Мастерская общения "Как важно вовремя понять..."
план-конспект занятия (8 класс)

Михеева Юлия Викторовна

Час общения  по рассказу Б.Екимова "Говори,мама,говори" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_miheeva_yu.v.docx39.45 КБ

Предварительный просмотр:

Букмедиа-кафе 

 «Как важно вовремя понять…»

Участники: учащиеся 8 класса, классный руководитель.

Цель: 

  • Помочь учащимся понять основную мысль произведения;
  • Раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе «Говори, мама, говори».

Задачи:

  • обучающая: формировать представления обучающихся о нравственном долге перед своими родителями;
  • развивающая: развитие умения анализировать текст, давать нравственную оценку поступкам героев, мотивировать на развитие творческих, речевых способностей учащихся, формирование УУД, развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • воспитывающая: воспитывать в учениках чувство любви и уважения к матери, как самому дорогому человеку.

Оборудование: 

  • Компьютер
  • мультимедиа проектор
  • презентация Power Point
  • доска
  • рабочие листы
  • дидактический материал
  • буктрейлер
  • аудиозапись текста рассказа
  • фломастеры

Используемые методы: интерактивные приемы и методы  

Используемые педагогические технологии: (элементы)

  • Технология сотрудничества;
  • Технология развития критического мышления;  
  • Здоровьесберегающие технологии;  
  • ИКТ технологии

Ход занятия

№ п/п

Этапы мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые УУД

1

Организационный момент. Вступительное слово

1

Ребята, я приглашаю вас встать в круг.

Добрый день, ребята! Меня зовут Ю.В.               И сегодня я приглашаю вас к общению. Вы  можете  высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным и плодотворным. Надеюсь на вашу поддержку, взаимопонимание и помощь.

Учащиеся здороваются, выполняют задание учителя

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

2) на основе анализа  делать выводы;

3) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1)  составлять план предстоящей работы

2) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в

соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в группах.

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) формируем мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) эстетическое воспитание.

2

Энергезатор. (эмоциональный настрой)

2 2 1 4 

- Как вы думаете, почему я предложила всем встать в круг?  Верно, в кругу проще общаться, вести открытый разговор.

У вас в руках карточки двух цветов с буквами. Ваша задача, как можно быстрее, составить два слова из этих букв и построиться, чтобы получилось слово.  Вы должны быть предельно внимательными. Небольшая подсказка –первое слово начинается на букву В. Второе - на букву З  

1 группа, прикрепите слово на доску.

2 группа, прикрепите слова на доску.

Это слова -ВНИМАНИЕ  и  ЗАБОТА

- Мы сейчас с вами выполняли упражнение на внимание, т.е. были сосредоточенными, собранными.

- А в каком ещё значении употребляется это слово?

- Внимание - это заботливое отношение к кому-либо.

Именно об этом: о добром, заботливом отношении мы будем сегодня говорить.

И я Вас приглашаю к чтению в букмедиа кафе

Прошу Вас занять места за столиками, раскрыть книгу и погрузиться в мир чтения.

Ответы детей

Выполняют задание учителя

Формирование групп по составленным словам

Прикрепляют слова:

1 группа – внимание;

2 группа – забота.

Отвечают на вопросы

Занимают места за столиками, раскрывают книгу.

3

Введение в тему классного часа.

3 1 2

Почему букмедиа? Потому что медиа - это средство передачи информации, а  бук - это книга, т.е. передача информации через книгу.

В нашем кафе много  замечательных и интересных книг. Обратимся к одному из произведений.

Перед вами рассказ Бориса Екимова «Говори, мама, говори»

Борис Екимов - это современный писатель, родился 19 ноября 1938 года в Красноярском крае. Его произведения, написанные , в основном,  в форме малого жанра, не могут никого оставить равнодушными, потому что в них поднимаются общечеловеческие проблемы, понятные каждому.

И еще одно новое заимствованное  слово, которое хотим мы этого или нет, вошло в нашу жизнь это буктрейлер?

