«ХОЧЕШЬ ЖИТЬ — БРОСАЙ КУРИТЬ»
классный час

Зайцева Наталия Николаевна

Методическая разработка внеклассного мероприятия «ХОЧЕШЬ ЖИТЬ — БРОСАЙ КУРИТЬ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_o_vrede_kureniya.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

 «ХОЧЕШЬ ЖИТЬ — БРОСАЙ КУРИТЬ»

Учителя истории и обществознания

МОУ «СОШ № 76»  Ленинского района г. Саратова

Зайцевой Наталии Николаевны

Классный час на тему: «Хочешь жить — бросай курить»

(9-11 классы)

Сатирическая конкурсная программа против курения

Цели:

  • развитие у подростков осознанного неприятия курения как способа воздействия на свою личность; воспитание уважения к себе, чувства собственного достоинства, уверенности, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым, дает ему силы делать осознанный выбор во всем; развитие умений отстаивать свою точку зрения, видеть главное в рассуждениях оппонентов; воспитание культуры ведения дискуссии; развитие умений анализа и самоанализа, оценки и самооценки.
  • через сатиру и юмор показать пагубное влияние табакокурения на подростковый организм.

Оборудование: плакаты,  направленные на борьбу с курением, презентация.

Предварительная работа:

  • Класс заранее делится на 2-3 команды игроков по желанию и интересам учеников.
  • Раздаются роли ведущим – 5 человек
  • Домашнее задание командам – нарисовать плакат или снять мини-ролик социальной рекламы на тему «Хочешь жить — бросай курить»  или   «Жизнь без сигареты».

Ход классного часа

Во вступительном слове классный руководитель говорит о теме сатирической программы и сообщает, что основная конкурсная программа состоит из шести туров. Затем он представляет членов жюри (старшеклассники или учителя, работающие в данном классе, возможно, родители учеников).

Вступительное слово классного руководителя:

(слайды презентации с данными фактами)

Проблема подросткового курения в России в последнее время встает все более остро. В табачном дыму ежегодно гробят здоровье все новые и новые подростки и даже дети. Последние исследования утверждают, что курить начинают уже в 10-12-летнем возрасте, а первый опыт «пробы» сигарет и того раньше – до семи лет.

По данным Роспотребнадзора, среди молодежи 33% учащихся средних учебных заведений употребляет табак ежедневно. В день они выкуривают в среднем 12 и 7 сигарет, юноши и девушки соответственно. Среди молодёжи 14 -17 лет курение стало излюбленным времяпрепровождением. В этой возрастной категории есть уже заядлые курильщики с 5-летним стажем. Между тем, установлено, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще.

Вообще, в России на сегодняшний день курят 65% мужчин и более 30% женщин. Причем, 80% этих курильщиков «заразились» вредной привычкой, будучи подростками. По последней информации Всемирной Организации Здравоохранения, в России курят более 3 миллионов подростков: 2,5 миллиона юношей и 0,5 миллиона девушек. Ситуация усугубляется еще и тем, что дети всегда смотрят на взрослых как на пример для подражания, и никакие уговоры, доводы и убеждения не помогают. Еще бы, как бы вы сами отнеслись к человеку, который убеждает, что курить плохо, а сам в это время без зазрения совести смолит очередную сигарету.

        Поэтому мы будем сегодня говорить об этой важной проблеме, но наш серьезный разговор пойдет в шутливой форме, без нотаций и проповедей мы поговорим о вреде табака.

Ведущий 1. «Краткая история табака» (слайды презентации)

Курение табака возникло еще в глубокой древности. В Европу табак попал из Америки, где побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы — взрослые и дети — держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что «дикари» традиционно используют листья для частого вдыхания дыма.

Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ как проявление враждебности или недоверия.

        Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев «табакко» и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые «дикари», украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор.

        Вскоре табак попал во Францию: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака, самый ядовитый.

Ведущий 2. «История распространения табака в России» (слайды презентации)

        В России долгое время употребление табака не поощрялось. Впервые табак появляется в России при Иване Грозном. Его завозят английские купцы, он проникает в багаже наемных офицеров, интервентов и казаков во времена Смуты. Курение на короткое время приобретает временную популярность в среде знати.

