классный час "Холокост"
классный час (8 класс)

Турешева Раися Рафаэльевна
Классный час:
«Памяти жертв Холокоста, посвящается…» для обучающихся 8 класса
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час:

«Памяти жертв Холокоста, посвящается…»

 

 

 

 

2021 год.

Цель: сформировать представление о Холокосте.

Задачи:   - ознакомление с хронологией трагедии Холокоста;

- воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей, чувства сопереживания, сострадания к другим народам.

Оборудование: ПК, мультимедиа проектор, презентация.

Возрастные группы: 8  класс.

Ход классного часа.

«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

(На фоне тихой музыки учащийся читает стихотворение)

ДЕТИ В ОСВЕНЦИМЕ (Наум Коржавин)

 

Учащийся:         Мужчины мучали детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучали детей.

И это каждый день опять,

Кляня, ругаясь без причины.

А детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины.

За что обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье.

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что могут быть убиты:

По древней логике земли

От взрослых дети ждут защиты.

А дни все шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы;

Но их все били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин идеи были:

Мужчины мучали детей.

(И по приказу, точно в срок,

вконец измучив, убивали,

и подводя всему итог,

на склады туфельки сдавали.)

Я жив. Дышу. Люблю людей.

Но жизнь бывает мне постыла,

Как только вспомню: это было –

Мужчины мучали детей.

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…

Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

Холокост (от англ. holocaust, из др.греч. λοκαύστος — «всесожжение») — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей, приведшая к уничтожению 6000000 евреев Европы и около трети еврейского населения мира. Кроме того было уничтожено много цыганского населения, белорусского, поляков, чернокожих душено больных и не трудоспособных.

Вот как развивались события, связанные с целенаправленным преследованием и уничтожением нацистами, их союзниками и коллаборационистами евреев и ряда других национальных и социальных групп в период с 1933 по 1945 годы.

(Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями)

(В ходе сообщений учащихся учитель делать пояснения по непонятным для учащихся фактам, понятиям)

Учитель:

1933г.

30 января - Гитлер назначен канцлером.

1 апреля - в Германии начались бойкоты специалистов еврейского происхождения.

10 мая - публичное сожжение произведений еврейских авторов и антинацистких книг.

14 июля - национал-социалисты в законодательном порядке признаны единственной политической партией в Германии.

19 октября - выход Германии из Лиги Наций.

1934г.

2 августа - смерть президента фон Гинденбурга. Гитлер становится "фюрером" и рейхканцлером Германии.

1935г.

15 сентября - принятие антиеврейских Нюрнберских законов.

1937г.

16 июля - создание концентрационного лагеря в Бухенвальде.

1938г.

27-28 октября - изгнание из Германии 17 тысяч польских евреев.

9-10 ноября – «Хрустальная ночь».

1939г.

1 сентября - Германия оккупирует Польшу.

21 сентября - создание в Польше еврейских гетто.

23 октября - всем польским евреям приказано носить желтую звезду.

1940г.

Январь - эксперименты по умерщвлению газом людей.

12 февраля - начало депортации евреев из Германии в Польшу.

27 апреля - создание концлагеря в Освенциме.

1 мая - учреждено гетто в Лодзи.

16 октября - приказ о создании варшавского гетто. Варшавское гетто объявляется закрытой территорией.

1941г.

14 мая - в Польше арестовано более 3600 евреев.

22 июня - нападение Германии на Советский Союз.

Июль - строительство концлагеря в Майданеке.

3 сентября - экспериментальные умерщвления газом советских военнопленных в Освенциме.

29-30 сентября - расстрел 34 тысяч евреев в Бабьем Яру.

10 октября - создание гетто в Терезине.

8 декабря - начал действовать лагерь смерти в Хелмно близ Лодзи.

Учащийся 2:

1942г.

20 января - участники конференции в Ванзее принимают план уничтожения европейского еврейства.

февраль-март - ликвидация польских гетто и депортация евреев в лагеря.

