Внеклассное мероприятие "Судьбы разные - Родина одна"
методическая разработка

Аксенова Татьяна Александровна

Методическая разработка внеклссного мероприятия на основе краеведческого материала о земляках участниках Великой Отечественной воны, участниках вооружённого конфликта в Афганистане и Чечне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksenova_t.a._vneklassnoe_meropriyatie.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный центр допризывной подготовки молодежи к военной службе и военно-патриотического воспитания Саратовской области

Номинация:

Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию

Судьбы разные –

Родина одна

Автор: Аксенова Татьяна Александровна

Место работы: МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое»

Должность: учитель истории и обществознания

Адрес: 413900 Саратовская обл., р. п. Духовницкое, ул. Дома 8 Марта, д. 1, кв. 6

Телефон: 89276243701

2021 г.

Пояснительная записка

Номинация: «Лучшая методическая разработка по патриотическому воспитанию»

Название работы: «Судьбы разные – Родина одна».

Цели занятия: познакомиться с судьбами земляков, родственников – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников вооружённых конфликтов; выяснить какой вклад они внесли в историю губернии, района, страны.

Задачи: 1. Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний по истории родного посёлка и района.

2. Развивать умение самостоятельного поиска информации в различных источниках; умения анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к людям, ценить память поколений.

Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определённые направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся, Правительством РФ принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», в школах разработаны программы патриотического воспитания. Поэтому гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы. И я как учитель истории уделяю патриотическому воспитанию на уроках и во внеурочной деятельности.

Данная методическая разработка может применяться на классных часах, внеклассных мероприятиях, на уроках истории, краеведения. Лучше всего обучающиеся воспринимают те факты, которые касаются непосредственно их или членов их семьи, поэтому наиболее эффективными являются уроки и различные мероприятиях, основанные на краеведческом, семейном материале.

В данной разработке использован проблемно - исследовательский метод. Детям было дано опережающее задание: найти информацию о родственниках – участниках Великой Отечественной войны или участниках локальных вооружённых конфликтов. В ходе работы на занятии использовались информационно-коммуникационные технологии. На занятии была организована выставка фронтовых писем, книг о земляках – участниках Великой Отечественной войны, газетных статей о земляках – участниках локальных вооружённых конфликтов.

Данная методическая разработка рассчитана обучающихся старших (10-11) классов.

Полученные результаты: обучающиеся нашли информацию о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны, участниках локальных конфликтов, собрали большой материал о людях с разными судьбами на основе краеведческого материала школьного музея.

Сценарий внеклассного мероприятия «Судьбы разные – Родина одна»

Цели занятия: познакомиться с судьбами земляков, родственников – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников вооружённых конфликтов; выяснить какой вклад они внесли в историю губернии, района, страны.

Задачи: 1. Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний по истории родного посёлка и района.

2. Развивать умение самостоятельного поиска информации в различных источниках; умения анализировать, делать выводы.

3. Воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к людям, ценить память поколений.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фронтовые письма, выставка книг.

Тип занятия: проблемно –исследовательский

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

На фоне музыки «От героев былых времён…» (3 – куплет)

 (Слайд 1 - 5). Николай Васильевич Грибанов

Николай Иванович Луговцев

Валентин Кириллович Ерошкин

Виктор Иванович Лавров

Виктор Пахомович Темнов

- Вы уже не раз слышали эти имена. А кто это? Что вы знаете об этих людях? /ответы обучающихся. Николай Грибанов – закрыл вражеский пулемёт своим телом; Николай Иванович Луговцев – погиб при освобождении Лиепны Латвия, уничтожил 15 орудий, 18 автомашин и тягачей, более 200 солдат и офицеров. Были освобождены Лиепна и ещё три населённых пункта. Валентин Кириллович Ерошкин получил звание Героя Советского Союза за форсирование Вислы, захват и удержание плацдарма на западном берегу реки. Виктор Иванович Лавром погиб при отражении контратаки танков и пехоты противника в районе Великого Букрина. Удостоен звания Героя Советского Союза за подвиги в боях за расширение букринского плацдарма/.

- Да, это Герои Советского Союза, наши земляки, о которых вы знаете и слышите очень часто. Но сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить нашим землякам, которые может быть даже жили или живут рядом с нами, но мы о них мало что знаем или не знаем вообще. По – разному сложилась их судьба, но все они вписали хотя бы строчку в историю нашей Родины, нашей губернии, нашего посёлка.

 (Слайд 6) Тема нашего сегодняшнего занятия: «Судьбы разные – Родина одна»

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Какова наша цель?

