Урок финансовой грамотности
классный час

Исхакова Гульназ Ренатовна

Классный час на тему "Урок финансовой грамотности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_finansovoy_gramotnosti.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Урок финансовой грамотности»

Цели: формирование основ финансовой грамотности, представлений о личной

финансовой безопасности.

 Задачи:

 Обучающая: познакомить учащихся с понятиями финансы, доход, расход,

бюджет, банк, др.

Развивающая: развитие внимания, памяти, речи, логического мышления, умения

анализировать информацию, обучение навыкам аргументации выводов.

 Воспитательная: формировать навыки самостоятельности, аккуратности,

ответственности в финансовых отношениях, воспитание нравственных норм.

 Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Из истории денег»,

плакат с цитатой «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Сенека

Луций Анней Младший).

Форма мероприятия: беседа.

Присутствуют: учащиеся 8 классов.

Ход внеклассного мероприятия.

1 часть. Беседа учителя с учащимися

Вступление учителя.

 1.Рано или поздно любой человек, задается вопросом – как мне правильно

обращаться с моими финансами? Т.е. человек задумывается над тем, как

повысить финансовую грамотность.

 Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. и переводится с латинского как

наличные средства, доход. В торговых рядах Италии сначала обозначал любой

денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное

распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой

денежных отношений между населением и государством по поводу образования

государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы —

это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь

финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в

банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и

использование этой информации для принятия разумных решений,

способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о

тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов,

планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например,

получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

 Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных

вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как

приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и

счастливее?

2. Из истории денег.

Деньги... Их проклинают и прославляют, им радуются и плачут без них, их

воруют и теряют, их дарят и забирают, их любят и ненавидят...

 Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги

определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

Если у вас кто-нибудь спросит, что такое деньги, то вы, наверное, сильно

удивитесь, ведь даже маленькому ребенку понятно, что деньги – это такие

бумажки или монетки, на которые можно купить почти все. Каждый день мы

имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток

семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

А задумывались ли вы когда-нибудь, что этот атрибут жизни не всегда

существовал в человеческом обществе. Знаете ли вы, где и когда появились

деньги? Как выглядели первые деньги?

Демонстрация презентации «Путешествие в историю денег». Ученик

комментирует слайды.

3. Что лучше — копить или тратить? Беседа. Ребята активно включаются

в беседу.

Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно

назвать выгодной, если учесть следующие факторы:

- Что дает накопление?

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае

возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных

неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную

сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к

помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную

сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

- накопление дает возможность делать значительные приобретения. Если вы не в

состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание

определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает

своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся

ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или

других непредвидимых ситуациях

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят

примеры).

- Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно

чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным

и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический

настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то

же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что

«черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать

другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

-Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее

освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, осваивайте накопление.

- Если у вас скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить,

разрешайте себе тратить.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Иногда стоит просто выбрать

золотую середину, уравновесить потребность тратить и желание обезопасить

себя.

4. Совместное составление правил обращения с деньгами. «Осторожно –

деньги!»

Деньги, богатство сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при

неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для

человека. Как же избежать этого? Какие можно выработать правила обращения с

деньгами?

Вот несколько правил. Вы можете добавить свои.

1. Не делай из денег кумира, не ставь деньги на место Бога.

2. Зарабатывай честно.

3. Соизмеряй свои «хочу» и «могу».

4. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно.

5.Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого-либо,

взяв чужие деньги..

6. Не играй в лотереи, азартные игры.

7. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.

8. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем

будущем и вашей независимости.

9. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее

затратные, чем желания.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете

накопить сбережения.

10. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте.

Заведите лист доходов и расходов.

11. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои

трудом.

12. Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, интернет и

т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

13. Не экономьте на заботе о своих близких! Подарки обрадуют их и вас: ведь

подарки так же приятно дарить, как и получать. Неужели это удовольствие не

стоит денег?

14. Если вы в состоянии дать в долг — давайте и не настаивайте, если ваш

должник тянет с возвращением.

