерии эффективности соц. политики соц. государства

        Социальная эффективность - это соотношение затрат на проведение социальных мероприятий с полученными результатами. Поэтому обеспечение социальной сферы нельзя рассматривать с точки зрения размеров ее финансирования, необходимо оценивать эффективность распределения ресурсов. Это можно сделать с помощью системы статистических показателей, характеризующих количественные и качественные стороны социальных явлений и процессов. Вся система показателей социального развития может быть разбита на восемь разделов.

1. Социально-демографические (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни, миграция, численность семей и т.п.)

2. Социально-трудовые (состояние трудовых ресурсов, динамика занятости и безработицы, условия и оценка труда и т.п.)

3. Уровень и качество жизни населения (динамика реальных денежных доходов, потребления товаров, денежных сбережений, социальных пособий и т.п.).

4. Жилищное обеспечение населения (характеристика жилищного фонда по метражу, благоустройству, принадлежности и потребности в улучшении).

5. Здоровье населения и здравоохранение (динамика заболеваемости, характеристика причин смертности, инвалидности, медицинской инфраструктуры и кадрового обеспечения).

6. Народное образование, культура, информационные услуги (динамика количества обучающихся, характеристика инфраструктуры и кадрового потенциала).

7. Экономическая и социальная безопасность (затраты на обеспечение экологической безопасности и борьбу с преступностью, пороговые значения экологических показателей и показателей криминогенности).

8. Социально-психологическое самочувствие населения (социальная удовлетворенность, ущемленность, тревожность, конфликтность).

        Основными социальными индикаторами являются величина прожиточного минимума, доля населения, находящегося за порогом бедности, величина поляризации доходов, доля получающих профессиональное образование, перечень и объем медицинских услуг, доступных всему населению, доля безработных, средняя продолжительность жизни, детская смертность, рождаемость и др.

        По вопросу об эффективности политики государства вообще и социальной политики - в частности, главная проблема состоит не столько в том, как увеличить меру социальной ответственности ее социальных субъектов и институтов, сколько в том, как согласовать приоритеты их основной деятельности таким образом, чтобы эти согласованные действия приносили реальный синергетический эффект. И чтобы при этом их активное продвижение к достижению собственных целей, сопровождалось бы продуктивной социальной политикой во всем российском обществе. При этом их цели и главные приоритеты, которыми они на самом деле руководствуются в своей практической деятельности, могут и не декларироваться ими публично, но должны определят их политику и линию социального поведения. Несовпадение и даже антагонизм целей декларируемых и целей остающихся по умолчанию может через некоторое время привести к потере устойчивости и даже к параличу управления. Это происходит в силу того, что в любой системе управления, обладающей той или иной степенью устойчивости, наряду с прямым управляющим воздействием, существуют обратные связи, призванные либо усиливать (положительно), либо ослаблять (отрицательно) это воздействие.Как утверждает Дж.Маджоне, - «... политический курс и институты можно считать эффективными, если они ставят своей целью улучшение существующего положения всех или почти всех индивидов и общественных групп. Что же касается перераспределительного политического курса или институтов, то их цель состоит в улучшении положения одних групп населения за счет других. Идеи играют роль главным образом тогда, когда стоит вопрос о принятии коллективных решений по проблемам, касающихся эффективности (относительно того, как увеличить совокупное благосостояние), но не в тех случаях, когда речь идет о перераспределении ресурсов одной общественной группы в интересах другой.


14. Система соц. стандартов как основа соц. политики соц. государства

        Социальная политика -- политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

        Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

        Инструментами проведения социальной политики государства служат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательно основе, фиксирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры. Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования.

        Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценки уровня жизни населения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всех уровней. Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума Прожиточный минимум -- минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оценивается уровень жизни населения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определенном уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

        Государством также определен законодательный объем гарантированных социальных услуг, предоставляемых на бесплатной и льготной основе. Разрабатываются пороговые значения показателей по науке, образованию, культуре, здравоохранению; они берутся за основу при исчислении объемов финансирования этих отраслей. Согласно Декларации прав и свобод человека и гражданина, пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.


