Программа воспитательной работы на уровне основного общего образования на 2021-2025 года
рабочая программа (8 класс)

Утарбаева Диана Нуровна

Описание программы воспитательной работы на уровне основного общего образования на 2021-2025 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vr_itog_moy.doc257.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение  лицей№4  г. Баймака муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по ВР

_______/Г. З. Исянбаева/

                   27.08.2021г

.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор лицея №4

_______/Р.Ф.Ильясов/

пр.№ 93 от 27.08. 2021г.

                     02-38                                                                      

Программа воспитательной работы

 на уровне основного общего образования 

на 2021-2025 года 

составлена

Утарбаевой Дианой Нуровной

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................3

РАЗДЕЛ 1.  «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА» ......................................................................................................................3

 РАЗДЕЛ 2.  ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ .......................................................... 5

2.1. Метологические основы и принципы построения Программы……….................10

2.2. Требования к планируемым результатам воспитания………................................11

2.2.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего                   образования…...................................................................................................................14

РАЗДЕЛ 3.  ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........................16

3.1. Основные напрвления воспитания обучающихся……...........................................16

3.2. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности….............................. 17

 3.2.1.Модуль «Ключевые общешкольные дела» ...........................................................17

 3.2.2.Модуль «Классное руководство» ..........................................................................19

3.2.3.Модуль «Курсы внеурочной деятельности» .........................................................22

 3.2.4.Модуль «Школьный урок»......................................................................................23

3.2.5.Модуль «Самоуправление» .....................................................................................24

3.2.6.Модуль «Детские общественные объединения» ...................................................25

3.2.7.Модуль «Профориентация» .....................................................................................27

3.2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»......................................29

 3.2.9.Модуль «Работа с родителями» ..............................................................................32

3.2.10. Модуль «Профилактика и безнадзорность»…….................................................33

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..................41

4.1. Общие требования к условиям реализации Программы…......................................33

4.2. Особенности организации воспитательной деятельности.......................................34

4.3. Требования к условиям, обеспечивающим достижения планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей…...................................................35

 РАЗДЕЛ 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ .............................................................................................................................35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа воспитания составлена  на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом Стратегии развития воспитания в Российской Федерации  на период до 2025 года и Плана мероприятий по ее реализации в 2021–2025 годах, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС) с учетом государственной политики в области образования и воспитания   и  направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

    В центре программы воспитания Муниципального общеобразовательного автономного учреждения лицей №4 г. Баймака находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

РАЗДЕЛ 1.

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

 ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Воспитательная деятельность в лицее реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

    Процесс воспитания в МОАУ лицей №4 г. Баймака основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

  • неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
  • ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
  • реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
  • организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
  • системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.

Основными традициями воспитания в МОАУ лицей №4 г. Баймака  являются следующие:

  • стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
  • важной чертой каждого ключевого дела и большинства, используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение, коллективный анализ их результатов;
  • в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
  • в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
  • педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
  • ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

РАЗДЕЛ 2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИ

     Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

    Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в МОАУ лицей №4 г.Баймака:  создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации, ст. 2, п. 2)

Задачи воспитания обучающихся в школе:

 - усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  •  формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  •  приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

     Данная цель и задачи ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

     Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования:

1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний– знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

     Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.

К наиболее важным из них относятся следующие:

  • быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой);
  • уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
  • быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  • знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
  • беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе;
  • подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
  • проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  • стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
  • знания;
  • быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  • соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
  • жизни;
  • уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
  • стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
  • уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям;
  • уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  • быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят;
  • уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

     

2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:

  • к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
  •  к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
  • к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
  •  к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
  •  к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
  •  к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
  •  к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
  •  к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
  •  к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
  •  к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

    Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.

3.  В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.

     Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это:

  • опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
  • трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
  • опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
  • опыт природоохранных дел;
  • опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице;
  • опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
  • опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества,
  • опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
  • опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
  • опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
  • опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.

     Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.

     Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.

     Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
  • вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
  • поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
  • организовывать для школьников экскурсии, экспедиции, походы и реализовывать их воспитательный потенциал;
  • организовывать профориентационную работу со школьниками;
  • развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности;
  • организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

      Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

2.1. Методологические основы и принципы построения Программы

Программа воспитания опирается на следующие принципы:

  • принцип гуманистической направленности. Каждый обучающийся имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;
  • принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
  • принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
  • принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт  обучающегося, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
  • принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
  • принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и обучающегося на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
  • принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все  обучающиеся, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

2.2. Требования к планируемым результатам воспитания

Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность педагогического коллектива нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося. Поэтому результаты достижения цели, решения задач воспитания даны в форме целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов выпускника на уровнях начального общего, среднего общего, полного общего образования.

