Программа воспитывающей деятельности «Я - Гражданин» для 5-9 классов
рабочая программа (5, 9 класс)

Николаенко Татьяна Юрьевна

Программа воститывающей деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО, предназначена для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ya-grazhdanin_kl._ruk._5-9kl.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  воспитывающей деятельности

«Я - Гражданин»

Пояснительная записка

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава МБОУ Гимназия и  иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности классного ученического коллектива, позитивных и негативных тенденций общественной жизни обучающихся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом.

При составлении программы в основу легли документы, задающие целевые ориентиры государственной образовательной политики:

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года;  
  • ФГОС ООО второго поколения;
  • Программа развития универсальных учебных действий;
  • ИКС;
  • Программа оценивания достижения планируемых результатов образования, позволяющая оценивать уровень освоения предметных, метапредметных и личностных компетенций.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

ФГОС второго поколения ставит следующие основные приоритеты к участникам образовательного процесса:

  • учет потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;
  •  учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования, воспитания, и путей их достижения;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (в том числе - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий;
  • формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Главной целью школьного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на второй ступени образования становится развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами для самоопределения и самореализации подростков.

С учетом поставленной цели основными задачами образования на этой ступени являются:

- выявление тех изменений в жизни ребенка, которые необходимо смягчить, сделать более пластичным для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего;

- обеспечение преемственности в развитии УУД и способов деятельности на протяжении всего периода обучения, проведения анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;

- создание и сохранение положительной эмоциональной обстановки в классе (доверительность, искренность, мягкость, оптимизм).

Цель программы

Учитель:

формирование ценностных ориентаций обучающихся, определяющих общую гуманистическую направленность их личности, соответствующую насущным интересам личности и общества, принципам государственной политики в области образования; создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Ученик:

  • формирование и активизация социальной и гражданской активности учащихся.

Родители:

  • обеспечение единства учебно-воспитательного процесса на этапе осознанного выбора учеником профессии.

Задачи программы

  1. Реализация целевых установок Закона об образовании, ФГОС ООО,ИКС:
  • формировать и развивать коллектив класса;
  • создавать благоприятные психолого-педагогических условия для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения его неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
  • формировать здоровый образ жизни;
  • организовать систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
  • защищать права и интересы обучающихся;
  • организовать системную работу с обучающимися в классе;
  • использовать принцип гуманизации отношений между обучающимися и педагогами;
  • формировать у обучающихся нравственные смыслы и духовные ориентиры;
  • организовать социально значимую деятельность обучающихся.

  1. Обеспечение сотрудничества по схеме:

  1. Способствовать формированию конкурентоспособной личности  с активной гражданской позицией.

Исходя из поставленных задач, определяются функции классного руководителя второй ступени обучения.

1. Организационно-координирующие:

  • организация адаптации обучающихся 5-х классов в связи с переходом на вторую ступень обучения;
  • организация преемственности «начальная ступень – средняя ступень»;
  •  обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
  • установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);
  • проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
  • взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно вспомогательным персоналом образовательного учреждения;
  • организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • организация классного самоуправления;
  • стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий, посещение театров, выставок);
  • защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков (сотрудничество с медперсоналом школы, организация просветительской работы с обучающимися, воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом);
  • организация изучения обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту;
  • обеспечение охраны и защиты прав обучающихся, оставшихся без попечения родителей;
  • выявление, учет и работа с подростками социально незащищенных категорий;
  • работа с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении;
  • ведение документации (классного журнала, личных дел обучающихся, плана работы классного руководителя), проверка дневников, разработка методических материалов мероприятий;
  • проведение классных часов - еженедельно; проведение родительских собраний - раз в четверть;
  • организация дежурства по классу, школе, столовой, организация субботников;
  • забота о внешнем виде обучающихся;
  • оперативное извещение администрации школы о каждом несчастном случае, принятие мер по оказанию доврачебной помощи;
  •  взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.

2. Коммуникативные:

  •  регулирование межличностных отношений между обучающимися;
  • установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
  • содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
  • оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.

