Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности
материал по алгебре на тему

Немченко Марина Германовна

Каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, т.е. проверка результата работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные компетентности педагога в области постановки целей и задач педагогической деятельности

(СЛАЙД 2)

Каждый урок в начале 3-го тысячелетия обязательно должен быть логически завершённым фрагментом системы обучения. Сегодня за партами сидят дети нового века, сознание, мировосприятие которых существенно отличается от того, что ещё недавно наблюдалось у их родителей. Компьютер, мобильный телефон, Интернет, рекламные ролики и клипы – всё это становится частью жизнью ребёнка ещё до того, как он пошёл в школу, научился читать и писать. «Клиповость» восприятия, привычка к ярким, быстро сменяющимся картинкам, неспособность к длительному восприятию однообразного источника информации – это черты современного школьника.

Изменилось общество, и дети уже не будут таким, как 20-30 лет назад, потому что рождаются и живут в других условиях. Нельзя всего этого не учитывать, работать в школе так, как раньше, как всегда, как привыкли.

Переходя из класса в класс, ребята не просто переходят от русского к математике, а перелетают с планеты одной науки на планету другой. Таких перелётов у них в день по 6-7. Держать в памяти связующие нити прошлых уроков современные дети просто не в состоянии. Поэтому каждый урок должен быть «закольцован»: определена цель – получен конкретный результат. На каждом уроке надо стремиться к созданию цепочки: цель – задачи – деятельность – диагностика достижения целей, т.е. проверка результата работы.

(СЛАЙД 3)

Ещё раз напомним, чем цель отличается от задач. Цель – это предполагаемый результат деятельности (что я хочу получить); задачи – конкретные шаги на пути к цели (что я делаю, чтобы получить то, чего хочу). Обычно цель бывает одна (в научной работе, проектной деятельности), а задач несколько. Если целей несколько, то для достижения каждой определяются свои задачи.

(СЛАЙД 4)

Каждый профессиональный педагог знает, что такое триединая дидактическая цель урока: то, чему мы должны научить, что должны воспитывать и развивать у школьника на уроке. В наиболее общем виде они сформулированы на этом слайде, а конкретное наполнение триединых дидактических целей помогут сформулировать стандарты по каждому предмету. Готовясь к урокам, особенно открытым, загляните в стандарт по своему предмету, там очень много полезного найдётся для формулирования триединых дидактических целей. Но важно помнить: ТДЦ – это цель учителя, её нельзя предложить на уроке детям!

(СЛАЙД 5)

А между тем, цель у детей на уроке должна быть. Хотя бы потому, что, не ставя перед учениками на уроке цель, не уча их работать в этом направлении, мы никогда не научим их самих целеполаганию. А выпускник школы должен обладать ключевыми компетенциями, общеучебными умениями целеполагания: уметь принимать предложенную цель, самостоятельно формулировать свои цели, работать над их достижением (организационные умения); уметь ставить цель при чтении текста, выявлять в нём главное (информационные умения).

(СЛАЙД 6)

Очень часто никакой цели перед учениками не ставится, потому что их цель учиться, изучать предмет, делать то, что скажет учитель. Но если учитель и понимает необходимость постановки цели перед учениками на уроке, то часто возникают такие проблемы: вместо целей учитель сообщает содержание урока, ставит перед ними ТДЦ, т.е. свою, педагогическую цель или формулирует недиагностируемую цель. Об этом несколько подробнее.

(СЛАЙД 7)

Итак, цель для ученика должна быть конкретной, измеримой, т.е. диагностируемой (можно легко проверить результат: достигнута или нет), ориентированной на результат (его можно увидеть, услышать, потрогать, использовать и т.д.), соотноситься с конкретным сроком (урок, урок + д/з, 2 урока).

(СЛАЙД 8)

Повторю, часто вместо целей урока мы сообщаем детям его содержание, т.е. перечисляем то, чем будем заниматься. Это не является целью (не конкретно, не диагностично, не подразумевает результата). Вот варианты таких целей.

(СЛАЙД 9)

Содержание урока можно превратить в нормальную, конкретную, диагностируемую цель, если сформулировать в виде сложноподчиненного предложения с придаточным цели.

(СЛАЙД 10)

Цель может не перечислять содержание урока, но быть таковой, что продиагностировать достижение результата невозможно: изучили или нет, как глубоко? Познакомились или не встретились? Повторили? На сколько успешно повторили? Натренировали или нет?

(СЛАЙД 11)

Чтобы такая цель стала конкретной и диагностируемой, надо сформулировать результат: (см. примеры на слайде). Обратите внимание, что такие цели позволяют довольно легко сформулировать задачи урока по достижению цели (например, прочитать целенаправленно тексты, вспомнить ранее изученное, составить таблицу, отобрать вопросы для сравнения и др.).

(СЛАЙД 12)

Целью урока для учащихся может быть ответ на проблемный вопрос, который был сформулирован учителем, учебником, возник в результате решения проблемной ситуации и др.

(СЛАЙД 13)

Превращение содержания урока в цель, недиагностируемой цели в диагностируемую, формулирование проблемных вопросов – это возможные формы использования приёма конкретизации целей, который заключается в их формулировании через результаты, выраженные в действиях учащихся. Выразить действие помогают, естественно, глаголы.

(СЛАЙД 14)

Обучение учащихся целеполаганию – это поэтапный процесс. (см. слайд). Однако сначала предстоит научиться формулировать конкретные диагностируемые цели и этому надо научиться учителю. А это, поверьте, сперва довольно затруднительно. Но стоит попробовать, коллеги!

(СЛАЙД 15)

Ибо: «Тех, кто движется к цели, ждёт успех».

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы городского методического сообщества по теме «Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности»

«Программа повышения профессиональной компетентности педагогов в области исследовательской деятельности» в 2012 г. стала победителем муниципального конкурса инновационных проектов и программ. По итога...

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления...

Профессиональная компетентность педагога в области научно-исследовательской деятельности

В статья говорится, о научно-исследовательской деятельности учащихся по краеведению...

Использование ИКТ в педагогической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности педагога.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Сегодня внедрение ком...