13. Важнейшие цели и субъекты соц. политики соц. государства

        Социальная политика - это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение условий для удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения, создания системы социальных гарантий.

        Социальная политика осуществляется на различных уровнях:

• всемирная поддержка предпринимательской деятельности и благотворительных организаций;

• макрорегиональная и общегосударственная политика;

• интерреализация межгосударственной социальной политики.

        Объектом социальной политики выступает все самодеятельное население, социальные общности и отдельные граждане, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъектами социальной политики являются государственные органы власти, организации и учреждения, а также действующие в социальной сфере негосударственные общественные организации и объединения граждан.

        Социальная политика осуществляется в основных сферах социальных отношений в следующих направлениях:

  • оплата и охрана труда;
  • рынок труда, занятость и безработица;
  • регулирование доходов и потребления товаров массового спроса;
  • пенсионное обеспечение;
  • социальное вспомоществование и предоставление адресной социальной помощи;
  • социальное страхование;
  • социальное обслуживание — обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами;
  • образование и профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
  • наука;
  • здравоохранение;
  • культура;
  • физическая культура, спорт и туризм;
  • демография, семья, материнство, отцовство, детство и молодежь;
  • экологическая безопасность, защита от природных и техногенных аварий и катастроф;
  • защита социальных прав всех категорий граждан

        Таким образом, важнейшей целью социальной политики является обеспечение более полного удовлетворения членами общества своих жизненных потребностей. В социальной политике воплощается забота общества о своих членах, нуждающихся в поддержке и помощи. При этом используется имеющийся финансово-экономический потенциал. Такая помощь, в общем, виде может быть названа социальным вспомоществованием. Следует, что социальная политика призвана обеспечивать удовлетворение жизненных потребностей не всех людей, а лишь тех, которые не могут в силу объективных обстоятельств обеспечить их самостоятельно. В отношении же трудоспособных людей, роль социальной политики заключается в том, чтобы создавать благоприятные условия для людей, позволяющие им решать свои проблемы. Социальная политика оказывает регулирующее воздействие на многие проблемы, в том числе и на связанные с оплатой труда.

        Цели социальной политики:

• обеспечение определенного уровня потребления;

• нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;

• обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения.

        Субъекты социальной политики: Государство, Субъекты федерации, Органы местного самоуправления, Внебюджетные социальные фонды, Профсоюзные и иные общественные организации, Политические партии.


12. Соц. партнерство как метод регулирования соц.-трудовых отношений (соц. структуру МОТ)

Социально-трудовые отношения - это существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни.

Становление и развитие социального партнерства обеспечивается посредством системы социального партнерства (ССП), представляющей собой сложное образование структурно организационных элементов (объекта, субъектов, предмета), механизма, методов, средств, тактики, технологий взаимоотношений.

Структура ССП:

- совокупность различных постоянно и временно действующих двух- и трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти, и осуществляющих взаимодействие между собой на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

- совокупность различных совместных документов (коллективные договоры, соглашения, решения и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей;

- соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношение и последовательность в приоритетности, разработке, сроках принятия этих документов.

Субъектами системы социального партнерства, олицетворяющими и реализующими в своей практической деятельности ее задачи, являются: - представители работников, их органы и организации (профессиональные союзы); - представители работодателей (различные союзы предпринимателей и промышленников); - органы государственной исполнительной власти, их представители.