3. Аналитико-прогностические:

  • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
  • составление психолого-педагогических карт обучающихся;
  • направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
  • определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
  • ведение мониторинга учебной и социальной активности обучающихся.

4. Контролирующие:

  • контроль успеваемости каждого обучающегося;
  •  контроль посещаемости учебных занятий обучающимися;
  • контроль занятости обучающихся в системе дополнительного образования.

Основные направления

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные принципы воспитания, используемые классным  руководителем, способствующие реализации данной программы:

  • Принцип индивидуально – личностной ориентации содержания воспитания
  • Принцип получения знаний в соответствии с профилизацией образования
  • Принцип соразмерности потенциальных возможностей сделанному выбору

СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ

Учение

  • Создание ситуации успеха на уроке и во внеклассной деятельности.
  • Организация помощи учащимся в осмыслении необходимости эффективного учебного труда.
  • Формирование более высокой мотивации к учебной деятельности.
  • Ознакомление учащихся с приемами и методами самообразования.
  • Активизация совместной работы с учителями – предметниками по отработке УУД учащихся.
  • Отслеживание динамики  изменений  интеллектуальных возможностей (особенностей) каждого учащегося.

Формы и методы

  • Личностно – ориентированный подход к каждому учащемуся.
  • Занятия на развитие логических умений, на овладение рациональными приемами самообразования.
  • Вовлечение учащихся во внеклассную работу.
  • Психолого-педагогическая диагностика стимулирования учащихся к участию в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, занятию исследовательской и проектной деятельностью.

Ожидаемый результат

  • Повышение мотивации к учению и как следствие – повышение рейтингового балла обучения каждого ученика.
  • Сформированность УУД  учащихся и метапредметных результатов образования на момент сдачи госаттестации.
  • Обладание конкурентоспособностью каждым  учеником.

Досуг

  • Активное включение каждого учащегося в общеклассное и общешкольное дела.
  • Пропаганда здорового образа жизни и вовлечение учащихся в спортивные секции.
  • Формирование активной гражданско – правовой позиции через включение учащихся в занятие социальным проектированием.
  • Организация и проведение с учащимися, их родителями, учителями  –   предметниками практикумов по конфликтологии, культуре коммуникаций, формирующих толерантность и опыт бесконфликтного ненасильственного пути решения противоречий.
  • Организация и проведение тематических, проблемных классных часов.
  •  Индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личных особенностей.

Формы и методы

  • Организация и проведение встреч с интересными людьми разных профессий.
  • Экскурсии по историческим и достопримечательным местам нашего города.
  • Посещение различных предприятий нашего города.
  • Практикумы по организации и планированию личного времени, разбор социальных ситуаций – проблем.
  • Составление индивидуального маршрута  продвижения к поставленной  цели каждым учащимся.

 

Ожидаемый результат

  • Активная общественная позиция детей.
  • Осознание учащимися ценности коллектива.
  • Сформированность у учащихся потребности в активной гражданско – правовой позиции.

Семья

  • Организация и проведение тематических родительских собраний.
  • Диагностика роли семьи в формировании активной гражданской позиции ребенка.
  • Активное вовлечение родителей в процесс подготовки учащихся к госаттестации.
  • Правовое просвещение родителей.

Формы и методы

  • Родительские собрания в форме круглого стола.
  • Организация обмена опытом в процессе подготовки ребенка к осознанному выбору своей профессии.
  • Обсуждение результатов продвижения учащихся по индивидуальным маршрутам.
  • Организация индивидуальных консультаций родителей с учителями – предметниками.
  • Привлечение родителей к образовательному процессу.

Ожидаемый результат

  • Создание единого творческого коллектива: учащиеся – родители  -    классный  руководитель.
  •   Активное участие родителей в подготовке учащихся к сдаче госаттестации.
  • Оказание деятельной помощи ребенку со стороны родителей в осуществлении осознанного выбора профессии.
  • Положительное влияние родительского авторитете на формирование активной гражданско – правовой позиции учащихся.

Классное самоуправление

Основная цель ученического самоуправления – подготовка обучающихся к участию в общественном самоуправлении, воспитание организаторов. Ученическое самоуправление обеспечивает возможность каждому обучающемуся принимать участие в организаторской деятельности. Это помогает сделать процесс воспитания в школе демократическим, открытым и гуманистическим.

