Родительское собрание "Как услышать подростка"
материал (6 класс)

Гаджимустафаева Тамила Шихмагомедовна

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, зачастую грубых. Взрослым становится очень трудно найти правильную линию поведения по отношению к подростку. Как это сделать? Как понять своего ребенка? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

11.10.2021г

Родительское собрание в 6 «Б» классе на тему:

 «Как услышать подростка»

Цель: повышение уровня родительской компетенции, обучение навыкам конструктивного взаимодействия с подростком.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста
  • Способствовать расширению возможностей понимания возрастных особенностей подростка, активизации конструктивной коммуникации в семье
  • Рассмотреть разные способы эффективной коммуникации между родителями и подростками
  • Обучить родителей  техникам общения, способствующим гармонизации детско-родительских отношений.  
  • Повысить информированности родителей о ряде социальных рисков, характерных для подросткового возраста, и способах родительского поведения в различных, связанных с данными рисками, ситуациях.

Формы работы: групповая и индивидуальная

План:

  1. Анализ работы с учащимися в прошлом учебном году.
  2. Лекция на тему «Как услышать подростка. Первые проблемы подросткового возраста»
  3. Анализ анкетирования учащихся, родителей по проблеме. Памятка.
  4. Работа с сайтом школы.
  5. Оценки учащихся.
  6. Занятость учащихся. Режим дня.
  7. Разное.

Здравствуйте уважаемые родители. Я очень рада нашей встрече свами. Сегодня мы продолжим с вами разговор о наших детях- подростках. Как ещё называют этот возраст. (родители называют «переходный», «трудный», «критический» возраст)

Эти слова стали обычными, их произносят часто, желая подчеркнуть, насколько сложно протекает развитие личности в годы перехода от детства к взрослости.

А что понимаете Вы  под этими фразами.

Закончите фразу:

Переходный потому что…

Трудный потому что…

Критический возраст потому что…

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, зачастую грубых. Взрослым становится очень трудно найти правильную линию поведения по отношению к подростку. Как это сделать? Как понять своего ребенка? И с какой проблемой Вы сталкиваетесь прежде всего. (в беседе называются проблемы, связанные с общением). Именно этой проблеме будет посвящена наша сегодняшняя  встреча. Объявляется тема «Как услышать подростка»

Мы не будем с вами искать правильные или определять неправильные приемы воспитания (такой традиции вообще не существует, т.к. все зависит от обстоятельств и то, что хорошо в одном случае, в другом окажется вредно). Мы поговорим об эффективных формах общения.  

Дети 6-ки переживают этот период по-разному: кто-то бунтует, открыто протестует, кто-то страдает молча, уйдя в себя и тихонько глотая слезы. Однако и в одном, и в другом случае детям нужна поддержка, внимание и забота. Они должны ощущать, что родные и близкие люди понимают их проблемы, стараются ответить на те вопросы, которые у них возникают.

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени очень важно. Ему как никогда нужны ваше тепло, понимание и доверие.

Статистика, которую вы, родители,  должны знать:

  • Подростковый период характеризуется высоким уровнем тревожности, озабоченности и неудовлетворенности своей внешностью.
  • В этот период жизни к нелюбимым чертам характера ребята относят физические характеристики.
  •  30% мальчиков и 20% девочек в возрасте 11-12 лет испытывают беспокойство по поводу своего роста.
  • 60% девочек беспокоятся по поводу лишнего веса. В действительности лишь 16% от этого числа склонны к ожирению и тучности.
  •  Мальчики и девочки, достигшие раньше других физической зрелости, обладают более высоким социальным статусом в детском коллективе.
  • В этот период времени девочки больше стремятся к личной свободе и независимости.
  • Начиная с 11 лет, увеличивается конфликтность подростков.
  • Большинство подростков отдаляется от родителей, предпочитая группу сверстников, компании дворовых ребят.

Сегодняшний подросток особый- у него тонкий душевный мир в силу разных причин:

  • не хватает внимания со стороны родителей (особенно мамы);
  • доступность большого количества информации, в том числе и негативной;
  • экономические и социальные проблемы общества.
  • низкая стрессоустойчивость самих родителей. Вы сами подвержены этим стрессам. Можетбыть стоит начать с себя – помочь себе.

        Нам порой кажется, что мы знаем, как себя правильно вести со своим ребёнком, и оценить его проблемы. Но без помощи психолога, статей психологов, не обойтись.