 2.2.1. Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне основного общего образования

Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское

Знающий и принимающий свою российскую гражданскую идентичность в поликультурном и многоконфессиональном российском обществе, в современном мировом сообществе.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к государственным символам России, праздникам, традициям народа России.

Понимающий и принимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему народам России, тысячелетней истории российской государственности.

Проявляющий готовность к выполнению обязанностей гражданина России, реализации своих гражданских прав и свобод.

Ориентированный на участие на основе взаимопонимания и взаимопомощи в разнообразной социально значимой деятельности, в том числе гуманитарной (добровольческие акции, помощь нуждающимся и т.п.).

Принимающий участие в жизни школы (в том числе самоуправление), местного сообщества, родного края.

Выражающий неприятие любой дискриминации граждан, проявлений экстремизма, терроризма, коррупции в обществе.

Патриотическое

Сознающий свою этнокультурную идентичность, любящий свой народ, его традиции, культуру.

Проявляющий уважение, ценностное отношение к историческому и культурному наследию своего и других народов России, символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в родной стране.

Сознающий себя патриотом своего народа и народа России в целом, свою общероссийскую культурную идентичность.

Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории, культуры своего народа, своего края, других народов России, Российской Федерации.

Знающий и уважающий боевые подвиги и трудовые достижения своих земляков, жителей своего края, народа России, героев и защитников Отечества в прошлом и современности.

Знающий и уважающий достижения нашей общей Родины – России в науке, искусстве, спорте, технологиях.

Духовно-нравственное

Знающий и уважающий основы духовно-нравственной культуры своего народа, других народов России.

Выражающий готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных, социокультурных ценностей и норм с учетом осознания последствий поступков.

Ориентированный на традиционные духовные ценности и моральные нормы народов России, российского общества в ситуациях нравственного выбора.

Выражающий активное неприятие аморальных, асоциальных поступков, поведения, противоречащих традиционным в России ценностям и нормам.

Сознающий свою свободу и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Понимающий ценность межрелигиозного, межнационального согласия людей, граждан, народов в России, умеющий общаться с людьми разных народов, вероисповеданий.

Выражающий уважительное отношение к религиозным традициям и ценностям народов России, религиозным чувствам сограждан.

Проявляющий уважение к старшим, к российским традиционным семейным ценностям, институту брака как союзу мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей.

Знающий язык, культуру своего народа, своего края, основы культурного наследия народов России и человечества; испытывающий чувство уважения к русскому и родному языку, литературе, культурному наследию многонационального народа России

Эстетическое

Проявляющий восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия, влияния на душевное состояние и поведение людей.

Знающий и уважающий художественное творчество своего и других народов, понимающий его значение в культуре.

Сознающий значение художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном обществе, значение нравственных норм, ценностей, традиций в искусстве.

Выражающий понимание ценности отечественного и мирового художественного наследия, роли народных традиций и народного творчества в искусстве.

Ориентированный на самовыражение в разных видах искусства, художественном творчестве.

Физическое

Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности человека в обществе, значение личных усилий человека в сохранении здоровья своего и других людей, близких.

Выражающий установку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Проявляющий понимание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Знающий и соблюдающий правила безопасности, в том числе безопасного поведения в информационной, интернет-среде.

Способный адаптироваться к стрессовым ситуациям, меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысливая собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели.

Умеющий осознавать эмоциональное состояние свое и других, стремящийся управлять собственным эмоциональным состоянием.

Обладающий первоначальными навыками рефлексии физического состояния своего и других людей, готовый оказывать первую помощь себе и другим людям.

Трудовое

Уважающий труд, результаты трудовой деятельности своей и других людей.

Выражающий готовность к участию в решении практических трудовых дел, задач (в семье, школе, своей местности) технологической и социальной направленности, способный инициировать, планировать и выполнять такого рода деятельность.

Проявляющий интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода на основе изучаемых предметных знаний.

Сознающий важность обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в обществе.

Понимающий необходимость человека адаптироваться в профессиональной среде в условиях современного технологического развития, выражающий готовность к такой адаптации.

