Рабочая программа внеурочной деятельности "Экодобро"
рабочая программа (8 класс)

Лунякова Татьяна Сергеевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Экодобро"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ekodobro.docx39.39 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

социального направления «Экодобро»

Составлено воспитателем Лунякой Т.С.

Шуя, 2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом социальное направление возможно реализовать на занятиях курса внеурочной деятельности «Экодобро».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экодобро» ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» разработана в соответствии с требованиями:

•        Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;

•        СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;

•        СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2.

Программа данного курса внеурочной деятельности реализуется в рамках инвариантного модуля рабочей программы воспитания ОГКОУ «Санаторная школа-интернат» «Курсы внеурочной деятельности».

Цель курса - всестороннее развитие познавательных способностей в области естественных наук и организация досуга обучающихся.

Основная идея курса:

- равенство всех участников;

- добровольное привлечение к процессу деятельности;

- чередование коллективной и индивидуальной работы;

- свободный самостоятельный выбор вида деятельности;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

- развитие навыков проектной деятельности;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.         

Задачи курса:

- образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

- развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;

- воспитательная: развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга обучающихся.

Актуальность программы. Программа носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений обучающихся.

Важнейшим приоритетом общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской,  практической, социальной.

Занятия по программе «Экодобро» разделены на теоретические и практические. Работа обучающихся может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности в области естественных наук, а также личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ

По окончании изучения программы обучающимися должны быть достигнуты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

- использование справочной и дополнительной литературы;

- использование различных видов наблюдения;

- качественное и количественное описание изучаемого объекта;

- проведение эксперимента.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программы:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательский и творческих заданий с использованием научной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что  содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы и методы работы с обучающимися, предусмотренные программой: беседа, игра, коллективные и индивидуальные исследования, проекты, самостоятельная работа, доклад,  выступление, выставка, участие в конкурсах, фестивалях и акциях разного уровня.  Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.

1. Индивидуальные: беседа, дискуссии, консультация, обмен мнениями, совместный поиск решений, совместное решение проблемы, диагностика, тестирование, анкетирование.

2. Групповые: творческие группы, проекты разной направленности (экскурсии в природу «Положительное и отрицательное влияние антропогенных факторов», «Взаимосвязи организмов и неживой природы», «Сезонные изменения в жизни живых организмов» и др.)

3. Коллективные: конкурсы, соревнования, праздники, игры, презентация, выставки творческих работ, экскурсии, встречи со специалистами.

4. Массовые: участие в экологических акциях: «День птиц», «День Земли», «День отказа от курения», «День воды», «День борьбы со СПИДом», «День борьбы с наркоманией», «День охраны окружающей среды», выставки урожая;

5. Практическая деятельность: изготовление кормушек и организация подкормки птиц, проведение акций «Остановим мусорное нашествие», посадка деревьев, кустарников на пришкольной территории, оформление клумб, рабаток, озеленение кабинетов и коридоров школы (проект «Наш школьный двор»)

Предполагаемые результаты реализации программы «Экодобро»

В процессе прохождения программы  должны быть достигнуты следующие результаты:

 «Приобретение социальных знаний»

1) личностные качества:

- уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей;

- формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

2) универсальные способности

- умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;

3)  опыт в проектно-исследовательской деятельности

-умение работать с разными источниками информации;

- овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

 «Формированиеценностного отношения к социальной реальности»

1) личностные качества:

- навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя;

- навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

2) универсальные способности:

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:

- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

«Получение самостоятельного общественного действия»

1) личностные качества:

- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

2) универсальные способности:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

3) опыт в проектно-исследовательской деятельности:

- выражение в   игровой деятельности своего отношения к природе

Обучающиеся смогут:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. Оформление рисунков на конкурс «Разноцветные капли» (2 часа)

Раздел 1. Экология природы (12 ч.)

Тема 1.1 Общение с природой (Экскурсия в парк). Осень на школьном дворе (наблюдение за сезонными изменениями в природе). Игра «Чистый город начинается с тебя» Участие в благоустройстве территории «Зеленая Россия»

Практическая работа. Учимся делать презентацию-отчёт об экскурсии

Тема 1.2 Экологические игры (Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы.)

Тема 1.3 Экологические проекты (Наш зеленый класс. Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга. Чистый двор. Школьный двор)

 Раздел 2. Экология здоровья (12 ч.)

Тема 2.1 Спорт, труд  и здоровье.