        Общественное назначение ССП - воплощение в жизнь целей и задач социального партнерства на основе его принципов, обеспечение на практике эффективного регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Система социального партнерства включает в себя государственный, отраслевой, территориальный уровни и  уровень организации. На государственном уровне образуется постоянно действующая трехсторонняя комиссия по регулированию социально трудовых отношений, деятельность которой осуществляется в соответствии с законами. На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На уровне организации образовываются комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Социальное партнерство может осуществляться в формах:

- коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашению и их заключению;

- взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

- участия работников, их представителей в управлении организацией;

- участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

        Деятельность системы социального партнерства на практике выражается в реализации следующих основных задач: обеспечение выработки и реализации согласованной социально-ориентированной политики; обеспечение оптимального баланса в реализации интересов работников, работодателей и государства; содействие разрешению социально-трудовых конфликтов; совершенствование в установленном порядке законодательной базы регулирования социально-трудовых отношений; формирование и расширение социальной базы социального партнерства; подъем экономики страны, повышение благосостояния и укрепление социальной стабильности в обществе.

         В период рыночных преобразований закономерно возрастает интерес к проблеме разрешения социально-трудовых конфликтов. Социальный конфликт - это столкновение двух или более противоборствующих сторон, одна из форм проявления социального противостояния, его объективирование в социальной действительности. Конфликт (конфликтная ситуация) как тип социально-трудовых отношений - предельный случай обострения противоречий в социально-трудовых отношениях. Трудовой конфликт – разновидность социального конфликта. Причинами трудовых конфликтов могут быть экономические, административно-управленческие, технологические, социально-психологические аспекты деятельности организации, работодателя.

        Одной из основ для возникновения и условием развития социального партнерства стало создание в 1919г. Международной организации труда (МОТ) (специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений).


11. Гражданское общество и его отношение с соц. государством: уроки развитых стран

        Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи - отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. Для посткоммунистических стран формирование гражданского общества - необходимое условие их перехода к рынку и правовой государственности.

        Социальное государство осуществляет свои цели и принципы в форме правовой государственности, однако идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится расширить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства есть как единство, так и противоречия.

        Их единство состоит в том, что оба они призваны обеспечивать благо индивида: первый - физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг к другу, индивидуальную свободу и основополагающие, главным образом гражданские и политические права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии. Второй - социальную безопасность, материальные условия свободы и достойного существование каждого человека.

        Противоречия же между ними проявляются в том, что правовое государство по своему замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и др.

        В отличие от социализма советского типа, который пытался установить благополучие всех с помощью уравнительного распределения благ, социальное государство ориентируется на обеспечение каждому достойных условий жизни в первую очередь в результате повышения эффективности производства, индивидуальной ответственности и активности.

        В наши дни демократические государства стремятся найти меру оптимального сочетания правового и социального принципов. При этом консерваторы обычно делают больший акцент на правовом, а социал-демократы и близкие к ним либералы - на социальном принципе.


10. Демократический режим власти как механизм реализации концепции соц. государства

        Демократия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

        Большинство исследователей склонно считать, что социальное государство всегда представлено демократическим политическим режимом, и аргументирует это тем, что только демократия, причем в ее развитом виде, может надлежащим образом обеспечить принцип социального государства, т.е. создать условия, позволяющие обеспечить достойный уровень благосостояния всех своих граждан, поддержку социально слабых групп населения и утвердить в обществе социальную справедливость.

        Именно поэтому экономические и социальные успехи страны воспринимаются как прямое следствие демократического типа политических порядков.


9. Формирование правовых основ социального государства в современной России.

Оценка состояния.

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека.

В постперестроечный период расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей придержавших тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 года были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенство закона, распределения и относительной самостоятельности законодательной, исполнительной и судебной властей и другое.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 года впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

Современное правовое государство – это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно через народ). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит своё выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.


8. Признаки правового государства. Характерные черты социально-правового государства.

Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности , оно остается государством, что означает следующее. Правовое государство не отождествляется с обществом, не растворяется в нем или в системе других политических институтов. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще.

Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки.

Одним из основополагающих признаков правового государства является верховенство права и закона.