Понимающий необходимость осознанного выбора и построения индивидуальной траектории образования и жизненных планов получения профессии, трудовой деятельности с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологическое

Ориентированный на применение знаний естественных и социальных наук для решения задач в области охраны окружающей среды, планирования своих поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды.

Понимающий глобальный характер экологических проблем, путей их решения, значение экологической культуры в современном мире.

Выражающий неприятие действий, приносящих вред природе, окружающей среде.

Сознающий свою роль и ответственность как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.

Выражающий готовность к участию в практической деятельности экологической, природоохранной направленностей.

Познавательное

Выражающий познавательные интересы в разных предметных областях с учетом индивидуальных способностей, достижений.

Ориентированный в деятельности на систему научных представлений о закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой.

Развивающий личные навыки использования различных средств познания, накопления знаний о мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровой среде).

Демонстрирующий навыки наблюдений, накопления фактов, осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях познания, первоначальные навыки исследовательской деятельности.

РАЗДЕЛ 3.

ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   3.1. Основные направления воспитания обучающихся

Основные направления воспитания обучающихся в школе:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
  • воспитание  патриотизма, любви к своему народу и уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной идентичности;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
  • эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
  • экологическое воспитание: формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей;
  • воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности;
  • трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
  • физическое воспитание: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;
  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

3.2. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности

   Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

       Воспитательное пространство МОАУ лицей №4 г. Баймака представляет собой систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями. Значительная часть семей связана со школой тесными узами: учились дети, внуки. Эта особенность играет важную роль в воспитательном процессе, способствует формированию благоприятного микроклимата, доверительных отношений, укреплению традиций, лучшему взаимопониманию родителей, учащихся и учителей не только в школе, но и в районе в целом.

        Сама среда обуславливает акценты на те ценности, которые формируются у подрастающего поколения: чувство любви к родному краю, уважительное отношение к своей истории, символам Отечества, народным традициям, природе. Это стимулирует социально-полезную деятельность учащихся во благо города, его жителей.

     В связи с этим одним из важнейших направлений воспитательной работы в школе является создание системы ключевых общешкольных дел, обеспечивающих включенность в них большого числа детей и взрослых способствующих интенсификации их общения, активность и ответственность за происходящее в школе и окружающем мире.

      Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

     Мероприятия, в которых принимают участие педагоги и учащиеся по разработке, защите и участию в городском конкурсе социальных проектов, ориентированных на преобразование окружающей среды, школы, социума. В результате у учащихся происходит формирование социальной активности и социальных компетентностей (сотрудничество, работа в команде; коммуникативные навыки; способность принимать собственные решения; умение определять свою позицию в общественных отношениях; опыт выполнения разнообразных социальных ролей; навыки саморегуляции). «Культурный калейдоскоп»-проектно-игровая программа, предполагает участие в социально-культурных модулях: «Баймак знакомый и незнакомый», «Баймак многонациональный», «Баймак культурный», «Баймак современный», «Баймак православный», «Баймак спортивный». При прохождении каждого модуля участники погружаются в исследование прошлого и настоящего родного города, работают с информационными источниками, отражающими историю и современное состояние развития г. Баймака, собирают информацию о сферах культурной деятельности человека, соотносят её с представлением о собственной социально-культурной активности для проектирования и моделирования собственного будущего, будущего малой родины и Республики Башкортостан.

На школьном уровне.

       Общешкольные дела, связанные с развитием воспитательной составляющей учебной деятельности «Ученик года» – конкурс, который проводится в целях выявления наиболее значительных учебных достижений учащихся школы, развития интеллектуальных, познавательных способностей, расширения кругозора учащихся, а также формирования навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся, творческого усвоения и применения знаний. День Знаний – традиционный общешкольный праздник, состоящий из серии тематических классных часов. Особое значение этот день имеет для учащиеся 1-х и 11-х классов, закрепляя идею наставничества, передачи традиций, разновозрастных межличностных отношений в школьном коллективе.  «Звезды лицея» – общешкольное мероприятие, связанное с закреплением значимости учебных достижений учащихся, результативности в олимпиадах, конкурсных мероприятиях. «Фестиваль проектов» способствует развитию умений и навыков проектной деятельности, обмену опытом (между учащимися, педагогами), формированию творческого мышления, навыков и опыта самостоятельной работы, ответственному отношению в процессе создания индивидуально- и коллективно значимого результата(продукта). Предметные недели-циклы тематических мероприятий (игры, соревнования, конкурсы, выставки, викторины), связанные с созданием условий для формирования и развития универсальных учебных действий и повышением интереса к обучению в целом.