Можете поделиться своими мудрыми советами, которые вы получили от

родителей.

5.Деньги: цель или средство?

Западный человек начинает обучаться искусству обращения с деньгами с

раннего детства, и учеба продолжается всю жизнь. Мы много слышали о том,

как воспитывают детей богатые американцы. Папа миллионер, а сын стоит у

конвейера и заворачивает гамбургеры или даже газетами торгует, зарабатывая

себе на каникулы. И это не жестокость и не редкая жадность, а норма жизни.

 Маргарет Тэтчер в детстве все свободное время проводила за прилавком,

помогая папе, но игрушек и обновок почти не видела. Просто ее отец считал, что

всего она должна добиваться самостоятельно.

 В 90-е годы XIX века электрическая компания в Детройте приняла на

службу молодого механика с оплатой 11 долларов в неделю. Он работал по 10

часов в день, а вечерами уединялся в сарае и работал над новой машиной.

Соседи называли молодого энтузиаста чокнутым. После трех лет упорного труда

странный парень выехал в экипаже без лошади. В этот вечер родилась новая

промышленность. Звали парня Генри Форд. Впоследствии он стал одним из

богатейших и уважаемых деловых людей своей эпохи. Рассказывая о себе он

писал: «Вполне естественно работать в сознании, что счастье и благосостояние

добываются только честной работой. Человеческие несчастья являются в

значительной мере следствием попытки свернуть с того естественного пути».

 Сегодня же распространено мнение, что деньги - самое главное в жизни,

что за деньги можно купить все. Все ли можно купить за деньги? Не все на

свете продается и покупается. Есть на земле то, что ни за какие деньги не

купишь.

Чтобы убедиться в этом, закончите фразы:

за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

за деньги можно купить икону… (но не веру)

за деньги можно купить часы… (но не время)

за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера:

«Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой,

которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем,

честью, совестью. Это слишком дорого».

6. Деньги: зло или благо? Ученые утверждают, что деньги – это величайшее

изобретение человечества, без которого невозможен был бы прогресс. Но в то

же время жажда денег толкает людей на преступления, развивает жадность,

зависть, делает накопительство смыслом и целью жизни. Деньги – это добро или

зло? Беседа с учащимися. Демонстрация слайда.

Деньги - зло Деньги - добро

зависть

жадность

зависимость

ненависть

преступления

войны

покой

достаток

возможности

щедрость

помощь

прогресс

Вывод: Для кого-то зло, для кого-то благо, все зависит от человека. Сами по

себе деньги – это всего лишь бумажки, а добро или зло они несут – зависит от

отношения человека к деньгам. При неправильном обращении они могут

превратиться в разрушительное оружие для человека. Обращение к цитате.

 И все же, общий язык с деньгами найти можно, если не делать их накопление

смыслом всей своей жизни и, тем более, не использовать для этого нечестные

методы. Культура общения с деньгами — это часть общей культуры человека.

Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна

воспитываться с детства и быть основой отношений, в которых, так или иначе,

используются деньги, между людьми.

е) Правила обращения с деньгами.

Попробуйте определить, можете ли вы подружиться с деньгами. По

каждому из приведенных высказываний, которые вам подходят, нужно

просуммировать баллы. Высказывания, которые вам не соответствуют, не

оцениваются.

Учащимся раздаются анкеты с вопросами.

1. В работе меня привлекает результат, а не процесс (1).

2. Я всегда уделяю больше внимания реальной ситуации, чем своим

планам(1).

3. Закончив одно дело, я могу тут же взяться за другое (1).

4. Деньги — самое главное в жизни (7).

5. Я мгновенно переключаюсь с одного дела на другое и легко возвращаюсь к

прерванной работе (1).

6. Я могу работать 10—12 часов, даже если работа мне неприятна (1).

7. Если я разбогатею, я решу все свои проблемы (7).

8. Любая компания признает меня лидером (5).

9. Я не вижу более привлекательной цели, чем богатство (4).

10. Я хочу получить в будущей высшее образование (2).

11. Бедность — следствие недостатка способностей (5).