При царе Михаиле Федоровиче Романове отношение к табаку резко меняется. Табак подвергается официальному запрету, контрабандный товар сжигают, его потребители и торговцы подвергаются штрафам и телесным наказаниям. Еще жестче стали относиться к табаку после Московского пожара 1634 году, причиной которого посчитали курение. Вышедший вскоре царский указ гласил: «чтоб нигде русские люди и иноземцы всякие табаку у себя не держали и не пили и табаком не торговали». За ослушание полагалась смертная казнь, на практике заменявшаяся «урезанием» носа.

        В 1646 году правительство Алексея Михайловича пыталось изменить прежний порядок и взяло продажу табака в монополию. Однако под влиянием могущественного патриарха Никона, вскоре восстанавливаются жестокие меры против «богомерзкого зелья».

        В Соборном Уложении (1649)  существовала 30-я глава, предусматривавшая для любого курившего тяжелое наказание: «... а которые стрельцы и гулящие всякие люди с табаком будут в приводе дважды и трижды, и тех людей пытать и не одинова бить кнутом на козле или по торгам(т.е. в застенке или публично на площади) ... Кто русские люди или иноземцы табак учнут держать или табаком учнут  торговать, и тем... чинить наказание без пощады, под смертною казнею...».

        В феврале-апреле 1697 г серией указов царь Петр Алексеевич (Петр I ), государь-реформатор, для которого нарушение веками устоявшегося устоя жизни было непременным условием правления, легализовал продажу табака и установил правила его распространения. Примечательно, что по петровскому указу 1697 года табачный дым сначала разрешалось вдыхать и выдыхать только через курительные трубки. При Петре I в России появились первые табачные фабрики. Курение распространилось по всей стране. Тогда еще никто не знал, насколько опасна эта привычка.

Ведущий 3. (слайды презентации)

 12 марта 2010 года сотрудники УВД города Норильска задержали 37-летнего местного жителя Зенона Процака, при личном досмотре у него были изъяты листовки с изображением Адольфа Гитлера и текстом под ним: «Социальная политика для славян - никакой гигиены, только водка и табак. Адольф Гитлер 1942 год. Он спланировал, ты – воплотил.»

(http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=lOx4HgqchUw)

        Задержали активиста общественной организации отнюдь не за искажение истории, у Адольфа Гитлера действительно было высказывание на счет водки и табака, и сделал он его после провала блицкрига под Москвой.

        Осознав, что завоевать европейскую часть СССР возможно лишь истребив коренное население, Гитлер пришёл к идее новой социальной политики для славян, в результате которой они вымрут сами собой, только водка и табак и желанные земли на востоке отойдут, наконец, к истинным арийцам.  Есть о чем задуматься…

Тур 1. «Этикет говорит: нет» (слайды презентации)

        В XIX веке в обществе существовали довольно строгие правила этикета. Если в доме устраивался бал или прием, для курения отводилось специальное помещение — отдаленная комната или кабинет хозяина. Если бы кто-то вздумал закурить за столом или в танцевальном зале, такого гостя немедленно перестали бы принимать. Курить в гостиной при дамах было просто непозволительно: в курительной комнате, разумеется, находились только мужчины. Курящая женщина была такой же редкостью, как сказочная Баба-Яга. Курение даже на улице считалось неприличным.

        Продолжая тему, попробуйте сделать антирекламу курению.

Придумайте четверостишия на заданные рифмы: : «табак — сорняк — курение — зрение»,  «зря — нельзя — бросай — меняй», «вред — бред — табак — рак», «курить — вредить — береги — беги»,

Команды зачитывают четверостишия. За наиболее удачные присуждаются очки.

Тур 2. «Хочешь жить — бросай курить»  (Ведущие играют сценку: Никотин, Сердце, Желудок, Мозг и Лёгкие)

Никотин:  Привет, братцы! Очень рад вас видеть, у меня для вас, как всегда,

подарки. (По очереди достаёт из мешка пакеты с хорошо читающимися надписями, начинает  их вручать).

