Классный час «Блокадный Ленинград»
классный час (5 класс)

дать учащимся  представление о стойкости  и мужестве ленинград­цев в дни блокады.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon blokada_leningrada.2ppt.ppt2.93 МБ
Файл konspekt.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Август 1941 года. Немцы неистово рвутся к Ленинграду. Ленинградцы строят баррикады на улицах, готовясь, если понадобится , к уличным боям.

Слайд 4

8 сентября 1941 года кольцо вокруг города замкнулось. В блокадном Ленинграде оставалось 2,9 миллионов жителей

Слайд 5

В бессильной злобе немцы целыми днями обстреливают город… Рушатся дома, гибнут мирные люди. В Ленинграде всё ещё много детей.

Слайд 6

В ноябре 1941 года рабочие получали 250 граммов хлеба в день, а дети, иждивенцы и служащие – по 125 граммов

Слайд 7

Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадных грамм С огнём и кровью пополам… Ольга Берггольц

Слайд 9

Таня Савичева – дневник и жизнь девочки

Слайд 10

На берегу Невы , В музейном зданьи, Хранится очень скромный дневничок. Его писала Савичева Таня, Он каждого пришедшего влечёт…

Слайд 11

Таню обнаружила санитарная команда, обходившая ленинградские дома. Девочка была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. 1 июля 1944 года она умерла.

Слайд 12

«Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на станках… А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть… … твой сын,… Фёдор Быков »

Слайд 13

В бомбоубежище, в подвале, нагие лампочки горят... Быть может, нас сейчас завалит. Кругом о бомбах говорят... Всем, что есть у тебя живого, чем страшна и прекрасна жизнь кровью, пламенем, сталью, словом,— задержи врага. Задержи! Ольга Берггольц

Слайд 14

убито 16744 ранено 33782 умерло от голода 641803 человека

Слайд 15

Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим…



Предварительный просмотр:

        

        МБОУ СОШ №10

Классный час в 5 классе:

«Блокадный Ленинград.

История и факты»

Цель: дать учащимся  представление о стойкости  и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие «блокада»; разъяснить цели фашистов» познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Коррекционно-развивающие: развивать  умения связно и развёрнуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников. Развивать память, речь, мышление.

Воспитательные: развитие и расширение' представлений учащихся о Великой Отечественной войне и её героях; развивать интерес к истории, кругозор детей, творческое воображение; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование:

  1. Презентация «Блокада Ленинграда».
  2. Песня о блокадном Лениграде.

 

Ход урока:

Учитель: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественнaя война советского народа против фашистских  захватчиков.

- Как вы думаете, ребята, почему война называется Великая? - Почему её называют Отечественная? - Зачем фашисты напали на нашу страну?

·    Фашисты пытались лишить нас свободы, захватить наши земли и города. У фашистов на главных направлениях было больше артиллерийских орудий, больше самолётов, танков, хорошо обученных солдат. Перед тем как напасть на Советский Союз, фашистская Германия захватила Австрию, Чехословакию, Польшу, Францию, ряд других государств Европы. Промышленность этих стран стала работать на захватчиков. Враги рассчитывали расправиться с Советским Союзом быстрым, стремительным ударом. Они даже придумали выражение «блицкриг», то есть молниеноснaя война.

Враги наступали. Их армии шли вперёд. В августе 1941 года город Ленинград (так назывался Санкт-Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ.  Этому городу и его отважным жителям  посвящаем мы сегодня наш классный час.

В 1941 году, бросив в бой огромные силы, фашисты вышли на ближние подступы к городу, отрезали Ленинград от всей страны. 

 Началась блокада. Начались страшные дни Ленинграда.Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Рушились дома от обстрелов. Люди погибали в домах и на улицах. ·    Не только ленинградским домам наносили они урон. Бомбы и снаряды падали в мосты, обрывали электрические провода, выводили из строя водопровод, разрушали насосные станции.