     Общешкольные дела, направленные на усвоение социально-значимых знаний, ценностных отношений к миру, Родине, создание условий для приобретения опыта деятельного выражения собственной гражданской позиции.  День солидарности в борьбе с терроризмом–цикл мероприятий (общешкольная линейка, классные часы, выставки детских рисунков, уроки мужества), направленный на формирование толерантности, профилактику межнациональной розни и нетерпимости; доверия, чувства милосердия к жертвам терактов, а также ознакомление учащихся с основными правилами безопасного поведения.

      Цикл дел, посвящённых Дню Победы (музейная гостиная «На дорогах войны»; участие учащихся на параде 9 мая, в митинге с возложением цветов, акции «Бессмертный полк»; классные часы; выставки рисунков «Я помню, я горжусь…»; конкурс чтецов «Строки, опаленные войной…»; уроки мужества), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа; уважения к ветеранам

3.2.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  •  организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  •  проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; проведение тематических (согласно плану классного руководителя, посвященных юбилейным датам, направленным на патриотическое, нравственное воспитание, посвященным гигиене и здоровью школьника и т.п.) и организационных классных часов.
  •  сплочение коллектива класса через организацию классным руководителем и родителями мероприятий и экскурсий; празднование в классе дней рождения детей, включающее в себя подготовленные учениками поздравления, творческие подарки, разработанные учениками сценарии и их постановка; регулярные внутриклассные и школьные мероприятия, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса и лицея.
  •  выработка совместно со школьниками устава класса, помогающим детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в лицее.

Индивидуальная работа с учащимися:

  •  изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
  •  поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  •  индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • ж коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  •  регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  •  проведение «круглых столов» с учителями, направленными на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  •  помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  •  организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  •  создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  •  привлечение членов семей школьников к организации и проведению мероприятий в классе;
  •  организация на базе класса или лицея семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и лицея.

3.2.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» 

       В реализации внеурочной деятельности принимают участие классные руководители, учителя - предметники, педагог – библиотекарь, педагоги дополнительного образования.

 Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности:

  •  спортивно – оздоровительное;
  •  социальное;
  • общеинтеллектуальное;
  •   общекультурное;
  •  духовно – нравственное.

       Реализуется исходя из установленных нормативов бюджетного финансирования реализации образовательных программ на 2021-2022 учебный год в объеме 3 часов внеурочной деятельности в неделю.  Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: «Правила дорожного движения», «Мы и окружающий мир», «Медиабезопасность в сети Интернет», «Занимательная грамматика (родной башкирский язык)», «Шахматы», «Клио», «Я люблю английский язык», «Загадки русского языка», «Удивительный мир ботаника».

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для про социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие: «Веселые нотки», «Танцевальная площадка», «Мир творчества».

Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: «Я – гражданин России», «Основы духовно-нравственной культуры», «Я – лидер», «Семьеведение».

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: «Волейбол», «Баскетбол», «Физическая культура. Уроки здоровья».

3.2.4. Модуль «Школьный урок» 

        Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  •   установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
  •  побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
  •  привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
  •  использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
  •  применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
  •   включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
  •    организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
  •    инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

3.2.5. Модуль «Самоуправление»

    Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

   Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

На уровне школы:

через деятельность выборного Совета старшеклассников;

  • через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для информации и получения обратной связи от классных коллективов;
  •  через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, флешмобов и т.п.);
  •  через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций в том числе традиционных: ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом, к Дню Учителя, посвящение в «Первоклассника», «Пятиклассника», месячник по военно-патриотическому воспитанию, к Дню матери, «Спорт любить – здоровым быть», «Безопасный маршрут в школу», «8 Марта», мероприятия посвященные Дню Победы, вечера «Прощай, школа!», Дня самоуправления в рамках профориентационной работы;
  • встреча с представителями правоохранительных органов;
  • встречи с ветеранами, участниками боевых действий и деятелями культуры.

На уровне классов:

  •  через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; -  через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами, вожатые);
  •   через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, экспедиции, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей.

На индивидуальном уровне:

  •  через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение анализ общешкольных и внутриклассных дел;
  •   через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

3.2.6. Модуль «Детские общественные объединения» 

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение. Волонтерство позволяет развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Реализуется программа волонтерской деятельности «Давайте делать добро!». Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом.