Сердцу:  Вот тебе Стенокардия. А вот Инфаркт миокарда, обширный, преобширный. (Сердце мимикой, пантомимой отрицательно реагирует на вручаемые  подарки.)

Желудку:  Вот тебе Тошнота, Рвота, Язва, свежая, зияющая. (Нахваливает.) (Желудок мимикой, пантомимой отрицательно реагирует на вручаемые  подарки.)

Мозгу:  Вот тебе Склероз, Слабоумие, отдохни, родимый! (Мозг мимикой, отрицательно пантомимой реагирует на вручаемые  подарки, а  потом читает стих-признание.):

Иссушил меня гадкий злодей,

     Нету больше здесь светлых идей,

Ни вниманья, ни памяти нет –

Погубил меня дым сигарет!

Легким: А вам, голубушки мои любимые, всё самое лучшее – Кашель, громкий,   надрывистый, затяжной. Вот ещё и  Туберкулёз припас. А напоследок –  Рак!!! (Лёгкие мимикой, пантомимой реагируют на вручаемые подарки. А при  вручении Рака падает замертво.)

Сердце, Желудок и Мозг подбегают к Лёгким, помогают им подняться.

        Мозг: (шевеля последними извилинами, советует друзьям) Нам, наверное, не надо   принимать эти подарки. Отдадим их скорей обратно! Не нужны нам такие  друзья!!!

Друзья принимают совет, выбрасывают пакеты с подарками.

Сердце, Желудок, Мозг и Лёгкие, взявшись за руки,  поют вместе песню (на мотив песни «Если у вас нету тёти» из к/ф «С лёгким паром»)

Если курить вы не стали,

То лучше вам и не курить…

Ведь медики предупреждали,

Что никотин

может совсем

Может и лошадь убить, лошадь убить.

Припев:

Оркестр гремит басами

Трубач на трубе дудит…

Думайте сами, решайте сами,

Курить или не курить…(2р)

Кл. руководитель: (слайды презентации)

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

  • 90% смертей в мире от рака легких, 75% - от хронического бронхита и 25% - от ишемической болезни сердца обусловлены курением.
  • Каждые десять секунд на планете умирает один заядлый курильщик (специалисты прогнозируют, что к 2020 году этот показатель повыситься до одного человека каждые 3 секунды).
  • Курение и вызываемые им заболевания ежегодно становятся причиной смерти не менее чем миллиона граждан России.
  • Примерно 25% заядлых курильщиков умрет преждевременно через употребление табака. Многие из них смогли бы прожить на десятки лет дольше. Умершие вследствие курения в среднем теряют по 10-15 лет своей жизни.

Сейчас, к сожалению, многие подростки начинают курить, но знаете ли вы, к чему это приводит?

  • Дается слово командам (команды по очереди приводят факты о вреде табакокурения.  Выигрывает та команда, у которой будет больше фактов и аргументов)

Ведущий 4. Геннадий Касмынин писал:

Утром наполнить спешу никотином

Хилые легкие. Пусть похрипят.

Так я воюю и с медициной,

И с утвержденьем — «Курение — яд!».

Это непросто: щеки обвисли,

Сердце в груди совершает прыжки.

Выпали волосы. Спутались мысли.

Руки дрожат. Под глазами мешки.

Но с ненавистным журналом «Здоровье»,

Что издается на радость ханже,

Вплоть до победы биться готов я.

                                          Врач успокоил: «Недолго уже».

Задание тура 3: продолжите всем известную фразу «Минздрав предупреждает...»    Команды выполняют задание.

Тур 4. «Куришь? На кол! (викторина из истории борьбы с табаком)»

(слайды презентации)

С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казненных с трубкой во рту выставляли на площади. Французский король Людовик XIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии, в назидание потомству, пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича уличенных в первый раз наказывали палочными ударами, во второй — отрезанием носа или ушей. А что знают наши команды?

В этом туре мы проверим знание участниками команд истории табака и борьбы с курением.

1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запрета на курение?

а) Медики.

б) Пожарные.  +

в) Церковь.

2. При каком царе за курение табака — «дьявольского зелья» — в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?