Много стихов было посвящено блокадному Ленинграду , предлагаю вам послушать некоторые из них.

Ученик: Муса Джалиль «Прости, Родина»

    Прости меня, твоего рядового,

     Самую малую часть твою.

     Прости за то, что я не умер

     Смертью солдата в жарком бою.

     Кто посмеет сказать, что я тебя предал?

     Кто хоть в чем-нибудь бросит упрек?

     Волхов -- свидетель: я не струсил,

     Пылинку жизни моей не берег.

     В содрогающемся под бомбами,

     Обреченном на гибель кольце,

     Видя раны и смерть товарищей,

     Я не изменился в лице.

     Слезинки не выронил, понимая:

     Дороги отрезаны. Слышал я:

     Беспощадная смерть считала

     Секунды моего бытия.

     Я не ждал ни спасенья, ни чуда.

     К смерти взывал: -- Приди! Добей!..--

     Просил: -- Избавь от жестокого рабства! --

     Молил медлительную: -- Скорей!..

Не было топлива. Не было электричества. 

·    Рабочие-мостовики начинали чинить мосты. Рабочие-электрики быстро восстанавливали повреждения на линиях электропередач. Рабочие-водопроводчики быстро меняли повреждённые трубы, быстро восстанавливали насосные станции. Но фашисты продолжали безжалостно обстреливать Ленинград. Посылали на город снаряды огромной мощности, и  всё снова выходило из строя.

 - Подумайте и скажите, как жили люди без тепла, электричества?

 Вышел из строя водопровод. 

·    Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.

- Для чего была нужна людям вода? - Как вы думаете, в каком количестве необходимо было запасать воду?

 Начался голод. По Ленинграду ходила смерть. 

·    Голод косит ленинградцев. В городе не хватало продовольствия.  Более 600 тысяч человек скончалось в Ленинграде от голода. 

- Как выглядят дети на фотографии? - Какое чувство они у вас вызывают?

Так хоронили ленинградцев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённых местах и увозили на кладбищ. Но не сдавался город.

·    Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй.       15 слайд. "Дорога жизни" ·    Нелёгкой была эта дорога. Не все машины доезжали  до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами. В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных  детей.   16 слайд.  Хлеб блокадного Ленинграда.

·    Вглядись в эту фотографию и ты поймёшь, как жили ленинградцы первой блокадной зимой. ·    Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков  выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась. 

·    В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. И сухарём-то его не назовёшь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Это суточная блокадная норма на одного ленинградца. 

- Можно было утолить голод таким количеством хлеба? - Как думаете, что делали взрослые, чтобы накормить своих детей?

 Но Ленинградцы держались. 900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. 

Учитель: Дорогие ребята, давайте послушаемся воспоминания жителей блокадного Ленинграда

Ученик: «Таня Савичева»

Краткие записи Таниного дневника действуют на душу сильнее, чем описание всех блокадных ужасов. Сегодня Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда в Санкт-Петербурге, его копия – в витрине мемориала Пискаревского кладбища.

В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова:

23 слайд.  "Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 г.  Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.  Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.  Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г…  Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

24 слайд. В Санкт-Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане Савичевой, написавшей блокадный дневник.

Ученик: «Колесникова Елена Владимировна» (род. 1932)