На внешкольном уровне:

  •  участие школьников в организации культурных, спортивных, развлекательных мероприятий, проводимых на базе лицея (в том числе городского и районного характера);
  •  посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне расположения лицея;
  •  привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы (детские сады, дома престарелых, центры социальной помощи семье и детям, учреждения здравоохранения) – в проведении культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, в помощи по благоустройству территории данных учреждений;
  •  участие в помощи для нуждающихся        школьников        (с        согласия        родителей        или        законных представителей) к сбору помощи для   нуждающихся.

На уровне лицея:

  •  участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями лицея;
  •  участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;
  • участие        школьников        к        работе        на        территории        лицея (благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками).

Мероприятия в рамках модуля проводятся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования:

  • акция «Дарим хорошее настроение» (работа с ветеранами);
  • акция «Как стать заметнее на дороге»;
  • акция «Помоги птицам зимой»;
  • акция «Знаем ли основной закон страны»;
  • акция взаимопомощи  «Мы вместе»;
  • акция  «Носи маску»;
  • Акция «Желаем здоровья»;
  • Акция «В добрые руки»;
  • Акция Очистка пришкольной территории;
  • Акция «Меняй сигареты на конфеты»;
  • Акция «Красная ленточка»;
  • Акция милосердия «День добрых глаз и добрых рук»;
  • Акция «Дарите добро»;
  • Тимуровская помощь пожилым гражданам, ветеранам педагогического труда;
  • Акция «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»;
  • Акция «Мы выбираем жизнь»;
  • Акция «Мы против наркотиков»;
  • Акция «Носи георгиевскую ленточку»;
  • Акция «Подари частичку сердца»;
  • Акция «Подари городу красоту и нежность»;
  • Акция «Закрой окно»;
  • Акция «Помоги ветерану»;
  • Благотворительная акция «Забота и внимание»;
  • Акция «Старость в радость»;
  • Акция «Здоровым быть здорово»;
  • Акция «Засветись».

3.2.7. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению

«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности, сориентироваться в мире современных профессий, учитывая потребности территории в кадрах и востребованность профессий в современном мире. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывая не только профессиональную, но и в непрофессиональную составляющие такой деятельности.

Эта работа осуществляется через:

  • профориентационные курсы на уровне классов: «Конструктор профессий», «Профессии, востребованные в нашем районе, городе и крае»,

«Выбирая профессию - выбираю жизненный путь», «Я и моё профессиональное будущее» и др.;

  • экскурсии на предприятия города, фирмы, организации (в том числе - места работы родителей учащихся), встречи с профессионалами, представителями, руководителями, дающие лицеистам представление о профессиях и условиях работы на данном предприятии, возможностях и условиях получения профессии и поступления на работу на данное предприятие, в том числе в on-line режиме;
  • организацию прохождения учащимися профессиональных проб и практик на реальных предприятиях в течение учебного периода в разных формах: групповых, индивидуальных. Учащийся может выбрать интересующую его пробу из лицейского реестра профессиональных проб и практик, который размещен на сайте лицея;
  • индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
  •  освоение школьниками курсов внеурочной деятельности («Профессии моей семьи» (1-4 классы), «Профориентационный клуб» (10-11 классы);
  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
  • профориентационные игры: деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
  •  посещение дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;
  •  встречи с носителями профессий (очные и онлайн);
  •  совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору        профессий(http://metodkabinet.ru/, http://мой- ориентир.рф/https://proektoria.online/news/projectnews/prodolzhenie_cikla_vser ossijskih_otkrytyh_urokov/ и др.), прохождение профориентационного онлайн-тестирования (https://proforientator.ru/tests/; https://postupi.online/ и др.).

3.2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

        Окружающая     ребенка     предметно-эстетическая     среда     МОАУ лицей №4 г.Баймака, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса  и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка   осуществляется   через   такие   формы   работы   с   предметно-эстетической средой школы как:

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда лицея, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.

Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой лицея  как:

  •  оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия;

Мероприятия: оформление        школы        к      традиционным

мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), мотивационные плакаты, уголок безопасности.

  •  благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимися, проявляющее фантазию и творческие способности учащихся, создающее повод для длительного общения педагогов с детьми. Мероприятия: оформление классных уголков.
  •  коллективные работы по обновлению декоративной отделки интерьера лицея – воплощение дизайнерских идей обучающихся, роспись стен водоэмульсионной краской;
  •  размещение на стендах лицея регулярно сменяемых экспозиций:

 творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий        потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга;

 картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира;

фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.);

  •  озеленение школьной и пришкольной территории, разбивка клумб, оборудование во дворе школы спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха.

