Как правильно выбрать профессию? (практическое руководство)
методическая разработка (9 класс)

Литвиненко Ирина Михайловна

В предложенном кратком практическом руководстве емко, структурно и лаконично изложена информация, что позволяет использовать материал на классных часах по самоопределению и выбору профессии, удобно конспектировать, при необходимости -  разместить на тематическом стенде. Включение qr-ссылок на психодиагностические, работные сайты и Атлас профессий оживляет подачу материала и увлекает старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_vybrat_professiyu.docx43.22 КБ

Предварительный просмотр:

Как правильно выбрать профессию (Практическое руководство)

Решение вопросов «Как выбрать профессию», «Кем стать?» - первый шаг на пути к успешной карьере и от ответов зависит будущая успешность, востребованность профессионала. Для решения этой задачи используют формулу выбора профессии «Хочу — Могу — Надо».

Что скрывается за каждым из этих слов?

ХОЧУ

Вопрос №1: С чем или кем хотелось бы работать?

1. Человек – работа, связанная с взаимодействием с другими людьми;

2. Информация – поиск, обработка, изучение, структурирование и применение различной информации и языков;

3. Финансы – работа в сфере финансов, инвестирования, кредитования;

4. Техника – взаимодействие с техникой или различными конструкциями;

5. Искусство – творческие профессии;

6. Животные и растения – работа с животными любых видов и растениями;

7. Изделия и продукты – изготовление любых видов готовой продукции;

8. Природные ресурсы – поиск, разработка, защита, эксплуатация и добыча всех видов природных ресурсов.

Вопрос №2: Как хочется работать?

1. Управление – руководство деятельностью других людей, принятие ответственных и самостоятельных решений, добиваться выполнения поставленных задач.

2. Обслуживание – удовлетворение потребностей других людей в самых разных сферах. Продажа, ремонт, лечение, разработка и т.д.

3. Обучение и воспитание – занятия образовательной деятельностью, формированием и развитием личности, дрессировкой.

4. Производство и добыча – эксплуатация ресурсов и изготовление конечной продукции. Большой выбор направлений, начиная от операторов станков и геологов до программистов и дизайнеров.

5. Конструирование – проектирование и создание новых или переосмысление в лучшую сторону старых объектов и деталей.

6. Исследование – различные виды научных и прикладных исследований различных видов и направленностей.

7. Защита – охрана от враждебных действий (физическая, юридическая), лечение болезней людей и животных.

8. Контроль и оценка – проверка и наблюдение за деятельностью других профессий любой направленности.

Честно ответь самому себе на эти два вопроса и сможешь определить рекомендуемые профессии по  «Матрице выбора профессий» Г. Резапкиной. Достаточно лишь найти пересечение этих ответов. Пройди по  QR, чтобы пройти этот тест онлайн

Понятно, что абсолютно все профессии найти на ней не получится, но общее направление поисков будет очевидным. Подробнее познакомиться с заинтересовавшими направлениями и новыми    

                   профессиями можно в Атласе новых профессий по  QR.

МОГУ

Разобравшись с интересами и желаниями, переходим к своим физическим и психологическим возможностям, необходимо тщательно разобраться в себе- узнать свои сильные и слабые стороны. Если при выборе профессии исключить эту часть формулы или не придать ей должного внимания, то увеличивается вероятность не поступить в вуз и для достижения профессиональных успехов придётся прилагать намного больше усилий, чем окружающим коллегам, у которых соответствующие задатки и предрасположенности имеются.

Собственные возможности помогут определить направления:

  • Состояние здоровья

Для одних профессий состояние здоровья не играет большой роли, для других же такие особенности как слабое зрение, дальтонизм, плоскостопие или общая физическая подготовка играют решающую роль, и дорога к профессии будет закрыта навсегда. Даже если в требованиях к той или иной профессии не указаны противопоказания по здоровью, старайтесь соотнести свои физические особенности с процессом будущей работы.

  • Личностные качества и психологические особенности

Темперамент, особенности характера и прочие личностные качества, как положительные, так и отрицательные относятся именно сюда. Выявить их помогают психологические тесты.