Принцип верховенства права означает соединение общечеловеческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) с формально-регулятивными ценностями права (нормативность, равенство всех перед законом и др.), с легитимностью публичной власти. Государство является не единственным источником формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа, выраженное через референдумы, либо положения, сформулированные в ходе общественной практики. Верховенство права означает, что оно возникло ранее государства. В соответствии с принципом верховенства закона, ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один коллектив не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип разделения властей - это принцип, исходящий из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимо друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - правительству, судебная - суду.

правовой государство гражданское общество

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:

 1. Разделение властей;

 2. Верховенство закона;

 3. Строгое соблюдение прав и свобод человека;

 4. Социальная и юридическая защищенность личности.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Единство прав и обязанностей граждан – важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.


7. Основные тенденции развития российской экономики в 21 столетии.

+ 1. Сформирована энергетическая сверхдержава. Россия стала ею за последние 8 лет благодаря политике, в соответствии с которой значительная часть нефтегазового сектора и доходов от него попала под контроль государства. Такие процессы происходят в большинстве богатых сырьем стран.

    2. Рост промышленного производства. Дефолт 1998 года дал толчок развитию российской промышленности. В 2000 году, по данным Росстата, промышленный рост составил 11,9%. Но вскоре «кризисный фактор» себя исчерпал, и в течение следующих двух лет рост промышленного производства снизился до 3,7%. Новый подъем начался с 2003 года, а по итогам 2007 года темпы прироста промышленности достигли 6,3%. Особенно хорошо дела шли в обрабатывающих отраслях, темпы роста которых обогнали ВВП. В 2007 году, например, обрабатывающая промышленность выросла на 9,3%, для сравнения: добыча полезных ископаемых увеличилась лишь на 1,9%, а производство электроэнергии сократилось на 0,2%.

   Минусы

1. Высокая инфляция. за восемь лет лишь дважды реальные показатели инфляции совпали или приблизились к тем, что были заложены в федеральный бюджет на этапе планирования. В 2007 году государство вовсе утратило контроль над ценами. Если в предыдущий период показатели инфляции с каждым годом становились все ниже, то по итогам прошлого года впервые за восемь лет инфляция превысила прошлогоднюю. В первые месяцы 2008-го тенденция сохранилась.

2. Сырьевой характер экономики. Несмотря на рост производства, экономика России продолжает оставаться преимущественно сырьевой. Поступления от предприятий ТЭК в бюджет в виде таможенных пошлин и налогов в 2007 году составили около 3,1 трлн руб. - это почти половина доходной части бюджета Российской Федерации. Кроме того, значительная часть обрабатывающей промышленности и торговли является частью топливно-энергетического комплекса, поскольку занимается переработкой нефти и последующей реализацией нефтепродуктов. Экспорт России почти полностью формируется за счет сырья и минеральных удобрений. Из $352 млрд экспортных поступлений на долю машин и оборудования приходится всего около $17 млрд.

3. Зависимость от импорта продовольствия. Россия по-прежнему сильно зависит от импорта продовольствия. Доля импортных продуктов в среднем по стране уже превышает 40%, в крупных городах она достигает 70%, а по некоторым видам продукции - и 85%. Наметившийся в последние два года рост сельхозпроизводства пока не способен удовлетворить растущие потребности рынка.

4. Увеличение разрыва между бедными и богатыми

5. Фондовый рынок не стал объектом вложения средств населения. Фондовый рынок, показатель капитализации крупнейших компаний России, существует отдельно от населения. Лишь 1 млн человек из 140-миллионного населения страны так или иначе участвуют в биржевой торговле акциями. Около 70% населения вообще не имеет никаких сбережений. Из оставшихся 30%: 26% хранят сбережения только в денежной форме, причем многие, по старинке, не в банковском учреждении, а дома. Причина - в неразвитом инструментарии фондового рынка. Но именно привлечение средств массового инвестора является залогом финансовой и социальной стабильности. И наоборот, инвестиции значительного числа граждан в различные финансовые инструменты - основной показатель сформировавшегося среднего класса.

6. Причины затруднения становления социального государства в России.

