Классный час "Как научиться прощать друг друга"
классный час (6 класс)

Беляева Зоя Викторовна

В этом учебном году я заметила, что ребята часто стали называть друг друга не по именам, а по прозвищам, стали ссориться по пустякам и выяснять отношения на повышенных тонах. Самое неприятное, что поссорившись, начинают обсуждать друг друга за спиной. В классе 18 человек, из них 12 девочек и всего 6 мальчиков. Отношения между мальчиками ровные и дружеские, самое интересное, что и с девочками у них отношения тоже хорошие. Единственная проблема – они их называют не по именам. Чтобы исправить возникшую ситуацию, сначала я собрала всех ребят на откровенный разговор. Мы сели в круг и каждый по очереди высказал свое мнение о создавшейся ситуации. Потом мы обсудили, что нам нужно сделать, чтобы это изменить. Сделали вывод: мы не умеем правильно общаться и не умеем прощать друг друга. Поэтому последующие классные часы я посвятила темам «Как правильно общаться» и «Как научиться прощать друг друга», чтобы в классе сформировался комфортный психологический климат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл первый классный час22.98 КБ
Файл второй классный час24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева Зоя Викторовна,
учитель информатики МОУ «Новоуральская СОШ»
Таврического муниципального района,
классный руководитель 6 а класса

        В этом учебном году я заметила, что ребята часто стали называть друг друга не по именам, а по прозвищам, стали ссориться по пустякам и выяснять отношения на повышенных тонах. Самое неприятное, что поссорившись, начинают обсуждать друг друга за спиной. В классе 18 человек, из них 12 девочек и всего 6 мальчиков. Отношения между мальчиками ровные и дружеские, самое интересное, что и с девочками у них отношения тоже хорошие. Единственная проблема – они их называют не по именам. Чтобы исправить возникшую ситуацию, сначала я собрала всех ребят на откровенный разговор. Мы сели в круг и каждый по очереди высказал свое мнение о создавшейся ситуации. Потом мы обсудили, что нам нужно сделать, чтобы это изменить. Сделали вывод: мы не умеем правильно общаться и не умеем прощать друг друга. Поэтому последующие классные часы я посвятила темам «Как правильно общаться» и «Как научиться прощать друг друга», чтобы в классе сформировался комфортный психологический климат.

Классный час «Как научиться прощать друг друга»

Цели:

  • формирование у учащихся культуры речевого общения друг с другом, с окружающими людьми;
  • настроить класс на дружелюбную волну и установить доверительные отношения между учащимися;
  • сформировать навыки корректного обращения друг к другу.

Форма проведения:

Беседа с элементами тренинга и игры.  Учащиеся сидят по кругу, чтобы видеть лицо каждого.

Оборудование: маленький столик, ватман с нарисованным деревом, зеленые и серые стики, мусорная корзина, памятки.

Вводное слово: Человек живет среди людей. Все его горести, беды, радости, заботы связаны с людьми. Так построена жизнь. У каждого из нас есть друзья, на которых обижались мы или которые обижали нас. Человек может простить многое, но есть ситуации, когда простить очень сложно.  Сегодня мы попробуем научиться прощать друг друга. Но сначала давайте подумаем над такими словами как «простить» и «извинить».  В словаре Ожегова даются такие определения:

Простить - забыть вину, обиду

Извинить - просьба извинить, простить

Обсуждение:

  1. В каких случаях мы говори «прости», а в каких «извини»?
  2. Почему слово «прости» очень трудно сказать?
  3. Вы можете вспомнить свои обиды?
  4. Вам было приятно?
  5. На кого вы обижаетесь? За что?
  6. Как вы себя ведете, если обиделись? А если обидели сами?
  7. Легко ли человеку жить с обидой?

Ответы ребят.

Иногда простить друг друга бывает очень легко, а иногда трудно. Обида мешает человеку жить, накапливается раздражение и злость. В таком состоянии очень трудно быть в хорошем настроении как выйти из этого состояния? Что надо сделать?

