Классный час "Летопись блокадного Ленинграда"
классный час (10, 11 класс)

Максимова Наталья Дмитриевна

Блокада Ленинграда глазами шестнадцатилетнего подростка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Летопись блокадного Ленинграда

Цель:  воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины.

Задачи: 

  • привлечение  интереса к героическому прошлому блокадного Ленинграда,
  • способствовать нравственно - патриотическому воспитанию школьников;
  • развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков устной речи, выразительного чтения.

Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор.

«Все может родная земля:

Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой». (А.Митяев)

Ход мероприятия:

Звучит мелодия «Ленинградский метроном». (10)

Ученики выходят на сцену с опущенными головами и становятся в  виде клина.

Над Пискаревским кладбищем пурга -

Такая же, как в страшный час блокады,

Когда ложились смертные снега

На немощные плечи Ленинграда.

 

Над Пискаревским кладбищем метель -

Как в час, когда, со злобным ветром споря,

Везли на санках трупики детей

Их матери, ослепшие от горя.

 

Над Пискаревским кладбищем мороз...

Сюда идут признательные люди.

Здесь пробуждают душу капли слез

Сильней, чем "залпы тысячи орудий".

Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград – Ленинград.

900 дней, самое продолжительное сопротивление города, где оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.

Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: "Хлеба!"
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.

Учитель.

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали героическими и трагичными страницами истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней: 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. Сегодня мы посмотрим на блокаду глазами шестнадцатилетнего подростка, который мог рассчитывать только на себя и своих родных. 

Юра Рябинкин родился в 1925 году в Ленинграде и жил с мамой и младшей сестрой. Свои переживания он записывал в синюю тетрадку с матерчатой обложкой — возможно, втайне от семьи.

Первую запись он сделал 22 июня 1941 года, но ни тогда, ни позже так и не раскрыл, почему вообще начал вести дневник.

Страшные события опустились на город 8 сентября 1941г. В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Запасы продовольствия для войск и населения были крайне ограничены, на 12 сентября 1941 года они составляли: хлеб, крупа и мясо на 30–35 суток, жиров на 45 суток, сахара и кондитерских изделий на 60 суток. Каменного угля при строжайшей экономии могло хватить лишь до ноября, жидкого топлива до конца сентября.

Ученик.

Отрывки из дневника ленинградца-блокадника  Юры Рябинкина

1 сентября 1941 г.,: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль... Настанет голод... Ленинград окружен! Немецкий десант отрезал наш город от всего СССР.

 Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне - 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник... Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат.»

Учитель.

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет в гостинице "Астория". Перед командующим группой армии "Север" генералом-фельдмаршалом фон Леебом фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым.

Не удалось! Триумфального шествия не получилось. Тогда Ленинград обрекли на полное уничтожение - вместе с жителями.

Секретная директива немецкого военно-морского штаба “О будущности города Петербурга” от 22 сентября 1941 года:  

«После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты…  С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.»

Но прямое наступление захлебнулось. Наши войска плотно держали изнутри блокадное кольцо, не давая нигде его переступить. И тогда гитлеровскому генеральному штабу потребовались консультации Цигельмайера – крупного ученого в области питания, руководителя Мюнхенского пищевого института.

Цигельмайер:

Я вычислил, сколько может продлиться блокада при существующем рационе, когда люди начнут умирать, как будет происходить умирание, в какие сроки они вымрут.

Я писал справку, что люди на таком пайке физически не могут жить. И  поэтому не следует рисковать немецкими солдатами. Ленинградцы сами умрут, только не надо выпускать ни одного человека через фронт, пускай их останется там больше, тогда они скорее умрут , и мы войдем в город совершенно свободно, не потеряем ни одного немецкого солдата.

Ученик.

Отрывки из дневника ленинградца-блокадника  Юры Рябинкина

Октябрь 1941 г.: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет... Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь.

Учитель.

В Ленинграде начинался голод. С 13 ноября 1941г норма выдачи хлеба   населению опять была снижена. Теперь рабочие и инженерно-технические работники получали по 300г хлеба, а все остальные - по 150г.

В конце ноября ударили морозы  до 40 градусов. Жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.

Когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады - 250 граммов на рабочую карточку и 125 граммов - на все остальные. В Ленинграде начался голод.

Ученик.

Отрывки из дневника ленинградца-блокадника  Юры Рябинкина

Ноябрь1941 г. «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190г сливочного масла и 500г колбасы из каноны с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба».

Учитель.

Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Ученик.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я – хлеб. У меня есть душа.

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой.

С трудом поднимает ручонку.

Я – хлеб. И пока я живой,

Не дам умереть я ребенку!