(Слайд 7) познакомиться с судьбами земляков, родственников – участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла, участников вооружённых конфликтов; выяснить какой вклад они внесли в историю губернии, района, страны. 

(Слайд 8)

- Сегодня мы с вами будем работать над проблемой «Человеческая судьба – судьба Родины или отдельная строка в истории?»

В этом году Саратовская губерния празднует 85 - летие со дня образования. Но любая губерния – это множество населённых пунктов. А история любого населённого пункта – это человеческие судьбы.

Судьбы людские! Не они ли помогают нам понять сущность исторических событий? Не они ли помогают нам понять: кто мы, чьи мы, на какой земле живём, кто до нас по ней ходил, думал, творил, работал, сражался и погибал ради свободы Родины, ради счастливой жизни новых поколений?

Да, это их судьбы, их чаяния помогают нам глубже проникнуться чувством любви к малой родине, ко всему нашему Отечеству, к людям – жившим и живущим рядом с нами.

Судьбы людские – это связующая нить поколений. Только через судьбы, подвиги, созидание старших поколений мы способны понять уроки прошлого, сущность настоящего и ориентиры будущего.

(Слайд 9 фото Малышева) В 1997 году в Саратове вышла брошюра Юлия Пёсикова «Мы из Саратова». На обложке этой брошюры снимок, сделанный во время Великой Отечественной войны в исторический день – 2 мая 1945 года, когда советские войска овладели столицей фашистской Германии Берлином. Объектив запечатлел группу советских воинов у стен рейхстага. На одной из его колонн начертано: «Мы волгари из Саратова…». Это написал стоящий у рейхстага майор Игорь Васильевич Малышев (самый высокий второй слева). Он коренной волгарь, наш с вами земляк, его родина – р.п. Духовницкое. Перед войной И. Малышев учился в Саратовском университете. Он прошёл ратный путь от Сталинграда до Берлина, участвовал во многих сражениях, в освобождении Германии от фашизма. Малышев всегда и везде достойно представлял наш народ, нашу державу. В апреле 1945 года после взятия немецкого города Штраусберга Игорь Васильевич был назначен его военным комендантом. Позднее в освобождённом Берлине руководил работой районных и участковых комендатур. И Берлин, и Штраусберг были разрушены. Многие жители лишились жилья, страдали, голодали. Майор Малышев всячески помогал им, в первую очередь проявлял заботу о немецких детях, их питании, отдыхе. Спас сотни ребят.

О жизни, судьбе И.В. Малышева рассказывается в этой брошюре.

Саратовцы внесли свой – и немалый вклад в великую Победу. Тысячи уроженцев Саратова и области в Отечественную войну удостоены боевых наград. 280 наших земляков стали Героями Советского Союза.

И справедливо говорится в песне «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…».

- У вас было опережающее задание. Вы должны были провести небольшое исследование и подготовить небольшие сообщения о своих родственниках, дедушках, бабушках или о наших земляках – жителях нашего района.

/Рассказы обучающихся. Можно использовать материал книги В. Подъяченкова «Мы – Духовницкие»/ 

- Мы с вами ходили и оказывали посильную помощь ветерану войны Полякову Н.К., который, к сожалению, ушёл из жизни. Его много раз приглашали на различные мероприятия в школу, он рассказывал о своём фронтовом пути, мы знаем, что он был участником Сталинградской битвы, за что имеет награду. При подготовке к 70-летию Победы девочки нашего класса, вы помните, ходили к Николаю Константиновичу и брали у него интервью. Он очень неохотно отвечал на вопросы о войне, а вот о послевоенной жизни рассказывал с большим удовольствием. Вот что он рассказал. (Видеофрагмент интервью с Поляковым Н.К.).

/Слайд 10 с видеофрагментом о письмах/

(Слайд 11)

- Самыми дорогими и долгожданными были в годы войны письма с фронта, та весточка, которую ждали с содроганием в каждом доме. О чём же могут рассказать нам фронтовые письма. Я предлагаю обратиться к этим свидетельствам прошлого. Они на ваших столах. Это письма Петра Матвеевича Кузнецова и Савелия Алексеевича Пименова. Эти письма были переданы родственниками ветеранов в наш школьный музей. /Приложение № 1/

- О чём писали солдаты с фронта? Что их беспокоило, какие проблемы волновали?

/Ответы обучающихся/.

Давно закончилась Великая Отечественная война, чуть более пяти лет прошло с момента вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана и вдруг…

(Слайд 12) 11 декабря 1994 года Президент Российской Федерации Борис Ельцин подписал Указ № 2169 «О мерах по обеспечению законности, правопорядка и общественной безопасности на территории Чеченской Республики»

11 декабря 1994 г. части войск МО и ВВ МВД РФ вошли на территорию Чечни. Войска продвигались тремя колоннами с трех направлений: Моздокского (с севера через районы Чечни, контролируемые антидудаевской оппозицией), Владикавказского (с запада из Северной Осетии через Ингушетию) и Кизлярского (с востока, с территории Дагестана).

