Родительское собрание «Самооценка подростка»
статья (8 класс) по теме

Кудрявцева Тамара Николаевна

Родительское собрание «Самооценка подростка»

Наше собрание посвящено психологическому понятию «Самооценка личности».

С чем это связано? Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Формирование Я -образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением.

Важным моментом при этом является становление самооценки.

Самооценка – это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств и недостатков. На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

 Самооценка может быть: завышенной, адекватной и заниженной.

      Подростки с завышенной самооценкой склонны переоценить себя. Школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении, могут превратиться в привычки, от которых в последствии очень трудно будет избавиться. Для подростков с завышенной самооценкой характерны: конфликтность, обидчивость, подозрительность.

     Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Правильная оценка способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.

     Подростки с заниженной самооценкой недооценивают себя. Долгое время было распространено мнение, что наиболее вредна и опасна завышенная  самооценка. На самом деле и заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Для подростков с низкой самооценкой характерны – неуверенность, тревожность, безинициативность, застенчивость, подавленность. Это приводит к тому, что подросток стремится быть незаметным, они одиноки, не могут постоять за себя, наблюдается расстройство аппетита и здоровья. От этого он смотрит в будущее без оптимизма и несет в себе массу комплексов. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку. К счастью существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения... И всегда есть надежда, что ваша жизнь может измениться, потому что в каждый ее момент вы узнаете что-то новое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoocenka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

                           Родительское собрание «Самооценка подростка».8 класс.

             Наше собрание посвящено психологическому понятию «Самооценка личности».

С чем это связано? Главные психологические изменения переходного возраста связаны с открытием собственного внутреннего мира, его богатства и сложности. Интересы взрослеющего человека смещаются от событий и явлений вокруг него к собственному Я, уникальному и неповторимому. Формирование Я -образа является центральным психологическим процессом переходного возраста и одновременно основным его достижением.

Важным моментом при этом является становление самооценки.

Самооценка – это представление человека о своей ценности, оценка собственных качеств и недостатков. На первой стадии подросткового периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

 Самооценка может быть: завышенной, адекватной и заниженной.

      Подростки с завышенной самооценкой склонны переоценить себя. Школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении, могут превратиться в привычки, от которых в последствии очень трудно будет избавиться. Для подростков с завышенной самооценкой характерны: конфликтность, обидчивость, подозрительность.

     Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности, направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно хорошо, к избавлению от недостатков. Правильная оценка способствует взаимопониманию с окружающими людьми, делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.

     Подростки с заниженной самооценкой недооценивают себя. Долгое время было распространено мнение, что наиболее вредна и опасна завышенная  самооценка. На самом деле и заниженная самооценка мешает успешному развитию личности. Для подростков с низкой самооценкой характерны – неуверенность, тревожность, безинициативность, застенчивость, подавленность. Это приводит к тому, что подросток стремится быть незаметным, они одиноки, не могут постоять за себя, наблюдается расстройство аппетита и здоровья. От этого он смотрит в будущее без оптимизма и несет в себе массу комплексов. Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку. К счастью существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения... И всегда есть надежда, что ваша жизнь может измениться, потому что в каждый ее момент вы узнаете что-то новое.


Рекомендации подросткам с низкой самооценкой:

1.Твердо знайте, чего хотите добиться.

2.Чтобы были ясны намерения, нужен ясный план.

3.Вообразите желаемый результат.

4.Сформулируйте сильную мотивацию достижения желаемого результата.

5.Будьте уверены в себе.

6.Превратите препятствие в трамплин для новых прыжков к цели.

7.Оглянитесь в прошлое, насладитесь настоящим, интересуйтесь будущим.

8.Овладейте умением преуспевать с радостью и ощущением счастья.