1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место на Западе);

2. В России не создан "средний слой" собственников: подавляющему большинству населения страны ничего не досталось от стихийно приватизированной партийно-государственной собственности;

3. Отсутствует мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников;

4. Не ликвидированы монополии в важнейших видах производства и сбыта, что приводит к отсутствию реальной конкуренции;

5. Отсутствует развитое, зрелое гражданское общество;

6. Снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства. В общественном сознании утверждается (не без помощи "профессиональных" идеологов и политиков, а также СМИ) пагубное представление о несовместимости, с одной стороны, нравственности, а с другой - политики и экономики ("политика - дело грязное");

7. Существующие политические партии России не имеют четких социальных программ и представлений о путях реформирования общества;

8. В обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства;

9. В процессе освобождения российского общества от тотального вмешательства государства по инерции снижена социальная роль государственности, то есть российское государство впало в другую крайность, оставив гражданина один на один со стихией рынка.


5. Значение концепции социального государства для развития российского общества.

Самую большую социальную группу современного российского общества в настоящее время составляют малообеспеченные люди, которые нуждаются уже не столько в государственных пособиях, сколько в создании условий для усиления и реализации своего потенциала. Поэтому по мере укрепления мощи государства, бизнеса и общества необходимо постоянно наращивать поддержку усилий граждан и их самоуправляемых организаций по обеспечению экономических основ своей материальной и духовной независимости, всячески способствовать раскрепощению их инициативы и самостоятельности.

В концепции социального государства сделаны акценты и на то, что российское государство, все ветви и уровни власти должны служить процветанию россиян. Основные сферы жизнедеятельности, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья российского человека, возвышающие и оберегающие его потенциал – здравоохранение, правопорядок, наука, образование, культура, забота о детях и молодежи, социальная защита стариков и инвалидов - на деле должны стать приоритетами в государственной социальной политике.

Думается, что дальнейшая работа над социальной концепцией нуждается в усилении позиции, состоящей в том, что российские граждане на деле должны являться хозяевами в нашей стране, иметь широкие и равные возможности для свободного и всестороннего развития и право на получение части национального богатства.

В социальном Российском государстве должен быть и высокоэффективный малый, средний и крупный бизнес. Социальная ответственность и социальная солидарность российского бизнес-сообщества должна выражаться в выплате достойной заработной платы и взносов в системы обязательного и добровольного социального страхования работников, в недопущении высокого экономического и социального неравенства в доходах и уровне жизни.


4. Три модели социального государства.

История нынешнего столетия продемонстрировала, что механизмы реализации идей социального государства могут быть принципиально различными. За послевоенные годы в развитых странах мира с рыночной экономикой сложились различные модели социальных государств и, соответственно, различные механизмы реализации социальной политики. Среди них можно выделить три основных модели: либеральную, корпоративную и общественную.

В основе либеральной модели социального государства лежит индивидуальный принцип, который предполагает личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. В данном случае роль государственных структур в непосредственной реализации социальной политики минимизирована. Ее основными субъектами являются личность и различные негосударственные организации - социально-страховые фонды и ассоциации. Финансовую основу социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Поэтому здесь действует принцип эквивалентности, возмездности, а не солидарности. При либеральной модели социальной политики государство берет на себя ответственность за сохранение лишь минимальных доходов граждан и за благополучие наименее обездоленных слоев населения. Но с другой стороны, оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов.

Вторая модель социального государства - корпоративная . В ее основе лежит корпоративный принцип, который предполагает, что максимум ответственности за судьбу своих работников несет корпорация (предприятие, учреждение). Создавая систему пожизненного найма, предприятие стимулирует работников к внесению максимального трудового вклада, за что предлагает ему различные виды социальных гарантий в виде пенсионного обеспечения, частичной оплаты медицинских, рекреационных услуг и образования. В данном случае и государство, и негосударственные организации, и личность также несут долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды. Финансовой основой данной модели социального государства являются в первую очередь страховые взносы корпораций. При корпоративной модели большую роль в осуществлении социальной политики играют организации-работодатели, для которых последняя в свою очередь является существенным элементом системы управления трудовыми ресурсами.