Кл.руководитель (психолог): Уважаемые родители, хотела бы помочь вам определить признаки кризисного состояния в период подросткового   возраста. Инструкция: у вас на столе имеется изображение подростка и характеристики. Выберите из предложенных характеристик тепризнаки, которые как вам кажется являются критическим и расположите их справа, а слева те, которые можно условно считать критическими.

Характеристики: эмоциональная неустойчивость, резкие колебания настроения, самостоятельность, независимость, желание привлечь к себе внимание, злоба, протест, желание вызвать к себе сочувствие, чрезмерная самоуверенность, ранимость, неуверенность в себе, развязность в поведении, жестокость, уход в себя, неопрятный внешний вид, конфликты с близкими, снижение успеваемости, отсутствие друзей, наличие страхов.

Упражнение – активизация

Техника проведения: Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? Приглашаются 2 родителя;  один в роли ребёнка,  другой родитель, которому выдаются шарфы,  Выполняющему роль родителя  согласно тексту предлагают завязывать шарфами «каналы воспроизведения»:

Рот – чтобы не ругался и не кричал;

Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

Уши – чтобы не слышали лишнего;

Руки – чтобы не дрались;

Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний) обращаемся к родителям с вопросами:

Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!

Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения расспрашиваем связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Учитель: Причины трудностей детей часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Поэтому, если просто что-то показать, чему-то научить или как-то направить ребенка – мы ему не поможем. В таких случаях лучше всего ребенка выслушать. Психологи называют этот способ активным слушанием. 

Скажите, как вы понимаете слова «активно слушать», что вы знаете об этой технике? (беседа)

Родители делятся своими мнениями и может быть даже опытом использования этой техники. 

 Многие из вас понимают суть этой техники. Позволю себе еще раз о ней сказать: активно слушать ребенка – значит  «возвращать» ему в беседе  то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувства. Потребности каждого человека выражаются в его  чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли»: я хочу есть, я люблю это делать, я чувствую усталость, я беспокоюсь и т.д. 

Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я – высказывания» в разговоре превращаются в «ты – высказывания» (вместо «я хочу спать» - «тебе пора выключить свет», вместо «мне неприятно» - «ты плохой»).  Превращение «я – высказываний» в «ты – высказывания» становятся часто одним из «барьеров общения». 

Самое опасное при этом состоит в том, что ответственность перекладывается на собеседника, которому приписываются действия, желания, мотивы, на самом деле отсутствующие. Произнося фразу: «Надень шарф, сегодня холодная погода», - взрослый может иметь ввиду: «Я тебя люблю и беспокоюсь о тебе, хочу, чтобы ты был здоров», а ребенок может услышать: «Ты еще мал и беспомощен» или: «Без моего руководства ты не можешь сделать и шагу».  Сама многозначность «ты – высказываний» дает простор различным толкованиям и интерпретациям. Реакция собеседника, объяснившего наши намерения со своей точки зрения не так, как мы ожидали, кажется не адекватной, за ней, с нашей точки зрения, стоит лишь вредность, желание настоять на своем, самодурство, с которым необходимо бороться. Непонимание при этом накапливается, и последствия могут быть самыми серьезными. Как видите, овладеть умением «я – высказываний» достаточно важно. 

«Я – высказывания» обычно включают три компонента: 

  • описание ситуации; 
  • называние своих чувств в этой ситуации; 
  • называние причин этого чувства. 

Это может выглядеть примерно так: 

  1. «Когда я вижу, что …» или «Когда происходит …», «Когда я сталкиваюсь с …». 
  1. «Я чувствую …» или  «Я не знаю как реагировать …», «У меня возникает проблема …». 
  1. «Потому что …» или «В связи с этим…». 

Каждому участнику тренинга выдается карточка с  написанными фразами в форме «ты – высказываний». 

Я предлагаю потренироваться  в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я – высказываний». Попробуйте предложить свои варианты преобразования «ты – высказываний» в «я – высказывания».  

Родители получают карточки и работают с ними.  Фразы  следующие: 

«Ты – высказывания» 

 Возможные варианты «я – высказываний» 

Где ты был? 

Я беспокоюсь о тебе, потому что … 

Ты выполнил домашнее задание? 

Мне бы хотелось знать, что все уроки уже выполнены. 

Сейчас 10 часов вечера а ты до

сих пор не сделал математику.

Когда я вижу, что к 22.00 домашнее задание по математике не выполнено, я начинаю беспокоиться, что ты получишь очередную двойку и в конце четверти не будешь  аттестован. В  связи с этим, прошу показывать задание по математике в 20.00. 

