Конспект открытого классного мероприятия "Счастье - быть добрым!"
методическая разработка (5 класс)

Графова Наталья Викторовна

Открытое мероприятие проведено с учащимися 5 "А" класса в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный 2021". МАОУ "СОШ №2 с УИОП" города Губкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafova_n.v._konspekt.samyy_klassnyy_klassnyy_-_2021.docx42.04 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час разработан по ФГОС на тему: «Счастье – быть добрым!»

 Цель: расширить представления учащихся о понятиях «добро» и  «доброта», акцентируя внимание на проявлениях доброты как качества человека повседневной жизни.
Задачи:
- углубление знаний о доброте как ценности и качестве человека;
- развитие способности и умения проявлять доброту и определять ее как качество человека;
- воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним.

Ход классного часа:

В начале интервью (опрос) – На слайде написано: Мы задали учащимся школы №2 вопрос: «Какого человека ты смог бы назвать добрым? (учащиеся 1-11 класса). И поняли, что у каждого своё понимание доброты, поэтому решили выяснить, как обстоит дело в доверенном мне 5 А классе и провели мероприятие с целью выяснить, какого, по их мнению человека можно назвать добрым? И приносит ли доброта человеку счастье?

На доске будет висеть тема урока, добрые слова, фотографии класса, будет включена презентация.

  1. Организационный момент (1 мин)

Эпиграф: «Спешите делать добрые дела

Добро посеянное Вами

Плодами на Земле взойдёт

И мир наш лучше и добрее станет».

У: - Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами проведем увлекательное мероприятие. А так как у нас будет много групповой работы в игровой и интеллектуальной форме, наша задача разделиться на 3 группы. Проведем нашу привычную игру: «Колесо фортуны». Капитаном первой команды будет староста Тимур, а второй – его заместитель Полина, третьей – Дима. Команды по 6 человек.

Ребята подходят к каждому участнику и передают им мячик, и так по цепочке.

У входа в кабинет снять как класс распределяется на группы, каждый берет мячик и передает его следующему участнику команды.

Рассаживаются на места.

А теперь, ребята, улыбнёмся солнышку и поднимем настроение себе и другу.

- Подайте руку соседу и пустите по кругу искорку настроения.

- Замечательно! Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы готовы к работе.  

Начнём нашу беседу со стихотворения Вики, которое она для нас подготовила.

Кириченко

В жизни по-разному можно жить -

Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

II . Введение в тему.

  Учитель: Предлагаю начать нашу встречу с небольшого видеоролика. Он поможет вам узнать, о чём у нас сегодня пойдёт разговор. 

(На слайде появляется видеоролик) (1м 39 сек)

- Послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о каких поступках в них говорится.

1. Подумайте сами, ребята,

случается так почему –
котенка один обижает,

другой лечит лапку ему.


2. Один воробья из рогатки

старается сбить наповал,
другой, чтобы вЫходить пташку,

с земли воробья подобрал.


3. Один ранит палкой лягушку,

в костер ее тащит живьем,
а кто-то из лужи-ловушки

мальков перенес в водоем.


4. Подобных примеров немало,

подобных поступков не счесть.
Закон доброты правит жизнью,

у всех доброта в сердце есть!

- Как можно эти поступки назвать двумя словами? (хорошие и плохие)

Учитель: - Скажите, пожалуйста, о чём мы с вами будем говорить на классном часе?

( о доброте).

Учитель: - Правильно, мы поговорим о доброте!   А давайте с вами подумаем, когда человек добрый, никому не делает зла, старается сделать счастливыми других, ему при этом хорошо и спокойно на душе, каким мы можем назвать этого человека?

-Счастливым!

- Правильно! Счастливым! Тогда попробуйте сформулировать тему нашей беседы сегодня Посмотрите на слайд и дополните словом нашу тему: Счастье – быть… Каким?

- Счастье – быть добрым!

Молодцы! Ну что приступим! Сейчас мы с вами отправимся в удивительный мир доброты и счастья! Пристегните ремни и полетели!

(титульный слайд)

«Счастье – быть добрым!» (слайд 1)

Послушаем Ростислава

Нетребин

Как бы жизнь не летела-

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело,

А не тлело во мгле

Делай доброе дело-

Будет счастье тебе!

На доске плакат с названием темы.