"В 1941 году мне исполнилось 9 лет. В конце мая закончился первый в моей жизни учебный год, но этим летом мама не повезла меня как обычно к бабушке на каникулы. 
Первый день войны мы с мамой встретили на пляже у Петропавловской крепости. Когда по радио объявили о выступлении Молотова, пляж как-то замер. Люди слушали молча, быстро собирались и уходили. Всюду было слышно слово – ВОЙНА.
  Отца призвали в армию, он был где-то на Ленинградском фронте. 
Дети вместе со взрослыми таскали на чердаки песок, наполняли водой железные бочки, раскладывали лопаты… Каждый чувствовал себя бойцом. Подвалы должны были стать бомбоубежищами. 
Первая в моей жизни бомбежка осталась в памяти ярче других, потому что было страшно, как никогда потом за всю жизнь. Рев самолетов, грохот зениток, взрывы. И еще темнота.
Раз-два во время бомбежек мы с мамой спускались в подвал. Потом перестали. Мама сказала, что бессмысленно так тратить время.
Мама стала сушить очистки от картошки и всякие корочки. С лета она оставила бутылочку прокипяченного подсолнечного масла и не велела до него дотрагиваться.
В школе ребят стало гораздо меньше. Заниматься было почти невозможно: обстрелы, налеты, занимались при свечке. Когда в один из дней пришли только трое, учительница сказала, что больше собираться не будем.
Вскоре мама перестала ходить на работу, ее организация была эвакуирована. Она часто уходила надолго, иногда на весь день – на дежурство, в очередь за хлебом, за водой, за дровами, за какой-нибудь едой.
Тогда все ходили медленно, не было сил. Да, блокада осталась в памяти как время, когда было темно, будто не было дня, а только одна очень длинная, темная, ледяная ночь.
В декабре все корочки закончились. Еды нет, нет у всех, кто остался в Ленинграде. Уже после войны в разговоре с кем-то мама сказал: «Спасибо дочке, она никогда не просила у меня есть!».
Из блокадных лет запомнился один Новый год – это, наверное, первый Новый год без красивой елки с конфетами, орехами, мандаринами и блестящими огоньками. По радио выступала Ольга Берггольц. Я не знала тогда, что это наша ленинградская поэтесса, но голос ее, с характерной интонацией,  как-то затронул и заставил внимательно слушать то, что она говорила. «Мне не надо говорить вам, какой он, этот год…». Дальше запомнились стихи. Кажется так: «Товарищ, нам выпали горькие трудные дни, грозят нам и горе, и беды. Но мы не забыты, мы не одни, и это уже победа!»

Учитель: немало песен сложено о блокадном Ленинграде, давайте послушаем одну из них. ( Ставится песня «Блокада Ленинграда»).

Только в январе 1943 года развернулось стремительное наступление советских войск. Прорвали они полностью фашистскую блокаду  города Ленинграда. Погнали  врага на запад. 

19 слайд. 27 января 1944 года ленинградцы праздновали победу - прорыв блокады Ленинграда. За залпом залп, гремит салют. Ракеты в воздухе горячем Цветами пёстрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, Не утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом!

Учитель: Пусть проходят года,
Но на лицах седых стариков
Остается беда
Той войны всех времен и веков.
Шли солдаты на смерть,
Покидая родительский дом,
И сражались они
За свободу земли,
На которой с тобой мы живем!
Я хочу, чтобы яркое солнце светило,
Чтобы снились всегда только добрые сны.
Чтоб Россия героев своих не забыла

Чтобы не было больше войны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час "Блокадный Ленинград"предназначен для учащихся 5-7 классов. В разработке есть презентация, которая помогает более глубоко понять те страшные дни, которые пришлось пережить ленинградц...

Классный час "Блокадный Ленинград"

КЛАССНЫЙ ЧАС "Блокадный Ленинград"...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда. В сценарии даны ссылки на презентацию, музыкальные произведения и видеофильмы "Блокада Ленинграда" и "Блокадный дневник Тани Савичевой 2013 го...

Классный час "Блокадному Ленинграду посвящается…"

Дню снятия блокады Ленинграда посвящается…...

Классный час "Блокадный Ленинград"

Классный час был проведён для 5 и 10 класса...

Сценарий открытого классного часа "Блокадный Ленинград"

Материал открытого классного часа подготовили и провели учащиеся 8 класса "Г" и 9 класса "Г" ГБОУ СОШ № 460 г. Москвы...

Классный час:" Блокадный Ленинград спасла музыка".

«Все может родная земля:Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.Вот только защитить сама себя не может: Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кт...