март-июль - начинают действовать центры уничтожения в Собиборе, Белжеце, Треблинке.

27 марта - из Парижа в Освенцим прибывает первый транспорт с евреями.

17 декабря - союзники возлагают на нацистов вину за массовое уничтожение евреев.

1943г.

18-21 января - первое вооруженное восстание в варшавском гетто под руководством Мордехая Анелевича.

31 марта - открытие нового крематория в Освенциме.

19 апреля - начало ликвидации варшавского гетто. Второе восстание под руководством Мордехая Анелевича.

2 августа - восстание узников Треблинки.

14 октября - восстание узников Собибора.

18 октября - первая депортация евреев из Рима в Освенцим.

1944г.

2 апреля - в Освенцим прибывают евреи из Афин.

май-июль - депортация венгерских евреев в Освенцим.

7 октября - восстание зондеркоманды в Освенциме.

1945г.

27 января - Советские войска освобождают Освенцим.

11 апреля - 4 мая - войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде, Берген-Бельзене, Дахау, Маутхаузене, Терезине.

8 мая - капитуляция Германии.

октябрь 1945г. - ноябрь 1946г. - суд над военными преступниками в Нюрнберге.

Учитель: В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.  Это одна из причин, по которой в России продолжается рост экстремистских настроений. Как же выглядит фашизм в настоящее время, в 21 веке?

(Учащиеся отвечают на вопрос, приводят известные им примеры геноцида)

Учитель: Чудовищные последствия второй мировой войны послужили толчком к созданию Организации Объединенных Наций. Важнейшей частью мандата Организации, закрепленного в ее Уставе, является защита прав всех людей без различия в отношении расы, пола, языка или религии. Выступая на церемонии открытия Музея истории Холокоста в Яд Вашеме (Израиль) в марте 2005 года. Генеральный секретарь Кофи Аннан напомнил, что священный долг «Организации Объединенных Наций — искоренять ненависть и нетерпимость. Если Организация Объединенных Наций не будет вести непримиримую борьбу против антисемитизма и других форм расизма, она будет недостойна своей истории и поставит под угрозу свое будущее».

УчительВ начале классного часа вы видели на слайде высказывание  И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".  Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.

(Идёт обсуждение эпиграфа к классному часу)

Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа.

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя)

- О чем мы сегодня говорили?

- Что такое Холокост?

- Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

- Что является причинами Холокоста?

- Кто стал его жертвами?

Учитель: Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением  (Учитель читает стихотворение).

Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

 

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Классный час, посвящённый 75-летию Победы,

для обучающихся 8-класса ««Мы правнуки страны,

победившей фашизм»!

Форма проведения: час общения.

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвигах наших солдат в Великой Отечественной войне.

Задачи:

Образовательная: ознакомление с историей Великой Отечественной войны; пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.

Воспитательная: способствовать воспитанию чувства патриотизма к своей стране.

Развивающая: развивать интерес учащихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, стенд с иллюстрациями о Великой Отечественной войне, мультимедийная презентация о Великой Отечественной войне.

Оборудование и материалы:

компьютер, мультимедийный аппарат;

фонограммы песен:  «Помни» ( «Мой старый дед говорил мне..»), «Журавли», «За меня»,

Ход мероприятия

1.Классный руководитель:Ребята, вы родились и выросли на мирной земле. Вы хорошо знаете, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали орудийного грома. В этом году мы отметили 75-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Вы видите, как строят новые дома, но не подозреваете, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Вы знаете, как обрываются сны, вам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

- Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил!

- Тем, кто согревал дыханием в стужу блокадных ночей!

- Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей!

- Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну!

- Тем, кто на века безымянные канул в фашистском плену!

- Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов!

- Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!

- Всем тем, кто ушел в бессмертие и тем, кто победил!

ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Песня: «Мой старый дед говорил мне…»

Классный руководитель:4 долгих года длилась Великая отечественная война - тысяча четыреста восемнадцать  дней и ночей, 34 тысячи часов!

