Внеклассное мероприятие "Жизнь без мусора"
методическая разработка (8 класс)

Лунякова Татьяна Сергеевна

Внеклассное мероприятие "Жизнь без мусора"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lunyakova_t.s._sanatornaya_shkola_shuya.docx23.71 КБ

Предварительный просмотр:

III Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей

на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

(региональный этап)

Экологическое воспитание

______________________________________________________________

Тематическое направление

Классный час «Жизнь без отходов»

Тема методической разработки

Автор: Лунякова Татьяна Сергеевна,

учитель ОГКОУ «Санаторная школа-интернат»

2022

Пояснительная записка

1.1.        Тематическое направление: экологическое воспитание

1.2.        Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: классный час «Жизнь без отходов».

Данный классный час формирует представление у обучающихся о вкладе в решении проблем отходов.  

1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия: 7-9 класс, 13-15 лет

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Данное мероприятие реализуется в рамках объединения «Экодобро».

1.5.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель – формирование представления о проблеме отходов и обучение способам уменьшения образования бытовых отходов.

Задачи мероприятия:

- познакомить обучающихся с понятием «жизненный цикл вещи»;

- познакомить обучающихся с принципами циклической экономики и уменьшением образования бытовых отходов;

-определить место и роль раздельного сбора и переработки отходов в переходе к циклической экономике;

- определить варианты доступных для школьника действий, направленных на оптимальное потребление и сокращение количества отходов в быту.

1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора. Классный час

1.7. Педагогическая технология/методы/приемы, используемые для достижения планируемых результатов: беседа, игра, мозговой штурм.

1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.): ноутбук, проектор, экран, принтер, шаблон- шаги, краски, ватман, карандаши.

1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей. В процессе проведения классного часа целесообразно показать видеоролики о циклической экономике, раздельном сборе мусора, способах снижения бытовых отходов.

Основная часть

2.1.        Описание подготовки воспитательного мероприятия

Подготовить видеоролики о циклической экономике, раздельном сборе мусора, способах снижения бытовых отходов. На принтере распечатать шаблоны-шаги для создания плаката.

2.2.        Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Организационный момент. Приветствие.

Читает ученик.
Все люди ходят в супермаркет
Там покупают сок, конфеты,
Тушенку, кофе и заварку
Несут домой они в пакетах.

Когда продукты доедают,
Тут есть один момент неловкий,
Ведь превращается в отходы
Все то, что было упаковкой.

Весь мусор мы несем в контейнер –
Его нам выбросить не жалко,
И специальные машины
Потом везут его на свалку.

И в результате эта свалка
Все больше занимает места
И скоро вырастет большая,
Повыше даже Эвереста.

А дальше наступает время,
Когда в дождливую погоду,
Со свалки утекая, яды
Земную отравляют воду.

Подумав, как сберечь природу,
Один не очень умный дядя
Придумал мусор на заводы
Весь увезти и сжечь не глядя.

Но оказалось, что сжигание
Собой опасность представляет,
И дым опасный для здоровья
Завода трубы выпускают.

И что же нам тогда придумать,
Чтоб сохранилась мать-природа?
А выход есть – переработка,
А с ней – раздельный сбор отходов.

Клади в контейнер специальный
Все то, что накопилось дома:
Бумагу, пластик, «Тетра Паки»
И даже жесть с металлоломом.

И специальная машина
Все отвезет переработать
И это будет о природе
Пожалуй, лучшая забота.

А на заводе изготовят
Всё от игрушки до комода.
Вот так раздельный сбор спасает
Ресурсы, вещи и природу. (Н.Цыбулько)

Учитель. Спасибо большое за чтение стихотворения. Ребята,  о какой же теме посвящен сегодняшний классный час?

Ответы обучающихся.

 Учитель. Верно! Сегодня мы продолжим говорить о раздельном сборе мусора и способах сокращения бытовых отходов. С каждым днем отходов становится все больше и больше. Они серьезно загрязняют окружающую среду. Мы сегодня рассмотрим этой проблемы и постараемся найти разумные и несложные способы ее решения.