- Ребята, а вы знаете, что такое буктрейлер?

-  Это сложное слово состоит из двух слов бук и трейлер.

-Что такое бук?  Мы с вами уже выяснили.  Трейлер-транслятор, т.е. это короткий видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге с целью пропаганды чтения и повышения интереса к книгам.

Я предлагаю вам посмотреть такой ролик, который сделали ученики моего класса после знакомства с рассказом «Говори, мама, говори».

Просмотр  буктрейлера    

- Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (О маме, об отношении к ней)

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите или произносите это самое родное слово на свете - мама? (доброта, забота, любовь, тепло, дом, счастье…) Мама - это самый дорогой человек.

Тема нашего разговора звучит так: "Как важно вовремя понять".

Отвечают на вопросы

Слушают учителя

Высказывают свои предположения.

Просмотр видеоролика

Ответы детей

Ответы детей

4

Основная часть

1 2  1  2  3  4  2  1  2  1  3  5

-  Найдите ключевые слова  в данной теме.  (вовремя  понять).
- Конечно, поневоле возникает вопрос, что важно понять? Но на него мы ответим после обсуждения рассказа Бориса Екимова.

Итак, переходим к чтению. Смотрим на экран и слушаем первую часть рассказа.

По утрам теперь звонил телефон-мобильник. Черная коробочка оживала: загорался в ней свет, пела веселая музыка и объявлялся голос дочери, словно рядом она:

Мама, здравствуй! Ты в порядке? Молодец! Вопросы и пожелания? замечательно! Тогда целую. Будь-будь!

Коробочка тухла, смолкала. Старая Катерина дивилась на нее, не могла привыкнуть. Такая вроде малость – спичечный коробок. Никаких проводов. Лежит-лежит – и вдруг заиграет, засветит, и голос дочери:

– Мама, здравствуй! Ты в порядке? Не надумала ехать? Гляди… Вопросов нет? Целую. Будь-будь!

А ведь до города, где дочь живет, полторы сотни верст. И не всегда легких, особенно в непогоду.

Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка, никак не могла собраться в отъезд.

– Кидаю умом, не накину… – жаловалась она соседке. – Ехать, не ехать?.. А может, так и будет тепло стоять? Гутарят по радио: навовсе поломалась погода. Ныне ведь пост пошел, а сороки ко двору не прибились. Тепло-растепло. Туды-сюды… Рождество да Крещенье. А там пора об рассаде думать. Чего зря и ехать, колготу разводить.

Соседка лишь вздыхала: до весны, до рассады было еще ох как далеко.

Но старая Катерина, скорее себя убеждая, вынимала из пазухи еще один довод – мобильный телефон.

– Мобила! – горделиво повторяла она слова городского внука. – Одно слово – мобила. Нажал кнопку, и враз – Мария. Другую нажал – Коля. Кому хочешь жалься. И чего нам не жить? – вопрошала она. – Зачем уезжать? Хату кидать, хозяйство…

1 Кто  главная  героиня рассказа, опишите ее. (Бабка Катерина, иссохшая, горбатенькая от возраста, но еще проворная старушка)
2.А кто ей звонил по утрам? (дочь)

- Что вы можете сказать об этих звонках?  (они были очень короткими, всегда в одно и то же время)
3.Из каких слов состоял диалог? Прочитайте их … Вот и всё. А ведь так маме хочется чуточку побольше внимания.
4. О чём думала главная героиня? (Ехать или не ехать зимовать в город к дочери. Ей не хотелось бросать хату, хозяйство)
Конечно, дочь героини  просит приехать мать в город, она, тревожится о ней. Но так далеко находится хутор от города. Часто не наездишься. Вот и говорит она по телефону.

Телефон становится связующим звеном между матерью и дочерью.

Продолжаем чтение. 2  часть рассказа читает победитель Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» Новичкова Валентина, ученица 10 класса.