Модель ученического самоуправления включает в себя шесть блоков:

1. позиционный блок;

2. организационный блок;

3. нормативно-правовой блок;

4. содержательный блок;

5. технологический блок;

6. управленческий блок.

Принципиальные позиции ученического самоуправления:

- равноправие – все обучающиеся класса имеют право голоса при принятии решения;

- выборность - полномочия приобретаются в результате выборов;

- открытость и гласность - работа органов самоуправления открыта для всех обучающихся;

- законность - неукоснительное соблюдение нормативных и правовых актов;

- целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей обучающихся;

- гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;

- самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность обучающихся;

- ответственность - регулярно давать отчет о проделанной работе и еѐ результатах перед своими избирателями.

Структура самоуправления в классе:

1. Ученическое самоуправление в классном коллективе.

2. Классное собрание.

3. Совет класса.

4. Рабочие органы самоуправления.

Ученическое самоуправление в классах:

1. Учебный сектор.

2. Культурный сектор.

3. Спортивный сектор.

4. Трудовой сектор.

5. Информационный сектор, СМИ.

6. Сектор правопорядка.

7. Временный совет.

Основные функции органов ученического самоуправления:

Классное собрание:

- формирует органы самоуправления класса;

- рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления класса;

- вырабатывает и формирует предложения обучающихся по совершенствованию работы;

- заслушивает отчеты и оценивает результаты деятельности органов самоуправления класса.

Совет класса:

- координирует деятельность всех органов самоуправления обучающихся класса, планирует и организует внешкольную и внеклассную работу;

- организует самообслуживание обучающихся, дежурство по классу и школе;

- устанавливает шефство над младшим классом;

- организует выпуск стенгазет и работу «классного уголка»;

- обсуждает и утверждает планы подготовки важнейших мероприятий;

- заслушивает отчеты о работе органов классного самоуправления;

- решает вопросы поощрения и наказания обучающихся класса;

- организует соревнование между отрядами в классе, подводит итоги.

Рабочие органы классного самоуправления:

- планируют и организуют деятельность обучающихся по конкретному направлению;

- организуют и оценивают результаты соревнования между экипажами обучающихся в общественно-полезной и досуговой деятельности.

Основные документы,

регулирующие функционирование ученического самоуправления в классе:

- Устав гимназии;

- правила для обучающихся, в основу которых положены нравственные ценности, направленные на уважение личности обучающихся, их самостоятельности, взглядов, суждений, достоинства и чести.

Чтобы ученическое самоуправление успешно развивалось, необходимо этим процессом управлять.

Основные функции управления:

  • планирование (поиск ответа на вопрос: Что делать в классе, чтобы всем было интересно?);
  •  организация (поиск ответов на вопросы: Кто? Когда? Где? С кем? будет выполнять запланированную работу?);
  •  контроль (получение информации о протекании процессов организаторской деятельности класса);
  •  анализ (органы классного самоуправления анализируют деятельность каждого члена коллектива);
  •  регулирование и коррекция (внесение изменений в функционирование системы самоуправления класса).

Участвуя в работе органов классного самоуправления, обучающиеся приобретают ряд привычек и навыков, умений и знаний. У них развиваются положительные нравственные качества и черты характера. В классе разрабатываются «Правила для обучающихся», последовательно и четко выполнять которые должны все ребята.

Развитие детского самоуправления предполагает широкое привлечение обучающихся к самообслуживанию, которое поддерживает материально-техническую базу коллектива и решает ряд задач воспитания (привычки и навыки самостоятельного труда, бережное отношение к общественной собственности): обучающиеся сами планируют свою работу на субботниках, следят за сохранностью мебели и инвентаря.

В сфере развития личностных УУД приоритетное внимание уделяется формированию:

• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);

• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);

• готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий

- целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи,

- планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане,

- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей,

- контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия,

- вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.

В сфере развития коммуникативных УУД приоритетное внимание уделяется:

• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий

приоритетное внимание уделяется:

• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия.

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

• историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

• образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

• знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

• знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

• освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

• ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

• основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями;

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

• гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

• уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

• эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

• потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

• готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

• готовность к выбору профильного образования.

