Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися
статья на тему

Кочетова Ольга Борисовна

Статья содержит три вектора  по управлению проектной и иссследовательской деятельностью учащихся, каждый из которых раскрывается в процессе выступления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_administratsii_shkoly.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

О.Б.Кочетова.

зам.директора по УВР

Наша новая сельская школа… Это школа, где новое надежно уживается с традициями, где учителя и  дети одинаково приемлемы и дороги, где любой успех замечается и вознаграждается. Это школа, где у каждого ребенка есть любимый учитель, любимый предмет, любимое дело. Это школа, в которой каждый ребенок может быть победителем на избранной стезе, и он знает, что ему всегда помогут в этом.

В качестве одного из приоритетных направлений деятельности нашей школы, начиная с 2008 года,  было определено « Создание организационно-педагогических  условий для поддержки и развития одаренных детей». Помочь каждому стать успешным – вот та задача, над решением которой работал педколлектив нашей школы, поэтому проектирование заняло одно из ведущих мест в образовательном процессе.  Ведь проект- это философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Проектная деятельность позволяет органично соединить, казалось бы,  несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации, классно-урочную форму обучения и внеурочную деятельность. Метод проектов весьма эффективен с точки зрения формирования у учащихся того набора компетентностей, которые необходимы для успеха их будущих  профессиональных занятий.

Как управлять такой тонкой гранью, как проектная и исследовательская деятельность? Как стать личностью, лидером, способным принять интеллектуальные интересы своих учителей и детей? Ответы на данные вопросы я нашла на курсах переподготовки по программе « Менеджмент в образовании». Оказывается, в менеджменте существуют различные определения понятия «управленец». Одни говорят, что это человек, который носит воду чужими руками. Но мне по душе пришлось другое: это человек, дирижирующий связями и создающий благоприятные условия для других. Значит, при управлении такой тонкой гранью как проектная и исследовательская деятельность, мне необходимо было создать условия, при которых все с  удовольствием шли бы на работу, учебу, и с таким же удовольствием возвращались домой.

В рамках структурирования единой методической темы в качестве одной из ведущих задач была определена «Развитие профессиональной компетентности педагога в области проектной и исследовательской деятельности». Проведенное исследование уровня готовности педагогов на начальном этапе выявило следующие результаты: 15% учителей полностью готовы к осуществлению проектной и исследовательской деятельности, 20% - частично готовы, 25% - испытывали значительные затруднения, 40% - не были готовы.  

В основу осуществления проектной и исследовательской деятельности в нашей школе  были положены три управленческих вектора:

во -  первых, обеспечение разработки, утверждения и внедрения внутришкольных нормативных документов, обеспечивающих стабильную реализацию и развитие данного направления образовательного процесса;

во – вторых, повышение профессиональной компетентности педагогов, необходимой для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности; обеспечение формирования и внедрения методических рекомендаций для учителей, выступающих в непривычной для себя роли – в качестве руководителей и консультантов ученических проектов и исследований;

в – третьих, обеспечение создания и внедрения рекомендаций для учащихся, осуществляющих исследовательскую деятельность, разрабатывающих учебные проекты.

В пакет внутришкольных документов, обеспечивающих управленческо -методическое сопровождение осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся, вошли « Циклограмма управления проектной и исследовательской работой в школе», «Положение о школьном научном обществе « Искатели», «Положение о проблемных группах педагогов», «Положение о школьной конференции научно-исследовательских и проектных работ «Первые шаги в науку». А учебные программы элективных учебных предметов «Основы исследовательской и проектной деятельности», « Азбука логичного мышления», «Теория решения изобретательских задач», «Психология общения», «Психология личности» способствовали освоению учащимися способов деятельности, потенциально востребованных для эффективного проектирования.  Программы дополнительного образования «Учимся учиться», «Публичное выступление», « Погружение в чтение на иностранном языке»», программы внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности», « Компьютер – твой друг и помощник» способствовали развитию знаний и умений, необходимых, в том числе,  для ведения проектной и исследовательской деятельности.