26 декабря 1994 года Совет безопасности РФ принял решение о взятии Грозного. Спустя пять дней начался знаменитый «новогодний штурм», закончившийся полным провалом.

Министр обороны Павел Грачев пообещал за 48 часов взять мятежный дудаевский Грозный. В это время в городе находилось около 3 тыс. хорошо вооруженных людей, из которых многие были офицерами Советской армии, прошедшими горячие точки. «Разобраться» с ними наше командование отправило 19-летних ребят: части 131-й отдельной Майкопской мотострелковой бригады, два батальона 81-го мотострелкового (Самарского) Петракувского полка плюс несколько групп по 20–30 человек из дислоцированных возле Грозного военных частей — в общей сложности около 800 солдат-срочников.

(Слайд 13) Среди них был и выпускник нашей школы - Сергей Викторович Тюкаев. 30 января 1995 года ему бы исполнилось 20 лет, но 7 января он погиб, выполняя свой воинский долг. Хоронили его спустя 2 месяца – 7 марта 1995 года, весной он должен был вернуться домой. Сергей награждён Орденом Мужества (посмертно).

(Слайд 14) 30 ноября 1995 года был призван в ряды вооружённых сил ещё один наш земляк (мой двоюродный брат), выпускник Духовницкой школы, Сергей Курицын. Ему было 22 года. Молодой лейтенант, выпускник Саратовского института механизации. Служить он попал в пос. Тоцкое Оренбургской области в мотострелковый полк. Через полтора месяца их отправили в Чечню на три месяца. Через три месяца оказалось, что заменить лейтенантов некем и оставили ещё.

/Можно зачитать выдержки из писем/.

Сергей ждал смены со дня на день, мечтал о том, что приедет домой в отпуск или вернётся в часть, но мечтам не суждено было сбыться. 26 июня 1996 года к родителям Сергея приехали сотрудники контрразведки, выспрашивали о Сергее, а перед отъездом заявили, что Сергей самовольно оставил часть 25 июня 1996 г., т.е. накануне. Искать его среди пленных или погибших естественно никто не собирался, поэтому мать, которая не верила в предательство сына в течение почти пяти лет самостоятельно искала сына, ездила по разным инстанциям и доказывала, что её сын не предатель. В 2000 году родителям, наконец – то, удалось отыскать своего сына в морге Северо – Кавказского военного округа в Ростове.

В школьном музее Духовницкой школы есть газетные статьи о Сергее Курицыне. В газете «Саратовский Арбат» от 6 декабря 2000 г. «Пять лет мать искала сына и верила, что он не предатель» и в газете «Авангард» от 13 ноября 2001 г. «Сердце матери».

Закончились две чеченские войны, в посёлок перестали приходить тревожные вести о гибели сыновей и вдруг снова беда…

(Слайд 15)

Подвиг разведчика.

28 сентября 2011 года нашему земляку прапорщику Алексею Сергеевичу Ковшарову исполнилось бы 34 года. Но не суждено.

Надежда Сергеевна бережно достает письмо командира воинской части.

- Я его уже знаю наизусть, - говорит она.

Да это и понятно, каждая его строка полита материнской слезой. Вчитываюсь в скупые по-военному лаконичные слова.

«Уважаемая Надежда Сергеевна. С глубоким прискорбием сообщаем Вам, что Ваш сын Алексей Сергеевич, пал смертью храбрых, выполняя свой воинский долг. Это произошло 6 июля 2011 года при проведении разведывательно-засадных действий в Кизлярском районе республики Дагестан, в 500 метрах восточнее ст. Серебряковская.

Личный состав разведывательного батальона выдвинулся на проведения специальных мероприятий восточнее населенного пункта ст. Серебряковская.

По оперативной информации, в лесном массиве могли находится боевики, численностью до 15 человек.

В 21 час 30 мин. Разведывательная группа, в которой находился прапорщик Ковшаров Алексей Сергеевич, начала движение в район проведения засадных мероприятий. Алексей находился в составе головного дозора.