Мероприятия: конкурс        рисунков        к знаменательным датам календаря, выставка фоторабот обучающихся, стендовая презентация, подготовка к ГИА и ЕГЭ, отличники учебы, правовой уголок, информационные стенды «Твоя будущая профессия», «Отличники        физической подготовки», «Сдаем ГТО», уголок Здоровья и т.д.

Так, озеленение лицея - традиционный элемент не только благоустройства школы, но и других территорий социальных партнеров. Привлечение преподавателей, учащихся к посадке растений (в том числе, выращивание петуньи), к созданию клумб, цветников, живых изгородей, поддержанию чистоты территории школьного участка, территорий социальных партнеров и другим видам несложных работ способствует формированию доверительного общения внутри коллектива, а также приучает школьников к созидательному труду.

В фойе 2 этажа в несколько этапов реализуется социальный

проект «Школьный зимний сад»: разработка эскизов оформления зимнего сада, разработка дизайна школьной скамьи для зоны отдыха в зимнем саду; озеленение школьного интерьера с использованием комнатных растений; работа с определителем растений, подготовка табличек с названием растения и его описания; план экскурсий для младших школьников.

На территории лицея оборудован тренажёрный комплекс как внутри помещения, так и под открытым небом. Тренажные площадки отрывают возможность по развитию выносливости и силы, создают условия для укрепления здоровья подрастающего поколения.

Во дворе школы имеется асфальтированная площадка с дорожной разметкой, где обучающиеся начальной школы осваивают азы Правил дорожного движения.

  • учащиеся лицея занимаются событийным дизайн –оформлением

пространства после проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, фотозон, собраний, конференций и т.п.);

  • совместная с детьми разработка, создание и популяризация

особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий;

  •  совместная с детьми разработка бренда образовательной организации (брендинг – это совокупность приемов, способов и методов создания бренда школы и его дальнейшее продвижение посредством буклетов, афиш, социальных сетей, сайта ОО). В лицее принято ярко, интересно, творчески проводить праздники: День знаний, День учителя, последний звонок для выпускников, выпускной вечер. Специальные события школы – это источники позитивной информации, но важно заниматься и продвижением самих событий, формировать интерес к ним, рекламировать их (эффективно размещать на территории школы афиши, давать анонсы событий в СМИ, размещать анонсирующую и итоговую информацию на официальном сайте школы).
  •  популярным элементом маркетинговых коммуникаций в МОАУ лицей №4 г. Баймака является представительство школы в интернете. Электронные коммуникации школы включают как минимум три направления деятельности: 1) сотрудничество и размещение различной информации на образовательных порталах; 2) работа в рамках социальных сетей.
  •  регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, конкурс на лучший мини-проект по благоустройству и озеленению пришкольной территории, класса, конкурсы «Лучший пришкольный участок», конкурс по благоустройству территории пришкольного участка «Лучшая клумба»);
  •  акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды: стенды, плакаты, инсталляции, например, объемная книга с указанием исторических вех развития школы, на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах.

3.2.9. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм:

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский комитет и Управляющий совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей;
  • общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе;
  • социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

  •  работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;
  •  участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  •  помощь   со   стороны   родителей   в   подготовке   и   проведении
  • общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
  •  индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

3.2.10. Профилактика и безопасность

       Профилактика и безопасность предусматривает:

  • совершенствование правовой культуры и правосознания обучающихся, привитие   осознанного стремления к правомерному поведению;
  • организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения обучающихся;
  • организация мероприятий по профилактике правонарушений, наркомании, токсикомании, алкоголизма;
  • проведение эффективных мероприятий по предотвращению суицидального риска среди детей и подростков;
  • изучение интересов, склонностей и способностей        учащихся «группы        риска», включение их во внеурочную        кружковую общественно-полезную деятельность
  • организация консультаций специалистов (психологов, медицинских работников) для родителей и детей «группы риска»;
  • профилактика девиантного поведения обучающихся, конфликтов между обучающимися, обучающимися и педагогами.