Целеполагание:

 Учитель: - Какова цель нашего классного часа:

У вас на столе лежат ладошки, напишите на них те цели, которые вы поставите перед собой сегодня, а в конце беседы мы с вами посмотрим, смогли ли мы ответить на все ваши вопросы.

Учащиеся: - Раскрыть значение понятий «добро» и «доброта»?

- Разобраться с тем, какого человека мы можем назвать добрым?

- Что дает человеку доброта?

- Какие поступки являются добрыми, а какие злыми?

 

2. Учитель:  Ребята, а что такое доброта?  -  Что означает  слово «добро»? Какого человека можно назвать добрым? (слайд 2)

 (Добрый человек – это тот,  кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

Учитель: Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, например помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру.

Послушаем стихотворение, которое подготовила для нас Даша

Перских

Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Рождает зверя зверь
Рождает птица птицу
От доброго - добро
От злого - зло родится.
Добро, коль не было б оно мало
Гораздо лучше, чем большое зло.

Давайте и мы сделаем добрый поступок друг для друга и поиграем в интересную игру?

Игра с мячиком.

Учащиеся выходят из-за парт становятся в шеренги тремя группами, друг напротив друга и по очереди говорят друг другу комплименты, участнику, стоящему за спиной.

Учитель: Ребята, ваша задача, поворачиваться к участнику стоящему сзади и говорить ему что-то доброе (например, ты самый…), и так по очереди, передавай при этом мячик. Последний участник команды прибегает к первому, говорит ему комплимент и поднимает руку с мячиком вверх, показывая, что их команда выполнила задание. Посмотрит, кто выполнит задание первым.

 

Учитель обращается к командам, после того, как все сели по местам:

- Ребята быстро посовещайтесь в группах и решите, какие выводы мы можем сделать? Что может принести человеку сказанное доброе слово?

Капитан команды формулирует вывод.

- Ответы участников: поднимет настроение, избавит от грусти, повысит самооценку и поднимет веру в людей.

Учитель: - А теперь назовите антоним слова «Добро»! (Зло) 

-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

      Проведем экспиремент!

Перед вами стаканы с водой.

Вы увидели, что не только поступками можно творить добро? Какие ещё есть для этого способы?

- это добрые слова! Но словами можно и «убить», в общении нужно обязательно следить за своими словами.

- стакан с водой – наш собеседник. Соль – наши слова.

Демонстрация опыта:

- Опустите соль в стакан с водой. Видите, как растворяются наши слова в теле человека. А теперь попробуйте обратно собрать кристаллики соли. Получится? Нет! Так и слова сказанные нами никогда не вернутся обратно. «СЛОВО, ЧТО ВОРОБЕЙ, ВЫЛЕТИТ, НЕ ПОЙМАЕШЬ».

     Какой вывод мы должны с вами сделать? Следить за своими словами и мыслями. Прежде чем сказать -  подумай!

Учитель: Вы молодцы! Вас учат добрым поступкам и дома, и в школе. С учителями вы проводите очень много своего жизненного времени. Они ведут Вас с первого шага в школу. Учат вас не только знаниям, но и жизни.

И поэтому, у меня к вам предложение.

Дорогие ребята, посмотрите, перед вами стоит сундучок. Хотите сделать приятно своим любимым учителям? Тогда давайте им напишем письма с приятными и добрыми словами, которые поднимут им настроение и останутся у них в памяти?

Назовём этот вид работы: «Добрые письма счастья».

У вас есть минутка. Напишите своему любимому учителю несколько добрых слов!

- Ну что вам понравилось?

Учитель: А сейчас выполните следующие задания:

1. Работа с притчей  (на столах  у каждой группы лежат тексты)

 - Послушайте  одну притчу: (СЛАЙД 3)

  Семья отдыхала на пляже беспечно,
Плескались детишки в прозрачной воде.
Вдруг видит отец, что по берегу речки
Старуха идет, спотыкаясь кое-где.

Смотрела под ноги, чего-то шептала,
С травы поднимала, бросала в мешок.
Худая, и сверху на ней покрывало,
И редких волос не держал гребешок.

– Ребята, к той бабушке не приближайтесь!
(Откуда нам знать, что в ее голове?)
На наших глазах, перед нами купайтесь,
Быть может, она и пройдет в стороне.

Но вскоре с их местом она поравнялась.
Родители только увидеть смогли – 
Осколки она собирала, сгибаясь,
Чтоб дети пораниться тут не могли. 

