Психологические особенности учащихся 5-8 классов. Проблема переходного периода в среднее звено
консультация (5, 6, 7, 8 класс)

Черкашина Ирина Александровна

Статья о возрастных особенностях учащихся 5-8 классов. Причины и их устранения снижения успеваемости у подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskre_sostoyanie_shkolnikov_5-7_kl.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности учащихся 5-8 классов. Проблема переходного периода в среднее звено

 Возрастные особенности учащихся 5 – 7 классов

Принимая во внимание  проблемы эмоционального состояния учеников средней школы, ценно обладать информацией об индивидуальных особенностях всех учащихся. Информацию о возрастных отличительных чертах детей целесообразно предоставлять учителям и родителям, ведь изменения в этот период происходят весьма быстро, и к завершению младшего подросткового возраста многие возможности этого периода могут стать нереализованными.

Так как одним из главных условий успешного понимания информации является положительное эмоциональное состояние (в показателях уровня тревожности учеников), его изучение считается существенным.

Также имеет место быть сложность при переходе из начальной школы в среднее звено, когда дети испытывают стрессовые состояния. Эта проблема вызывает интерес у педагогов, психологов-теоретиков и практиков во всем  мире.

Эмоциональный настрой учащихся в указанный период оказывается довольно нестабильным и напряженным. И здесь важно заострить внимание и на возрастных психологических, психофизических особенностях школьников.

Учеба в среднем звене начинается с координальных изменений условия обучения детей. Школьники переходят от одного учителя к структуре классный руководитель - учителя- предметники.

Даже пятиклассникам с высоким уровнем психологической готовности бывает тяжело справиться с препятствиями в обучении и общении, внутренними психологическими проблемами. И именно в этот период у детей обнаруживается  повышенный уровень тревожности.

Стоит заметить, что переход из начальной школы в среднюю соотносится с увеличенной нагрузкой на психику ребенка. Координальная смена условий обучения, большее количество требований, предъявляемых к ученику разными учителями, и даже изменение положения «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней - все это становится весьма сложным испытанием для психики ученика.

Такого рода эмоциональные трудности у учащихся среднего звена могут возникать и из-за недоговоренности по требованиям у разных учителей, и из-за сложностей, которые возникают, так как ребенку трудно приспособиться к  стилю преподавания каждого педагога. Также обучение в средних классах школы связанно с некой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к ученику. Некоторые ученики пятых классов могут испытывать чувство одиночества, ненужности.

 5 - 6 классы

Психологические особенности младшего подросткового возраста в общем виде можно охарактеризовать так:

У школьника изменяется познавательная сфера, на что оказывает влияние начинающееся половое созревание, поэтому тормозится темп деятельности, на исполнение какой-либо работы теперь ребенку потребуется большее количество времени. Вот почему необходимо учитывать и подбирать для школьников разные вариации заданий, чтобы принимать во внимание темп работы разных учащихся.

Ученики все чаще отвлекаются, нервно реагируют на критику, бывает ведут себя вызывающе, раздражены, капризны, настроение подвержено резким изменениям. Это становится причиной замечаний, наказаний, приводит к ухудшению успеваемости и ссорам во взаимоотношениях с одноклассниками. Преподаватель должен понимать, что такие особенности объективны и совсем скоро пройдут, не оказав плохого влияния на учебный процесс, если учитель найдет разумным деликатные методы и способы взаимодействия.

А для этого нужно знать основные психологические особенности младшего подростка:

1. «Чувство взрослости» - своеобразная форма самосознания, которая возникает в переходный период и определяет основные отношения детей этого возраста с окружающим миром. Чувство взрослости проявляется в необходимости равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых. Игнорирование таких условий, неисполнение этих требований усиливает неблагоприятные черты подросткового кризиса. Чтобы ребенок в таком случае не считал учителей субъективными и несправедливыми, необходимо дать ему способ реализовать это чувство взрослости. К примеру, при работе на уроке следует давать ученику право выбора из ряда вариантов заданий.