И последняя модель социального государства - общественная , в основе которой лежит принцип солидарности. Он означает ответственность всего общества за судьбу своих членов. Это перераспределительная модель социальной политики, при которой богатый платит за бедного, здоровый за больного, молодой за старого. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно в данном случае берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан. Финансовыми механизмами перераспределения служат государственный бюджет и государственные социально-страховые фонды, средства которых идут на обеспечение широкого спектра государственных социальных гарантий, выступающих для населения в большей части в бесплатной (безвозмездной) форме.


3. Важнейшие признаки социального государства.

Основные признаки социального государства:

1. Высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя крупных собственников;

2. Социально ориентированная структура экономики;

3. Формирование гражданского общества;

4. Разработка государством разнообразных социальных программ;

5. Развитое социальное законодательство;

6. Утверждение целей государства, обеспечивающих каждому достойные условия жизни, социальную защищенность и равные стартовые условия для самореализации личности;

7. Социальная ответственность перед гражданами.


2. Принципы социального государства и его обоснование.

Социальное государство – это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

- экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

- доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

- развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

- социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

- гендерное равенство мужчин и женщин;

- участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства.

Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.


1. Социальное государство – условия возникновения и этапы развития.

Социальное государство - это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. На сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором и шла речь.

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО -особый тип современного высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности.

Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», так это социальная защита таких категорий граждан, как пенсионеры, инвалиды, малоимущие. Мощная социальная защита возможна лишь тогда, когда имеется для этого необходимый материальный потенциал. Вот почему в ряду признаков социального государства на первое место следует поставить те из них, которые касаются граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX вв. результат объективных социально-экономических процессов, происходящих в жизни буржуазного общества, когда в противоречие вошли два его важнейших принципа - принцип свободы и принцип равенства. Теоретически сложилось два подхода к соотношению этих принципов. Адам Смит, Джон Локк и др. отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном счете такая свобода приведет к неравенству, однако считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства. Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли "ночного сторожа" к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Этапы развития:

первый этап (с 70-х гг. Х1Х в. до 30-х гг. ХХ в.) – социалистический;

второй этап (с 30-х гг. до конца 40-х гг. ХХ в.) – правовое социальное государство;

третий этап (с конца 40-х гг. по 60-е гг. ХХ в.) – государство социальных услуг;

третий этап (с конца 50-х гг. до середины 80-х гг. ХХ в.) – государство всеобщего благоденствия;

пятый этап (с начала 80-х гг. до середине 90-х гг. ХХ в.) – деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

шестой этап (с середины 90-х гг. ХХ в. по настоящее время) – либеральное соц. государство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по ОБЖ в 11 классе.Ответственность граждан по вопросам призыва на военную службу

Цель урока:Рассмотрение основных положений ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в области организации призыва на военную службу, положений УК РФ в области ответственности граждан по вопросам п...

§1.3_Уч_8кл_Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Презентация учебного материала урока по академическому учебнику для 8 класса А.Т. Смирноиа и О.Б. Хренникова "Основы безопасности жизнедеятельности", "Просвещение", 2012...

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности.

Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности....

Внеклассное мероприятие по патриотическому воспитанию " Кто если не мы ответственные граждане своей страны!!!"

Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом матери, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Но только начинается. Когда человек становится старше, он Родиной считает не сел...

Кто если не мы ответственные граждане своей страны

Презентация к внеклассному мероприятию по патриотическому воспитанию учеников...

"Создание условий для позитивного общения учащихся в классе, для проявления инициативы, ответственности".

laquo;Всякая, даже небольшая, радость, стоящая перед коллективом впереди, делает его более крепким, дружным, бодрым».Антон Семенович Макаренко....