Родители меня не понимают или как услышать подростка
методическая разработка (6 класс) по теме

Петошина Ольга Станиславовна

Мастер класс для родителей подростков. Предлагаются практические рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие для родителей

«Родители меня не понимают или как услышать подростка»

«Понимание - начало согласия.»

Спиноза

Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия; выработка  навыков активного слушания при взаимодействии  со своим подростком;  получение обратной связи.

Ход занятия:

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот. Почему?

Сегодня мы поговорим об особенностях подросткового возраста.

Как бы определения вы могли бы дать подростковому  возрасту? (высказывания родителей).

СЛАЙД 1

Существует такое понятие «трудный подросток».

Что же скрывается за этим понятием? Какой он трудный подросток?

Попробуйте нарисовать словесный портрет трудного подростка

(записывают на листах, листы вывешиваются на доску)

СЛАЙД 2

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»

- Что же может стать причиной проблем в поведении ребёнка?

ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ

В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»

- Что обычно говорят родители в таком случае? (варианты ответов)

Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок.

 СЛАЙД 3

Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»), морали, нравоучения (ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда подросток просто перестает вас слышать), критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня... И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!»), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»).

И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростка.

Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки... А на самом деле - выплескивают свои негативные эмоции. И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.

Избежать этого можно используя приём активного слушания.

РАССМОТРИМ УЖЕ ЗНАКОМУЮ СИТУАЦИЮ:

Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу!

Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу.

Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется!

Родитель (после паузы, обозначая   чувство,  испытываемое  подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на  уроке математики.

Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит-списал!

Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно.

Сын. Вечно она ко мне придирается...

Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы...

      Сын. Хоть ты меня понимаешь... Ладно, бывало ведь, что я и списывал... Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!

Педагог:  Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова бы, ни была ситуация, цель родителей - некритическая оценка происходящего.

СЛАЙД 4

Основные правила активного слушания:

1.        Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.

2.        Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.

3.        Держать паузу, давая подростку время на обдумывание.

4.        Обозначать чувства, испытываемые подростком.

СЛАЙД 5

Результаты применения активного слушания:

1.        Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.

2.        Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

3.        Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.

4.        Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.

Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются, задеты чувства родителей?

Сообщать подростку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному. К сожалению, часто мы делаем это неэффективно. Гнев, раздражение или обида, даже справедливые, - плохие советчики. Поддавшись этим эмоциям, мы можем повышать голос, требовать незамедлительного послушания, грозить наказанием, позволяем себе негативные высказывания в адрес подростка.

Подросток реагирует агрессивно, не реагирует вообще, замыкается, и взаимные обиды и непонимание не исчезают, а растут. Однако, даже убедившись в неэффективности этого подхода, многие родители продолжают действовать прежним образом, не видя другого выхода.

РАССМОТРИМ СИТУАЦИИ

Что вы говорите ребёнку, когда он в очередной раз не убрал в своей комнате?

Когда он прогулял уроки?

Когда ребёнок в очередной раз пришёл домой в неназначенный  час?        

(варианты ответов)

СЛАЙД 6

1.        «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»

2.        «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»

3.        «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»

Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка.

Из-за преобладания местоимений «ты», «тебе», «у тебя» они названы «Ты-высказываниями».

Между тем психологи рекомендуют для выражения своих чувств использовать более эффективные «Я-высказывания».

Вот как можно изменить высказывания, приведенные выше в качестве примера:

СЛАЙД 7

1.        «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».

2.        «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».

3.        «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».

Несмотря на кажущуюся простоту подобных высказываний, их использование дается большинству родителей нелегко. Непривычно в такой форме говорить о своих чувствах, трудно удержаться от оценивания, от проявления родительской власти.

    И, тем не менее, этот способ эффективен уже тем, что основан он на доверии и уважении. Не содержащее обвинений ни в чей адрес, «Я-высказывание» дает подростку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску решения проблемы.

Притча: « Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового познания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?» »

Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях.

Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашей лжи, в нашем эгоизме, в нашей непорядочности, в нашем себялюбии.

Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевное спокойствие, комфорт.

Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».

РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Родители меня не понимают или как услышать подростка»

Цель: познакомить родителей с основными правилами построения конструктивного общения с подростками через активное слушание  и выражения собственных чувств через «Я - высказывания»....

Тематическое собрание для родителей на тему" Почему родители иногда не понимают своих детей"

Разработка тематического собрания на тему"Почему родители иногда не понимают своих детей?". Данный материал предлагается классным руководителям 6-8 классов, когда возникают разногласмя между роди...

Классный час на тему "Меня не понимают родители. Что делать?"

Хочу предоставить вам,проведенный мною,классный час задачей которого было способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми....

Классный час "Родители меня не понимают"

Вспомним мудрые слова древнегреческого философа Фалеса Милетского:  «Помните, что ваши дети будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями»....

БУКЛЕТ «Что делать, когда родители меня не понимают?»

17 мая отмечается день детского телефона доверия (ДТД). Но многим ли известно, что это вообще такое и для чего нужно? и что такое телефон доверия для детей и подростков....

Родительское собрание "Как услышать подростка"

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, зачастую грубых. Взрослым становится ...