а) При Петре I.

б) При Михаиле Федоровиче.

в) При Алексее Михайловиче.  +

3. В школах Китая юного курильщика ожидает изнурительное наказание. Какое же?

а) Тренировка на велотренажере.   +

б) Бег на 1,5 км.

в) Мытье полов в школе.

4. Как говорят, когда дело плохо?    (Дело табак!)

5. Когда на Руси впервые появился картофель, некоторые его называли «чертовым яблоком». А что эти же люди называли «чертовым ладаном»?

(Табак.)

 6. Если бы Екатерина II Великая не была императрицей и жила в эпоху царствования Федора III Алексеевича, то ей, скорее всего, отрубили бы нос. А за что?

(За нюхание табака. Екатерина, как известно, любила этим баловаться. А Федор III таким любителям носы отрубал.)

 7. В XVIII веке в петербуржском свете было модно дамам нюхать табак. При этом любая уважающая себя дама всегда брала понюшку левой рукой, и никогда – правой. Почему?

(Правую руку давали для поцелуя, и она не должна была пахнуть табаком.)

8. Почему ночной грабитель обходит стороной дом курильщика?

(Потому что он всю ночь кашляет и не спит.)

9. Почему собака не кусает курильщика?

(Он слаб и поэтому ходит с палкой, а собаки не кусают человека с палкой.)

10.  Почему курильщик никогда не состарится?

(Потому что он умрёт молодым.)

 11. Согласно неписанному правилу Голливуда, только эти люди могут позволить себе  курить в кадре. Какие?

(Отрицательные персонажи.)

 12. Представьте себе щит социальной рекламы. В левом его углу изображен спортсмен с мячом у баскетбольной корзины, а в правом – мужчина с сигарой в одной руке и бокалом виски в другой. Какое одно слово нужно написать между этими двумя изображениями?

(«Бросай!»)

 

13. Всем известно, что курение вредит здоровью, что было неоднократно доказано медиками. А вот в 1989 году появилось исследование, авторы которого доказывали, что курильщики очень выгодны государству, а точнее – его Пенсионному фонду.  Приведите их основной аргумент.

(Курильщики живут достаточно долго для того, чтобы полностью сделать взнос в Пенсионный фонд, но недостаточно, чтобы в старости пользоваться этими деньгами.)

14. Отказаться от этого Фиделя Кастро убедил знаменитый океанолог Жак Ив Кусто, чтобы подать убедительный пример всему человечеству. Столь мужественный поступок команданте был отмечен международной медалью, сам же Кастро назвал свой поступок отступничеством и едва ли не величайшей своей жертвой Революции. Что же в середине 80-х годов сделал Фидель Кастро?

(Бросил курить сигары, несмотря на то, что одна из важнейших статей экспорта Кубы – именно кубинские сигары.)

 15. В какой майский день в мире отмечают День без табака? (31 мая.)

Ведущий Пусть в этой викторине победителями станут ребята,  ответившие на наименьшее число вопросов, ведь они ничего не знают и «слыхом не слыхивали» ни о табаке, ни о сигаретах-папиросах, в общем, положительные детки.

Тур 5.  Оценивается  домашнее задание командам – нарисовать плакат или снять мини-ролик социальной рекламы  на тему «Хочешь жить — бросай курить»  или   «Жизнь без сигареты».

Тур  6.  Частушки против табакокурения:

Командам раздаются листы с частушками и по очереди каждая команда поет свой куплет:

Ведущий 5:

От нотаций проку мало –

Песен очередь настала,

Может, смехом мы сквозь слёзы,

Отведём беды угрозу.

  1. Пробежал я стометровку –

 Вот и золото побед.

 Ну а ты сиди на бровке,

 Нет ведь сил от сигарет.

  1. Не бывать тому атлетом,

 Кто сдружился с сигаретой.

 Его бицепсы всегда

 Будут хлюпать, как вода.

  1. Кольца дыма ты пускаешь –

 Ох, как сильно прогадаешь!

 Олимпийских пять колец

 Не видать тебе, юнец!

  1. Не герой ты, а слабак –

 Победил тебя табак.

