Классный час на тему: "Толерантность"
методическая разработка (8 класс)

Людмила Валерьевна Скосырская

в помощь классному руководителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tolerantnost_kl.chas_.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему « Толерантность»

Цели и задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  2. Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
  3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
  4. Сформировать представление о толерантном отношении.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слайд № 1

-Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня тема нашего   кл. часа «Толерантность»  это слово вы  слышали и вот сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означает это слово, откуда оно появилось и что значит быть толерантным человеком.

Слайд № 2 (фото класса)

        -Ребята посмотрите на фотографии, на них мы вместе красивые, счастливые и такие разные и нам вместе интересно и радостно. А что было бы, если  мы были одинаковыми? Не интересно и скучно было бы жить и мир не играл, и не переливался разными красками.

Слайд № 3

        -А эпиграфом к нашему  кл. часу будут слова Бернау Шоу, прочти их  Вардан:

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.

        -А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из  мультфильма.

Мультфильм «Маугли»

-Ребята вам знаком – главный  персонаж? Кто это?  Какая у него возникла проблема в стае?(-Его не приняла стая).

-А почему его не приняла стая? (-Он не похож на них).

-Кто, встал на защиту Маугли?  (мать, Багира, Балу).

-А почему именно они? (Мать всегда за своего ребенка, Багира – мудрая, Балу – наставник, авторитет к словам, которого прислушиваются. У них есть свое мнение и они не боятся его высказать).

Мы с вами живем в обществе. В обществе есть правило относись к людям так, как ты хочешь, что бы они относились к тебе.

Посмотрите у  вас на партах лежат лепестки цветка попробуйте выбрать те, качества которые относятся к этому правилу  (уважение прав других, сострадание, прощение, сотрудничество, принять другого таким какой он есть, уважение человеческого достоинства, милосердие, умение слушать, доброжелательность,  сдерженность, уступчивость , ответственность; злость, жадность, зависть, агрессивность…)

Ребята, посмотрите у нас с вами получился -  цветок толерантности. Именно из этих слов складывается понятие толерантности. Слайд № 4

Кира:  проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…. К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах  Люди различны, культуры различны. Различия обогащают и дополняют общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Представьте, если бы мы были все одинаковые. Слайд Слайд № 5  Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Слайд №  6   Аня : на рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Это путь к миру и согласию.

Слайд № 7 Вольтер сказал: - «Я не разделяю Вашего мнения, но готов отдать жизнь за ваше право за ваше право его свободно высказывать».

Как научиться толерантности. Слайд № 8

Учитель: давайте попробуем составить правили толерантного общения  (работа в группах по 4 учащихся) и напишем эти правила на доске.

Слайд № 9  Правила толерантного общения: 

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Зная правили толерантности, можно сказать  применительно к классу, что каждый ученик  признает право других учеников быть частью классного коллектива и иметь равные  возможности для обучения в этом сообществе. Определите принцип толерантного поведения между учащимися и по отношению к учебному процессу и учителям. (работа в группах по 4 человека).

        Прочитайте, какой пункт вы  считаете необходимым внести в наш классный договор.

Наш классный договор

-Я  имею право на счастье и доброе отношение в этом классе. Это значит, что никто не будет надо мной смеяться, что меня не будут игнорировать и обижать.

-  Я имею право быть самим собой в классе. Это значит, что никто не будет  относиться ко мне несправедливо из-за того, что я толстый или худой,  быстрый или медлительный, мальчик или девочка.

- Я имею право слушать и быть  услышанным в этом классе. Это значит, что никто здесь не будет кричать или визжать и мое мнение и желание будут учитываться при планировании всех  совместных действий.

-Я  имею право на безопасность в классе. Это значит, что меня никто не будет бить, толкать или щипать.

-Я имею право познать себя в классе. Это значит, что я смогу свободно выражать свои чувства и мнения и меня не будут прерывать или наказывать.

Слайд № 10 Антон:

У восточных народов имеется символический знак, в котором  воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь”(темной) и “Ян” (светлой”).В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.Обтекаемость формы говорит о тенденции к изменению, обратимости всего происходящего. Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.

Упражнение “Игра волшебная рука”

Обведите на листке свою руку. Напишите на каждом пальчике свои хорошие качества, а на ладошке, то что хотелось бы изменить в себе. (Посмотрите на свои листочки хороших качеств у вас больше, но есть и то над чем вы должны поработать.  Оставте себе листочки на память, а сейчас мы с вами создадим дерево толерантности.)

Творческая работа “Дерево толеранстности”

-Давайте подумаем, что мы  с вами можем сделать, что бы наш класс стал пространством толерантности, давайте напишем, какими качествами мы должны с вами обладать. ( Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы  класс стал “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев.)

Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

Слайд № 11Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности? Каково преимущество толерантного общения? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Игра «Самолетик»

  Пары берут друг друга за руки и свободными руками делают бумажный самолетик.

Вывод: вы попытались договориться друг с другом, распределить кто, что будет делать  и попытались сделать задание сообща.

Игорь ушел специально. Он не такой, как все, Игорь отличается, от нас часто мы относимся к нему неприязненно. Нетерпимость в наших словах и действиях. Задумайтесь пожалуйста, почему мы так поступаем. Это вам тема к размышлению, Присмотритесь к себе, взгляните на себя со стороны.

        -Что вы нового для себя узнали?

           –Из чего складывается понятие толерантности?  

           –Что такое толерантность? (Это не только принять, но и отстоять свою точку зрения. Это путь к миру и согласию. Это  жить на основе сотрудничества.) Мы не сможем в одночасье сделать толерантным, ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час на тему " Толерантность"

Разработка классного часа...

Классный час на тему "Толерантность - это что?"

Предлагаю сценарий классного часа на актуальную тему - толерантные отношения в коллективе подростков....

Классный час по теме "Толерантность"

Цели:Сформировать у учащихся представление о толерантности; развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения ...

Конспект классного часа по теме: "Толерантность. Учимся быть терпимыми"

Для внеклассной работы. Конспект классного часа по теме : "Толерантность. Учимся быть терпимыми"   Цель классного часа- формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам, уч...

Классный час на тему "Толерантность и мы"

Классный час на тему "Толерантность и мы"...

Классный час на тему "Толерантность"

Теперь, когда мы научились Летать по воздуху, как птицы, Плавать под водой, как рыбы, Нам не хватает только одного: Научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу...