Методическая разработка классного часа «Горжусь тобой, моя Россия»
классный час (7 класс)

Ивлиева Марина Васильевна

Цели:

Методическая цель – показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании школьников.

Воспитательная цель– воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине.

Развивающая цель–развитие у школьников познавательного интереса к изучению исторического прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Подвести учащихся к пониманию Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

2. Систематизировать и расширить знания учащихся о государственных символах Российской Федерации, официальной символики Магаданской области.

3. Способствовать развитию умения самостоятельной работы по подбору и анализу информационно-справочных материалов, оперируя разными источниками информации.

4. Содействовать формированию умения работать в команде, взаимодействовать, работать сообща.

Оборудование: интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, аудио и видеоматериалы: гимн РФ, видеоклип «Россия мы дети твои!», видеоклип «Саратовская область с высоты птичьего полета»,  карточки с поговорками и пословицами о Родине, фотографии  села Арбузовка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivlieva_m.v._gorzhus_toboy_moya_rossiya.docx47.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ с. Арбузовка

Методическая разработка

классного часа

«Горжусь тобой, моя Россия»

на муниципальный дистанционный  конкурс

лучших воспитательных практик

Разработала: Ивлиева М.В.

классный руководитель

7 класса

2022 г.

Цели:

Методическая цель – показать одну из нетрадиционных форм проведения классного часа с использованием интерактивных методов в воспитании школьников.

Воспитательная цель– воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к своей большой и малой Родине.

Развивающая цель–развитие у школьников познавательного интереса к изучению исторического прошлого своей страны, родного края; развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

1. Подвести учащихся к пониманию Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.

2. Систематизировать и расширить знания учащихся о государственных символах Российской Федерации, официальной символики Магаданской области.

3. Способствовать развитию умения самостоятельной работы по подбору и анализу информационно-справочных материалов, оперируя разными источниками информации.

4. Содействовать формированию умения работать в команде, взаимодействовать, работать сообща.

Оборудование: интерактивное оборудование, мультимедийная презентация, аудио и видеоматериалы: гимн РФ, видеоклип «Россия мы дети твои!», видеоклип «Саратовская область с высоты птичьего полета»,  карточки с поговорками и пословицами о Родине, фотографии  села Арбузовка прошлых лет, флажки.

Предварительная работа:
1. Формирование участников творческой группы.

2. Планирование работы группы в соответствии со сроком ее готовности.

3. Распределение обязанностей среди участников группы.

4. Подготовка сообщений по следующим вопросам:

  • Государственный герб РФ
  • История современного российского флага
  • Государственный гимн: история и современность
  • Официальная символика Саратовской области

5. Подготовка дополнительных вопросов общей группе учащихся с целью систематизации и углубления знаний о государственных символах Российской Федерации, официальной символике Саратовской области.

Ожидаемый результат:

  • учащиеся проникнутся пониманием Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
  • расширят свои знания о государственных символах Российской Федерации, официальной символике Саратовской области;
  • приобретут опыт работы совместной деятельности, работы в команде.

План классного часа

I. Вступительная часть.

1. Создание эмоционального настроя: просмотр видеоклипа ««Россия, мы дети твои!» с последующей формулировкой темы и постановкой цели классного часа.

2. Обсуждение вопроса «Что такое Родина?»

II. Основная часть.

1. Работа с пословицами и поговорками о Родине.

2. Беседа о государственных символах России.

  • Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный герб Российской Федерации».
  • Выступление участников творческой группы с сообщением «История современного российского флага».
  • Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный гимн Российской Федерации».

3. Просмотр видеоклипа о Саратовской области.

4. Выступление  участников творческой группы с сообщением «Официальная символика Саратовской области».

5. Турнир между командами «Моя малая Родина»

  • Конкурс «Узнай место по фотографии».
  • Конкурс  «Цветик-семицветик».
  • Конкурс «От чистого сердца».

6. Подведение итогов турнира.

7. Совместное исполнение гимна Российской Федерации.

III. Заключительная часть.

Заключительное слово педагога.

Литература:

1. Государственные символы Российской Федерации. Герб. Гимн. Флаг. Учебное пособие для основной школы / авт. Е.В. Пчелов. – М.: Русское слово, 2002 г.

