мастер-класс "Блокадные светлячки"
материал (5 класс)

Трибунская Елена Викторовна

Информация для классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx435.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40»

Новоуральский городской округ

Описание опыта по проведению мастер-класса

« Блокадные светлячки».

Направление: Патриотическое воспитание

Классный руководитель 5 «В» класса

Трибунская Елена Викторовна

Новоуральск 2022 г.

Классным руководителем я являюсь в течение всей своей педагогической деятельности. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из приоритетных и важнейших задач школы. Работа в данном направлении, является основой крепкого фундамента становления личности ребенка. В данной работе я хотела бы описать опыт работы по проведению мастер-класса «Блокадный светлячок», приуроченного к дням снятия блокады Ленинграда. Дети моего класса являются участниками Всероссийского движения школьников, там мы и увидели информацию о прохождении данной акции. Это позволило нам погрузиться в малопопулязированную тему о самодельных средствах защиты и жизненно необходимых предметов в военное время у мирного населения.

 Моя работа будет полезна классным руководителям, воспитателям, организаторам по воспитательной работе.

Актуальность:  Поддержание патриотизма в наше время в среде школьников – это одна из актуальных и серьезных задач общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Расширить кругозор детей.

Цель темы: формирование у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности. Описание опыта проведения мастер-класса, посвященного патриотическому воспитанию школьников.

Для достижения этой цели решаю следующие задачи:

1. Привлечь внимание к истории нашей Родины.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности событиям.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически событий нашей страны через посещение мастер-класса.

4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет.

5. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:

- сбор материала и оформление стенда «Блокадный светлячок»;

- сбор материала по теме «Блокадный Ленинград»;

- проведение мастер-класса по созданию светлячков;

-ознакомление с отрывками литературных произведений по теме блокадного Ленинграда.


История

 Для того, чтобы получить больше информации, я изучила интернет статьи на заданную тему. И нашла много интересных заметок, что позволило мне рассказать об этом ребятам подробно.

«Осень 1941 года на улицах блокадного Ленинграда люди, ходившие по улицам в тёмное время суток, имели на одежде значки, фосфоресцирующие в темноте. Ленинградцы назвали их «светлячками».

Значки помогали ориентироваться в пространстве тёмных улиц и площадей, но значки были прикладным материалом серьёзной темы — светомаскировки на Ленинградском фронте. Над идеей и изготовлением светящегося состава, который был бы виден в темноте, но не заметен с воздуха или вражеского окопа, думали учёные Радиевого института имени В. Г. Хлопина.

Подобные составы нужны были для многочисленных приборов военного назначения — для артиллеристов-полевиков, зенитчиков, моряков-балтийцев. Осветительные приборы в виде фонарей и ламп были под запретом, так как могли привлечь внимание врагов. На военном оборудовании показания приборов на батареях или кораблях помогали видеть светящиеся составы, которыми покрывали стрелки или шкалу прибора.

Для нужд Ленинградского фронта производство светящихся составов длительного действия было организовано в Радиевом институте известным физиком профессором А. Б. Вериго. Профессор и его сотрудники провели множество экспериментов, прежде чем были найдены нужные ингредиенты и способ изготовления светящегося в темноте состава.

Когда решение было найдено, оказалось, что нет достаточного количества солей радия для производства состава. Учёные вновь нашли выход: вместе с сотрудниками и студентами института они обметали поверхности стен, потолков и подметали полы в тех помещениях, где в довоенное время радий применялся для научных исследований. Отходов было собрано достаточно для того, чтобы запустить производство и обеспечить светящимся составом не только военных на фронте, но и применять при изготовлении значков. Производство было запущено уже в ноябре 1941 года.

Состав наносился на поверхность значков. В блокированном городе приборы в ночное время тоже, как правило, не освещались электричеством, оно было отключено. Для окон обязательной была затемнявшая их светомаскировка. Запрещалось использовать керосиновые лампы, включать фонари, даже карманные, так как они могли привлечь внимание врага и навести его на цель, вызвать бомбёжку или обстрел. Значки носили и патрули города, и ленинградцы. «Светлячок» достаточно было подержать возле источника света, которым могла быть лампа, керосинка или даже горящая спичка, чтобы нанесённый на него состав аккумулировал свет, а затем и в дождь, и в холод излучал его в течение пяти-шести часов». Смотреть приложение 1,2.