 Силы воли капли нет,

 Ты – раб вечный сигарет.

  1. Пашку класс не уважает:

 Целый год курить бросает.

 По-мужски ведь слово дать

 И ценой любой сдержать!

  1. Не целуюсь я со Светой –

 Дурно пахнет сигаретой.

 А целуюсь только с Ирой –

 Пахнет вкусненько зефиром.

  1. Я про вред куренья знаю,

 Да «ботаном» обзывают.

 Вот приходится курить,

 «Пацаном своим» чтоб слыть.

  1. Сигареты покупаешь –

 Дату смерти приближаешь.

 В день коль пачка сигарет –

 Минусуй десяток лет!

  1. Курит дома папа Дима –

 Дочь глотает клубы дыма.

 А потом ворчит папаша:

 Что ж глупей всех дочка наша!

  1. Заменили перекуры

Мы полезной физкультурой,

Потому сейчас для вас

Может петь хоть целый час.

Все вместе:

Чтоб сильней Россия стала,

Впереди всех стран шагала,

Ты здоровым должен быть,

Так бросай скорей курить!

Подводятся  мини-итоги. (слайды презентации)

1-й ведущий: Ребята, помните! (Обращаясь ко всем присутствующим) За красивой этикеткой таится грозная опасность!

2-й ведущий: Подражание старшим не всегда и во всем правильно. Самоутверждение, желание быть не таким, как все, — потребность каждого подростка.

3-й ведущий: Это знает каждый взрослый человек. Подражайте в спорте, в овладении знаниями и профессиональными навыками, в любви к жизни, а не в курении табака.

4-й ведущий: Минздрав России предупреждает: «Курение опасно для вашего здоровья!»

5-й ведущий: Мы не курим! И вам не советуем. Выбор за вами!

Ведущий предоставляет слово членам жюри. Производится награждение команды-победительницы.

В конце встречи классный руководитель благодарит всех за участие в программе и завершает классный час словами:

  • Способность бросить вредную привычку зависит от вас: вашей собранности, воли.
  • Надо быть упорным и настойчивым. Начать курить легче, чем отказаться от курения.
  • Так давайте же не начинать курить: давайте беречь здоровье — свое и близких!

Список использованных Интернет-источников  и литературы:

  1. Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. 50 сценариев классных часов. М. Центр «Педагогический поиск». 2001.
  2. Дик Н.Ф. Веселые классные часы в 7-9 классах. Ростов н/Д: Феникс. 2005.
  3. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki8_3.htm
  4. http:// www.nosmoking.ru
  5. Статистика подросткового курения в России// http://ne-kurim.ru/articles/stat/podrostkovoe-kurenie/
  6. Трезвая Сибирь//http://sobersiberia.com/articlessmok/38-socialno-ekonomicheskie-posledstviya-kureniya.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ребята! Бросайте курить!"

В данной статье рассмотрено негативное влияние курения на организм человека с точки зрения проходящих в нем физических процессов. Материал статьи можно использовать во внеклассной деятельности, на кла...

Возвращение в мир некурящих или Легкий способ бросить курить по-русски

Учебное пособие "Возвращение в мир некурящих" - это своего рода "Легкий способ бросить курить по-русски".Для широкого круга читателей. Но, но в первую очередь, для молодых граждан нашей страны.М...

Возвращение в мир некурящих или Легкий способ бросить курить по-русски

Учебное пособие «Возвращение в мир некурящих» представляет собой курс библиопсихотерапии (лечение печатным словом). Это своего рода «Легкий способ бросить курить по-русски». Для широкого круга ч...

Памятка для родителей "Как помочь ребёнку бросить курить?"

В помощь родителям  в борьбе с курением детей....

Легко ли бросить курить

презентация РР для проведения ток-шоу...

Как бросить курить.

Презентация "Как бросить курить"  помогает старшим школьникам сформировать представление о вредном воздействии никотина на организм, масштабы вреда и знакомит со способами избавления от никотинов...

Классный час по теме "Как бросить курить?" 10-11 класс

Классный час. Ситуативный практикум«Как бросить курить» Цели:·                   Привитие потребност...