Почему ты не здороваешься, когда приходишь домой? 

Мне хотелось бы слышать приветствие, потому что иначе у меня возникает чувство, что мной пренебрегают. 

Когда ты вернешься домой? 

Я беспокоюсь о тебе, и для меня очень важно знать, что ты доберешься домой в полной безопасности. 

Почему у тебя в комнате

такой беспорядок? 

Мне было бы приятно осознавать, что у меня очень аккуратный сын. 

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Я прошу по желанию зачитывать карточку и озвучивать предложенный вами вариант «я – высказывания». 

Вы только что попробовали использовать  одну из техник активного слушания. Убедились в том, как это не просто. Увидели, что  вам хочется задать  другие вопросы и прокомментировать  и оценить ситуацию. Что ж, это совершенно нормально. Давайте теперь попробуем ответить себе  на такой вопрос: «Что может дать  нам техника активного слушания для общения с ребенком»? 

Возможно, многим из вас показалось, что предложенная техника является  искусственной, неестественной для нашей среды. Однако же навыки общения вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеете, они перестанут быть «техникой», а станут искусством. 

Ответьте, пожалуйста,  на вопрос: «Готовы ли вы использовать  технику активного слушания,  и какие вы ожидаете изменения в общении со своим ребенком?» Давайте рассмотрим конкретные ситуации.

Ситуация 1 «После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребёнка. Они говорят о том, сто с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ребёнок спокойно отвечает «Значит, пойду работать» Как поступить в этой ситуации?

Ситуация 2 Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось Родители были возмущены, а в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушёл из дома.

Оцените ситуацию.

Тест «Какие у вас отношения с вашим ребенком?»

Инструкция: родителям предлагается ответить на вопросы теста, выбрав один из предложенных вариантов ответа.

1. Вы знаете, с кем дружит ваш ребенок?        
А). Да, он мне рассказывает о своих друзьях (1 балл).        
Б). Мы знакомы с друзьями ребенка и часто видим их дома (2 балла).
В). Думаю, это личное дело ребенка – друзей он должен выбирать сам (0 баллов).

2. Если вы узнаете, что ребенок общается со сверстниками с плохой репутацией, как вы поступите?        
А). Скажу, что не в восторге от такого общения, но выскажу свое доверие ребенку и уверенность в том, что он не последует примеру своих друзей (2 балла).
Б). Запрещу общение (1 балл).        
В). Думаю, решение должен принять ребенок, а родителям лучше не влезать (0 балла).        

3. Если на вашего ребенка будет жаловаться кто-то из родителей одноклассника, как вы поступите?        
А). Сделаю очную ставку – и все выясним в присутствии детей и родителей (2 балла).
Б). Родителям отвечу, что мой ребенок не мог сделать ничего плохого, а дома устрою ребенку допрос и в случае необходимости сильно накажу (1 балл).
В). Заставлю ребенка извиниться (0 баллов).        

4. Знаете ли вы, чем увлекается ваш ребенок?        
А). Знаю, но не разделяю его интересы (1 балл)        .
Б). Догадываюсь, но не считаю нужным обсуждать с ним эту тему (0 баллов).
В). Конечно же, и всячески помогаю ему в его хобби (2 балла).        

5. Как вы контролируете, чем ребенок занимается в свободное время?
А). Мы с ним всегда обсуждаем его планы (2 балла).        
Б). Что-то он рассказывает, а что-то узнаю, наблюдая за ребенком и осматривая его вещи (1 балл)
В). Ребенок должен расти самостоятельным – я обсуждаю с ним лишь проблемы, которые у него возникают (0 баллов).        

6. Какое самое ужасное наказание для вашего ребенка?        
А). Мы перестаем с ним общаться на какое-то время (0 баллов).
Б). Мы заставляем его исправить все созданные проблемы самостоятельно (2 балла).
В). Он лишается любых развлечений и карманных денег (1 балл).        

7. На какие темы вы никогда не общаетесь с ребенком?        
А). Таких тем нет (2 балла).        
Б). На тему секса и отношений с противоположным полом (1 балл).        
В). На тему денег (0 баллов).        

8. Что больше всего может вас расстроить?        
А). Плохие оценки ребенка (0 баллов).        
Б). Аморальный поступок ребенка (2 балла).        
В). Вредные привычки ребенка (1 балл).        

Сами оцените результаты.

