Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"
классный час (7 класс)

Интерактивное занятие "Как учили грамоте на Руси?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивное занятие «Как учились в старину»

- Ребята, как вы думаете, было ли  время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу?

- Да, верно. Первые школы на Руси были открыты в Х веке по указу князя Владимира Красное Солнышко. (слайд 1) До этого момента дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей.

-Как вы думаете, кто был первыми учителями? (священники и монахи)

– Все ли могли учиться в первых школах? (только дети богатых людей. Но обучение воспринималось многими как пытка. Матери еще не понимали, куда и зачем собираются отправлять их детей. Именно поэтому, они сильно оплакивали их, и прощались с детьми, словно те уходят на верную погибель.)

- Обратите внимание на гравюру 1634 года. слайд 3 За простым длинным столом на лавке сидят босые ученики. На стене полка для книг. И что бросается в глаза современному ученику, так это плётка. За малейшую провинность, ученика ожидало наказание. В «Азбуковнике» (рукопись, вмещающая в себя несколько разных учебников) на первом листе располагалась песнь розге. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память». Но этот факт  ни в коем случае не значит, что учитель мог использовать свою власть сверх меры. Для того чтобы они дольше не ломались и были гибкими их отмачивали в солёной воде.

- Ребята, как вы считаете, похожа ли была школа того времени на современную?

- Что особенного в этом классе?

- Что делают ученики? Сколько их?

- Можно ли сказать, как они относятся к учению?

- Чем эта школа отличается от современной?

   В древнерусской школе класс – комната в обыкновенной русской избе. Здесь вдоль стен расположены лавки, в центре большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель.

   Освещалась школа с помощью лучины,  поэтому светец – это неотъемлемая часть интерьера  старорусской школы, а отапливалась естественно с помощью печи.

   Учитель разрешал ребятам садиться на лавку только после того, как они поклоняться 3 раза перед иконой и один раз в ноги учителю.

   Лавка обычно находилась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями.

    Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

     По давно заведённому обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум- грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от 2 до 5 месяцев. Занятия шли до Великого  праздника Пасхи. Школа для детей обычно находилась при церкви. На урок собирал колокол, позднее колокольчик, а теперь звонок.

Слайд 4 Учитель перед уроком говорил такие слова.

    Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге было уважительное. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. Нельзя было загибать листы книги и многое другое.

    В классе, как и сейчас, был дежурный, который приходил в 5 утра. Он ходил за водой и дровами, топил печь, обтирал стол и лавки, мыл пол. Все остальные дети приходили к 7 утра.

    Если ученик проучился две зимы и овладел грамотой, его называли грамотеем. Особо усердные ученики становились писцами – переписчиками книг. Это была почётная профессия, ведь книги являлись большой ценностью в средние века.

-Были ли домашние задания, как думаете?

    Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз.

    Даже в первый день встречи с учителем тот должен был наградить каждого из учеников тремя символическими ударами плеткой. По субботам учитель бил розгами всех детей без исключения, так сказать для профилактики плохого поведения.

   Также учитель наказывал детей  стоянием на коленях на горохе. Это очень было тяжело. На горохе приходилось стоять целыми часами. Кроме этого провинившегося могли оставить без обеда. А шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть.

-Бы ли обеды в школах того времени?

     Так как школьники находились в школе целый день, то и обедать им приходилось в школе. Детей кормили на родительскую складчину. Чтобы обучение шло успешно, родители учеников регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова,  а каждый четверг готовую еду – блины, лепёшки, яйца, куличи.

- Легко ли было овладеть грамотой в древнерусской школе?

-Как вы думаете, что нужно было для урока?  слайд 5 

(В школах писали на вощёных дощечках палочками, на коре берёзы, глиняных табличках, на пергаменте. Писали писалом.  Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное). Носили ученики такое орудие для письма в специальном чехле, подвешенном к поясу.

   Когда дети выучивались писать на дощечке, покрытой воском, переходили к письму на березовой коре. Конечно, на твердой бересте писать труднее, чем на мягком воске.

Дощечку для письма или бересту дети держали чаще не на столе, а на колене. И так, согнувшись, писали.

    Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергаменте.

Пергамент делали из кожи овец, телят, коз. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась белой или желтой.

     Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными. Гусиные перья часто ломались, и их приходилось часто менять. Люди придумали стальное перо. Перо закрепляли на деревянный стержень, опускали в чернильницу и писали. Стояла она на каждой парте. Два человека макали в неё перьевые ручки и выводили буквы. слайд 6

- Теперь вы многое узнали о школе древней Руси. Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?

 



Предварительный просмотр:

Лингвистический турнир «Быть грамотным – быть успешным»

1 конкурс – «Какая буква заблудилась?»

День рождения у Светы –

Мы варили ей конфеты. (дарили)

Любили мальчики мечтать –

Матрасами хотели стать! (матросами)

Учитель в школе вёл урок –

В руках учителя – мешок. (мелок)

Видишь, вилки за кустом,

Убегай, зайчонок, в дом!(волки)

В понедельник в магазине

Папа брил большую дыню.(брал)

Предупредила мама строго:

«Когтей у этой рыбы много». (костей)

Скоро расцветут пионы –

Видел я на них батоны. (бутоны)

Чтоб не опоздать на тренировку,

Полежать нам надо, слышишь, Вовка! (побежать)

2 конкурс – «Собери пословицу»

Будешь книги читать –

будешь много знать.

Грамоте учиться –

всегда пригодится.

Выбирай книгу,

как выбираешь друга.

Золото добывают из земли,

а знания из книг.

Кто грамоте горазд,

тому не пропасть.

Не тот грамотен, кто читать умеет,

а тот, кто слушает да разумеет.

Ложка нужна, чтобы суп хлебать,

а грамота — чтобы знания черпать.

3 конкурс – «Сколько в тексте букв Ы?»

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…кле раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

Морковь и огурц…

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.  А. Курляндский (2 буквы Ы)

4 конкурс – «Говорите правильно!»

ЗвОнишь или звонИшь

катАлог или каталОг

жАлюзи или жалюзИ

красИвее или красивЕе

дОговор или договОр

тОрты или тортЫ

5 конкурс – «Лесенка из слов»

О

О

О

О

О

О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамоте учиться - в жизни пригодится

Классный час в 5 классе, проводился в конце первой четверти. Цель - формирование положительного отношения к знаниям....

Грамоте учиться - всегда пригодится

Познавательная игра по русскому языку для 6-7 классов....

Программа дополнительного образования "Учимся грамоте" (по обучению послоговому чтению)

Дополнительная  услуга по обучению детей послоговому чтению «Учимся грамоте» в детском саду организована по запросу родителей, который выявлен при проведении анкетирования. Образовательная работ...

Как учили грамоте на Руси

Обучение грамоте на Руси в разные этапы развития...

Как учили грамоте на Руси

Занятие элективного курса...

Интерактивная игра "Учимся лепить"

Интерактивная игра на закрепление темы занятия "Материаловедение"...