Игра «Человеческие чувства»

Посредине круга поставить маленький столик. На нем лист ватмана с нарисованным деревом без листьев. Под столиком стоит мусорная корзина. Учащимся раздаются цветные стики (зеленые и серые) и ручки.

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кого обижали. А теперь поднимите руки те, кто сам обидел кого-нибудь. А какие чувства вы при этом испытываете?

Ребята называют чувства: гнев, раздражение, боль, ярость, злость, желание мстить и др.

- Напишите, пожалуйста, на серых листочках те чувства, которые мешают нам прощать. (ребята пишут) А теперь порвите свой листок на мелкие кусочки и выкиньте в мусорную корзину. Выкиньте из своей души ЗЛОСТЬ и ОБИДУ вместе с этими кусочками!

- На зеленых листочках напишите чувства, которые помогут простить и попросить прощения. Прикрепите эти листочки к нашему дереву. (ребята пишут и прикрепляют) Посмотрите, наше деревце расцвело! Какие же чувства помогли ему? (зачитываем: порядочность, доброта, уважение, вдохновение, радость, любовь и др.)

- Вам нравиться , когда вас прощают и не наказывают? Значит и вы должны прощать других. Есть очень древняя мудрость: ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПИЛИ С ТОБОЙ.

Тренинг: Чтобы не было тяжело, надо научиться просить прощения.  Как вы просите прощения? Покажите: давайте сейчас каждый попросит прощения за нанесенные обиды друг у друга. (ребята по кругу просят прощения)

- Что вы почувствовали, когда это сделали? (ответ ребят: облегчение, свободу, радость).

- Легко ли было просить прощение? (ответы ребят: нелегко, трудно, не очень)

- Что нужно делать, чтобы не просить прощения? (ответы ребят: не обижать, не поступать плохо)

- Все ли можно простить? (ответы ребят: наверно, да; нет; не знаю; бывают ситуации, когда простить нельзя)

- Как вы думаете, а кого мы обижаем больше всего и кто всегда нас прощает? (ответы ребят: друга, сестру, брата, маму)

- Действительно, самым близким людям достается больше всего. Но именно они всегда простят, помогут и защитят. Сейчас я хочу зачитать вам «Легенду о матери» В.А. Сухомлинского.

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты, но сердце у нее было черное, недоброе. Привел сын молодую жену в дом. Невзлюбила она свекровь и сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату. Посели ее в сенях». Поселил сын мать в сенях. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтоб и духом матери не пахло в хате!». Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила она на воздух. Но и этого показалось невестке мало. И сказала она мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь у нее из груди сердце и принеси мне!». Так и сделал сын. Убил мать, вынул из груди сердце, положил на кленовый листок и несет. Вдруг споткнулся о камень, упал, ударился. Упало горячее материнское сердце, встрепенулось и прошептало: «Ты не ушибся, сыночек? Сядь, отдохни, родной, пусть боль уймется». Зарыдал сын, схватил материнское сердце, вложил в грудь матери, облил горячими слезами. Понял он, что никто не может любить его так преданно и всепрощающе как мать. И столь огромной и бескорыстной была материнская любовь, столь искренним и глубоким было ее прощение, что ожило сердце, встала мать и прижала к себе сына.

- Что вы теперь чувствуете? (ответы детей) Обязательно скажите своим родным, как вы их любите и попросите прощения за все обиды, которые вы нанесли!

Рефлексия: Сейчас, пожалуйста, скажите, какое у вас настроение? Что изменилось после нашей беседы?

Ответы ребят

На память я хочу вам раздать памятки, чтобы обидевшись или обидев, вы посмотрели бы на нее и исправили ситуацию.

Памятка:

  1. ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОЧЕШЬ, ЧТОБЫ ПОСТУПИЛИ С ТОБОЙ.
  2. КАЖДЫЙ МОЖЕТ СОВЕРШИТЬ ОШИБКУ.
  3. ЕСЛИ ТЫ СОВЕРШИЛ ОШИБКУ, СУМЕЙ ЕЕ ПРИЗНАТЬ.
  4. ПРОСТИ И БУДЕШЬ ПРОЩЕН.
  5. ПРОСТИ И ТВОЯ ДУША БУДЕТ СВЕТЛЕЕ.