Выпускник получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

• готовности к самообразованию и самовоспитанию;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

• самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

• построению жизненных планов во временно2й перспективе;

• при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

• основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

• осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

• адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

• адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

• основам саморегуляции эмоциональных состояний;

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

• работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• основам коммуникативной рефлексии;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

• оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

• осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

• в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

• следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

• устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

• в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия.

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

• основам рефлексивного чтения;

• ставить проблему, аргументировать её актуальность;

• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

• организовывать исследование с целью проверки гипотез;

• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Прогнозируемый результат реализации Программы - модель выпускника основной школы:

- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Приложение

к программе воспитывающей деятельности

«Я - Гражданин»

План реализации программы воспитывающей деятельности «Я - гражданин»

Первая четверть

Общешкольные мероприятия

Памятные даты

Классные часы и собрания

Работа с родителями

  • День Знаний
  • День здоровья
  • День Учителя

  • День Знаний
  • День Учителя
  • День согласия и примирения
  • Классный час «Моя малая родина»
  • Классный час «Последний звонок Беслана»
  • Выборы классного актива и организация самоуправления в классе
  • Социометрическое исследование классного коллектива
  • Беседа по теме: «Организация рабочего времени семиклассника»
  • Беседа по теме: «Правила поведения и техника безопасности при нахождении в гимназии» (ознакомление с нормативно – правовой базой учебного заведения)
  • Беседа по теме: «Правила безопасного движения по пути в гимназию»
  • Подведение итогов четверти

  • Родительское собрание по теме: «Организация учебно-воспитательного процесса гимназии и ее нормативно – правовая база. Выборы родительского комитета»
  • Индивидуальные встречи с родителями

Вторая четверть

Общешкольные мероприятия

Памятные даты

Классные часы и собрания

Работа с родителями

Новогодний бал

  • День Конституции
  • День освобождения г. Ливны от немецко – фашистких захватчиков
  • Классный час по теме: «Долг и ответственность гражданина РФ»
  • Посещение военно - патриотического музея «Щит»
  • Беседа по теме: «Особенности перехода дорог в условиях ограниченной видимости»
  • Подведение итогов четверти

 

  • Родительское собрание по теме: «Этика отношений как идейная основа семьи и поведения ребенка в социуме»
  • Индивидуальные встречи с родителями

Третья четверть

Общешкольные мероприятия

Памятные даты

Классные часы и собрания

Работа с родителями

  • Предметные недели
  • Военно-патриотический месячник
  • День Защитника Отечества
  • Международный женский день
  • Классный час по теме: «Есть такая профессия защищать Родину»
  • Беседа по теме: «Культура умственного труда в гимназии и дома»
  • Классный час по теме: «Великое слово «мама»»
  • Психологический тренинг «Как избежать конфликтов в общении со сверстниками и старшими людьми»
  • Беседа по теме: «Враги здоровья человека»
  • Беседа по теме: «Как избежать инфекционных заболеваний»
  • Классный час по теме: «Масленица – праздник русской души»
  • Подведение итогов четверти
  • Родительское собрание по теме: «Роль родителей в организации подготовки учащимися домашних заданий»
  • Индивидуальные встречи с родителями

Четвертая четверть

Общешкольные мероприятия

Памятные даты

Классные часы и собрания

Работа с родителями

  • Предметные недели
  • Вахта памяти
  • День Космонавтики
  • День Победы
  • Классный час по теме: «Эхо Чернобыля»
  • Диспут по теме: «Модно или красиво?»
  • Акция «Ветеранам ВОв тепло наших сердец»
  • Урок мужества по теме: «Мы у них в неоплатном долгу»
  • Ролевая игра «Если бы я был…»
  • Психологический тренинг по теме: «Чего я достиг за год?»
  • Инструктаж по ПДД перед летними каникулами
  • Подведение итогов за четверть

 

  • Родительское собрание по теме: «Изучение нормативно-правовой базы по проведению итогового контроля знаний в 5-х классах»
  • Индивидуальные встречи с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компоне...

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы

Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...

Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Цель программы:- создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;- фор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы

Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...