Школьные турниры по баскетболу, футболу, волейболу, теннису, пионерболу, «Веселые старты». Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе.
Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории.

Тема 2.2 Воспитательские часы («Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит»).

Тема 2.3 Проект «Народная мудрость и здоровье»

Раздел 3.Творческая экология (7 часов)

Тема 3.1 Мастерская настольных игр по экологии и ЗОЖ

Тема 3.2 Творческий проект «От скуки – на все руки. Живем экологично»

Итоговое занятие «Вперед, экодобро!»

Программа  рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел программы, тема занятия

Дата

План

Факт

1

Введение. Оформление рисунков на конкурс «Разноцветные капли»

Оформление рисунков на конкурс «Разноцветные капли»

Раздел 1. Экология природы (12 часов)

2

Тема 1.1 Общение с природой

Общение с природой. Экскурсия в парк.

Осень на школьном дворе (наблюдение за сезонными изменениями в природе).

Участие в благоустройстве территории «Зеленая Россия»

Игра «Чистый город начинается с тебя»

Практическая работа. Учимся делать презентацию-отчёт об экскурсии

3

Тема 1.2 Экологические игры

Игра «Знатоки природы».

Игра по станциям «Путешествие в мир природы»

Викторина «Знакомые незнакомцы».

Игра-расследование «Поиск нарушителей природы

4

Тема 1.3 Экологические проекты

Проект «Наш зеленый класс»

Проект «Экологическая почта»

Проект «Не проходите мимо! Красная книга»

Проект «Не проходите мимо! Красная книга»

5

Раздел 2. Экология здоровья (12 ч.)

Тема 2.1 Спорт, труд  и здоровье.

Турнир по пионерболу

Турнир по теннису

Турнир по баскетболу

«Веселые старты»

Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы

Тема 2.2 Воспитательские часы

Тематический час «Что дает спорт человеку»,

Диспут «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке»,

Игровой час «Будьте здоровы»

Деловая игра «Суд над сигаретой»

 Беседа «Труд человека кормит, а лень портит»

Тема 2.3 Проект «Народная мудрость и здоровье»

Раздел 3.Творческая экология (7 часов)

Тема 3.1 Мастерская настольных игр по экологии и ЗОЖ

Изготовление игрушек из пластиковых стаканчиков

Изготовление игрушек из пластиковых стаканчиков

Изготовление настольной игры из ячеек для яиц

Изготовление настольной игры из ячеек для яиц

Изготовление игры из пластиковой бутылки

Тема 3.2 Творческий проект «От скуки – на все руки. Живем экологично».

Изготовление коллажа «Живем экологично»

Итоговое занятие «Вперед, экодобро!» (Игра по станциям)

ФОРМЫ УЧЕТА ДЛЯ КОНТРОЛЯ И  ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА «ЭКОДОБРО»

Для контроля и оценки результатов освоения программы происходит путем фотоотчетов, архивирования творческих работ обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, проведение опытов и экспериментов, изготовление творческих работ.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Анашкина Е.Н.Веселая ботаника. Викторины, ребусы, кроссворды/ – Ярославль: «Академия развития» - 192с.;
  2. Арский Ю.М. и др. Экологические проблемы, что происходит, кто виноват и что делать. – М. МНЭПУ, 2009.
  3. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2011.
  4. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra,2008.
  5. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных.  Москва 2010.
  6. Высоцкая М.В. Биология. 5-11 классы. Нетрадиционные уроки. Исследование, интегрирование, моделирование. – Учитель, 2009. – 489.
  7. Касаткина Н. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. – Учитель, 2010. – 160.
  8. Плешаков  А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва :  Просвещение, 2009.
  9. Плешаков  А. А.   Зеленый  дом.  От  земли  до  неба  А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 2008.
  10. Плешаков  А. А. Зеленый дом: программно-методические  материалы / А. А. Плешаков. – Москва ., 2010.
  11. Плешаков  А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в  природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. №8.
  12. Тяглова С.В. Исследования и проектная деятельность учащихся по биологии. – Планета, 2011. – 256.
  13. Хрестоматия по биологии: Бактери.Грибы.Растения/ Авт.-сост. О.Н.Дронова. – Саратов: Лицей, 2002. – 144с.
  14. Я иду на урок биологии: Зоология:Беспозвоночные:Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999.– 366с.
  15. Натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы)

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации, компьютер, мультимедийный проектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)

Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...