Когда молчит школьный звонок: о военных страницах советских школ
методическая разработка (9 класс)

Матова Анна Петровна

Методическая разработка классного часа 1 сентября 2020 года 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_9_b_klass._1_sentyabrya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №6 им. Евдокии Бершанской

муниципального образования город-курорт Геленджик

КОГДА МОЛЧИТ ШКОЛЬНЫЙ ЗВОНОК:

 О ВОЕННЫХ  СТРАНИЦАХ  СОВЕТСКИХ  ШКОЛ

Методическая разработка классного часа,

посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

                                                                                                                                       Автор:

Матова Анна Петровна,

классный руководитель  9 Б класса.

Г. Геленджик, 2020 год


Дата проведения:  01 сентября 2020 года.

Место проведения: МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской, каб. 162.

Аудитория: 9 Б класс.

Цель: обозначить ценность школьного образования на примере военных историй школ Советского Союза (в период Великой Отечественной войны).

Учитель:

Добрый день, уважаемые ребята, гости!

Сегодня я очень рада вновь видеть вас в нашем классе после долгой разлуки.

Всю весну молчал школьный звонок….

Когда молчит в школьное время звонок – что то происходит необычное, порою трагичное…

Это неправильно….

Всегда взрослые стараются сохранить школьные занятия, даже в сложное военное время.

Из истории, из фильмов вы знаете, что в годы Великой Отечественной войны даже на оккупационных территориях дети  продолжали учиться.

Было очень сложно, но  стремление школьников военных лет к знаниями, к прогрессу  обеспечили послевоенное восстановление страны.

Глубоко в тылу дети учились, а потом помогали взрослым на заводах, на полях.

Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Школы в годы войны»  («Советский учитель выиграл Сталинградскую битву» – так называлась статья в одной из военных газет. В ней авторы-генералы с большой любовью рассказывали о своих наставниках, которые воспитали надежных защитников Родины. Да, советскому учителю не пришлось краснеть за своих питомцев – поколение победителей. Педагогические коллективы держали свой фронт у школьной доски. В преддверии великого праздника Победы нам захотелось узнать, как складывалась жизнь нашей школы в годы Великой Отечественной войны, и пополнить фонды школьного музея новыми материалами. В Государственном архиве Пензенской области в фонде 12-й школы г.Пензы периода 1941-1945 гг. мы нашли лишь тоненькое дело, хранящее три документа. Пришлось по крупицам восстанавливать имена и события школьной жизни времен Великой Отечественной войны. Источник - http://podvigzhiv.ru/shkola-v-gody-vo) доступ по ссылке:

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15934881405330121875&text=%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA+%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B+%D0%B2+%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B+%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D1%8B&where=all

Моя бабушка (Иванова Анна Емельяновна), ей сейчас 90 лет, очень хорошо помнит, как в маленькой школе в тылу они писали на газетах, между строк, потому что не было бумаги…

Как увеличивали школьные каникулы, чтобы школьники помогли взрослым посеять зерно, в потом собрать каждый колосок…

Помнит, что домашнее задание приходилось выполнять поздней ночью, потому что другого времени просто не было….

В Геленджике во время Великой Отечественной войны ваши ровесники тоже продолжали учиться.

Только в здании школы №1, что расположена на ул. Кирова школьный звонок молчал….

Потому что там был госпиталь.

         В средней школе № 1 располагался 747 хирургических передвижной полевой госпиталь (ХППГ) с сентября 1942 г. по январь 1943 г. Под бомбежкой делали операции, стирали и скатывали бинты, выхаживали раненых.

        С осени 1942 года линия фронта установилась в районе цементных заводов Новороссийска. Когда на подступах к Геленджику шли кровопролитные бои, на помощь военным пришло гражданское население. Геленджичане – женщины, старики и подростки превратили свой маленький курортный городок в мощный оборонительный район с несколькими линиями укреплений. В районе Геленджика было построено три сухопутных и один морской аэродром.

        Чем могли помогали фронту школьники: посылали на фронт посылки, писали бойцам письма. Вот что сообщает об этом газета “Колхозное Черноморье”: “Учащиеся и педагогический коллектив средней школы № 1 города Геленджика принимают горячее участие в сборе теплой одежды для бойцов Красной Армии. Ими собрано 3 стеганки, 1 шинель, теплые свитера, брюки, 25 пар носков, 4 пары теплых варежек, 4 кг шерсти для теплых носков и многие другие вещи. Собрано 300 рублей денег”.

        Вместе с учителями девочки ухаживали за ранеными, размещенными в госпиталях, работая в качестве сан.дружинниц и мед.сестер. Всю эту работу совмещали с учебой, подготовкой к экзаменам. В годы войны школа не прекращала своих занятий, они продолжались на квартирах жителей города.

1943 год. Трудным он был и для детей, и для учителей. Несмотря на бомбежку, на недоедание, учителя отдавали все силы, чтобы чем-нибудь помочь фронту.

Они успевали всюду: трудиться в школе и ухаживать за ранеными, работать агитаторами в колхозных бригадах и кварталах города. Проводили беседы с населением о положении на фронтах Великой Отечественной, о подвигах наших бойцов, о трудовом героизме работников тыла.

        После эвакуации госпиталя школа перешла в свое помещение. Здание имело жалкий вид, крыша была разрушена, во многих местах протекала, окна были выбиты; их забили досками, замазали глиной. Ребята занимались на табуретках и скамьях – не было мебели; писали на газетной бумаге или на старых книгах между строчек.

Учитель:

Ребята, взрослые всегда прилагают все усилия, чтобы школа работала и в мирное, и в военное время.

И сегодня вы видите, как родная школа радостно встречает вас!

Завтра прозвенит такой привычный для нас школьный звонок!

Пусть его трель будет для нас радостной.

Я очень хочу, чтобы вы ценили эти моменты, чтобы в этом выпускном классе наша с вами школьная жизнь сложилась, чтобы мы вместе становились старше и постигали новые границы знаний.

Я очень рада новой встречи  с вами. Завтра вас ждут интересные уроки и новые горизонты вашей судьбы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? "Наша школьная жизнь"

Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?   «Наша школьная жизнь» развивает  познавательную активность детей, мыслительную способность, находчивость, смекалку; укрепляет навыки ...

Военные страницы истории моей семьи

Работа выполнена на основе достоверных фактов с сайта Мемориал...

Последний звонок 2018 г МБОУ Советская СШ

Танец выпускников МБОУ Советской СШ 2018 г...

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Линейка первого школьного звонка " Здравствуй школа!"

Чтец 1.Внимание! Внимание!    Сегодня 1 сентября!    Мы говорим, Тумановская  школа здравствуй!    Здравствуйте, дорогие учителя!Чтец 2.   Отпылало лето  ж...

Положение о проведении ежегодного школьного фестиваля-конкурса военно-патриотической песни «Песни военной славы».

Школьный фестиваль-конкурс «Песни военной славы» направлен на выявление и популяризацию лучших образцов песен о воинской славе; воспитание чувства патриотизма и любви к Родине; расширение ...

Военные страницы в истории семьи

Творческая исследовательская работа по изучению родословной посвящена военным страницам в истории семьи. Выполнена работа учеником 5 класса Тимуром Т. работа раскрывает разные стороны военного прошлог...