Классный час «Патриотические идеалы современной молодежи: вопросы и ответы»
классный час (9 класс)

Зулхарнаева Надия Гадыльжановна

Патриотические идеалы современной молодежи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ideal_molod.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Классный час

Тема: «Патриотические идеалы современной молодежи: вопросы и ответы»

          Цель: формирование системы взглядов, поведения, ценностных ориентаций, гражданских приоритетов старшеклассников, развитие патриотических чувств.

        Форма проведения: круглый стол

        Материалы и оборудование: анкеты по количеству участников диспута; плакаты с

высказываниями о патриотизме, Родине; цветные карандаши, фломастеры, маркеры, клей, кисточки, скотч, цветная бумага, ножницы, журналы и т.п.; плакат «Патриотизм – это…» и плакат с определениями из словаря; ситуации на отдельных листах; листы формата А3 – 3 шт.; изображение земного шара и цветные листы бумаги по количеству детей.

            Плакаты с цитатами:

«Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей родины».

Джон Кеннеди

«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя».

Сенека Младший

Ход занятия

              ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

           Уважаемые ребята! Я приглашаю Вас принять участие в диспуте, тему которого я предлагаю вам определить самим посмотрев следующей видеоролик.

Вы правы тема нашего занятия «Патриотизм», я предлагаю назвать его следующим образом: «Патриотические идеалы современной молодежи: вопросы и ответы».

            Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше. Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой. Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

           Возможно основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

       Итак, мы озвучиваем главные вопросы, которые выносим на сегодняшний диспут:

        Что такое патриотизм?

Какие патриотические идеалы существуют у современной молодежи?

с древности людям было известно, что любые идеи, услышанные в молодости от ровесников, родителей, учителей способны отложится в сознании человека на всю жизнь. Сейчас же, в век информационных технологий, все стало намного серьезнее: на молодежь в интернете, на улице, в социуме обрушиваются тонны противоречивой информации, выбрать из которой достоверную подчас оказывается крайне трудно.
За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. В молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
Какие поступки нужно совершить, чтобы их назвали патриотическими?

(защищать страну во время войны, спортивные достижения на международных соревнованиях, достижения в науке и технике…)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Диспут «Патриотизм – это…»

    У каждого из вас есть представление о патриотизме. Давайте попытаемся дать определение понятию «патриотизм». Какие ассоциации приходят вам на ум?

(Участники называют свои варианты, которые записываются на плакат «Патриотизм – это…»).

     Хорошо. Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось и сравним наши ответы с определением этого понятия из словаря. (Работа с понятием).

      Писатель П.А. Павленко говорил: «Патриот - это тот, кто в самые трудные минуты для Родины берется за самые трудные дела».

А кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле? Тот, кто бреется наголо и кричит всем и том, что он патриот; или тот, кто считает службу в армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную обществу профессию?

Вопросы для обсуждения:

Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать патриот? (честь, достоинство, мужество, гуманизм, внутренняя свобода и др.)

(Обсуждение).

Долг – это обязанность, и патриот – это человек, честно, по совести, выполняющий свои обязанности по отношению к Родине.

Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Нам хочется рассказать о подвиге Леонида Рошаля

- Ребята, что вы думаете о деятельности этого человека. Можно ли назвать его настоящим патриотом?

- Какие качества личности Леонида Рошаля позволяют вам так думать?

    С чего начинается Родина?... видеоролик

        Человек, рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, отец, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, природа – такие простые, теплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Родина начинается и со знания места: села или города, в котором человек живет, с уважения традиций, обычаев этих мест. Нашей малой Родиной является село Вольное.

        Своя символика (герб, флаг, гимн) есть не только у каждого государства, но также и у каждого города. Сейчас я предлагаю вам пофантазировать и придумать, какой бы могла быть символика города.

Упражнение

«Девиз, герб города: прошлое, настоящее, будущее»

Учащиеся делятся на 3 подгруппы. Каждой группе дается задание:

Прошлое.

Настоящее.

Будущее.

Вам дается 10 минут на то, чтобы изготовить герб села, исходя их временного отрезка, который указан на карточке. Идеальный результат вашего творчества должен быть таким: человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший девиз, многое узнает о городе, его истории, культуре, отношении к нему и т.п.

(После выполнения упражнения идет обсуждение результатов со всеми учащимися).

Армия ЗА или ПРОТИВ?

На сегодняшний день, солдату во время прохождения срочной службы предоставляется возможность совершенно бесплатно приобрести специальность, которая может пригодиться при трудоустройстве в дальнейшем. Можно освоить слесарное дело, выучиться на механика, радиста или повара, получив соответствующие документы о получении профессии и присвоении разряда.