500 кг отходов производит 1 человек за 1 год. 90% этих отходов отправляются на свалки, где они будут разлагаться сотни лет, выделяя токсичные вещества.

Учитель. Ребята, как вы думаете, откуда берется мусор? Может ли человек не производить отходы?

Ответы обучающихся

Учитель. У меня в руках обычный мобильный телефон. На минуту представим, что телефон упал и перестал работать. Как вы дальше поступите с телефоном?

Ответы обучающихся

Учитель. Да, кто-то отнесет телефон в ремонт и продолжит дальше им пользоваться. Но большинство приобретут новый, а разбитый телефон окажется на свалке. Купил-Использовал-Выбросил – вполне привычная для нас последовательность действий. (Запись на доске)  
Телефон состоит из металлов, пластика и стекла. Чтобы сделать эти детали, из недр земли были добыты природные ресурсы – руды, минералы, нефть и другие полезные ископаемые. У вас в руках небольшая часть элементов таблицы Менделеева, труд людей, вода, энергия и топливо. И чем же обычно заканчивается «жизнь» телефона? Весь человеческий труд и часть природных ресурсов планеты просто оказываются на свалке… Так уж заведено, и мы редко задумываемся, а может ли быть по-другому и от кого это зависит. А зависит это от людей, которые готовы не только интенсивно использовать природные богатства планеты, но и поучиться мудрости у природы. Сегодня, в 21-м веке, многим людям стало очевидно, что привычные действия «Взял-Использовал-Выбросил» приводит к тому, что количество ресурсов быстро сокращается, а масштабы загрязнений растут. Чтобы этого избежать, необходимо  внедрять идеи циклической экономики. Чтобы узнать, что такое циклическая экономика, предлагаю вам посмотреть ролик.

Просмотр ролика «Циклическая экономика» https://youtu.be/evUalL0qV-A 

Учитель.

Ребята как еще можно назвать идею циклической экономики?

Ответы обучающихся

Учитель. Я бы назвала этот процесс «Жизнь без отходов»

Практически все отходы, которые из нашего мусорного ведра отправляются на свалку, можно переработать. В нашей стране существуют предприятия, которые ориентированы на переработку бытовых отходов. Мы же можем сортировать отходы и отправлять их на переработку. Вспомним основные принципы раздельного сбора мусора.

Ответы обучающихся

 А что, если такой возможности нет? Например, в маленьком городе принципы раздельного сбора мусора соблюдать очень сложно. Подумайте, что может сделать каждый человек, чтобы сократить количество мусора, которое он производит?

Ответы обучающихся

Учитель (ученик) на доске составляет схему «Способы борьбы с мусором».

Учитель. Подведем итог.  «Жизнь без отходов» включает в себя раздельный сбор мусора, переработку максимального количества произведенных человеком товаров и идет дальше, используя целостный, системный подход к потоку ресурсов и отходов через человеческое общество.  

Давайте еще раз посмотрим на этапы жизни вещей:  «Взял-Использовал-Выбросил».

Ребята, можем ли мы поменять одно слово, чтобы эти строки характеризовали не линейную,  циклическую экономику?  

Ответы обучающихся.

Учитель пишет на доске: «Купил-Использовал- Переработал».

Учитель. Ребята, давайте попробуем определить принципы циклической экономики.

Важно в самом начале процесса создания вещи представить себе весь ее жизненный цикл и создать дизайн для будущего, а не для свалки. По возможности нужно использовать возобновляемые природные ресурсы в качестве материалов и энергии, чтобы сократить количество загрязнений окружающей среды на каждом этапе жизненного цикла. И, конечно же, прилагать усилия к восстановлению использованных ресурсов, например, не только вырубать, но и сажать деревья, сделав этот процесс частью производственного цикла. Кроме того, важно создавать вещи так, чтобы они могли служить максимально долго, чтобы их можно было легко починить, если произошла поломка. Ну и, конечно же, стоит предусмотреть и организовать возможности повторного использования и переработки материалов, использованных для создания вещи.