 Самооценка и успеваемость в школе тесно связаны между собой. Тот, кто  достаточно высокого мнения о себе, кто уважает и ценит себя, тот хорошо учится. А тот, кто успевает в учебе, имеет высокую самооценку. Неуверенные в себе отстают в учебе. Им постоянно кажется, что задачи слишком трудные, а требования слишком высокие. Такие ученики не только не верят в свои силы, но и не развивают свои способности. Если присутствует убеждение, что ничего не получится и в результате, действительно не добиваются  успеха.

Кто влияет на самооценку?

Родители, семья .

Друзья.

Физическое развитие.

             Существуют довольно простые, но очень эффективные правила, разработанные

психологами. «Прими и полюби себя таким, какой  вы есть».

Самооценка у девочек выше, чем у мальчиков одного с ними возраста. Это можно объяснить более ранним физическим созреванием девочек по сравнению с мальчиками. Низкая самооценка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока оценка его родителей. У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. Чем больше  проблем, которые стоят перед подростками, тем ниже их самооценка. Некоторые ребята испытывают трудности в учебе, значит им важно реализоваться в чем то другом. Очень важно, чтобы думая о себе, подросток мог сказать, что в какой то сфере жизни он достиг высоких результатов. Родителям, конечно, хочется, чтобы это была хорошая учеба, но сейчас у большинства детей иные ценности. Роль родителей заключается в том, чтобы заметить достижения ребенка, поддержать его.

 Рекомендации родителям:

1. Не превращайте всю жизнь ребенка в *скачки* для удовлетворения своих высоких родительских амбиций.

2.Делайте все, что от вас зависит, что бы он не занижал свою самооценку и в то же время, чтобы не выставлял себя на показ.

3.Старайтесь найти взаимопонимание со своими детьми. Ваши родительский

опыт и мудрость - важнейший источник поддержки и помогают в решении

не легких и жизненных проблем.

4.Вы можете быть как вдохновителем, так и подавлять своего ребенка.

5.Ваш ребенок- это отдельный, огромный мир о котором вы почти ничего не знаете. Дети быстрее воспринимают новое поэтому часто лучше приспосабливаются к быстрым меняющимся реалиям нашей жизни. Не

бойтесь признавать, что вам есть чему учиться у собственных детей.

 Закончить нашу беседу хочу словами великого немецкого писателя и поэта Гете: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу – и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»


Приложение.

Учащимся было предложено 2вопроса.

В настоящее время я могу гордиться собой, потому, что…Среди ответов учащихся  встречаются:

нормально выгляжу;

хорошо учусь;

умею вязать;

посещаю всевозможные кружки;

умею вкусно готовить;

в школе много задают, но я справляюсь;

лучше стал заниматься по алгебре;

умею контролировать ситуацию;

подтягиваюсь 7 раз;

накопил деньги, которых хватило на телефон;

вышиваю, плету бисером;

хорошо и много читаю;

я мамина незаменимая помощница;

я умна и красива.



Больше всего хочу преодолеть в себе …

Среди ответов учащихся были:

лень;

страх, волнение, хочу ничего не бояться;

компьютерную зависимость;

хочу учиться без «3»;

жалость ко всем бездомным животным;

боязнь в темноте.








 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Воспитание подростка"

Гармония души и тела.Основные условия здорового образа жизни.Опасности, связанные с употреблением наркотиков.Факторы, способствующие к привлечению подростка к наркотику.Основные принципы поддержки под...

Родительское собрание "Самооценка школьника"

В работе рассматриваются вопросы, связанные с самооценкой школьников и приемами ее коррекции...

Родительское собрание "Мир подростка"

Выяснить, в чем трудность переходного возраста, как помочь подростку преодолеть этот период?. На эти и другие вопросы пытается помочь ответить классный руководитель...

Родительское собрание. "Культура подростков глазами взрослых". 9 класс.

В данной методической разработке раскрываются причиныконфликтов и противостояний между родителями и детьми на почве разного отношения к современной культуре подростков; рассматриваются различные субку...

Родительское собрание «Взаимоотношения подростков с родителями»

Методический материал по ведению родительского собрания...

родительское собрание самооценка ребенка

разработка родительского собрания по теме "Самооценка ребенка"...