12. Мне нравится улучшать жизнь с помощью своих идей (1).

13. Любую покупку я могу сделать лучше, выгоднее других (5).

14. Я хороший организатор (5).

15. Мне не нужно время на «раскачку» перед работой (1).

16. Я никогда не забываю о делах, за которые взялся (1).

17. Я бы рискнул начать собственное дело, нежели работать на кого-то еще (5).

18. В конфликтах я всегда добиваюсь своего (5).

19. Я не могу сидеть без дела (1).

20. Для нормальной работы мне достаточно 6 часов сна (1).

21. При поражении я тут же начинаю работать на реванш (1).

22. Деньги необходимы для решения любой проблемы (4).

23. Я могу легко завязать разговор с кем угодно (4).

24. Ничто не привлекает меня так, как зарабатывание денег (7).

25. Мне легко производить на людей приятное впечатление (3).

26. У меня очень много знакомых (3).

27. Я всегда могу добиться от людей того, что мне нужно (5).

28. Я с удовольствием пошел бы на работу, где много поездок (1).

29. Я с интересом изучаю иностранный язык (1).

30. Я почти никогда не опаздываю (1).

Результаты:

Меньше 6 баллов. В джунглях бизнеса вас вряд ли ждет успех. Советуем вам все

же поработать над собой в плане тренировки работоспособности и техники

общения, эти навыки нужны всем.

От 6 до 18 баллов. Ваших задатков вполне достаточно для работы по найму,

возможно. В самостоятельном деле вас ждут немалые трудности.

От 19 до 50 баллов. Вы можете добиться успеха, если попадете на «золотую

жилу» или будете действовать за широкой спиной готового вас поддержать

босса либо в сплоченной команде, которая компенсирует ваши слабые места.

От 51 до 75 баллов. Если вы никогда не преуспеете в бизнесе, то это будет

просто недоразумением. Никогда не оставляйте попыток — вас ждет успех.

Больше 75 баллов. Страшно подумать о тех высотах, которых вы можете

достигнуть. Однако, вступая на первые ступени этой бесконечной лестницы,

подумайте, не слишком ли дорогую цену вы собираетесь заплатить.

Вывод: Деньги, сами по себе не содержат ничего злого или доброго. Но при

неправильном обращении они могут превратиться в разрушительное оружие для

человека.

Использованная литература:

1. Методические рекомендации по проведению классного часа «День

финансовой грамотности». http://mosmetod.ru/

2. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам Алексей

Горяев, Валерий Чумаченко «Финансовая грамота для

школьников». http://www.azbukafinansov.ru/

3.Финансовое планирование в современном мире. http://dengi.v1.ru/

4. Финансовая грамотность детей (школьников). http://fingeniy.com/finansovayagramotnost-detej-shkolnikov/

5.Основы финансовой грамотности школьников. http://freelly.ru/

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-finansovaya-gramotnost-klass-592820.html

https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-na-temu-den-finansovoygramotnosti.html

https://infourok.ru/razrabotka-i-prezentaciya-klassnogo-chasa-urok-finansovoygramotnosti-969584.html

https://ppt4web.ru/istorija/puteshestvie-v-istoriju-deneg.html

https://infourok.ru/prezentaciya-puteshestvie-v-istoriyu-deneg-2998746.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок финансовой грамотности "Кредиты"

Лекция - презентация на тему "Кредиты"  содержит краткую информацию о видах кредита. Может быть использована как информационный материал для студентов и преподаватетелей....

урок финансовой грамотности

урок  финансовой грамотности учащихся...

урок финансовой грамотности "Деньги - зачем они нужны"

урок в 6 классе "Деньги зачем они нужны"...

Презентация к уроку финансовой грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика"

Урок финансовй грамотности для учащихся 8 класса "Инфляция и семейная экономика" (УМК Боголюбова Л.Н.). Соответствует ФГОС...

Уроки финансовой грамотности для старшеклассников как приоритетное направление экономического образования

Данная статья содержит информацию об опыте работы автора  по формированию финансововй грамотности у старшеклассников...