Внедрение метода проектов в образовательный процесс вызвало  необходимость изменить структуру методической работы. Практика показала, что необходим такой вид профессионального объединения, в котором учитель любого предмета смог бы широко общаться с учителями других дисциплин, педагогом-психологом, воспитателями. Так, в нашей школе возникли три проблемные группы, при  формировании которых нами учитывались индивидуальные возможности и профессиональные компетенции каждого. Такие профессиональные объединения позволили каждому педагогу включиться в процесс управления школой. В профессиональных сообществах «Творческий учитель», «Творческий ученик», «Творческий воспитатель»   учителя совместно решают проблемы, вырабатывают общие подходы и критерии по единой теме применительно к предмету, создают образовательные ресурсы ( в том числе и электронные), становятся незаменимыми помощниками администрации в подготовке и проведении тематических педсоветов. В нашей школе педагогический совет – это всегда событие, это одна из форм работы, где учитель узнаёт много новой информации, где сам делится своими интересными находками, решает, спорит, думает. К нему готовимся всем коллективом и   проводим его  в   форме круглых столов, деловых игр, педагогических дебатов. Наиболее интересно и продуктивно прошли заседания педсоветов по таким актуальным темам, как  « Что такое современный урок ХХI века?», «Организация научного творчества в базовой школе и филиалах- залог качественного образования», «Проблемное обучение как средство развития учебно-логических умений обучающихся», «Современные подходы к оценке знаний, умений и навыков обучающихся», «Формирование  общеучебных умений и навыков  как основы развития учебно-познавательной  компетенции обучающихся в условиях перехода на ФГОС нового поколения» и др. Для эффективного сопровождения проектной и исследовательской деятельности обучающихся с педагогами были проведены семинары-практикумы «Ученический и педагогический проект. Как их подготовить?», «Интерактивные уроки в деятельности современного учителя  как одно из условий повышения мотивации обучения», «Проектирование рабочих программ по  предметам. Алгоритм составления рабочей программы», «Универсальные учебные действия: функции, виды, механизмы формирования на современном уроке», «Портфолио образовательных достижений обучающихся как индивидуальная летопись проектной и исследовательской деятельности».

Целенаправленная работа педколлектива в данном направлении обусловила необходимость в приобретении специальных знаний, совершенствовании профессиональной компетентности по использованию метода проекта в урочной и внеурочной деятельности, поэтому 4 педагога были направлены на обучение по программе «Intel. Обучение для будущего». Чтобы  после курсов педагоги по одному не рассеялись в педколлективе, чтобы не отложили «на потом» реализацию тех идей, которые рождались у них в период обучения, мы активно привлекаем их к организации внутришкольной методической работы в качестве тьюторов.

С каждым годом расширяется круг педагогов, увлечённых  проектной и исследовательской работой. Несмотря на то, что проектная деятельность имеет практически единую структуру, всякое сопровождение проекта превращается для учителя-консультанта в своеобразный педагогический проект. При этом каждый раз учитель учится вместе с учеником. Именно в процессе практики и происходит повышение профессиональной компетентности педагога, необходимой для эффективного консультирования осуществления проекта. Так, первоначальный опыт показал, что учителя-консультанты  затрудняются  в обосновании актуальности и практической значимости конкретного исследования. Но проведенная ими большая самообразовательная работа, реализация индивидуальных планов профессионального развития позволила преодолеть это затруднение и создать вместе с юными исследователями такие полезные продукты, как рекомендации для родителей,  школьные орфоэпические карманные словарики, буклеты для одноклассников, социологический инструментарий, направленный на выяснение мнения школьников и взрослых об именах, об отношении к вегетарианству и др, презентации в Power Pont, которые  стали хорошим  дидактическим и наглядным  материалом к урокам химии, биологии, технологии, литературе, внеклассным мероприятиям и т.д

Для педагогов нашей школы ответ на вопрос о значимости в организации и осуществлении проектной и исследовательской деятельности очевиден – развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся. А для этого обучающиеся должны освоить правила и алгоритмы самоуправления учебно-познавательной деятельностью вообще и проектной деятельностью в частности.  Поэтому школьникам  были предложены  элективные курсы и дополнительные образовательные программы  (о них говорилось выше), организована деятельность научного общества школьников «Искатели». Педагогом-психологом разработаны практические   занятия на развитие логичного мышления, лингвистических умений, умений слушать себя и других.  