2. «Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего». Тут конечный результат любой деятельности является совершенно неважным, намного важнее для подростка своя задумка, авторский замысел. При условии, что преподавателю важно лишь качество выполненной работы ученика и его совершенно не интересует творческий процесс и сам факт самостоятельной работы, то такое обучение лишено для школьника интереса и привлекательности. Именно поэтому всегда нужно предусматривать такие ситуации, задания, где подросток сможет демонстрировать свои творческие способности.

3. «Желание экспериментировать», применяя свои потенциалы, - можно сказать самая заметная характеристика младших подростков. Когда школьник не получает способов выплеснуть такую потребность, то оно чаще всего воплощается в самой наглядной и простой форме - в экспериментах с внешностью. Для удовлетворения этой потребность нужно просто запланировать в практической деятельности задания, которые школьники могут исполнять по желанию в свободной форме.

Очень важно помнить о том, что в этот период теоретическое мышление школьников находится только на начальном этапе своего становления. Так что вероятна опасность перегруженности новыми понятиями. Новые научные названия следует давать не сразу, и лишь основываясь на уже имеющихся представлениях и общих ориентировок подростков в процессе разнообразной практической работы.

Еще одно разногласие является в том, что все взрослые ждут от ребенка умения понимать остальных людей и уживаться с ними на основе равноправия и терпимости. Такая характеристика человека называется децентрацией,  она дает возможность для возможного восприятия человека другой культуры, эпохи, мировоззрения. У детей младшего школьного возраста она только формируется, а уже в период пятого класса, при правильном построении учебного диалога она становится крепче и вполне может стать личностным образованием. Но развить такую способность у подростка можно лишь не торопясь, без суеты, крайне осторожно и ненавязчиво. Здесь имеется виду, что нужно создавать такие ситуации, чтобы ребенок научился воспринимать разные мнения, например, которые высказаны разными учеными или педагогами.

В равной степени нужно помнить о том, что в младшем подростковом возрасте как определенном периоде онтогенеза со своими закономерностями и особенностями  развития выделяется возрастной кризис 10-12 лет и считается, что решить его можно через расширение рефлексивных способностей.

Вот почему необходимо ориентироваться на следующие психологические основания:

1. Рефлексия - есть способ личностного саморазвития, самопознания и психической саморегуляции.

2. Перестройка самосознания никак не может быть осуществлена в отрыве от рефлексивных возможностей.

3. В младшем подростковом возрасте происходит осознание пределов и способностей своего «Я» через рефлексию.

4. Сложный переломный период 10-12 летнего возраста требует от ребенка самоанализа, установления нового знания о себе, которое добивается с помощью рефлексии.

Итак, рассмотрев главные психологические отличительные черты младшего подросткового возраста нужно включать в процесс обучения моменты саморегуляции и рефлексии.

 7- 8 классы

Образ действий в подростковом возрасте – проявление конфликта между знакомой зависимостью и стремлением к изоляции. Период 7-8 класса является вершиной эмоциональной нестабильности. Детям сложно справиться со своим настроением и они легко раздражаются. Это становится причиной снижения дисциплины, больше всего в конце учебного дня или же после проведения контрольных работ. Хохотом, громкими разговорами подростки реагируют на нарастающее сексуальное возбуждение.

Эмоционально состояние подростков становится изменчивым (он то веселится, то депрессивен и апатичен). Часто возникает чувство обиды и раздражительности. К неадекватной реакции может привести даже самое простое замечание.

Этот период хорошо изображается с использованием частицы НЕ:

  • Не хотят учиться так, как это возможно;
  • Не хотят воспринимать никакие советы;
  • Не пунктуальны;
  • Не прибираются.

А еще свойственны:

  • Неустойчивые связи среди друзей;
  • Падение веры в себя;
  • Борьба за независимость;
  • Чувствительность, раздражительность, упрямство;
  • Переутомление, снижение сосредоточенности.