2. Государственная символика России. Методические рекомендации для всех классов общеобразовательных учреждений / под ред. С.И. Козленко. М.: МИОО, 2002 г.

3. Интерактивные методы в обучении и воспитании школьников. Методическое пособие. – М.: УЦ «Перспектива», 2011 г.  

4. Современные технологии воспитательной работы/ авт. Т.В. Панафидина и др. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

Интернет ресурсы:

Информационно-справочный сервер kolyma.ru

Сайт «Википедия» ru.wikipedia.or

Сценарий классного часа «Горжусь тобой, моя Россия!»

Ход внеклассного мероприятия

I. Вступительная часть.

Создание эмоционального настроя: просмотр видеоклипа «Россия мы дети твои!»

Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (учащиеся формулируют тему и цель классного часа).

Слайд 1

Обсуждение вопроса «Что такое Родина?» (ответы учащихся)

Слад 2

Комментарий. После того,  как учащиеся высказали свои мнения, педагог подводит итог рассуждениям.

Учитель: Родина – как много в этом слове! Родина – это не только местность, где стоит наш отчий дом и где мы родились. Это еще и люди, живущие рядом с тобой, которые научили тебя любить справедливое, светлое. Понятие Родина – это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Родина подобна огромному дереву, на котором огромное количество листьев, но всякое дерево имеет  корни. Человеку нужно знать свои корни, историю своей страны, чтить ее традиции и обычаи. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей страны».

II. Основная часть.

Учитель. Раздумывая о значении Родины, Салтыков-Щедрин оставил потомкам такие слова: «А главное все-таки: люби, люби и люби свое отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и все остальное без труда совершить». А вам приходилось когда-либо испытывать подобное чувство любви к своему Отечеству? (ответы детей)

Учитель: На мой взгляд, это такое чувство, когда человек не может жить на чужой земле, тоскует по земле, где он родился и вырос. Это когда русский солдат, уходя на фронт, насыпал в кисет горсть родной земли и хранил её на груди, у сердца. Это когда, возвратившись с чужбины, он припадал устами к родной земле, равно как к губам матери, жены, детей.    

Слайд 3

Работа с пословицами и поговорками о Родине.

Задание «Закончи пословицу/поговорку»:

Человек без родины — соловей без(песни).

Тот герой, кто за Родину (горой).

Родина — мать, умей за нее (постоять).

Где кто родится, там и (пригодится).

Родина краше солнца, дороже (золота).

Для отчизны не жаль (жизни).

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за родину в бой (идет).

Учитель: В каждой стране существует определенная государственная символика. Символы государства имеют собственную историю. В своём развитии они прошли долгий путь, в них был заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции человека и гражданина. История Родины и ее символов едина, так как в гербах, флагах и гимнах в определенной мере отражались все изменения, происходящие в стране. Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наш герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем об этом? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А в этом нам поможет творческая группа, подготовившая  сообщение на тему «Государственная символика Российской Федерации». И начнем  мы с герба.

Слайд 4

Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный герб Российской Федерации».

30 ноября 1993 года Президентом России был подписан Указ «О государственном гербе  РФ». Однако официальное закрепление герба произошло 25 декабря 2000 года после принятия Федерального Конституционного закона РФ Государственной Думой, Советом Федерации и подписание его Президентом России. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла-скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите серебряный всадник в синем плаще на коне, поражающий опрокинутого навзничь дракона.

Учитель:

  • На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Как зовут этого всадника? (всадник на гербе страны – это образ  Георгия Победоносца это символ светлого начала, побеждающего зло он олицетворяет воина – защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории)
  • Что вы знаете о нем?  (Георгий Победоносец это святой, великомученик, один из самых почитаемых в России святых.)

Выступление участников творческой группы с сообщением «История современного российского флага».