Запись на доске

1.Производство долговечных и надежных товаров;

2. Возможность ремонта;

3. Повторное использование;

4. Частичное обновление деталей;

5. Переработка и повторное использование.

Можете ли вы привести примеры вещей, которыми вы пользуетесь, и которые соответствуют одному или нескольким из этих принципов?

Ответы обучающихся (одежда, бумага, пластиковые бутылки)

Давайте попробуем испытать это оружие в действии. Я предлагаю вам отправиться на пикник. Вам необходимо взять все необходимое, по возможности исключив все то, что сразу же после отдыха отправится прямиком на свалку. Ваша цель – ноль отходов.

Обучающиеся выполняют задание в группах. На обсуждение в группах отводится до 5-ти минут. По истечении времени каждая группа выступает, объясняя свой выбор. Учитель дает необходимые комментарии в ходе ответов учеников. На общее обсуждение отводится еще около 5-ти минут.

Учитель. Итак, ребята. Запишем ваши предложения на доске.

1.Носить с собой многоразовую сумку для похода в магазин (для покупки продуктов для пикника), чтобы не использовать пластиковые пакеты.

2. Познакомить других с принципами циклической экономики и подсказывать, как применять их на практике в повседневной жизни.

3.Носить с собой многоразовую бутылку для воды или термокружку, чтобы не использовать одноразовые стаканчики и бутылки. Брать на пикник многоразовую посуду.

4. Собирать отходы раздельно и сдавать их на переработку.

5. Выбирать для покупки в магазине товары, которые служат долго и которые после использования можно отправить на переработку.

Вы смогли найти достаточное количество разумных решений, чтобы значительно сократить количество мусора после отдыха на природе. Ведь гораздо удобнее не создавать мусор, чем создать, а потом думать, что с ним делать. Следует заметить, что иногда бывает очень трудно не поддаваться неразумной, но привычной культуре использования одноразовых вещей. Для этого приходится включать изобретательность и не бояться выглядеть и поступать не как все. Ну, а если мусор все же появился, то желательно приложить все усилия к тому, чтобы он был переработан, а не попал на свалку.

Представьте себе, при переходе к циклической экономике на 25% сократится потребление энергии и ресурсов, 50% первичных ресурсов заменятся на вторичные, вдвое увеличится срок службы товаров.

Мы с вами провели серьезную работу, сделали новые открытия и нашли много способов спасения планеты от мусора. Планета – наш дом, и мы сами решаем, как с ним обращаться, чтобы жить долго и счастливо. Похлопаем друг другу!

Учитель: Чтобы помнить о принципах жизни без отходов, я предлагаю вам создать плакат.  Каждый из вас получил по след-шаблон.  Впишите в каждый шаблон  свои действия по сокращению количества производимого вами мусора. Предлагаю вам оформить плакат по собственному желанию, прикрепив свои шаги в достижении главной цели – жизни без отходов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое моделирование в решении проблемы космичечского мусора

Материал представлен в виде презентации и использован в рамках научно-практической конференции, посвященной 50 летию полета человека в космос....

Информационно - исследовательский проект "Исследование проблемы сбора и переработки бытового мусора в мире".

Оценить масштабы накопления бытового домашнего мусора. Вычислить масштабы накопления мусора в мире....

Конспект урока: Откуда столько мусора?

Развитие  навыков  аудирования  и изучающего чтения;Введение и первичное закрепление новой лексики по теме "Загрязнение окружающей среды"...

Экологический митинг_Мусор планете не к лицу!_

Сценарный план проведения митинга в рамках декады естествознания в канун Дня Земли...

презентация к внеклассному интегрированному мероприятию-викторине "Бытовые проблемы города: мусор"

2017 год объявлен годом экологии в России. И самая острая проблема, возникшая уже давно и очень сложно решаемая – это мусор. Почему? Давайте вместе разберемся....

Внеклассное мероприятие по экологии на тему «Мусор: что с ним делать?»

Актуальность проблемы: доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено эко...