Совершенствование физической формы.

Саморазвитие. Служба подразумевает не только бесконечные маршброски, уборку территории и занятия спортом. Армейский досуг включает в себя чтение, просмотр кинофильмов, во многих частях организуют посещение музеев, концертов, соревнований и других мероприятий. Для некоторых армия, это возможность посмотреть на многие вещи с другой стороны и изменить свое мировоззрение.

Служба помогает развить такие качества, как силу воли, выносливость, смекалку, умение быстро принимать решения и находить выход из любой ситуации. Все это необходимо в жизни любого мужчины, чтобы добиться успехов в карьере.

Знакомство с оружием.

Смена обстановки.

Направление на службу в другие регионы также имеет свои плюсы, появляется возможность познакомиться с природой, климатом и другими особенностями жизни за пределами своей малой родины.

Питание.

Обмен опытом.  У каждого есть своя история, свои трудности и достижения. Узнавая о жизни товарищей, многие делают определенные выводы для себя.

Дисциплина.

Общение и новые знакомства.

Трудоустройство в будущем.

Минусы службы в армии.

Существует и обратная сторона медали.

  • год службы для многих юношей означает потерять возможность заработка, места имеющейся работы;
  • вероятность растерять полученные до армии теоретически знания в ВУЗе и практические навыки в конкретной деятельности;
  • сложности общения в мужском коллективе и обязанность подчиняться старшим по званию;
  • регулярные физические нагрузки, требующие выносливости и терпения;
  • привыкание к армейскому рациону, сбалансированному, но существенно отличающемуся от пищи на «гражданке»;
  • строгая дисциплина, бескомпромиссное соблюдение режима и устава;
  • неукоснительное выполнение полученных приказов, иногда не совсем адекватных;
  • непривычная военная форма и специфика обстановки в казарме;
  • возможное получение различных травм и увечий во время занятий, особенно при недостаточной физической подготовке призывника

Еще в древних Афинах человек, не прошедший военной службы, не мог стать полноправным гражданином. Служба в рядах вооруженных сил считается почетной обязанностью каждого молодого человека.

Вопрос для обсуждения: Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Что такое «национализм»?

Одной из патриотических ценностей является и дружба, сотрудничество и взаимосвязь между нациями. Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие

«не полноценные» нации (славян, например) подчинить «истинным арийцам», сделать

рабами. Это называется: национализм. И чем меньше у человека внутренней культуры, силы воли, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов. Задумайтесь над этим.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА

В итоге нашего занятия я хотела бы вам показать ещё один видеоролик

(Соц.ролик «Патриотизм для молодежи»)

Сегодня мы с вами говорили о своей стране, о любви к Родине, к своему народу. Я думаю, что каждый из вас хотел бы видеть нашу Республику сильной и процветающей державой без войн, без насилия, без тягот и лишений. Но наша страна – это малая часть огромного мира, одна из множества стран на карте. И от нас с вами, и от всех людей на земле будет зависеть будущее нашей планеты в целом. Давайте поразмыслим более глобально и обратимся к людям всего мира. Я предлагаю каждому из вас в течение минуты продумать свое обращение к человечеству, другим народам. Затем написать его и   вывесить на наш Земной шар.

Рефлексия «Земной шар»

Наш        диспут        подошел к концу, надеюсь, что он был полезен для всех нас. Спасибо за ваше активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание современной молодежи

Патриотическое воспитание современной молодежи...

Презентация к классному часу "Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в вопросах и ответах" (викторина)

Материалы к Всероссийскому конкурсу мультимедийных презентацийк внеклассному мероприятию «Зимние Олимпийские игры. Сочи – 2014»Пояснительная запискаАвторЧиркова Ангелина Владимировна, учитель русского...

Классный час "Этикет в вопросах и ответах"

Разработка классного часа по этикету для 7 классаТема «Этикет в вопросах и ответах»Форма проведения: беседа с элементами игровой драматизации.Цель:• разобрать с учащимися некоторые правила, связа...

Исследовательская статья "Художественная литература как основа формирования патриотических идеалов современных подростков и духовного возрождения нации"

В статье автор исследует проблему отношения учащихся общеобразовательной школы к событиям Великой Отечественной войны средствами художественной литературы ....

Урок Победы: к вопросу о патриотическом воспитании современных школьников.

Выступление на XII Региональных Рождественских образовательных чтениях: "Победа: Наследие и наследники"...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...