В 22.12, услышав впереди шум, Алексей немедленно подал команду разведывательной группе рассредоточится и быть в готовности к бою. Сам же с несколькими военнослужащими решил проверить местность в результате чего обнаружил бандгруппу в количестве 7 человек, выдвигающуюся со стороны села. Мгновенно оценив обстановку, дав возможность основной группе развернуться в боевой порядок, личный состав головного дозора с ходу вступил в бой. С трех сторон по головному дозору был открыт шквальный огонь. Алексей получил тяжелое ранение. Будучи раненым, не выходя из боя, мужественный разведчик сковал действия бандитов. Ориентируясь в изменяющейся обстановке, Алексей, превозмогая боль от полученного ранения, продолжал вести огонь по противнику, не покидая места боя уничтожил двух главарей Кизлярского бандподполья.

Алексей от полученных ранений скончался на поле боя. Ценой собственной жизни Ваш сын спас своих товарищей от не минуемой гибели.

Мы глубоко скорбим в месте с Вами по невосполнимой утрате Вашего сына, нашего боевого товарища и друга. Память об Алексее навсегда останется в наших сердцах, а имя его будет навечно занесено в списки разведывательного батальона. Знайте, что мы не оставим Вас в этой беде и всегда будем рядом.

С большим уважением – командование и личный состав отдельного разведывательного батальона г. Грозный».

За героизм прапорщик Ковшаров А.С. награжден высокой правительственной наградой – орденом Мужества (посмертно).

                                  Авангард №76.  2011г. Ю. Пронин.

Эти люди принадлежат к разным эпохам, по-разному складывались их судьбы. Но всех их объединяет одно: всепоглощающая увлечённость своим делом, служение на благо Родины. И с каждого из них почетно брать пример.

  1. Рефлексия

(Слайд 16) Итак, возвращаясь к нашему вопросу «Человеческая судьба – судьба Родины или отдельная строка в истории?»

/Ответы обучающихся/. 

Действительно, после каждого человека остаётся след-память о нём, о его добрых или плохих делах, его дети, внуки. О некоторых эта память быстро стирается. Человек – сам творец судьбы, и судьбы своей Родины. История нашей страны - одна из самых ярких в мировой цивилизации. Но история Отечества неотделима от истории каждой отдельной семьи, отдельных людей, судьбы которых, как ручейки, сливаются в одну большую реку. Это и есть исторический путь нашей Родины.

Новому поколению духовничан есть кем гордиться, у кого учиться любви к малой родине и Отечеству, выбору правильной дороги в жизни. Хочется, чтобы среди наследников наших славных духовничан не было Иванов, не помнящих родства. Сила народа была и будет в связи поколений.

IV. Итоги.

Я предлагаю вам дома написать эссе «История моей семьи в истории страны».

А закончить мне хочется стихотворением нашего земляка, который тоже вписал страницу в историю нашего района, Виктора Никитовича Подъяченкова. (Слайд 17)

Ничто не забыть, не забыть бы кого –то!

«Никто не забыт и ничто не забыто…»

Мне скажут: «Банально!», мне скажут: «Избито!»

Но как позабыть нам голодное детство.

Куда от отцов, не вернувшихся деться?!

Смотрю на военное, жёлтое фото:

Земляк мой – Луговцев – командовал ротой,

В последнем сраженье погиб, стал Героем!

Я горд за него, как за брата, не скрою.

А ночью мне снится вдруг Коля Грибанов,

Ушедший из жизни Героем, но рано:

Строчит пулемёт с бугорочка –откоса,

И он поступает, как Саша Матросов…

… Всё меньше, всё меньше вокруг ветеранов.

Уводят в могилы их – годы и раны…

За ручку берусь. Моё дело сыновье:

Всех вспомнить, кто пал, истекающий кровью,

Кто с фронта пришёл – тот больным, тот калекой,

Чтоб бредить войной до скончания века!...

Смотрю на медаль… На солдатское фото…

Ничто не забыть, не забыть бы кого – то!

В.Н. Подъяченков. 1995 г.

(Слайд 18) На фоне музыки «От героев былых времён…» (3 – куплет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Два языка, а Родина – одна!

При проведении данного мероприятия преследовались цели:            - показать роль русского языка как государственного языка РФ, одного из ...

Два языка, а Родина – одна!

Авторы работы: Акилова З.А, Сидельникова Т.ЕПри проведении данного мероприятия преследовались цели:            - показать роль русского языка как...

Мать, как Родина, одна!

Разработка внеклассного мероприятия ко дню матери для коррекционных школ....

Сценарий музейного урока по проекту «Эпохи разные, а Родина одна» "Российская Жанна д`Арк" (для учащихся 3-4 классов).

О чем думают люди, говоря «Родина»? Родина – это необъятные просторы нашей страны: леса, поля, реки, моря, полезные ископаемые. Это и люди, которые живут в нашей стране, и язык, который с детств...

Классный час " Все мы разные, но одна семья"

Подготовка к классному часу....