Я – хлеб. Я – живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к руке  материнской.

Я – хлеб.

У меня есть душа.

Ученик.

Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка…

Ученик.

Я помню хлеб.

Он черен был и липок –

Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб.

Он к щам годился постным,

Раскрошенный, он был неплох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.

Его мы отдирали языком.

Он кислым был, ведь был он с отрубями!

Не поручусь, что был без лебеды.

И все ж с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды. 

Ученик.

Отрывки из дневника ленинградца-блокадника  Юры Рябинкина

Декабрь 1941 г.: «Выхода нет. Тупик. . . Голод. Страшный голод. . . Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность. . . Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. . . Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери».

«3 января 1942 г.: ... Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза. . . Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, а так хочется жить, жить. . . Нет никакой надежды».

Учитель: Нет никакой надежды… Какие страшные слова… В них безыходность. Страх.

 Но люди жили потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности... Спасались, спасая. Открывали других, открывали и себя - с лучшей стороны. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!

50 заводов работали в течение всей блокады, производя 100 наименований оружия, боеприпасов и техники. Кировский завод находился в 4 км от передовой, но не останавливался ни на день. В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые и деятели культуры.

2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 г. была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом немцами Ленинграде.

Сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), работавшие и урывками спавшие рядом с коробками и мешками, в которых лежали десятки тонн семян, клубней картофеля, также бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен из уникальной коллекции культурных растений и их дикорастущих сородичей. Не имевшая себе равных в мире, собранная гигантскими усилиями коллекция насчитывала более 200 000 драгоценных образцов (часть уже успели эвакуировать).

Учитель.

Мы знаем с вами, что страна не бросила ленинградцев, отдавая свои жизни, дарила надежду на спасение миллионам.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. По Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Для того чтобы обеспечить город топливом, по дну Ладожского озера был проложен стальной трубопровод. Он был построен в сложнейших условиях, под постоянными обстрелами всего за полтора месяца. Трубы, смонтированные на глубине 13 м, стали использоваться для перекачивания нефтепродуктов. 27 СУТОК (644 часа) ПОД ВОДОЙ ПРОВЕЛА ПЕРВАЯ В СТРАНЕ ЖЕНЩИНА-ВОДОЛАЗ Нина Васильевна Соколова. Единственная женщина-водолаз последней войны ушла из жизни в 2001 году, на 90-м году жизни. Имя её занесено в Золотую книгу Санкт-Петербурга.

В январе 1943 года нашим войскам впервые удалось прорвать плотное кольцо блокады. На отвоеванном месте была построена железная дорога, которая и стала назваться "Дорогой Победы". Но на одном участке она она почти вплотную подходила к территории врага, и поэтому часто поезда не доходили до места назначения. Этому месту дали имя "Проулок Смерти".

Учитель.

Напишите об этом шестнадцатилетнему подростку, потерявшему надежду на спасение, напишите всем жителям блокадного Ленинграда письмо, поддержите их с высоты прошедших лет.

Письмо блокаднику (7 мин дети пишут на обгоревших листах письмо блокаднику) (зачитать несколько)

Учитель.

Страшным был итог блокады.

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… 

Ученик.

В осаждѐнном Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир еѐ слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25января в 3 часа дня 1942 года.»

Ученик.

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдѐшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

Ученик.

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берѐзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарѐвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лѐша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама –13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

Ученик.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

Учитель.

Несмотря ни на что, ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев. Радио объявило: “Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!” А над Невой прозвучал торжественный салют: 24 залпа из 324 орудий. Тот день стал одним из самых счастливых, одновременно одним из самых скорбных – каждый, доживший до этого праздника, за время блокады кого-то потерял...

Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

             Неугасима память поколений    

             И память тех, кого так свято чтим,

             Давайте, люди, встанем на мгновенье

             И в скорби постоим и помолчим

(минута молчания)

Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду, но она рождает не слабость, а силу. Силу восхищения подвигом ленинградцев, благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя спасения наших жизней. Они живы, пока мы о них помним.

Слово гостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

Классный час "Блокадный Ленинград"

КЛАССНЫЙ ЧАС "Блокадный Ленинград"...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда. В сценарии даны ссылки на презентацию, музыкальные произведения и видеофильмы "Блокада Ленинграда" и "Блокадный дневник Тани Савичевой 2013 го...

Классный час "Блокадному Ленинграду посвящается…"

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час был проведён для 5 и 10 класса...

Сценарий открытого классного часа "Блокадный Ленинград"

Материал открытого классного часа подготовили и провели учащиеся 8 класса "Г" и 9 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы...

Классный час:" Блокадный Ленинград спасла музыка".

«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...