Прошел еще один день. А утром слегка подморозило. Деревья, кусты и сухие травы стояли в легком куржаке – белом пушистом инее. Старая Катерина, выйдя во двор, глядела вокруг, на эту красоту, радуясь, а надо бы вниз, под ноги глядеть. Шла-шла, запнулась, упала, больно ударившись о корневище.

Неловко начался день, да так и пошел не в лад.

Как всегда поутру, засветил и запел телефон мобильный.

– Здравствуй, моя доча, здравствуй. Одно лишь звание, что – живая. Я ныне так вдарилась, – пожаловалась она. – Не то нога подыграла, а может, склизь. Где, где… – подосадовала она. – Во дворе. Воротца пошла отворять, с ночи. А тама, возля ворот, там грушина-черномяска. Ты ее любишь. Она сладимая. Я из нее вам компот варю. Иначе бы я ее давно ликвидировала. Возля этой грушины…

– Мама, – раздался в телефоне далекий голос, – конкретней говори, что случилось, а не про сладимую грушину.

– А я тебе о чем и толкую. Тама корень из земли вылез, как змеюка. А я шла не глядела. Да тут еще глупомордая кошка под ноги суется. Этот корень… Летось Володю просила до скольких разов: убери его Христа ради. Он на самом ходу. Черномяска…

– Мама, говори, пожалуйста, конкретней. О себе, а не о черномяске. Не забывай, что это – мобильник, тариф. Что болит? Ничего не сломала?

– Вроде бы не сломала, – все поняла старая женщина. – Прикладаю капустный лист.

На том и закончился с дочерью разговор. Остальное самой себе пришлось досказывать: «Чего болит, не болит… Все у меня болит, каждая косточка. Такая жизнь позади…»

-Чтение рассказа еще не окончено, но мне хотелось бы поговорить с вами о том, что вы уже услышали. Давайте дадим оценку поступкам наших героев. Я предлагаю вашему вниманию ромашку Блума с вопросами разных уровней. Это  вопросы  оценочные, творческие , уточняющие.

 

Выбирайте лепесток и читайте, на какой вопрос вам предстоит ответить.

-….тебе достался простой вопрос.

Простой вопрос: Когда обычно звонила дочь? (поутру)

Твой вопрос оценочный, т.е. необходимо  дать оценку

Оценочный вопрос: Как, по-вашему, плохо или хорошо поступает дочь, каждый раз напоминая маме о тарифе разговора по телефону? (Конечно, плохо, её больше всего волнует тариф)

У тебя творческий вопрос. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, фантазии мы называем его творческим.

Творческий вопрос: Как поступила бы дочь, если бы разговор по телефону был бесплатный? ( Может быть, дольше разговаривала с мамой, может быть уделяла ей больше внимания)

А вот у …. уточняющий вопрос. Он задается с целью уточнить «Правильно ли вы поняли»

Уточняющий вопрос: Что значит «говорить конкретней» для бабы Катерины? (подробно, обстоятельно, рассказать дочери, что ее волнует, рассказать о том, как прошел день. Что у неё болит)

 А для дочери? Что значит «говорить конкретней» (быстро, по существу, о самом главном, жива-здорова и все,  поэтому и разговоры короткие)

А у тебя ….объясняющий вопрос. Начинается со слова почему.

Объясняющий вопрос: Почему бабка Катерина до сих пор не спилила грушу, которая мешала ей ходить? (дочка любит компот из этой груши)

Практический вопрос достался…. Он всегда начинается со  слов: Как бы ты поступил, но я хотела бы задать его всем.

Практический вопрос: Разговаривая по телефону со своей мамой,  как вы поступаете? Мамы же всегда много задают вопросов. Вы их слушаете или пытаетесь прервать разговор?