Самым важным подростку кажется взаимоотношения с друзьями. Вот почему качество обучения может снижаться (во время уроков дети болтают, переписываются). Для них очень важно мнение одноклассников, т.е. свой статус. Возможна смена лидерства в классе.

В такой период дети начинают размышлять быстрее, вот почему они с радостью рассматривают задания, где необходимо мыслить, спорить, выдумать разнообразные способы решения.

Стоит учитывать, что дети ведут себя неадекватно не по причине своей негодности, а потому что хотят оставить устойчивое представление о себе и окружающих, соответственно со своим опытом, спастись от низкой веры в себя.

Несмотря на снижение интереса к учебе и коммуникации со взрослыми, подросткам очень необходимо общение со взрослыми о себе. И если это невозможно, то может проявиться упадок духа, суицидальные мысли, или негативные всплески, обращенные на взрослых.

Любая помощь признается подростком и приведет к положительным результатам, только если она держится на основании устойчивых, безопасных и принимающих отношениях со взрослым. Дети в состоянии проявлять выраженные и внезапно острые ответные реакции на неверное обращение со стороны преподавателей, в особенности, если оно попадает на самое больное, к примеру, сомнения в своей ценности, сомнение в восприятии себя окружающими, недовольство своим внешним видом и способностями. Важно, чтобы ребенок мог ощущать собственную значимость для других.

Психологическим насилием над ребенком можно назвать необоснованное занижение оценок, пренебрежение успехами школьника, стремление к негативному обобщению и перенос на индивидуальные особенности всякого проступка ребёнка. Больше всего нелегко переносят подростки воспитательные замечания при всем классе. Более того, продолжительные и регулярные воздействия такого рода наносят тяжелый вред психологическому здоровью школьника.

Дети начинают активно интересоваться новыми занятиями и ролями, несмотря даже на представляющуюся угрозу. Им нужны свои собственные ошибки. Дети пробуют курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, спиртные напитки и т.д. Конечный результат - факт познания (себя, своих возможностей), а не приобретение положительных эмоций.

В случае строго запрета, могут быть последствия:

  • вспышка в старшем возрасте;
  • появление страхов;
  • уход в виртуальный мир.

Взрослых дети подразделяют на тех, кому они доверяют, и кому нет. Новому взрослому весьма трудно завладеть доверим подростка (потребуется время). Самым результативным становится взаимодействие с детьми, которое основано на уважении их чувства взрослости и индивидуальности.

Взросление - это особая стадия развития, которая отличается усилением процессов преодоления жизненных сложностей. Негативность и злоба – признаки изменений и упорядочения. Обсуждать действия подростков можно, рассуждая об их последствиях.

Очень важно, чтобы школьник учился рассуждать по-взрослому: «Я понимаю, что желать могу не только я, но и остальные», «Я отдам» вместо детского «Я хочу, я возьму».

Следовательно, период привыкания подростков при переходе в среднюю школу определен тем, что наблюдаются существенные перемены в условиях обучения вместе с преобразованием внутреннего мира ребенка в этом возрасте. В этот период школьникам присущи такие состояния, как тревожность, раздражительность и эмоциональное напряжение. От эмоционального состояния школьников и успешности преодоления переходного этапа в среднем звене зависит качество обучения в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая консультация для родителей «Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период»

Тематическая консультация для родителей«Психологические особенности учащихся 10-х классов в адаптационный период» Цель: анализ адаптационного периода обучающихся по результатам психологической ди...

Особенности преподавания истории в Крыму в переходный период

Статья помогает проследить интеграцию системы образования Республики Крым в общероссийскую систему....

Решение проблемы адаптации пятиклассников в среднем звене

В данной статье представлен опыт классного руководителя по решению проблемы адаптации пятиклассников в  условиях  ФГОС...

Преемственность в обучении учащихся русскому языку и литературе между начальным и средним звеном.

Презентация содержит материал об основном принципе дидактики - принципе преемственности. В ней представлены цели и задачи обучения в среднем звене, сложности перехода из начальной школы в среднее звен...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...