Надеюсь, наша беседа оставит след в вашей душе!



Предварительный просмотр:

Беляева Зоя Викторовна,
учитель информатики МОУ «Новоуральская СОШ»
Таврического муниципального района,
классный руководитель 6 а класса

        В этом учебном году я заметила, что ребята часто стали называть друг друга не по именам, а по прозвищам, стали ссориться по пустякам и выяснять отношения на повышенных тонах. Самое неприятное, что поссорившись, начинают обсуждать друг друга за спиной. В классе 18 человек, из них 12 девочек и всего 6 мальчиков. Отношения между мальчиками ровные и дружеские, самое интересное, что и с девочками у них отношения тоже хорошие. Единственная проблема – они их называют не по именам. Чтобы исправить возникшую ситуацию, сначала я собрала всех ребят на откровенный разговор. Мы сели в круг и каждый по очереди высказал свое мнение о создавшейся ситуации. Потом мы обсудили, что нам нужно сделать, чтобы это изменить. Сделали вывод: мы не умеем правильно общаться и не умеем прощать друг друга. Поэтому последующие классные часы я посвятила темам «Как правильно общаться» и «Как научиться прощать друг друга», чтобы в классе сформировался комфортный психологический климат.

Классный час «Как правильно общаться»

Цель:

формирование взаимопонимания при общения учащихся между собой.

Задачи:

  • Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;
  • Воспитать чувство единения всех учащихся в классе;
  • Создание комфортной обстановки в классе.

Форма проведения:

Беседа с элементами тренинга и игры.  Учащиеся сидят по кругу, чтобы видеть лицо каждого.

Оборудование: распечатки заданий для игры «Речевой этикет», распечатки заданий для ролевой игры «Ситуация», распечатки законов общения.

Вводное слово: Дорогие ребята! На прошлом занятии мы учились прощать и просить прощения. Теперь давайте будем учиться общаться друг с другом. Говорят, чтобы жизнь улыбнулась тебе, подари ей свое хорошее настроение. Очень надеюсь, что сейчас у вас хорошее настроение, если нет, то давайте его поднимем.

- Сегодня мы собрались для того, чтобы научиться общаться друг с другом. А что такое общение? В словаре Ожегова дается такое определение: общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь. В толковом словаре: общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией различного характера. Все люди разные: с одними приятно общаться, с другими не очень. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Ответы ребят.

Вывод: человек должен быть вежливым, добродушным, уметь слушать, не перебивать, не кричать, не говорить только о себе – одним словом человек должен быть культурным.

- Существуют законы общения. Давайте с ними познакомимся.

Первый закон: «Самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой. Относитесь к нему с вниманием и уважением»

Второй закон: «Не забывайте вежливо здороваться, прощаться, извиняться»

Мы сказали, что с культурным человеком общаться легче и интереснее. А какие вежливые слова вы знаете? Чтобы понять это, давайте поиграем в игру «Речевой этикет».

Игра «Речевой этикет».

Играем по парам. Пара вытягивает задание и подбирает как можно больше вежливых слов по заданной теме.

  1. Назовите слова приветствия.
  2. Выскажите просьбу.
  3. Какими словами лучше всего начать знакомство?
  4. Как правильно извиниться?
  5. Как утешить друга?
  6. Назовите слова благодарности.
  7. Как попрощаться, уходя из гостей?
  8. Как отпроситься у мамы, чтобы погулять?
  9. Назовите слова похвалы.

Рефлексия: Легко ли было выполнить задание. Почему?

Ответы ребят

Третий закон: «Обращайтесь к собеседнику, называя его по имени. К пожилым и незнакомым людям всегда обращайтесь на «Вы»»

Четвертый закон:  «Говорите друг другу как можно больше хороших слов и никогда не говорите того, что было бы неприятно выслушать вам самим»

Тренинг «Имя»: У каждого из вас есть имя, которое вам дали родители. Но у имени есть производные. Обратите внимание на первую букву своего имени – она поможет вам понять и узнать себя. Сейчас мы по кругу назовем свое имя (как бы вы хотели, чтобы вас называли) и комплимент себе на эту же букву.