(Очень важно уметь выслушать собеседника, всегда находите время для общения с родными)

А мы продолжаем чтение. Следующий фрагмент –это чтение по ролям. Мне необходимо три человека (автор, радиодиктор, баба Катерина)

Автор: и  отгоняя горькие мысли, старая женщина занялась привычными делами во дворе и в доме. В свою пору включила радио, ожидая слов о погоде. Но после короткого молчания из репродуктора донесся мягкий, ласковый голос молодой женщины:

Диктор: Болят ваши косточки?..

Автор: Так впору и к месту были эти душевные слова, что ответилось само собой:

Баба Катерина: Болят, моя доча…

Диктор :Ноют руки и ноги?.. Автор: словно угадывая и зная судьбу, спрашивал добрый голос.

Баба Катерина: Спасу нет… Молодые были, не чуяли. В доярках да в свинарках. А обувка – никакая. А потом в резиновые сапоги влезли, зимой и летом в них. Вот и нудят…

Диктор: Болит ваша спина… Автор: мягко ворковал, словно завораживая, женский голос.

Баба Катерина:  Заболит, моя доча… Век на горбу таскала чувалы да вахли с соломой. Как не болеть… Такая жизнь…

Автор:Жизнь ведь и вправду нелегкой выдалась: война, сиротство, тяжкая колхозная работа.

Автор:Ласковый голос из репродуктора вещал и вещал, а потом смолк. Старая женщина даже всплакнула, ругая себя:  

 Баба Катерина: «Овечка глупая… Чего ревешь?..»

Автор: Но плакалось. И от слез вроде бы стало легче.

Учитель

И тут совсем неожиданно, в обеденный неурочный час, заиграла музыка и засветил, проснувшись, мобильный телефон. Старая женщина испугалась:

– Доча, доча… Чего случилось? Не заболел кто? А я всполохнулась: не к сроку звонишь. Ты на меня, доча, не держи обиду. Я знаю, что дорогой телефон, деньги большие. Но я ведь взаправду чуток не убилась. Тама, возля этой дулинки… – Она опомнилась: – Господи, опять я про эту дулинку, прости, моя доча…

Издалека, через многие километры, донесся голос дочери:

– Говори, мама, говори…

– Вот я и гутарю. Ныне какая-то склизь. А тут еще эта кошка… Да корень этот под ноги лезет, от грушины. Нам, старым, ныне ведь все мешает. Я бы эту грушину навовсе ликвидировала, но ты ее любишь. Запарить ее и сушить, как бывалоча… Опять я не то плету… Прости, моя доча. Ты слышишь меня?..

В далеком городе дочь ее слышала и даже видела, прикрыв глаза, старую мать свою: маленькую, согбенную, в белом платочке. Увидела, но почуяла вдруг, как все это зыбко и ненадежно: телефонная связь, видение.

– Говори, мама… – просила она и боялась лишь одного: вдруг оборвется и, может быть, навсегда этот голос и эта жизнь. – Говори, мама, говори…

Выразите своё отношение к прочитанному и продолжите предложение.

На экране:

Баба Катерина разговаривала о своих болезнях с голосом из репродуктора, потому что…. (ей не с кем говорить, ей некому рассказать о том, что ее волнует, беспокоит)

В финале рассказа дочь просит маму говорить, не обрывает ее, внимательно слушает. Она поняла, что… (ближе и дороже матери на земле нет человека, она боялась, что   может оборваться   навсегда этот голос и эта жизнь.») 

Происходит прозрение дочери, которая поняла свою ошибку. Пусть позднее, но такое важное для матери! Главное - вовремя понять и искупить свою вину перед родителями, осознать, что счастье для матери - живое общение с детьми. И надо ценить каждую минуту общения с родителями

Отвечают на вопросы

Просмотр видеоролика с 1 частью рассказа

Беседа по первой части рассказа

Ответы детей

Выборочное чтение

Ответы детей

Знакомство со 2 частью рассказа,

слушают.

Работа с ромашкой Блума. Выбирают лепесток, отвечают на вопросы, дают оценку поступкам героев.

