кл.час " Дети войны".
классный час (7 класс)

Мугинова Альфия Мухтаровна

Материал для использования во внеурочной деятельности, для классного часа к 9 мая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кл.час " Дети войны".20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия.

Дети блокадного Ленинграда

                                   Цель и задачи:

Формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годах, о блокаде Ленинграда, ее защитниках и подвигах; формировать у учащихся культуру миропонимания и осознание исторического прошлого и будущего в нем.

воспитывать нравственно - патриотические чувства, гражданственность, достоинство, чувство гордости за свою страну, за свой народ, чувство сострадания.

воспитывать историческую память школьников, уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны.

Оборудование: 1-экран для показа видеоролика.

Музыка «Седьмая симфония Шостаковича»

 22июня 1941г

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду,

Одну на всех, на все четыре года.

Согласно плану «Барбаросса», разработанному еще в 1940году, немцы двигались на нашу страну огромной лавиной- 190дивизий, 5,5 млн. человек. Фашисты намеревались захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а остальных загнать в военные поселения и превратить в рабов. Долго учить детей в школах они не собирались : достаточно было, чтобы дети знали правила дорожного движения, чтобы не мешать движению машин, умели подписываться, знали таблицу умножения до 25.

 Ужасную участь готовил Гитлер и Ленинграду. Он решил стереть этот город с лица земли, т.к. после победы Гитлера он ему был не нужен.

 Войска противника на подступах к Ленинграду превышали советские в 3 раза. Около 500тысяч ленинградцев вышли на строительство оборонительных сооружений. И в короткий срок создали 700км противотанковых рвов,300км лесных завалов, 900 км ходов сообщения, 630км проволочных заграждений.

Около 200 тысяч ленинградцев вступили в народное ополчение, чтобы защитить свой город.

 9сентября 1941г город был окружен немецкой армией. Сдача города казалась неминуемой. 13 сентября командующим Ленинградским фронтом был назначен Георгий Константинович Жуков.. По его приказу на фронт были направлены все, способные держать в руках оружие, а остальные работали на заводах день и ночь в осажденном городе.

 Положение Ленинграда было тяжелым. Он постоянно подвергался налетам немецкой авиации. Фашисты хотели поджечь город, сбрасывая на него зажигательные бомбы. Тогда ученые разработали состав ,которым можно было отрабатывать крыши, чтобы они не загорались . По городу расклеили объявления с указанием этого состава, и к химзаводу потянулись люди с тележками, на подводах. Вскоре все крыши Ленинграда были обработаны огнеупорным раствором. Ленинградцы спали свой город.

 Весной 1941г в Ленинграде прошел фильм «Тимур и его команда», и многие девчонки и мальчишки хотели создать свои команды и делать добрые дела. Но началась война.

 Не сумев взять город сходу, Гитлер решил взять его голодом.

В начале блокады фашисты разбомбили Бабаевские продовольственные склады. С 1 октября рабочие стали получать по карточкам 400гр, а все остальные – по 200 грамм недоброкачественного хлеба

Почти отсутствовали картофель и овощи. На декаду полагалось 50г сахара,100гр конфет, 200гр крупы,100гр растительного масла, 100гр рыбы, 100гр мяса.

 В Ленинграде начался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба населению опять была снижена. Теперь рабочие получали по 300гр, а все остальные по 150гр Через неделю , когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинграде почти совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паек пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за все время блокады-250гр на рабочую карточку и 125гр – на все остальные.

Убивали голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады… Девятьсот… Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута… Долго ждешь обеда… Потом ужина… Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Это у тех, кто не работал. По иждивенческой карточке…С этого хлеба текла вода… Разделить его надо было на три части — завтрак, обед, ужин. Пили только кипяточек… Голый кипяточек…

Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне… В глубоком сне… То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Будто не по земле человек идет, а по воде…

Голос менялся от голода… Или совсем пропадал… Нельзя было определить по голосу — мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки.

 Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам (Бергольц)

Это ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлюза, полученная из древесины .Ученые придумывали суррогатные продукты для увеличения массы хлеба и замены муки.

Ученые умирали с голода, но не тронули элитные сорта зерновых

 К концу ноября норма хлеба составляла 250 грамм рабочим и 125 грамм остальным людям, и за этим хлебом приходилось стоять огромную очередь. Хлеб привозили на санках вручную, его было катастрофически мало, и народ штурмом брал булочные. Счастливчиков, которым доставалась пайка хлеба, было немного, и у тех оголодавшие люди старались вырвать из рук полученный хлеб. У меня лично пыталась отобрать хлеб девочка из дома № 6, которая была гораздо старше меня. Она настолько ослабла из-за голода, что я с ней справилась, и то она все-таки оторвала у моего куска хлеба корку.

Чтец В булочной очередь у прилавка

Люди, как тени, нет шума и давки,

Хлеб отпускает им продавщица

И не должна ни на грамм ошибиться.

Кладет на весы драгоценные крошки.

До нормы еще не хватает немножко.

Весы показали- сто двадцать пять:

«Ну вот, а теперь можете забирать».

Сама продавщица похожа на тень.

Шатаясь от голода, вновь целый день

Хлеб отпускать- есть ли пытка страшнее,

Но в слабых руках её жизни людей.

И снова режет хлеб продавщица,

Боясь каждый раз хоть на грамм ошибиться

 Но пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. До 40градусов. Замерзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре закончилось топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет., внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода

 К декабрю 1941года город оказался в ледяном плену Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи превратились в огромные сугробы.

Город молчал

Город был без кошек собак без птиц

Только звучал метроном

Звучит метроном

Чтец А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы. Тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалобы слышны.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках узеньких, смешных
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Вот женщина везет куда-то мужа
Серая полумаска на лице.
В руках бидончик - это суп и ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа,-
Товарищи мы в огневом кольце:
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, к вечеру добраться б :
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят Ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят:
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.

Чтец

Девочка руки протянула,

И головой – на край стола.

Сначала думали-уснула,

А оказалось- умерла.

Её из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что занятья- после похорон.


Писатель Александр Фадеев писал: «Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились». У него же читаем: "Навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:". Учителя наравне с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову -было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком".

Звук метронома

 Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом..».

 За 900 суровых дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек

Песня «Дети войны».

В конце кл.часа дети смотрят видеоролик .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект к 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне "Дети войны"

Проект посвящен всем погибшим детям в годы Великой Отечественной войны.    Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели...

Проект "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны" ( к юбилею Победы в Великой Отечественной войне").

Проект  "Наши сердца ветеранам, труженикам тыла и детям войны"  был создан мной с целью совместной работы с музеем Воинской Славы. Руководитель  Л.В. Шатилова, объявила о  ра...

дети войны и дети мира

Прошло ровно 70 лет, как весь мир с огромным облегчением вздохнул: закончилась  Вторая Мировая, которую мы называем Великой Отечественной Войной. Эта беда коснулась практически каждого уголка зем...

Исследовательский проект "Дети войны - дети Великой Победы"

В помощь руководителям школьных музеев, классным руководителям....

Дети войны (К 100-летию Первой мировой войны)

Наше поколение, к сожалению, мало знает о героях, об участниках Великой Отечественной войны. Но что тогда говорить о Первой мировой войне. О героях этой войны мало знает даже старшее поколение....

Историческая литературно-музыкальная композиция «Детям о детях войны» для детей старшего дошкольного возраста

Историческая литературно-музыкальная композиция  «Детям о детях войны»  для детей старшего дошкольного возраста, сопровождающаяся показом слайдов с аудио- и видеоматериалами,...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....