Так же из сетей интернета я нашла информацию о том, как сделать блокадный значок и несколько отрывков их художественной литературы о самодельных предметах, которые спасали жизнь ленинградцам.

Например: «Вечерами по темным улицам двигались призрачные точки фосфорных значков, которые прикрепляли кодежде, чтобы в темноте не налететь друг на друга. 15 ноября мне исполнилось десять лет и мне тоже подарили такую „блямбу“».

Из воспоминаний Татьяны Фабрициевой (Андриевской)

Отдельно упоминалось, что значки делались не из материалов, нужных военной промышленности, а из «отходов и отбросов» — использованных металлических банок, коробок, листов ржавой жести, обрезков целлулоида, лоскутов, кусочков проволоки, кожи, картона, бумаги и т. д.

«„Светлячки“ совершенно незаметны с неба, но отлично видны на земле и помогают прохожим легко избегать столкновений на тесном ночном тротуаре. Они крайне просты в обращении. Стоит такой „светлячок“ подержать в течение нескольких секунд на солнце, у лампы или у горящей спички, и он „займет“ у них энергию света, аккумулирует ее, а в темноте в течение пяти-шести часов подряд будет излучать ее в пространство. Ни ветер, ни жара, ни холод, ни дождь, ни снег не погасят этот миниатюрный сигнальный фонарь — необходимый спутник ночного пешехода. Его можно использовать и на фронте — в окопах, в блиндажах. Во время ночного марша такой опознавательный световой знак, прикрепленный на спине бойца или на бортах шинели, служит неплохим ориентиром».

Из заметки в журнале «Техника — молодежи», 1942 год

Для создания «светлячков» мне понадобилось: светоотражающая лента и  двусторонний скотч.


Заключение

Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.

О данной акции мы отправили пост в ВК. А в школе предложили свою помощь другим классам.

Таким образом, мы распространили опыт о малопопулязированных  самодельных средствах защиты и жизненно необходимых предметов в военное время у мирного населения. Это спасение  ленинградцев - «Блокадные светлячки»!

Обучающиеся 5В класса школы №40 г. Новоуральска, поддержали Всероссийское движение РДШ Блокадный " светлячок"! Именно он помогал жителям Ленинграда передвигаться по городу, который был погружен в полный мрак в период Великой Отечественной войны. В то же время они не были заметны с воздуха и не привлекали внимание вражеской авиации.

#РДШ,#РДШ_ВПН#СветлячкиПамяти#РДШ_Новоуральск


Список использованной литературы:

  1. Яров С. Блокадная этика. Представления о морали в Ленинграде в 1941—1942 годах. М., 2012.
  2. https://arzamas.academy/materials/1465
  3. https://topspb.tv/programs/stories/514490/

Приложение №1

C:\Users\Lysia\Desktop\xuXwVwu46LYS7K87OtkDaYHAJ_1fvEAgYAxzVuPjfosvZb1BJLm_YNVA6LFuDxCpzHMWipdpDL2eymjPScNflfdgLZhYKqLosWqUjS8iSED_ToJMJuGq7uy9txEBk5NV.jpg

Приложение №2

C:\Users\Lysia\Desktop\content_zhachok.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский клуб "Светлячок"

Материал содержит программу работы педагога с детьми и родителями по развитию речи. ...

Сценарий праздника «Посвящение в Светлячки»

Данная разработка поможет организовать праздник для первоклассников....

Программа дополнительного образования (вокальная группа «Светлячок»)

Образовательная  программа дополнительного образования детей художественно-эстетического направления  разработана для детей 7 - 10 лет, обучающихся в вокальной группе «Светлячок» (МБОУ «Гимн...

День рождения Светлячков

Ежегодно в нашей школе празднуется День рожения нашей Детской экологической организации "Содружество беспокойных Светлячков"....

"Посвящение в"Светлячки"

Презентация является сопроводительным материалом к мероприятию "Посвящение в члены детской школьной организации "Светлячок"....

Рабочая программа вокального ансамбля "Светлячок"

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Занятия в ансамбле пробуждают у ребят интерес к вокальному...

Работа волонтёрского отряда школы "Светлячок" проект "Чистое село"

Любой населённый пункт- это искусственно созданная и поддерживаемая человеком среда, в которой человек может поддерживать чистоту и порядок. Проблема загрязнения улиц мусором существует в каждом селе,...