При выборе профессии такие особенности личности играют значительную роль в комфортности работы. Замкнутым людям не стоит выбирать профессии, связанные с большим количеством общения с другими людьми или бурными рабочими процессами. Активные люди вряд ли смогут полноценно реализовать себя на однообразной, монотонной работе. Кто ты, интроверт или экстраверт? можно узнать в онлайн-тесте по QR

  • Профессиональные предрасположенности и способности

Если для освоения каким-либо навыком требуется меньше усилий для большего результата, это может сыграть огромную роль в выборе идеальной профессии. Умениями, которые получаются проще и лучше других людей могут быть  рисование, пение, тонкая работа руками, чувство стиля, идеальный слух и другие подобные.

  • Профессиональная квалификация и опыт

Для тех, кто уже начал осваивать выбранную специальность имеет смысл не менять сферу деятельности кардинально, а выбрать что-нибудь смежное, где можно применить уже имеющиеся знания, умения, навыки. С имеющимся наработанным опытом проще устроиться на работу и достигнуть успехов. При знакомстве с профессией важно определить, какие подходящие профессиональные качества уже имеются, а над какими стоит поработать для их развития.

НАДО

В формуле выбора профессии компонент «НАДО» - востребованность профессии на рынке труда. Предсказать перспективность профессии через несколько лет сложно, но общие тенденции вполне возможно. Рынок труда находится в движении.

Актуальные в Тюмени вакансии можно узнать, например, на сайтах по QR

 

Правильно оценив все элементы формулы «МОГУ – ХОЧУ – НАДО» по отношению к себе, вы найдёте профессию, которая будет одновременно:

  • Интересной для тебя (ХОЧУ),
  • Лёгкой и приятной в освоении (МОГУ),
  • Пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).

Для тех, кто любит хорошо структурированные пошаговые инструкции предлагаем воспользоваться Алгоритмом:

1. Составить список требований к идеальной профессии.

Начните с предложенных требований:  условия работы, уровень заработной платы, уровень требуемого обучения, содержание и характер работы, сложность трудоустройства по специальности, сфера деятельности … и расширьте список своими. Чем больше требований получиться придумать, тем лучше и точнее получиться желаемую профессию.

2. Определить степень значимости каждого требования.

Проранжировать каждое требование по шкале от 1 до 10 на те, которые являются жизненно важными и те, которыми можно пренебречь в пользу других, чтобы избавиться от требований, которые важны лишь на первый взгляд.

3. Составить список интересных профессий

Основной отбор должен идти опираясь на интересность профессии, учитывая насколько хотелось бы специальность.

4. Соотнести свой список требований с каждой из заинтересовавших профессий

Учитывайте личные таланты и способности, физические особенности - в какие-то профессии путь окажется закрыт по объективным причинам, а справляться с другими будет заметно проще.

5. Проанализировать результаты

Определите наиболее подходящие профессий и познакомьтесь с ними поближе. Найдите больше информации, сходите на экскурсию, дни открытых дверей, при возможности побеседуйте со специалистом в данной отрасли.

6. Проверить результаты

Обсудите свой выбор с родителями, друзьями, педагогами и другими значимыми людьми. Узнайте их мнение и аргументы в пользу профессии.

7. Определить шаги к получению профессии

Найдите информацию о том, в каком учебном заведении можно получить желаемую специальность, что требуется для поступления, какие профессиональные требования и навыки развить и как повысить свою конкурентоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно выбрать экзамен

Советы  ученикам, студентам и молодым педагогам при выборе экзамена для учебы и работы за рубежом....

Как правильно выбрать цель

Перед планированием каждого урока мы ищем как можно больше нужной информации, необходимый материал, пользуемся разработками к уроку, и начинаем творить… Для начала мы выбираем тему урока, что не являе...

«Как правильно выбрать игрушку ребенку 3-4 лет?»

Консультация для родителей по теме: «Как правильно выбрать игрушку ребенку 3-4 лет?»...

Буклеты: «Как пользоваться школьной библиотекой», «Как правильно выбрать книгу»

Данные буклеты разработаны как наглядное пособие для учащихся младшего и среднего звена....

Как правильно выбрать одежду и лыжи на уроки физкультуры

Как правильно выбрать лыжи на урок физкультуры...

Как правильно выбрать лыжные ботинки

Как правильно выбрать лыжные ботинки...

Игра "Как правильно выбрать профессию?"

Афоризм нашего мероприятия следующий: «Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою».  ...