Методы формирования толерантного отношения у учащихся среднего звена
статья (9 класс)

Растеряева Ирина Рамазановна

В статье приводятся методы и приёмы, позволяющие выработать у подростков чувство терпимости друг к другу  и окружающей среде. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время в образовательно-воспитательном процессе все большую популярность приобретает социально-педагогический проект, что обусловлено высокой степень его эффективности. Исследователи выяснили, что в ходе работы над таким проектом учащийся проявляет такие качества личности как честность, справедливость, чуткость по отношению к другим людям, усердия, стойкости, выдержки свою воли, которые являются составными компонентами ответственности. Особая роль отводится региональным социально-педагогическим проектам. Считается, что изучение и поиск путей решений социально-педагогической проблемы с опорой на конкретный и близкий учащимся опыт локальной жизни, местный языковой материал, успешно формирует у школьников новые духовные ориентиры, положительный социальный опыт, ответственность.

Проблема создания социально-педагогического проекта нашла отражение в научных трудах многих известных отечественных ученых прошлого и настоящего, таких как: Ивасенко А. Г. Кукушин В. С. Беспалько В. П. Сериков В. В. Шепель В. М., Крюкова Е. А., Милютина Н. Р. и другие. Большой вклад в изучение формирования ответственности у подростков внесли следующие выдающиеся ученые: Л. И. Божович, Ж. Пиаже, В. А. Горбачева, Д. И. Фельдштейн.

Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Проектирование – это своего рода попытка осмысления мира, поэтому и социальное, и гуманитарное познания могут быть расценены как различные формы проектирования – проецирования сущности человека на окружающий мир.  Под проектированием также понимается процесс целенаправленного изменения или создания новой системы [Ивасенко А. Г. : с. 216].

Педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учителя и учащихся, а иногда и родителей [Кукушин В. С. : с. 126].

В последнее время наблюдается снижение уровня взаимодействии между учащимися, школами, в районе недостаточно акцентировано внимание на необходимости системного подхода к процессу передачи опыта, преемственности традиций, что, на наш взгляд, приводит к потере социальных и размыванию общечеловеческих ценностей, а также не способствует развитию у подростков гражданского самосознания, стремления к собственному самоопределению, воспитанию чувства ответственности.

Наша заинтересованность в решении поставленной проблемы привела к разработке кратко-срочного и эффективного регионального социально значимого проекта «Мемориальные топонимы Волгограда».

Немало перемен произошло в жизни нашей Родины за последние годы: сменились представления о многих социальных ценностях, ушли в прошлое идеологические нормы и законы, стало иным понимание нравственных постулатов. То, что имело высокую общественную значимость в прошлом, сейчас стало маловажным, а порой и отрицательно оцениваемым. Но и в этой атмосфере тотальной переоценки этических ориентиров, смены парадигмы мышления сохранила свою неизменно высокую оценку память о подвиге россиян, советского народа в Великой Отечественной войне, о Победе 1945 года.

Правды ради следует сказать, что в первые годы постсоветского периода и в этой сфере духовной жизни народа были посеяны семена нигилизма, скептического отношения к опыту прошлого, но такая оценка этого отрезка отечественной истории складывалась, прежде всего, в среде столичного бомонда, некоторых маргинальных общественных групп, тех личностей, которые потеряли национальные корни и вскоре уехали на постоянное место жительство за рубеж.

В нашем же городе эти тенденции потери нравственных ориентиров фактически не проявлялись: слишком отчётливо и ярко сохранилась у нас память о войне, о героизме россиян, советских граждан, об их верности Родине: она взывает с вершины Мамаева кургана, с руин мельницы Гернгардта, с пронзённого осколками тополя на Аллее Героев, с танковых башен на постаментах, с мемориальных табличек на домах. Вслед за Волгоградом стремятся сохранить память о подвигах предков во время самой страшной в истории человечества войны во всех городах, рабочих посёлках, станицах, сёлах, хуторах области.

Навеки остаётся память о Великой Отечественной войне, о её героях и жертвах в нашем городе и в Волгоградской области. Она находит своё воплощение в экспозициях музеев, в книгах, журнальных и газетных заметках, в памятниках, барельефах и других материальных объектах. Но есть нематериальная форма увековечивания памяти, которая не менее важна и значима, чем все перечисленные выше. Речь идёт о мемориальных топонимах – названиях населённых пунктов и их частей (районов, улиц, площадей), присвоенных в память о защитниках Родины, героях Великой Отечественной войны.