Результаты теста:        

0-4 баллов. У вас очень натянутые отношения с ребенком: вы имеете очень плохое представление о том, чем живет ваш ребенок, какие у него интересы, а главное – проблемы и переживания. К сожалению, все свои проблемы ребенок пытается решать без участия родителей. Он уверен, что вы не поймете его и не пойдете на встречу. Чтобы улучшить столь неблагоприятную психологическую атмосферу в вашей семье, постарайтесь начать с малого: хотя бы раз попробовать поговорить с ребенком по душам.

5-10 баллов. Несмотря на то, что вы заботитесь о своем ребенке и всячески стараетесь его поддерживать, все же в общении со своим чадом вы держите некую дистанцию. Поэтому у ребенка есть от вас немало секретов, но они достаточно безобидны, потому как о серьезных трудностях он предпочитает вам всегда рассказывать. Совет: постарайтесь больше интересоваться кругом общения и увлечениями своего ребенка, чтобы лучше понимать, как выстраивать с ним дружеский диалог.

11-16 баллов. Вам можно только позавидовать. Для своего ребенка вы значите очень многое: вы – и друг, и советчик, и любящий родитель, и помощник. В любых жизненных ситуациях, будь то радости или проблемы, ребенок предпочитает делиться в первую очередь именно с вами. Ему очень важно услышать ваше мнение, более того – он всегда ценит ваши советы и часто с вами соглашается. Вы с ребенком – единомышленники, у вас очень схожи жизненные ценности и даже черты характера. Ребенку же важно понимать, что вы гордитесь им, поэтому не стесняйтесь при каждой возможности восхищаться им и хвалить за достижения.

Рефлексия занятия

 Предлагается родителям закончить следующие предложения:

«Мне понравилось…»

«Я смог (смогла)…»

«У меня получилось…»

«Я почувствовал (а)…»

«Я осознал (а)…»

Значение семьи для вашего ребенка в этот период времени очень важно. Ему как никогда нужны ваше тепло, понимание и доверие.

«Быль о Золотом Ключике».

        У родителей в руках находится поистине золотой ключик – ключик от детского сердца, ключик от души ребёнка. Как легко выронить этот ключик и перестать понимать собственного ребёнка. Как трудно подобрать ключик к детскому сердцу и душе ребёнка.  Родители, внимание! Это – не сказка. Это «Быль о золотом ключике». Быль, которая происходит с вами и вашим ребёнком здесь и сейчас.

Просто мысль: Золотой ключик к детскому сердцу и душе ребёнка, подобранный родителями своевременно и правильно – это ключ к пониманию того, что происходит с ребёнком и вокруг него.

Почти философская рассуждалка: Незнания родителей не освобождают их от ответственности. От их родительской ответственности за растущего человека. Однако, знания не освобождают родителей от ответственности тем более.

Просто призыв: Родители! Так и знайте! Никто не мешает вам знать, что происходит с вашим ребёнком и вокруг него.

Просто пожелание: Смотрите во все глаза, уважаемые родители! Слушайте во все уши! Чувствуйте во все чувства! Предвосхищайте и предвидьте во всё своё родительское предвидение! И действуйте во всё своё разумное и продуманное родительское действие! 

Просто пожелание:Желаю вам правильно подобрать ключик к своему ребёнку и, никогда не выпускать сей драгоценный предмет из собственных рук.

И пусть этот ключ станет символом ключа от души Вашего ребёнка. Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родители меня не понимают или как услышать подростка

Мастер класс для родителей подростков. Предлагаются практические рекомендации....

Родительское собрание "Воспитание подростка"

Гармония души и тела.Основные условия здорового образа жизни.Опасности, связанные с употреблением наркотиков.Факторы, способствующие к привлечению подростка к наркотику.Основные принципы поддержки под...

Родительское собрание «Самооценка подростка»

Родительское собрание «Самооценка подростка»Наше собрание посвящено психологическому понятию «Самооценка личности».С чем это связано? Главные психологические изменения переходного возраста связаны с о...

Родительское собрание "Мир подростка"

Выяснить, в чем трудность переходного возраста, как помочь подростку преодолеть этот период?. На эти и другие вопросы пытается помочь ответить классный руководитель...

Родительское собрание. "Культура подростков глазами взрослых". 9 класс.

В данной методической разработке раскрываются причиныконфликтов и противостояний между родителями и детьми на почве разного отношения к современной культуре подростков; рассматриваются различные субку...

Родительское собрание: «Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Цель: познакомить родителей с основными правилами построения конструктивного общения с подростками через активное слушание  и выражения собственных чувств через «Я - высказывания»....