 - Задание : Как вы понимаете смысл этой притчи? Придумайте ей название. Ответ обсудите в группах и решите, кто из вас будет отвечать. (Время 2 минуты)

Притча называется «Осколки доброты»

- Кирилл прочитай своё стихотворение:

Легенький

Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

2 задание: ( слайд 4)  Доброта - это самое ценное нравственное качество любого народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее?

1. Доброе слово

ищи доброты

2. Не одежда красит человека,

а хвались добром  

3. Торопись на доброе дело,    

в том и правды мало

4. Не хвались серебром,

а его добрые дела

5. Кто добро творит,

и  кошке приятно

6. В ком добра нет,

 а худое само приспеет.

7. Не ищи красоты -

 того Бог отблагодарит.

Вывод: Только ли по количеству добрых слов, которые произносит человек, можно судить о его доброте? ( Не только слова, но и дела должны быть добрыми).

3. Ситуативные задачи.

В жизни приходится сталкиваться с разными сложными ситуациями. Поступить правильно, совершить доброе дело порой оказывается не так-то просто. Как бы вы поступили в предложенных ситуациях?

Работаем по группам.

 СИТУАЦИЯ 1: Опираясь на палочку, идёт старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредёт. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигали ноги, ребята весело смеялись.

- Как вы бы отреагировали на эту ситуацию? 
СИТУАЦИЯ 2:  Новенькая девочка второклассница впервые пришла в школу, где учитесь вы. Ей было страшно, на глазах были слёзы. Это заметили старшие ребята. Подбежали к девочке и стали дразнить её. Девочка плакала, а ребята весело смеялись. 

-Как бы вы поступили в этой ситуации?
СИТУАЦИЯ 3: В автобусе тесно, все едут с работы. Катюша занимает освободившееся место и с улыбкой, весело смотрит на тех, кто стоит.

-Как бы вы поступили в этой  ситуации?

(Общее решение можно найти в том случае, если стороны, между которыми произошли разногласия, готовы выслушать друг друга и прийти к согласию). 

Вывод (капитан решает, кто будет отвечать от каждой команды)

4 задание: ( СЛАЙД 5)  

Составьте кластер на тему «Доброта», включив не более 5 слов, которые относятся к ключевому слову «Доброта». (2 мин)

(Один участник каждой группы выступает со своим кластером)

 

Учитель:  Ребята, как составляется кластер?

(В центре пишется ключевое понятие урока,  записывается оно в центре страницы, вокруг располагаются квадраты, в которые  вписывают  слова-ассоциации, возникающие с заданным понятием).

Снова проведём поэтическую паузу по теме:

Ангелина прочти своё стихотворение.

Ушакова  Но как бы нас жизнь ни ломала,

В ней некое есть волшебство…
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.

РАЗМИНКА ДЛЯ ДУШИ (СЛАЙД 6) (2 мин)

ЗВУЧИТ ТИХО ПЕСНЯ «ДОРОГА ДОБРА»

Учитель:  Давайте проведем разминку для души. Выйдите из-за парт. Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло". Я буду называть различные слова. Если слово  хорошее – вы поднимаете руки и тянитесь вверх, если слово означает что-то плохое - опускайтесь вниз.  Начнем!

 МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ГОРДЫНЯ, ЗАВИСТЬ, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, ЗЛОБА (дети опускаются все ниже и ниже), ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ (дети встают на четвереньки).

У: - Что с нами произошло?

("Опустились", встали на четвереньки).

У: - На кого мы стали похожи?

(На животных).

У: - Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

У: Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР, ЛЮБОВЬ и т.д (детские руки взлетают вверх).

У: - Молодцы! Думаю, что разминка для души получилась.  

-Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.

- А легко ли быть добрым? (Да быть добрым нелегко, но важно).

Чтобы немного облегчить эту задачу, давайте попробуем сформулировать правила Доброты. 

5 задание:  (СЛАЙД 7)  Правила Доброты ( 2 мин)

У: Сформулируйте  Правила  Доброты. Решите, кто из вас будет отвечать.

(Дети отвечают)

 - Правил Доброты существует на земле много.   Посмотрите на слайд. Здесь приготовила для вас некоторые важные Правила Доброты. (СЛАЙД 8)

В чём-то они перекликаются с вашими.