Истоки создания государственного флага России следует искать в истории русских морских флагов, в истории появления цветов российского флага. Составляя поясной бело-сине-красный флаг, Петр 1 «построил» его так, что расположение полос совпадало с древним пониманием строения мира: внизу – мир физический (кровь), выше – небесный (синий), еще выше – мир божественный (белый). Во второй половине Х1Х века полосам придали значение содружества трех восточно-славянских народов, где красная соотносилась с великороссами. После распада Советского Союза Россия вновь вернула себе  исторический флаг. Официальное утверждение бело-сине-красного флага произошло 25 декабря 2000 года. Государственный флаг Российской Федерации является символом государства и представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих полос: верхняя — белого, средняя — синего и нижняя — красного цветов.

Учитель:

  • Что символизируют цвета российского флага? (Белый символизирует мир , чистоту, совершенство. Синий  символизирует веру, верность, постоянство. Красный – силу, кровь пролитую за Отечество)
  • Когда мы отмечаем День государственного флага? (22 августа)

Учитель: Мы разобрали два символа РФ - герб и флаг. Третий - это гимн. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? Слово предоставляется творческой группе.

Выступление участников творческой группы с сообщением «Государственный гимн Российской Федерации».

Впервые потребность в Гимне возникла при Петре 1. Появился Преображенский Марш. Марш исполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественных событий. Первый официальный Государственный Гимн появился в годы правления Императора Александра I и назывался "Молитва Русских".

В 1833 году в честь празднования Рождества и годовщины победы над французами прозвучал гимн "Боже, царя храни!" и был до 1917 г. В 1917 г. В. И. Ленин предложил использовать "Интернационал". В 1944 г. в ночь на 1 января прозвучал новый гимн СССР Глинки "Патриотическая песнь". Современный гимн России был утверждён Государственной Думой в декабре 2000 г., текст утверждён президентом России В.В. Путиным 30 декабря 2000 г., слова гимна принадлежат известному писателю С. Михалкову, а музыка А. Александрову.

Учитель: У каждого из нас есть малая Родина. Для многих из нас – это наша Саратовская область. Давайте посмотрим, как она прекрасна и неповторима (просмотр видеоклипа о Саратовской области).

Ребята, что вы знаете об официальной символике Саратовской области? (следуют ответы учащихся). А для того,  чтобы вы ещё больше узнали  о символах нашей малой Родины, послушайте сообщение творческой группы.

Слайд 5

Выступление  участников творческой группы с сообщением «Официальная символика Саратовской области».

1. Герб Саратовской области представляет собой пятиугольный «французский» щит лазоревого цвета, на котором в виде вилообразного креста расположены три серебряные стерляди, головами к центру креста, при этом нижняя стерлядь лежит на правом боку. Над щитом расположена историческая земельная корона золотого цвета, подбитая лазурью, с пятью видимыми зубцами, стилизованными под купола христианских церквей, что олицетворяет богатое историческое прошлое с момента основания г. Саратова как пограничного города-крепости на окраине Русского государства при царе Федоре Иоанновиче в 1590 году.

Основой для герба области послужил герб города Саратова, утвержденный 23 августа 1781 года.

Герб окружен золотым декоративным венком, состоящим из переплетающихся дубовых, лавровых ветвей и пшеничных колосьев, перевитых золотой лентой. Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области.

Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области.

Дубовые ветки в декоративном венке обозначают силу, мужество и стойкость народов земли саратовской в периоды лихолетья.

Лавр олицетворяет победу над врагами и славу русского оружия.

Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа.

Золотые ленты – богатство, могущество и постоянство.

Герб Саратовской области в таком изображении был утвержден Законом Саратовской области в марте 2001 года и зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации 31 января 2002 года под № 850 (без декоративного венка).

Выступление  участников творческой группы с сообщением «Официальная символика Саратовской области».

2. Полотнище флага Саратовской области занимают две горизонтальные полосы разного цвета и размера: верхняя белая полоса занимает 2/3 ширины полотнища, нижняя красная – остальную часть флага (1/3 ширины). По центру белой полосы размещен областной герб: на голубом щите в форме вилообразного креста изображены три рыбы (стерлядь), обращенные головами в одну центральную точку. По бокам гербовый щит окружен золотым венком, сверху увенчан земельной короной с пятью зубцами. Основные цвета саратовского флага повторяют главные государственные цвета государственной символики. Белый цвет выражает стремление к свободе и миру, честности и порядку. Красный цвет символизирует любовь, мужество и верность.

Выступление  участников творческой группы с сообщением «Официальная символика Саратовской области».

3. Герб Ивантеевского района. Герб Ивантеевского района был разработан в 1998 году и утвержден в 2001. Описание гласит: «В зелёном поле на серебряной, поросшей ковылём земле, идущая золотая косуля; оконечность зелёная. В левой вольной части — герб Саратовской области (три положенные в вилоообразный крест сообращенные серебряные стерляди в лазоревом поле). Ковыль символизирует близость степей.

Учитель. А сейчас заметьте, что вы не случайно сидите за отдельными столами, вы -  две команды. В каждой команде выберите капитана.  Уважаемые капитаны и их команды, проведём небольшой  турнир, посмотрим, насколько хорошо вы знаете свое село: его прошлое и настоящее.

Каждой команде раздается конверт с заданиями и маленький флажок России.

Слайд 6

Конкурс «Узнай место по фотографии».

Команды вытягивают по 2 фотографии с видами села Арбузовка прошлых лет. Ребятам предлагается узнать, какие места села запечатлены на них.

Слайд 7

Конкурс «Цветик-семицветик»

На доске вывешивается ромашка, на лепестках которой написаны вопросы – задания для команд.

  1. Назовите одну из версий образования названия нашего села.
  2. Назовите дату рождения села Арбузовка. (1928 год)
  3. Из каких хуторов состояло село Арбузовка (Плюстовка, Булычевка, Арбузовка)
  4. Назовите имена героев, наших земляков, воевавших с оружием в руках в годы Великой Отечественной Войны, Афганской и Чеченской воин  (ВОВ Дубовкина Анна Андреевна, Князев Николай Александрович, Афганская война : Старинов Владимир Михайлович, Гришонков Игорь Павлович, Борозенков Владимир Григорьевич, Чеченская война Теплов Александр Михайлович, Яровов Виталий  Александрович)
  5. Какие достопримечательности  нашего района вам известны. (Памятник погибшим воинам «Они сражались за Родину», Вавилов дол)
  6. Ты , Арбузовка моя –

Эти дивные поля.

Соловей в роще поёт

И черемуха цветет

Кто написал это стихотворение?( Половкова  Мария Ивановна, которая долгое время проживала в нашем селе, а сейчас она живет в с. Ивантеевка)

  1. Назовите имена народных умельцев нашего села (Филиппова Светлана Сергеевна  - занимается изготовлением вязаных изделий, Мошикенова Валентина Ивановна  - занимается вышивкой, Панарина Наталья Александровна – пишет стихотворения)

Слайд 8

Конкурс «От чистого сердца»

Каждой команде предлагается выбрать сердечко с началом фразы, которую необходимо продолжить:

  • Я люблю своё село за …
  • Мне очень нравится жить в селе Арбузовка, потому что …

Учитель. Таким образом, в нашем турнире побеждает команда _____________.

(Проводится награждение. Звучит гимн. Поднимаются флажки команд- победительниц).

III. Заключительная часть.

Заключительное слово педагога.

Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей большой и малой Родиной. У каждого человека есть своя дорога в жизни,  и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – это надежда и будущее нашей страны, движение вперед. Мечтайте! Дерзайте! Все в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Горжусь тобой, моя Россия!

Методическая разработка внеклассного мероприятия на всероссийский конкурс по формированию гражданской (российской) идентичности обучающихся....

Горжусь тобой - Россия!!! (классный час)

Горжусь тобой, моя Россия! Горжусь я именем твоим! Ты моя боль, судьба, стихия! Твой шаг вперед неудержим!...

Классный час «Горжусь тобой, моя Россия!»

Говоря о родной стране, невозможно не иметь в виду её просторы, великолепные пейзажи, удивительные озера, архитектурные памятники, являющиеся достоянием не только культуры России, но и мира в целом....

Горжусь тобой, моя Россия!

С Днем России, независимой и славной,Пусть вовеки процветает, бесконечно!Нашей Родиной святой, прекрасной самойБудем мы гордиться трепетно и вечно!...

Программа, посвящённая Дню Защитники Отечества «Горжусь тобой, солдат России»

Игровая программа ко Дню Защитников Отечества. сотоит из трех блоков: открытие, соревнования, закрытие и награждение....