РАЗДЕЛ 4.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1. Общие требования к условиям реализации Программы

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Уклад школы направлен на сохранение преемственности принципов воспитания на всех уровнях общего образования:

  • обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства обучения;
  • наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению целевых ориентиров Программы воспитания;
  • взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам воспитания;
  • учет индивидуальных особенностей обучающихся, в интересах которых реализуется Программа (возрастных, физических, психологических, национальных и пр.).

4.2. Особенности организации воспитательной деятельности

Организация воспитательной деятельности опирается на школьный уклад, сложившийся на основе согласия всех участников образовательных отношений относительно содержания, средств, традиций, особенностей воспитательной деятельности, выражающий самобытный облик школы, ее «лицо» и репутацию в окружающем социуме, образовательном пространстве.

Уклад задает и удерживает ценности воспитания, определяет принципы и традиции воспитания, нравственную культуру взаимоотношений, поведения участников воспитательного процесса, взрослых и детских сообществ, в том числе за пределами школы, в сетевой среде, характеристики воспитывающей среды в школе в целом и локальных воспитывающих сред, воспитывающих деятельностей и практик.

Основные характеристики уклада школы:

  • создание школы и основные вехи ее истории, выдающиеся деятели в истории школы, включенность в историко-культурный контекст территории, «миссия» школы в самосознании ее педагогического коллектива;
  • местоположение и социокультурное окружение (местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;
  • организационно-правовая форма, наличие разных уровней общего образования, направленность образовательных программ, в том числе наличие программ с углубленным изучением учебных предметов, режим деятельности школы, в том числе характеристики по решению участников образовательных отношений (символика школы, школьная форма, организация питания в школе, система безопасности, особые нормы этикета в школе и т.д.);
  • контингент обучающихся, их семей, его социально-культурные, этнокультурные, конфессиональные и иные особенности, состав , наличие и состав обучающихся с ОВЗ, наличие особых образовательных потребностей обучающихся и их семей;
  • наличие социальных партнеров;
  • наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия в школе, составляющие основу воспитательной системы;
  • значимые для воспитания проекты и программы, в которых школа уже участвует или планирует участвовать, включенные в систему воспитательной деятельности или запланированные;
  • наличие учебных курсов, предметов, практик гражданской, духовно-нравственной, социокультурной, экологической и т.д. воспитательной направленности, в том числе включенных в учебные планы, по решению школы, участников образовательных отношений, подобных авторских учебных курсов, программ, самостоятельно разработанных и реализуемых педагогами школы;
  • наличие реализуемых инновационных, опережающих, перспективных воспитательных практик, определяющих «уникальность» школы, результаты их реализации в школе, трансляции в системе образования;
  • наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем, отсутствующие или недостаточно выраженные в массовой практике.

4.3. Требования к условиям, обеспечивающим  достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Особыми задачами воспитания обучающихся с ОВЗ являются:

  •  налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
  •  формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
  •  построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ОВЗ;
  •  активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к воспитанию обучающихся с ОВЗ;
  •  обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся с ОВЗ в развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности;
  •  индивидуализация в воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.

РАЗДЕЛ 5.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

   Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

    Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

    Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

  •  принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
  •  принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
  •  принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
  •  принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основные направления анализа организуемого в лицее воспитательного процесса:

-Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

    Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является

динамика личностного развития школьников каждого класса.

    Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

     Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.

     Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах:

  •  какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год;
  •  какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.

-Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых.

    Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

    Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.

    Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.

     Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

  •  качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
  • качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;
  •  качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
  •  качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  •  качеством существующего в школе ученического самоуправления;
  •  качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;
  • качеством профориентационной работы школы;
  • качеством организации предметно-эстетической среды школы;
  •  качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования

Рабочая программа по биологии составлена на основании требований ФГОС ООО к рабочей программе. За основу взята программа по биологии, которая легла в основу учебников для 5 - 9 класса, выходящих в сер...

Рабочая программа по биологии для уровня основного общего образования

Программа составлена  в соответствии  с требованиями ФГОС ООО, на основании рабочей программы "Биология" к учебникам предметной линии "Линия жизни" (под редакцией В.В. Пасечника)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)

Рабочая программа по информатике и ИКТ для уровня основного общего образования (5 – 9 классы)  разработана на срок действия основной образовательной программы основного общего образования (2014 –...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...

« Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »

Выступление « Особенности реализации содержания курса химии на уровне основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования »...

ПРОГРАММА ПРЕДМЕТА «РУССКАЯ РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. 5-7 КЛАСС на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы)

на основе авторской программы учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы), авторы: Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Фе...