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
  2. Любить людей знакомых и незнакомых
  3. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям
  4. Делать добро для близких, друзей
  5. Не завидовать
  6. Не вредничать
  7. Не грубить

  1.  (СЛАЙД 8) Составьте  Синквейн.  Ключевое слово «Доброта».

Памятку составления синквейна вы видите на экране

У:  А теперь подведём итоги. Вернемся к теме классного часа. Теперь изменилось ваше понимание темы? Итак, какое основное назначение человека на земле? (ТВОРИТЬ ДОБРО )

- Для чего нужно творить добро? (Чтобы жить полноценной жизнью, окружать себя и людей тёплыми эмоциями, а самое главное - помогать другим).

- А что даёт человеку доброта? (Она помогает человеку стать счастливым)

- И тогда ребята, согласны ли вы с нашей сегодняшней темой, что быть добрым – это великое счастье? Посмотрите на доску.

- Ответы хором: ДААА!

Рефлексия.

Как и положено, в конце каждой работы должен быть подведён итог. Перед вами всё еще лежат листочки – ладошки, на которых вы в начале занятия вы писали цели, которые вы ставили перед собой на нашей сегодняшней встрече. Теперь пришло время посмотреть, смогли ли вы их осуществить. Индивидуальное задание для вас. Прочитайте, что вы писали с одной стороны ладошки – ваши цели, затем переверните её и напишите теперь – чего вам удалось добиться на сегодняшнем занятии.

Несколько вариантов ответов зачитываются!

 6.( Слайд 9)  «Сердечко доброты». 

А сейчас, посмотрите – у вас на столах лежат «грифельные сердечки» и мел. Возьмите их, запишите в центре свою фамилию и имя и напишите любое доброе пожелание вашим одноклассникам. Пусть это «сердечко» станет вам памяткой, символом доброты, и если наступит «тяжёлый момент» в вашей жизни, вспомните о «сердечке». А теперь давайте все наши сердечки нанижем на веревочку и сегодня после классного часа повесим её в классе возле классного уголка. И эта гирлянда добра будет каждый день напоминать нам, что это Великое счастье – быть добрым человеком!

Подведём итоги:

Напоследок я хочу вам раздать от себя маленькие хрустальные сердечки, которые будут напоминать вам обо мне, и будут свидетельствовать вам о моей безграничной любви к каждому из вас. Ребята, профессия учителя особая, ведь учитель дарит каждому из вас часть своей жизни, ежедневно проводя её с вами. А учительское сердце вмещает в себя много сердец, например, ваши 26. И вот, представьте, сердце учителя одно, а вас 26, и какие болезненные раны вы можете нанести ему своим плохим поведением. Поэтому я лично хочу пожелать вам, будьте добрыми людьми! Будьте счастливыми! Не делайте людям зла! Не огорчайте своих близких! И тогда ваше сердце и душа будет чистой и какой?..

- Дети все вместе: СЧАСТЛИВОЙ!!!

А теперь давайте в завершении все вместе споём песню, которая станет гимном нашего класса, не только в стенах школы, но и за её пределами!

Поём песню: «Дорогою добра».

У:  До свидания, ребята! Я была очень рада нашему сегодняшнему общению с вами!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Быть добрым – это слабость или сила?»

Цель: поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях; добре и зле, о сложностях нравственного выбора....

Презентация к классному часу "Быть добрым -это слабость или сила?

Презентация  классному часу "Быть добрым - это сила или слабость?"...

Классный час "Быть добрым надо по привычке"

Презентация к классному часу...

Классный час "Быть добрым надо по привычке"

В наш век стремительных перемен, время сложного периода для страны мы особенно остро нуждаемся во внимательном, чутком отношении со стороны окружающих. Поэтому сегодня разговор пойдёт о доброте. А наз...

Классный час «Быть добрым – это значит….?»

Классный час «Быть добрым – это значит….?»...

Конспект открытого классного мероприятия "Счастье - быть добрым!"

Открытое мероприятие проведено с учащимися 5 "А" класса в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный 2021". МАОУ "СОШ №2 с УИОП" города Губкина....

Самоанализ открытого мероприятия "Счастье - быть добрым!" в рамках конкурса "Самый классный Классный - 2021".

Открытое мероприятие (классный час) проведено в рамках очного этапа конкурса "Самый классный классный - 2021" и заняло 1 место в муниципальном этапе конкурса....