 От Москвы до Берлина 2600 километров. Если ехать поездом, то это более двух суток, если лететь на самолёте – три часа, а если перебежками и по–пластунски – четыре года.

27 миллионов погибших на 2600 километров. Это почти 10400 убитых на один километр, это 10 человек на один квадратный метр земли.

27 миллионов погибших в соотношении ко всему населения того времени, это – каждый шестой. Каждый шестой житель нашей великой страны погиб.

Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 43 года! Страшные цифры! Но все ли можно подсчитать? Как подсчитать, сколько девчонок осталось без женихов? Как подсчитать, сколько детей не родилось от не вернувшихся с той войны? А как подсчитать, сколько двадцатилетних не вернулось с полей сражений?

Как подсчитать, сколько невыплаканных слез осталось у матерей?

Классный руководитель:

Над братскими могилами, на военных кладбищах, у Вечного огня памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны солдатам стоит фигура склонившейся плачущей матери. Родина-мать – символ всех матерей, потерявших сыновей в годы Великой Отечественной войны.

В 1944 году был учрежден орден «Мать-героиня». Одновременно с орденом появилась «Медаль Материнства» и орден « Материнская слава». Этим орденом удостоены:

КУПРИЯНОВА Анастасия Фоминична
В 1941-м она проводила на фронт 5 своих сыновей. Один из которых – Петр, повторил подвиг А. Матросова - закрыл собой амбразуру вражеского ДОТа. Посмертно удостоен звания «Герой Советского Союза». Памятник «Матери-патриотке» установлен на трассе Минск-Москва. Прообразом этого памятника послужила эта простая русская женщина-мать.

ЛАРИОНОВА Анастасия Акатьевна 

Памятник этой русской матери установлен в городе Омске. Она стоит у калитки в простой старой одежде. Глаза устремлены вдаль в надежде увидеть своих кровиночек - сыновей. Левая рука прижата к сердцу, чтобы сдержать его боль. Она стоит босая на земле, соединяясь в единое целое с ней и сливаясь в сознании людей в образ матери-земли. Вокруг памятника - 7 березок, посаженных в память о семи погибших сыновьях.

НИКОЛАЕВА Татьяна Николаевна  родила и вырастила 8 сыновей. Памятник этой Мадонне-матери - медная фигура женщины, стоящей у ворот в ожидании возвращения своих сыновей, стоит в Чувашии.

СИДОРОВА Елизавета Александровна

Памятник 8 братьям Сидоровым стоит в Удмуртии. Они ушли на фронт в 1941 и все погибли. Над барельефными портретами матери и отца – стайка из восьми журавлей - это души сыновей.

ВОЛОДИЧКИНА Прасковья Еремеевна
В посёлке Алексеевка Самарской области стоит памятник этой СВЯТОЙ ЖЕНЩИНЕ. Девять бронзовых журавлей рвутся в небо с 11-метровой стелы. А перед ней стоит русская женщина- мать. И слова…: «Семье Володичкиных - благодарная Россия». На алтарь Победы Прасковья Еремеевна отдала 9 сыновей.

Степанова Епистиния Фёдоровна

Имя её в переводе означает «Знающая». Знала-ли она, будучи девчонкой, что родит 15 детей, 13 из которых уйдут из ее жизни. Знала-ли она, что на алтарь Великой Победы отдаст жизни 9 своих сыновей. И что ее простую русскую женщину наградят боевым орденом – орденом «Отечественной войны» 1 степени! Она, как и прежде, сидит на скамейке, у дома. И ждет, ждет, ждет своих «журавликов»

Песня «Журавли»

Есть события, над которыми время не властно. И чем дальше уходят годы, тем яснее становится их величие..

Забыть прошлое, горести и невзгоды, всех, кто вынес эти страшные лишения ради нас - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

Мы – поколение, которое называет себя будущим!

Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века!

Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов!

Песня «За меня»

Минута молчания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...