Особое значение в практике обучения проектированию мы придаём презентационному этапу разработки проекта. Для этого  проведено практическое занятие, в ходе которого обучающиеся и учителя-консультанты были ознакомлены с основными требованиями к построению мультимедийной презентации (с требованиями к  изображениям, к дизайну и цвету, к тексту).

Чтобы проект или исследование состоялось, должны быть созданы необходимые управленческие, материально-технические, учебно-методические, информационные условия, должно быть  достаточно времени для организации деятельности по  обсуждению проекта, по планированию его осуществления, по его реализации и публичной презентации. Поэтому нами была разработана циклограмма управления проектной и исследовательской работой в школе, подготовлена тематика ученических работ отдельно для учащихся начальной, основной и средней школы,  составлены памятки,  разработаны рекомендации для учителей и учащихся.  

Защита проектных и исследовательских  работ проходит ежегодно на ставшей уже традиционной школьной конференции «Первые шаги в науку», на которую приглашаются не только обучающиеся  и их родители, но и администрация села и его жители, т.к без них не могли бы состояться такие проекты, как «Улицы нашего села», «Почвы села Нижнеспасского», « Демографические аспекты нашего села», «Топонимы и гидронимы с.Нижнеспасского» и др.  Конференция показала, что в ходе работы над проектом происходит важный процесс познания: апеллируя понятиями из различных областей знаний, учащиеся учатся объемно описывать мир по принципу  «от частного к общему», приобретают умения брать интервью, проводить соцопрос, обрабатывать собранный материал, участвовать в публичной презентации и др. Во всей этой работе для учащегося становится интересным не только сам проект, но и процесс его создания.

Целенаправленная работа по управлению проектной и исследовательской деятельностью в школе дала результаты ( см. приложения) : ежегодно возрастает количество обучающихся, участвующих в  проектной и исследовательской деятельности  ( в прошедшем году к исследовательской работе  присоединились младшие школьники), растёт число членов школьного научного общества. Проекты наших детей ежегодно признаются лучшими на муниципальной научно-практической конференции « Грани творчества», «Математика в моей жизни» ( 2010-2011 уч.г – 6 работ). В  прошедшем учебном году ученик нашей школы стал  победителем ХV областной научно-практической конференции «Грани творчества» (Проект «Роликовые ножницы»  награжден дипломом первой степени в секции физико-технических дисциплин), одиннадцатиклассница получила диплом победителя областной  научно-практической конференции «Личность и общество», обучающаяся 8 класса стала призером областного конкурса  ученических  творческих работ «Детские исследования – великим открытиям». Кроме того, 3 работы наших обучающихся стали победителями и призерами областной научно-практической конференции « Первые шаги в науку». В течение последних  лет команда старшеклассников является лидером по количеству призовых мест на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Ежегодно старшеклассники школы становятся победителями и призерами областного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ.  

Успехи и результаты стали основой рождения новых школьных традиций: защиты портфолио ( данный документ обеспечивает отслеживание индивидуального образовательного прогресса учащегося, максимально развивает умения рефлексивной деятельности школьников, расширяет возможности их самообразования),  конкурса «Ученик года» и  церемонии чествования лучших из лучших, на которую приглашаются  бывшие выпускники школы, родители  и гости. На школьном сайте появились WEB –страницы лучших учеников школы, созданы страницы классов. Все это позволило в 2010 году стать сайту школы победителем муниципального конкурса в номинации «Самый полезный сайт», а в 2011 – победителем районного конкурса.

Возросла не только активность участия наших школьников  в конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней, но и педагогов. 3 учителя  стали участниками  областных  ХII Юношеских чтений  им. В.Вернадского, один из них получил диплом призёра. Педагог начальных классов занял  2 место в  районном вернисаже педагогических идей, находок, проектов в номинации «Лучший методический материал». 1 учитель стал лауреатом муниципального конкурса «Классный руководитель-2010». Из  16 педагогов, вышедших на процедуру аттестации в новой форме,  12 ( 75%) - на третьем этапе комплексной экспертизы выбрали  педагогический  проект и успешно его защитили, получив заявленную категорию.

Но самый главный результат, к которому мы пришли: наши учащиеся научились мыслить, научились проектировать, научились исследовать, т.е научились учиться. А у педагогов возникло «неустранимое стремление к самосовершенствованию»,  к творчеству в работе с детьми.

  1.