- Молодцы! Очень интересные имена! Кто-то остался со своим, а кто-то назвал себя ласково. А теперь, чтобы запомнить, как надо называть друг друга, повторим по кругу имена своих соседей и их комплимент себе.

Рефлексия: Какие эмоции вы при этом испытали?

Пятый закон: «Старайтесь не говорить о людях дурно»

Шестой закон: «Не перебивайте говорящего»

- При общении часто возникают ситуации, из которых трудно найти выход. Но сделать это нужно. Давайте попытаемся.

Ролевая игра «Ситуация»

Ребята по парам разыгрывают сценки и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Каждая пара выбирает листочек со сценкой. Например:

  1. Мальчики постоянно обзывают меня. Что делать?
  2. Артем стоял вместе со взрослыми мальчиками. Увидев меня, отвернулся и не поздоровался. Как себя повести?
  3. Альбина на перемене обсуждала Ксюшу. Говорила, какая она модница и выбражала. Что ей ответить?
  4. и т.д.

Рефлексия: тяжело было найти выход из ситуации. Почему?

Седьмой закон: «Не спорьте по мелочам»

Восьмой закон: «Не разговаривай громко, не кричи, говори спокойно и внятно»

- Посмотрите, как много законов общения мы узнали! О последнем законе я хочу зачитать стихотворение С.Я. Маршака «Пожалуйста, потише!»

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать,

Ведь вас и так услышат –

Попробуйте все тихо рассказать

О том, что вы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки разнылись кости,

А, между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Пожалуйста, потише!

Спокойно говори, а не кричи!

Рефлексия: Что нового вы сегодня узнали? Как это повлияло на вас? Будете ли вы применять законы общения?

У каждого человека есть свой талант: один хорошо рисует, другой пишет музыку, третий сочиняет стихи. Но есть еще один особый талант - талант общения с людьми. Никто из нас не лишен этого таланта, просто его каждому надо развивать. Вежливый человек никогда не включит громко радио или телевизор, если в комнате он не один, не станет хлопать дверью, кричать или говорить, перебивая других. Не станет громко топать, когда в помещении тишина, постарается воздержаться от поступка, который может быть кому-нибудь неприятным. Уметь общаться – это, прежде всего, уметь думать о других, уважать чужое достоинство и самолюбие. От того, как мы ведем себя в обществе, зависит не только наше настроение, но и настроение окружающих нас людей. Я надеюсь, что будете вежливыми людьми и научитесь правильно общаться.

Использованные источники:

  1. Сгибнева Е.П. Классные часы в средних классах. – Ростов: Феникс, 2006.
  2. http://www.vedu.ru
  3. http://www.ozhegov.org
  4. http://slovardalja.net
  5. http://rusedu.ru
  6. http://www.openclass.ru
  7. http://www.zavuch.info


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научиться понимать друг друга

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами...

Исследовательский проект на тему «Как научиться понимать друг друга?»

Данный проект рассматривает причины  возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления.     Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как совреме...

родительское собрание для 6 класса "Научитесь хвалить и благодарить друг друга"

Авторская презентация к собранию и раздаточный материал для родителей "Правила взаимопонимания" и "10 заповедей родительства"...

Тема классного часа: «Понимаем ли мы друг друга?»

Цель: развитие  навыков  коммуникативного общения.Задачи занятия: 1. Развивать умение слушать и слышать друг друга.2. Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой...

Классный час «Учимся жить, уважая друг друга»

Целью данного классного  часа  является  расширение  представления детей о правилах этикета; развитие  умения правильно оценивать себя и других; формирование  навыков...

Как научиться понимать друг друга

Разговор о том, как правильно общаться, как вести себя в коллективе,  пытаться найти выход из трудных ситуаций....

Сценарий мероприятия "Всех блинами ,угощаем и друг друга мы прощаем!"

Как увлекательно познакомить детей с народными обычаями встречи Масленицы и как самим провести этот весёлый обрядовый праздник,  вам поможет  данное  занятие под названием «Всех б...