Чтение 3 части рассказа по ролям (автор, радиодиктор, баба Катерина)

Слушают чтение учителя

Выражают своё отношение к прочитанному и заканчивают предложение.

Делают вывод по рассказу.

5

Рефлексия

1 2 2 2 3115

Итак, вернёмся к теме нашего разговора «Как важно вовремя понять». Понять, что? Что же поняли вы, прочитав рассказ?

У вас на столах лежат сердечки. Напишите, пожалуйста, на них, о чем всегда должны помнить дети по отношению к своим родителям. Как нужно поступать, чтобы о вас говорили: внимательная и заботливая дочь!  Внимательный и заботливый сын!

Музыка.

Озвучьте, пожалуйста, то, что вы написали, и прикрепите сердечки на магнитную доску.

 (надо быть внимательными, заботливыми, благодарными по отношению к родителям; чаще звонить, писать, не забывать о чувстве долга и ответственности перед ними)

-Как вы думаете, почему мы писали слова на листочках в форме  сердца? ( Я думаю, что вы говорили искренне и эти слова идут от чистого сердца)

Пусть подольше звучат голоса наших мам, согревая сердца. Пусть будут здоровы они!  Не бойтесь тратить время, находите минуты, часы, дни общения с мамой, бабушкой. Пусть они говорят и говорят, рассказывают обо всём, что произошло за день! Общайтесь с родными, будьте внимательными и заботливыми друг к другу.

- А давайте прямо сейчас позвоним своим мамам и скажем четыре коротких слова: «Мама, я тебя люблю». Жюри тоже  может присоединиться к нашей акции. Смотрим ролик.   «Позвоните, дети, матерям» и звоним.

Я благодарю вас за минуты общения в нашем кафе. Мне было приятно и комфортно с вами работать. Но я не просто так пригласила вас сегодня именно в букмедиа-кафе. Я учитель русского языка и литературы, очень люблю читать и на память о нашей сегодняшней встрече я хочу подарить вашему классу эти книги. Устройте в своем классе «Живую» книжную полку (буккросинг).  Это замечательное культурное увлечение людей многих стан – оставлять прочитанные книги в публичных местах, чтобы их прочитали другие.

                                      Читать – это стильно!

Читать – это модно!

Читайте повсюду-

Читайте свободно!

Пишут на сердечках свое отношение к родителям

Озвучивают свои записи и прикрепляют сердечки на доску

Просматривают видеоролик, проводят акцию «Позвоните, дети, матерям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как важно вовремя успеть..." Подготовка к сочинению-рассуждению

Данный материал представляет собой конспект урока, на котором учащиеся обобщают и расширяют представление о типе речи рассуждении, учатся находить аргументы для доказательства собственного м...

Помочь ребёнку можно вовремя сказанным словом .

                               Уважаемые родители !Чтобы ребёнок ощутил Вашу поддержку и заботу, любовь и внимани...

«Как важно вовремя успеть».

Конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"...

Эссе на тему "Хорошо живут там, где вовремя платят налоги"

Эссе является важнейшей частью ЕГЭ по обществознанию, которая позволит получить выпускнику высоки баллы для поступления в ВУЗ....

Классный час «Как важно вовремя успеть сказать кому-то слово доброе...» по рассказу Ф.М. Достоевского «Честный вор»

В жизни русского общества была очень хорошая христианская традиция, нашедшая своё отражение и в русской литературе :делать добрые дела, особенно во время православных Постов. Самыми почитаемыми б...

" Как важно вовремя успеть" Урок по рассказу К. Г. Паустовского "Телеграмма"

  Разработка урока по литературе по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма» для 8-9 классовТема: Проблема человеческих отношений в рассказе К. Г. Паустовского «...

«Как важно вовремя успеть». Подготовка к сочинению-рассуждению.

—Цели:—обобщить и расширить представление о типе речи рассуждении , закрепить формирование навыков рассуждения;—формировать общечеловеческие нравственные ценности;—учиться находить аргументы для доказ...