Программа для работы с одаренными детьми
рабочая программа

Юлия Тимофеевна Олейникова

«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одаренными детьми

«Талантливый ученик»

Составитель программы:

Олейникова Ю.Т., учитель физики

Пояснительная записка

Актуальность проблемы

«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Таким образом, выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, а обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создавая условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагога состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. 

Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.

Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.

Работу с одаренными детьми следует продолжать, развивая традиции начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают из-за их невостребованности.

Поэтому учителя основной школы должны продолжать создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Цель программы

обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности

Задачи программы

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
  • расширение возможностей для участия способных и одаренных школьников в разных формах творческой деятельности;
  • организация консультационной помощи родителям и педагогам, работающим с одаренными детьми.

Принципы работы с одаренными детьми

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения;
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся форм помощи, наставничества.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод исследования проблемы;
  • метод прогнозирования.
  • Критерий эффективности программы
  • высокий уровень познавательного интереса к предмету;
  • развитие самостоятельности обучающихся, развитие креативного мышления;
  • развитие навыков исследовательской деятельности;
  • учащиеся становятся призерами конкурсов и олимпиад разного уровня;
  • предоставление возможности учащимся самореализации;
  • помощь в выборе дальнейшего образования и профессии.

  • Этапы реализации программы

  • Основные мероприятия программы
  • разработка и внедрение индивидуальных подпрограмм учителей для работы с одарёнными детьми;
  • организация школьных олимпиад, конкурсов, конференций, выставок, интеллектуальных соревнований;
  • вовлечение учащихся в конкурсы, соревнования, олимпиады и иные конкурсные мероприятия разног уровня;
  • приобретение научной и учебно-методической литературы для исследовательской и творческой деятельности одаренных детей;
  • подбор и поддержка руководителей исследовательских и творческих работ школьников.
  • Формы работы с одаренными учащимися:
  • творческие мастерские;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • научно-исследовательские конференции;
  • участие в предметных олимпиадах и чемпионатах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • членство в ученических научных обществах.
  • Направления работы с одаренными детьми
  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности;
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках;
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  1. задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, систематизация понятий;
  2. задания на составление учебных проектов;
  3. задания на прогнозирование ситуаций;
  1. Внеклассная работа с обучающимися - создание групп по подготовке к конкурсам, конференциям, олимпиадам с учетом интересов обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  • 1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Талантливый ученик»
  1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании»
  2. Экспертиза имеющейся нормативно-правовой базы, выводы, направление на социальную защиту и поддержку одаренных детей.
  3. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
  4. Разработка системы мер по повышению квалификации педагогических кадров, работающих с одаренными детьми.
  5. Создание творческого объединения учителей, работающих с одаренными детьми
  6. Ежегодный анализ состояния и результатов работы учителей с талантливыми учащимися, принятие необходимых управленческих коррекционно-направляющих решений.
  7. Обогащение и распространение опыта педагогов, работающих с одаренными детьми.
  1. Организационная деятельность школы
  1. Педагогические консилиумы, совещания по результатам диагностирования.
  2. Организация патронажа между учителями предметниками и способными учащимися.
  3. Организация методической работы с педагогическим коллективом, обеспечение учебно-методической литературой.
  4. Формирование режима работы школы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, спецкурсы, индивидуальные занятия) образования.

  1. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов
  1. Рациональное наполнение школьного компонента с учетом склонностей и запросов, учащихся через формирование факультативов, спецкурсов, кружков.
  2. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в районных и республиканских олимпиадах.
  3. Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций.

  1. Наблюдение, контроль над выполнением программы
  1. Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
  2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
  3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов по физике и математике.
  • План индивидуальной работы с одаренными детьми
  • Мероприятия
  • Форма
  • Сроки проведения
  • Индивидуальные занятия
  • Консультация
  • Один раз в неделю
  • Участие в школьных предметных олимпиадах
  • Олимпиада по физике, математике
  • Один раз в год, октябрь
  • Участие в российских и международных конкурсах
  • Международный игровой конкурс «Кенгуру»
  • Всероссийский молодежный чемпионат по физике
  • Один раз в год, март
  • Один раз в год, февраль
  • Участие в городских предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях
  • Городской конкурс научно-практических и экспериментальных работ по физике «Шаг в науку»
  • Один раз в год
  • Конкурсы школьного уровня
  • Конкурсы, викторины в рамках предметной недели

В течение года

Поощрение одаренных детей

Любую деятельность всегда стимулирует поощрение. Это может быть оценивание результатов, создание стенда «Лучшие ученики», вручение грамот, наград, сертификатов, публичное представление достижений перед учащимися школы и родителями. Все это способствует достижению основной цели работы с одаренными детьми – формирование талантливой, успешной личности, способной решать нестандартные задачи развития человеческого общества.

  • Литература и Интернет-ресурсы:
  1. Абросимов Б.ФФизика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.
  2. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. – М., «Просвещение»,1983г.
  3. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.
  4. Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.
  5. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.
  6. Тесты и сборники задач по физике, учебники и учебные пособия.
  7. http://dar.stavedu.ru/ - Портал Центра сопровождения одаренных детей СКФО
  8.  чемпионаты.цро.рф/private_office/ - Центр развития одаренности, г. Пермь

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для работы с одаренными детьми.

Курс ставит своей целью комплексное решение задач, стоящих перед иностранным языком как одним из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся....

Программа по работе с одаренными детьми

Проблема работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Цель программы·         Создание системы деятельности у...

Программа по работе с одаренными детьми

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей является одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Однако, прежде  чем говорить о работе с одаренными де...

программа по работе с одаренными детьми

Цели программы по информатике:·                     выявление и поддержка одаренных учеников;·...

Программа по работе с одаренными детьми

программа по работе с одаренными детьми...

Рабочая учебная программа по работе с одаренными детьми 9 класс «Математический язык и логика»

Программа по работе с одаренными детьми рассчина на 34 часа в учебном году и адресована учащимся 9 классов....

Программа по работе с одаренными детьми во внеучебное время

Данная программа направлена на повышение мотивации учащихся 9-11 классов к углубленному изучению иностранного языка и профессионального самопозиционирования в данном направлении. Содержание материала ...