В ряду мемориальных топонимов особое место занимают названия, данные в честь героев Великой Отечественной войны. Они находятся вне политической конъюнктуры, в них отразились уважение жителей городов и сёл к подвигам земляков, стремление увековечить память об их героизме, поэтому такие мемориальные топонимы не были отторгнуты новой идеологической обстановкой, сохранились в топонимическом пространстве региона. Даже в тех случаях, когда подобные наименования заменили важные для истории города топонимы, не возникли общественные группы и не появились отдельные лица, которые бы выступали с инициативами о возращении внутригородским объектам прежних названий (например, в Волгограде улица Чуйкова прежде именовалась Краснопитерской в честь дружбы и сотрудничества пролетариата Царицына и Петрограда, а до революции – Петровской в память о пребывании Петра I  в городе; проспект Жукова назывался Историческим шоссе, поскольку здесь начиналась сторожевая линия от Волги к Дону, пролегала историческая дорога, по которой прошли русские войска во время I Азовского похода).

Мемориальные топонимы на карте нашего края по-прежнему имеют яркое историческое и идеологическое звучание, несут для нас информацию о героическом человеке и памятном событии в хронике Великой Отечественной войны. Каждое подобное название представляет собою образ героя, защитника родной земли, и одновременно является языковым памятником культуры.

Все ли мы знаем о географических названиях, которые окружают нас с первых лет нашей жизни? Для ответа на этот вопрос мы разработали региональный социально-педагогический проект по русскому языку.

Тема: Мемориальные топонимы на карте нашего края

Возраст участников: 13-14 лет

Продолжительность: длительный (четверть)

Цель: в краткой справочной форме воссоздать и сохранить для потомков имена и биографии участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза, уроженцев края, чьими именами названы улицы населенных пунктов Волгоградской области. На примере жизненного пути и подвигов героев книга поможет познакомить молодое поколение волгоградцев с мемориальной топонимией нашего края и повысить их уровень ответственности.

Необходимые материалы:

  1. Герои Советского Союза : крат. биогр. Словарь. – М., 1987. – Т. I, II
  2. Слава и гордость нашего края : герои-земляки и защитники Сталинграда. – Волгоград, 2000.
  3. Прописаны в Волгограде навечно : сборник. – Волгоград, 1975.
  4. перечень наименований улиц г. Волгограда, названных именами участников Великой Отечественной войны // Консультант Плюс: информ. правовая система
  5. информация муниципальных публичных библиотек (центральных районных библиотек) Волгоградской области

Рекомендации

Проектная деятельность предполагает групповую работу учеников. При работе над данным проектом предполагается организовать учащихся в следующие группы:

Техническая группа будет заниматься набором текста на компьютере, сканирование фотографий, пересылкой материалов по e-mail.

Информационная группа будет заниматься поиском и представлением необходимой информации.

        Ход проекта:        

1. Анализ уровня ответственности у учащихся (тест СМИЛ (MMPI), фактор G опросника Кеттела).

2. Вспомнить и систематизировать с учащимися данные по топонимике. Изучить термин «мемориальные топонимы», понять актуальность мемориальных топонимов для нашего края.

3. Разработать содержание справочника: «Мемориальные топонимы на карте нашего края», расположение биографий героев в справочнике, основные части справок о герое.

4. Поиск информации учащимися, общение со взрослыми, с героями Великой Отечественной войны, работа с книгами, посещение памятных мест, библиотек.

5. Обработка информации учащимися, помощь учителя.

6. Подведение итогов проделанной работы, выводы, создание макета справочника.

7. Анализ уровня ответственности у учащихся после участия в проекте. Сравнительные данные.

Итоговый продукт: справочник «Мемориальные топонимы на карте нашего края».

Юные волгоградцы помнят о своих земляках-героях. Топонимическое пространство нашего региона достойно отражает эту историческую память, свидетельствует об уважении к подвигу защитников Отечества. Работа с мемориальными топонимами помогает воспитывать в подростках чувство ответственности. Видя пример поведения, они стараются взять данное поведение как основу. Пока жива память о героях, пока сохраняется уважение к предкам в сердцах и делах новых поколений, можно не опасаться за будущее народа, за духовное здоровье России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ У ПОДРОСТКОВ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ

статья посвящена проблеме формирования потребности ЗОЖа у школьников. Как одно из решений проблемы предлагается вовлечение подростков в проектную деятельность...

Социологические опросники среди учащихся "Формирование толерантного отношения"

Исследование толерантности является непростой задачей, т.к. в значительной степени имеет дело с изучением установок личности, связанных с представлениями о социальной желательности. В данной работе, п...

Выпускная квалификационная работа на I категорию Организация контроля усвоения знаний и формирования умений учащихся среднего звена по русскому языку

Проблемам организации постоянного качественного контроля умений и навыков, полученных на уроке  русского языка, посвящена данная исследовательская работа....

Урок толерантности для учащихся среднего звена

Определение, отличительные черы толерантной и интолерантной личности, упражнение "Моя толерантность"...

Статья "Формирование толерантных отношений в поликультурной среде учащихся на уроках географии"

Статья знакомит с темами  уроков, которые рассматривают общие теоретические вопросы толерантности и понимания того, что   Россия – многонациональное государство и многонациональность – специ...

Формирование гуманистических отношений у школьников среднего звена через урочную и внеклассную деятельность.

Гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого обучающегося, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждог...