Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.
учебно-методический материал

Еремина Елена Геннадьевна

Материалы для классного руководства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tseli.docx15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Цели, принципы, направления и задачи классного руководства как педагогической деятельности.

Цели – то к чему стремятся, чего хотят достичь.

Принципы - основные идеи, следование которым помогает достичь поставленной цели.

Направления - линии движения чего-либо.

Задачи педагогической деятельности - осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе плана необходимых  действий.

Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно- практического опыта от поколения к поколению.

Нам сегодня необходимо разобраться в сложившейся социально-общественной ситуации, которая определила для нас то, чего хочется обществу достичь в процессе воспитания, какими идеями для достижения результата необходимо руководствоваться, в каком направлении двигаться и каким должен быть план действий для эффективной передачи практического опыта подрастающему поколению.

Классное руководство в современном понимании – это деятельность педагогического работника, которому передан функционал по реализации воспитательного процесса в конкретном классе с конкретным ребенком.

Какого результата в своей педагогической деятельности нам необходимо достичь?

Для начала давайте обратимся к тем вызовам общества, которые и заставили нас сегодня говорить о процессе воспитания.

Видео

Вот они вызовы современного времени, вот оно общество, в котором мы с вами живем. И, действительно, время изменений наступило. И эти изменения происходят уже сейчас.

Сформулирована единая цель воспитательной деятельности для всей страны, выделены ключевые и актуальные направления воспитательного процесса, составлено описание необходимых действий для достижения этого результата.

Все сформулировано документально:

Одна страна одна и цель воспитания для всей страны – ФЗ от 29 дек 2012 №273 ФЗ «Об образов в РФ»

Указ президента РФ от 7 мая 2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024»

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025

В данных документах сформулирована одна цель воспитания для всей страны – развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Слова и словосочетания этой цели – это и есть  направления нашей работы

В примерной программе воспитания сформулирована возможная цель воспитания в общеобразовательных организациях.

Она заключается в развитии обучающихся, проявляющаяся в усвоении ими знаний, основных норм, которые общество выработало на основе нравственных ценностей (т.е. усвоении ими социально значимых знаний).

В развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений).

В приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Базовые ценности российского общества:

Семья, труд, отечество, природа, мир, культура, знания, здоровье, человек.

В примерной программе воспитания выделены целевые приоритеты – те действия, которым необходимо педагогу уделить наибольшее внимание. Например, на уровне начального общего образования это создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

На уровне основного общего образования – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников.

На уровне среднего общего образования - создание благоприятных условий для приобретения школьниками опята осуществления социально значимых дел.

Любая деятельность, особенно воспитательная, должна основываться на определенных принципах для достижения результата, но, к сожалению, точно так же как, накапливались вызовы нашего общества к системе образования, параллельно шло формирование бессодержательного классного руководства.

Классный руководитель превратился в администратора, который контролирует, фиксирует, сообщает, но не помогает, развивает, поощряет.

Давайте вспомним эту знакомую картинку, которая до сих пор наблюдается в каждой школе.

Видео

Педагогу, которому доверено осуществлять личностно-развивающую функцию, необходимо принятие существующих педагогических принципов:

Принцип коллегиальности – современные дети не воспринимают нормы и догмы, пришедшие извне, необходимо вырабатывать вместе со своими воспитанниками нормы жизни маленького коллектива под названием класс.

Принцип требовательности и уважения – высокая требовательность к воспитаннику органически сочетается с уважением его человеческого достоинства.

Принцип системности, принцип целесообразности и  природосообразности – выбор конкретных форм деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Принцип открытости, коммуникативности, диалогичности выступает в качестве коммуникативного моста, соединяющего обучающихся с миром общечеловеческой культуры.

Принцип целостности и последовательности – классный руководитель осуществляет деятельность по определенной программе и имеет план деятельности.

Лучше всего, чтобы этот план был согласован с другими специалистами школы – логопедом, психологом, дефектологом, социальным педагогом.

Приоритетные задачи деятельности по классному руководству соответствующие государственным приоритетам в области воспитания и социализации обучающихся представлены в письме министерства РФ от  12 мая 2020 г. (№ ВБ-1011/08) «О методических рекомендациях»:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе

Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития

Формирование внутренней позиции личности обучающегося

Формирование у обучающихся активной гражданской позиции

Формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества

В рамках реализации образовательных задач в процессе педагогической деятельности классный руководитель самостоятельно выбирает формы, технологии работы с обучающимися и родителями.

Эти формы нам хорошо известны –

Индивидуальные (консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

Групповые (ролевые игры, дебаты, проекты, творческие группы, органы самоуправления)

Коллективные (классные часы, конкурсы, квесты, родительские собрания, игры)

У каждого из нас в арсенале есть интересные формы достижения тех или иных воспитательных целей.

Вызовы, которые у нас с вами сейчас они не ложные, они самые настоящие, они требуют использовать более активные формы, позволяющие вместе с ребятами сформировать нормы и правила, найти выходы из сложившейся ситуации, вместе с ними создавать план воспитательной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и в классном руководстве"

Т Е З И С ЫПатриотическое воспитание на уроках английского языка,во внеклассной деятельности и классном руководстве.(обобщение  педагогического опыта) Воспитание гражданского самосозна...

Методическое руководство к практическим и лабораторным занятиям по МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя ПМ. 03 Классное руководство для студентов 3 курса специальности 050146 Преподавание в начальных класса

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса междисциплинарного курса 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» ПМ. 03 Классное руково...

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, ...

Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов

Удостоверение о повышении квалификации программе: «Организация деятельности педагогических работников по классному руководству», в объеме 17 часов...

Удостоверение КПК "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству"

Курсы повышения квалификации "Организация деятельности педагогических работников по классному руководству" 17ч.,сентябрь 2020г. Единый урок...

Пять принципов классного руководства

В помощь классным руководителям...

Презентация "Классное руководство как особый вид педагогической деятельности"

Презентация к выступлению на педагогическом совете....